Скачать 53.36 Kb.
|
Разработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и литературы высшей категории Большенуркеевской средней общеобразовательной школы Сармановского района РТ Хузина Милауша Рафисовна. Тема урока: Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» Цели: Развитие навыков сопоставительного анализа лирических произведений. Обеспечение максимального восприятия и раскрытия космизма и задушевности пейзажно-философской лирики Тютчева. Формирование умения отличать индивидуальный авторский стиль двух авторов. Показать единство содержания и формы на примере предложенных текстов. Нравственно-эстетическое воспитание и воспитание литературного вкуса. Оборудование: Портреты поэтов, тексты стихотворений, схема анализа лирических произведений, репродукции картин Айвазовского и Репина «Прощай, свободная стихия!» и Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Ход урока. 1. Сегодня наша цель – провести сопоставительный анализ двух стихотворений. Но прежде чем приступить непосредственно к анализу, мне хотелось бы узнать о том, как относились Пушкин и Тютчев друг к другу в творческом плане. Дадим слово нашим исследователям. Ученик. В 1836 году в пушкинском «Современнике» были напечатаны 24 стихотворения Тютчева. Это стало значительным событием в литературной судьбе Тютчева. Пушкину рекомендовали стихи Вяземский и Жуковский. Они высоко оценили стихи поэта. А как отнёсся к ним сам Пушкин, остаётся спорным и по сей день. С одной стороны, факт публикации говорит об одобрении, о благословении. Но Гагарин, друг и сослуживец Тютчева, весьма сдержанно говорит о реакции Пушкина. И почему-то не были напечатаны самые «тютчевские» стихи. Ученик. Есть у Тютчева стихотворение, написанное в мае-июле 1837 года. Оно называется «29 января 1837». В этом стихотворении автор говорит о Пушкине «Ты был богов орган живой». Тютчев называет Пушкина музыкальным инструментом, передающим волю богов. А в двух последних строках Тютчев восклицает: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!» По-моему, эти строки говорят сами за себя. Поэт сравнивает Пушкина с первой любовью, а значит, он самое дорогое, незабываемое, что есть у России. - Спасибо. А сейчас послушаем эти стихи в исполнении ваших товарищей. (Ученики читают «К морю» и «Как хорошо ты, о море ночное» наизусть). - Какое из стихотворений понравилось больше? Почему? 2. Итак, приступаем к анализу. - Как построены стихотворения? К какому жанру их можно отнести? - Авторы обращаются к морю как к собеседнику, к другу. Жанр – послание. - Что характерно для этого жанра? - Послание предполагает искренность, интимность. - Согласна. А какие зрительные образы возникают при чтении? Какую иллюстрацию вы нарисовали бы? - Море. Лирический герой, который стоит на берегу. Скалы. Туман, а в тумане едва уловимые образы Байрона и Наполеона (у Пушкина). Звёзды и луна у Тютчева. - Поддерживаю. Посмотрите на репродукцию картин Айвазовского и Репина «Прощай, свободная стихия!» и Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Мне кажется, они наиболее подходят к данным текстам. Вы согласны? - Что ещё общего между стихотворениями? - У них общая тема. Авторы изображают море, морскую стихию. - Что толкает их к размышлению? - Море служит поэтам источником для раздумий и философских рассуждений. - Какие два художественных образа возникают перед нами? - образы моря и поэта. - Но между тем, так ли близки эти стихи? Сейчас мы попытаемся ответить на этот вопрос. Приступим. - Определите настроение стихотворений. - Лирический герой Пушкина прощается с морем, с югом, поэтому настроение грустное. Звучит мотив прощания. Герой Тютчева чувствует восторг, восхищение, тихую радость, но никак не грусть. - Рассмотрим каждого лирического героя по отдельности. Что вызывает у поэтов любовь, дружеские чувства к морю? Чем вызваны восторг, восхищение? - Пушкина прежде всего привлекает свобода: «свободная стихия». Стихия – это свободная, ничем не связанная сила. Идёт усиление – свободная сила. Море является символом свободы. А всё остальное: красота, величие – как бы отодвигается на второй план, хотя это тоже очень важно. У Тютчева море вызывает восторг своей красотой, своим величием. Но трудно определить, каким символом оно является, почти невозможно. Море для Тютчева – тайна. - Почему для описания Тютчев взял ночной час? - Наверное, потому, что ночью зрение и слух обострены, можно увидеть и услышать то, что днём не заметил бы. Час этот выражает то, что жизнь не останавливается, идёт днём и ночью. - Хорошо. Что скажете о человеке? О поэте? О лирическом герое? - Пушкин подчёркивает свободолюбие героя. - Когда речь шла о зрительных образах, вы упоминали Байрона и Наполеона. С какой целью они включены в стихотворение? - Поэт думает, и в этот поток включаются новые герои. И если рассмотреть их как карту, Пушкин – Россия, Байрон – английский поэт, Наполеон – Франция. Граница расширяется, расширяется мысль героя. - Так о чьей судьбе думает лирический герой? Только ли о своей? - Эти образы отражают судьбу земли, они говорят о стремлении поэта к величию. - Я хочу обратить ваше внимание к тому, что Байрон и Наполеон – романтические герои. С чем ещё прощается поэт? - С романтизмом? - Конечно. Вспомните, что стихотворение было написано тогда, когда Пушкин получил распоряжение отправиться в ссылку в Михайловское. А это была совсем другая жизнь, совсем другие произведения. - А какие ещё чувства испытывает поэт, находясь на берегу моря? - Он хотел бежать: «как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, заветным умыслом томим!». Но любовь стала причиной отказа от мысли о бегстве. Он хотел стать свободным, как море, но не получилось. - Делаем вывод: лирический герой хочет слиться с природой в единое целое, но не может. А что скажете о герое Тютчева? - Тютчевский герой – это человек восприимчивый, внимательный, тонко чувствующий красоту природы. Его не интересует судьба земли. - Я соглашусь, но не спешите с выводом о том, что мысль Пушкина шире. Я задам вам вопрос, который может показаться примитивным: где находится лирический герой Тютчева? - У моря, на берегу. - Так ли это? Перечитайте последнюю строфу, обратите внимание на предлог. - Лирический герой не наблюдает с берега морской пейзаж, а изображён как часть этой природы. На это указывает предлог «в». - Чего он желает? - Он хочет обрести полную гармонию с природой. Лирический герой растворился в природе. - Делаем вывод: это не просто пейзаж, это сама природа. Прочитайте в своих опорных конспектах об особенности лирики Тютчева. Какую черту мы называли ведущей? - Это космизм лирики Тютчева. 3. Столько общего и столько отличий вы нашли в содержании стихотворений. Что скажете об их форме? Строфа и ритм? - Лирический герой Пушкина возбуждён, в тревоге за своё будущее, поэтому строки короче, чем у Тютчева; и ритм более чёткий, более быстрый. Герой Тютчева испытывает тихую радость, спокойствие, его ничто не тревожит, поэтому строки длинные, а ритм замедленный. - А как это достигается? - Стихотворение Пушкина написано ямбом, а стихотворение Тютчева дактилем. Рифма и способ рифмовки одинаковый: чередуются женская и мужская рифмы, рифмовка перекрёстная. - Звукопись? - Авторы используют ассонанс и аллитерацию. Пример: у Пушкина обилие звука «р» - это сильный, могучий, громкий звук; «у» - грустный, тёмный. У Тютчева много звука «о», который выражает восторг, торжествующее пространство. - Стилистические фигуры? - В текстах много обращений («свободная стихия», «море», «океан» и «море ночное», «тусклым сияньем облитое море», «зыбь ты великая») и анафор («как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час», «ты ждал, ты звал», «другой..., другой...», «как ты... как ты...»). - Художественно-изобразительные средства? - Язык стихотворений очень богат. Много эпитетов, метафор, сравнений. Например, у Пушкина: свободная стихия, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, торжественная краса и др. У Тютчева: словно живое, ходит и дышит, облитое сияньем, празднуешь ты, волны несутся, звёзды глядят; есть оксюморон «тусклое сиянье». Оба используют олицетворение: море изображается как живое. - Синтаксис? - У Пушкина много восклицательных предложений. Они служат для передачи восторга, тревоги, сожаления. Есть риторические вопросы. Лирический герой пытается представить своё будущее. У Тютчева тон более ровный: 1 восклицательное предложение. 1 риторический вопрос – желание постичь тайну моря. Много многоточий – как будто не может найти слов, чтобы выразить свои чувства. - Итак, на примере данных текстов мы доказали, что содержание и форма произведения составляют единое целое. Остаётся сделать выводы о творчестве двух поэтов: Пушкина и Тютчева. Запишите эти выводы. 1. Пушкин и Тютчев – поэты разных эпох, но Тютчев продолжает традиции Пушкина. 2. Пушкин – поэт дня, Тютчев – ночи. 3. Пушкин – поэт очевидности, Тютчев – тайны. 4. Пушкин – романтик, а Тютчев – начало русского символизма. - А теперь запишите домашнее задание: 1. Письменный анализ-сочинение по данным стихотворениям. 2. Выучить наизусть и нарисовать сопоставительную иллюстрацию. - Всех благодарю за урок. Оценки. |
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К морю» Своего рода итогом пушкинского романтизма – наиболее полным, ярким его выражением и одновременно воплощением его кризиса – стало... |
Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина... Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич... |
||
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ... Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений... |
All topics are presented face down. Each ticket will have one topic on it. The На территории России 12 (двенадцать) морей: Чёрное море, Aзовское море, Белое море, Балтийское море и другие |
||
Олимпиада Русского Языка Levels 4&5 Sparta High School 2014 На территории России 12 морей: Чёрное море, Aзовское море, Белое море, Балтийское море и другие |
Уроках литературы. Тема: Сравнительный анализ стихотворений Формирование у обучающихся умений сравнения, обобщения, анализа стихотворений поэтов, выделение главного |
||
Дипломная работа Сопоставительный анализ смыслового наполнения концепта... Сопоставительный анализ смыслового наполнения концепта «мысль» в индивидуально-авторских картинах мира |
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина Анализ стихотворений: «Храни меня, мой талисман» (1825), «Я помню чудное мгновение» (1825), «Не пой, красавица, при мне» (1828),... |
||
C опоставительный анализ стихотворений "Узник" А. С. Пушкина и "Пленный... Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи... |
Исследовательская работа по теме “ Сопоставительный анализ татарских,... Введение стр |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |