Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.




Скачать 271.09 Kb.
Название Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
страница 1/2
Дата публикации 10.10.2014
Размер 271.09 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2


ПРИЛОЖЕНИЕ
Государственное бюджетное образовательное учреждение

СОШ № 1989 "Центр образования"

ЮВОУО ДО г.Москвы

ПРИНЯТО

педагогическим советом ГБОУ СОШ №1989

"Центр образования"

№______ от ______________


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №1989

" Центра образования"

____________________(Серегина И.В.)

«_____»____________2013 г.

Рабочая программа
предмета «Литература»

для 9 класса

на 2013-2014 учебный год




Составитель:

Рясная Инна Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории


Москва

2013 г.
Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Раздел

Тема урока. Основное содержание

Всего часов

В т.ч. на изучение нового материала

развитие речи

Вн. чтение

Древнерусская

литература

- 5 часов


«Слово о полку Игореве» как величайший памятник древнерусской литературы.

«Золотое слово Святослава» как идея произведения.

Фольклорные мотивы в «Слове…». Образ Русской земли

Анализ плача Ярославны как лирического произведения

5

3

2

-

Русский классицизм как литературное направление

6 часов

Темы и идеи поэзии М.В. Ломоносова. Художественное своеобразие «Оды на восшествие на престол…»

Обличительный пафос стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям»

Комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина как произведение классицизма.

Образный строй комедии

6

4

2




Русский сентиментализм как литературное направление –

3 часа

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Авторский идеал и средства его выражения в повести.

Гражданская позиция А.Н. Радищева в повести «Путешествие из Петербурга в Москву»

3

-

-

-

Романтизм как литературное направление

2 часа

Новаторство и традиции в поэзии XIX века. Обзор произведений К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, П.Я. Вяземского, Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского.

2

2

-

-

Реализм ка литературное направление –

42 часа

А.С. Грибоедов

Судьба А.С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума».

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии. Теория драмы. Композиция произведения. Жанровое своеобразие.

Фамусов и Чацкий. Социальный конфликт комедии. I действие.

Молчалин и Чацкий. Любовный конфликт комедии. II действие.

Собирательный образ московского дворянства. III действие.

Софья и Чацкий. IV действие. Анализ финала комедии.


8

6

2




А.С. Пушкин

Страницы биографии и судьбы. Ранее изученные произведения. Доклады в форме презентации. Лирический герой А.С. Пушкина. Тематика лирики.

Гражданская лирика. Свобода и независимость как основной пафос.

Философские мотивы лирики поэта.

Роман как «энциклопедия русской жизни». История создания произведения. Сюжет, композиция романа. («История Онегина и Татьяны и рассказ о том, как эта история писалась» - Ю.М. Лотман)

«Онегин, добрый мой приятель…». Онегин и Ленский. (Сравнительная характеристика, композиционная роль Ленского, анализ эпизода «Дуэль Онегина и Ленского»).

Онегин и Татьяна. «История узнавания и разминовения» - Ю.М. Лотман. Два письма.

Изображение петербургского, московского и поместного дворянства.

Образ автора.


12

10

3




М.Ю. Лермонтов

Страницы биографии и судьбы. Ранее изученные произведения. Основные мотивы лирики поэта.

Основные мотивы и образы лирики. Анализ стихотворений по темам.

История создания произведения. Сюжет, композиция романа.

Печорин глазами рассказчика и персонажей романа. («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина»)

Дневник как средство самохарактеристики героя. «Тамань».

«Княжна Мери»

Печорин и водяное общество, П. и Вернер, П. и Грушницкий.

«Фаталист» как финал романа. Композиционная роль повести. Понятие психологизма как способа раскрытия внутреннего мира персонажа.


11

9

2




Н.В. Гоголь

Страницы биографии и судьбы. Ранее изученные произведения

История создания произведения. Сюжет, композиция поэмы. Жанровое своеобразие.

Город N и его обитатели.

Образы помещиков в поэме. Коробочка. (Характеристика помещицы. Анализ эпизода «Покупка Чичиковым мертвых душ у Коробочки»)

Характеристика Ноздрева, Манилова, Собакевича, Плюшкина.

Характеристика Ноздрева, Манилова, Собакевича, Плюшкина. (Работа по группам.)

Характеристика Чичикова

Образы-символы в поэме. Характеристика лирического и эпического начал.

Сюжет, композиция, история создания повести «Шинель».

Анализ финала «Шинели». Гуманистическое звучание темы «маленького человека»


11

9

2

2

Лирика II половины XIX века – 3 часа

Тематика поэзии Ф.И. Тютчева.

Основные мотивы лирики А.А. Фета.

Идейное звучание лирики Н.А. Некрасова

3

3

-

-

Литература II половины XIX века – 16 часов

А.Н. Островский – «Колумб Замоскворечья». Краткий обзор творчества.

«Свои люди - сочтемся». Основной конфликт комедии, образный строй.

И.С. Тургенев «Первая любовь». Сюжет, композиция повести.

Психологизм писателя. Открытия взрослеющего подростка. (Анализ эпизода)

Личность Л.Н. Толстого. Повесть «Юность». Сюжет, композиция.

Психологизм писателя. Самонаблюдение как способ раскрытия внутреннего мира героя.

Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди». Сюжет, композиция повести.

Вн. чт. «Мальчик у Христа на елке» Трагедия «маленького человека» из мира униженных и оскорбленных.

Личность А.П. Чехова . Лекция-обзор творчества «От Антоши Чехонте до Антона Павловича».

Рассказ «Анна на шее».


16

4

2

1

Литература XX века – 21 час

Литература XX века – темы, проблемы, герои.

Размышление над рассказом И.А. Бунина «Темные аллеи»

Р/р Отзыв на рассказ или анализ произведения И.А. Бунина или А.П. Чехова по выбору.

Выразительное чтение стихотворений А. Блока из цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Размышление над одним из стихотворений по выбору.

Единство человека и природы в лирике С.А. Есенина. Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.

Р/р Анализ стихотворения С.А. Есенина.

Лирический герой В.В. Маяковского. Выразительное чтение стихотворений. выразительности.

Р/р Анализ стихотворения В.В. Маяковского.

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Сюжет, композиция пьесы.

Социальная действительность и медицинский эксперимент профессора Преображенского.

Шариков и шариковщина. Смысл названия произведения. Отражение эпохи в пьесе.

Итоговая контрольная работа в формате ГИА

Анализ рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

Анализ рассказа М.А. Шолохова «Матренин двор»


17

11

6




Итоги года

4 часа

Р/р Читаем, думаем, спорим: размышления о самостоятельно прочитанных произведениях XX века. (Проводится совместно с библиотекарем)

Летнее чтение. «Золотая серия для юношества» (Презентация-аннотация, проводится совместно с библиотекарем)

4

-

4










102

61

25

2


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Литература». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Программа разработана на основе авторской программы по литературе для 5 класса общеоб­разовательных учре­ждений (базовый уровень)....
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Заместитель директора по ур моу «Красноярская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения. icon Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции