Скачать 114.67 Kb.
|
Урок № 7. Художественный мир А. С. Пушкина. "В родстве со всем, что есть…" Б. Пастернак. Количество лирических произведений Пушкина, включая и неоконченные, достигает 880. Из них при жизни Пушкина было напечатано 305. Количество это значительно увеличится, если мы примем во внимание многочисленные лирические вставки, включённые поэтом в его эпические и лиро-эпические произведения (например, лирические отступления в романе «Евгений Онегин», «Песнь Мэри» в поэме «Пир во время чумы» и т. п.). Отличительная особенность лирики Пушкина — необычайное богатство содержания и формы. Мы находим у поэта и политическую лирику, и пейзажную, и лирику интимных чувств и размышлений с такими мотивами, как любовь, дружба, грусть, одиночество, измена и т. п., и стихотворения о роли и назначении поэта, и пр. Поражает многообразие пушкинских жанров. У Пушкина есть оды, элегии, сонеты, стансы, послания, эпиграммы, сатиры, баллады, романсы, песни и т. д. В этот перечень не входят произведения, жанр которых не мог определить сам Пушкин. Жанр — понятие историческое, и всякий гений ломает существующие формы и создаёт свои собственные жанры. Если к этому добавить, что большинство стихотворений Пушкина отличается предельным совершенством формы, то станет понятным, каким бесценным вкладом в русскую литературу явилась его лирика. Самостоятельная работа. -В чем гениальность Пушкина? Лирика лицейского периода. От лицейского периода до нас дошло около 120 стихотворений Пушкина. В VIII главе «Евгения Онегина» поэт, характеризуя лицейский период своего творчества («В те дни, когда в садах Лицея ...»), указывает основные темы этого периода творчества: «пир младых затей», «детские веселья», «слава нашей старины» и «сердца трепетные сны». Это образное поэтическое определение даёт очень верное представление о содержании и токе лицейской лирики Пушкина. Юношеские увлечения, товарищеское веселье, неясные мечты — вот что характеризовало эту лирику. Особо нужно остановиться на стихотворении на тему о «славе нашей старины». Это «Воспоминания в Царском Селе» (1814). Тема стихотворения подсказана была Пушкину событиями 1812 г. Юный поэт, находившийся в это время в лицее, непосредственно прочувствовал и пережил угрозу наполеоновского нашествия: через Царское Село проходили русские войска («России двинулись сыны»), и лицеистов одно время даже готовили к отъезду, так как Наполеон грозил наступлением на Петербург. К 1814 г., когда было написано стихотворение, Наполеон уже был разбит. Pоссия по праву гордилась ролью победительницы грозного врага и ликовала. Этот высокий подъём патриотического чувства окрашивает и «Воспоминания в Царском Селе». По форме своей — это ода, написанная в высоком держа- винском стиле. Это видно уже из самого начала оды: Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес ... Самостоятельная работа. Подготовьте выразительное чтение стихотворения на данную тему. Вольнолюбивая лирика Пушкина. Уже в лицее Пушкин создаёт своё первое вольнолюбивое стихотворение «К Лицинию» (1815. В этом стихотворении Пушкин под видом подражания древним римским авторам выступает против русского самодержавия, против царя Александра и его сподвижника Аракчеева и прославляет свободу. Пушкин рисует древний Рим, «гордый край разврата, злодеяний», который «свободою возрос, а рабством погублен». В этом раннем стихотворении гражданская тема выражена ещё в иносказательной форме. Более широкое и свободное развитие вольнолюбивых мотивов в поэзии Пушкина относится к 1817—1819 гг. В это время одно за другим появляются гражданские стихотворения Пушкина: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) и др. В этих стихотворениях Пушкин поднимает свой гневный голос против самодержавия и крепостничества. В лирике его ясно звучат отголоски и мятежных идей будущих декабристов. Название оды «Вольность» Пушкин заимствовал у Радищева, который написал оду «Вольность» и включил её в «Путешествие из Петербурга в Москву». В своей оде молодой поэт воспел политическую свободу, бичуя в то же время царскую тиранию: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. По содержанию оду можно разделить на четыре части: в первой части автор обращается к «гордой певице Свободы» и просит вдохновить его на новую поэтическую тему. Пушкин хочет воспеть свободу потому, что в современной Европе и России видит лишь одно насилие: Увы! Куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы. Во второй части автор размышляет о том, что для блага народов необходимо сочетание «мощных законов» с «вольностью святой»: Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье. В третьей части Пушкин подкрепляет историческими примерами мысль о том, что правители, которые не соблюдают законов, обречены на гибель (казнь французского короля Людовика XVI, насильственная смерть Павла I). Особенно сильно выражена ненависть поэта к тирании в следующих строках: Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детейС жестокой радостию вижу. В четвёртой части Пушкин обращается к царям с призывом склониться «под сень надёжную Закона». В оде «Вольность» выражен пафос поэта-гражданина, революционное предостережение тиранам, призыв к восстанию. Дружба с Чаадаевым оставила глубокий след в жизни Пуш- кина. Свидетельством близости поэта к Чаадаеву является послание «К Чаадаеву». В конце этого стихотворения находим замечательные строки: Товарищ, верь: взойдёт она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!Молодой поэт верил, что в России самовластье не вечно, что оно падёт и начнётся новая, свободная жизнь. В стихотворении «Деревня», написанном во время пребывания в селе Михайловском, поэт яркими чертами рисовал страдания крепостных крестьян, выражая пламенную веру в освобождение русского народа от крепостного права. Это стихотворение распадается на две части. В первой части Пушкин выражает свои задушевные настроения, связанные с сельской природой и мирной обстановкой деревни. Во второй части Пушкин изображает страшную картину жизни крестьян в условиях крепостного права.. Если в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву» удар направлен против самодержавия, то в стихотворении «Деревня» он направлен против крепостного права. Пушкин всю жизнь не изменял программе, выраженной им в заключительных стихах «Деревни»: Увижу ль, о друзья, народ неугнетённыйИ рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещённой Взойдёт ли наконец прекрасная заря? В 1827 г. Пушкин обращается к ссыльным декабристам с посланием «В Сибирь». Послание было услышано декабристами. Они ответили ему словами А. И. Одоевского: Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки — Но лишь оковы обрели. Послание «В Сибирь» было большой смелостью со стороны Пушкина, только что освобождённого из ссылки. Не меньшей смелостью были строки стихотворения «19 октября», напечатанного поэтом в 1827 г. и адресованного декабристам Пущину и Кюхельбекеру, томившимся в Сибири: Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе. В краю чужом, в пустынном море И в мрачных пропастях земли! В стихотворении «Арион» ' (1827) ясно звучит мысль о верности Пушкина своим прежним идеалам: «Я гимны прежние пою». В этом стихотворении Пушкин называет себя певцом, который пел гребцам-декабристам. «Кормщик» — это, по-видимому, Пестель, один из главарей движения декабристов. Свои взгляды на самодержавие Пушкин ещё раз выражает в стихотворении «Анчар» (1828). Анчар — дерево, выделяющее ядовитый сок, которым туземцы пользуются для отравления стрел. Пушкин аллегорически изображает самодержавие в виде ядовитого дерева, несущего гибель людям. Самостоятельная работа. Выполните анализ стихотворения "В Сибирь". Патриотические мотивы. Пушкин горячо любил свою родину. Он гордился мощью России, её славным прошлым и героизмом русского народа. Уже в ранних стихах своих (например, в «Воспоминаниях в Царском Селе») поэт с пламенным чувством патриота воспевал победу русских в Отечественной войне 1812 г. и с любовью перечислял имена и заслуги русских полководцев как XVIII века, так и времён Отечественной войны. Войну 1812 г. он рассматривал, как борьбу за освобождение родины, как крушение замыслов гордого завоевателя Наполеона. В начале 30-х годов XIX века некоторые европейские государства, воспользовавшись общественным возбуждением в Польше, начали проповедовать «крестовый поход» против России. Во французском парламенте, например, открыто обсуждался вопрос о военном выступлении против России в защиту Польши. Против этого постороннего вмешательства в русские дела и выступил Пушкин в стихотворении «Клеветникам России» (1831). Войну между Россией и Польшей поэт рассматривает как домашний «спор славян между собою». Самостоятельность Польши казалась ему опасной с точки зрения общеславянских интересов и русской государственности. Той же точки зрения, нужно сказать, держались и многие декабристы. Всем «клеветникам России» (так Пушкин называет тех, кто осмеливался считать Россию «больным колоссом», не способным справиться с врагами) поэт указывает, что они не понимают характера «семейной» вражды поляков и русских и что ими руководит чувства ненависти к могучей России. Тема любви и дружбы. Чувства любви и дружбы занимали большое место в душевной жизни Пушкина. Натура глубоко эмоциональная, впечатлительная, Пушкин обладал способностью пылко отдаваться порывам сердца. Этим объясняется и ряд его любовных увлечений, и чувство дружбы, которое он искренно переживал сам и возбуждал в своих друзьях. Тема любви проходит в поэзии Пушкина начиная с лицейских лет. Но в раннем периоде его творчества она носит ещё характер воспевания любви как чувства, украшающего жизнь, радостного, но мимолётного. Представление о любви в этом периоде связано ещё у Пушкина с гирляндами цветов, пирушками, звоном бокалов, Амуром и Вакхом (послание «К Батюшкову», 1814). Иное отношение к любви мы видим в более зрелом периоде жизни и творчества поэта. Пушкин, художник по натуре, был поклонникам и всего прекрасного. Красота трогала, восхищала, захватывала его и вызывала чувство благоговейного преклонения. Могу ль на красоту взирать без умиленья, Без робкой нежности и тайного волненья? —писал он. Любовь для поэта — глубокое, сложное чувство, где переплетаются и восторг, и страдание. Она может играть просветляющую роль («На холмах Грузии», 1829). Она охватывает душу незабываемо прекрасными воспоминаниями, полными и сердечного умиления, и печали («Для берегов отчизны дальней», 1830). Непревзойдённым образцом любовной лирики Пушкина является его послание «К А. П. Керн» (1825). Образ Керн, с которой он встречался в Михайловском, для него — неземное явление, «гений чистой красоты». И вот опять явилась ты. Как мимолётное виденье. Как гений чистой красоты. И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновенье. И жизнь, и слёзы, и любовь. Белинский правильно заметил: «Есть всегда что-то особенно 1 благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина». Дружбе поэт придавал огромное значение в жизни. Это стойкое, неизменное чувство, которое вливает бодрость в жизненной борьбе, соединяет в тесном союзе на всю жизнь. Такому представлению о дружбе Пушкин был верен до смерти. Лучшим доказательством прочности дружеских симпатий поэта служат его стихотворения, посвященные годовщинам «19 октября» — дня основания лицея. Где бы ни находился поэт — в шуме столичной жизни или в ссылке, — как бы он ни чувствовал себя, день лицейской годовщины неизменно вызывал в нём рой воспоминаний о товарищах и желание послать им привет. Особенно яркий памятник дружеского отношения Пушкина к товарищам-лицеистам — стихотворение «19 октября 1825 г.» Подлинным гимном во славу дружбы звучат строки этого стихотворения: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам — Царское Село. Нам известны и особенно близкие друзья Пушкина: его «первый друг, друг бесценный» И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, П. Я. Чаадаев, В. А. Жуковский и др. Дружба с ними запечатлена в многочисленных стихотворениях поэта. Таким же глубоким чувством привязанности платили Пушкину и его друзья. В Михайловском ссыльного поэта посетили Пущин и Дельвиг, хотя для мимолётного свиданья с ним требовалось проехать сотни вёрст на лошадях по просёлочным дорогам. Самостоятельная работа. Составьте тезисный план "Адресаты лирики Пушкина". Природа в лирике Пушкина. Русская природа нашла в лице Пушкина величайшего художника-реалиста. Глубоко русский человек, Пушкин сумел подметить в скромных родных пейзажах именно то, что составляет тайну их неизъяснимого очарования. Прекрасные образцы русского пейзажа мы находим как в отдельных стихотворениях Пушкина («Зимний вечер» — 1825, «Туча» — 1835, «Зимняя дорога» — 1826, «Шалость» — 1830, «Вновь я посетил» — 1835, и др.), так и в пейзажных вставках романа «Евгений Онегин» («Зима, крестьянин торжествуя», «Уж небо осенью дышало», «Гонимы вешними лучами» и др.). Для Пушкина не существовало «низкой природы». Вот картина деревенской природы, нарисованная в стихотворении «Шалость» («Румяный критик мой»): Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой. За ними чернозём, равнины скат отлогой, Над ними серых туч густая полоса. Где нивы светлые? где тёмные леса?Где речка? На дворе у низкого забора Два бедных деревца стоят в отраду взора, Два только деревца ... Это осенний болдинский пейзаж. Что может быть правдивее этой картины неприкрашенного деревенского пейзажа средней полосы России? В стихотворении «Осень» (1833) Пушкин даёт следующее чудесное описание осенней поры: Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы. И отдалённые седой зимы угрозы. Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы: желтеющая листва деревьев окрашивается у него в багрец и золото. Это не романтизация и не идеализация природы — это любовное восприятие её человеком, который действительно её любит и умеет подметить её поэтические черты. Недаром французский писатель Мериме отметил, что «поэзия расцветает у Пушкина из самой трезвой прозы». Любил Пушкин и русскую зиму. Зимний пейзаж в его стихотворениях блестит и искрится, как снег на солнце. Вот картина зимы в стихотворении «Зимнее утро» (1829): Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. На мутном небе мгла носилась .. . А нынче ... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.. . Любовь свою к осени и к «русскому холоду» поэт передаёт и своим любимым героям. Так, Татьяна Ларина тоже любит русскую зиму: Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С её холодною красою Любила русскую зиму ... Реалистическое мастерство Пушкина нашло выражение в необыкновенном искусстве его подбирать наиболее типические детали для изображения пейзажа. По пути раскрытия пейзажа, указанному Пушкиным, пошли и все другие великие русские писатели. Самостоятельная работа. Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из стихотворений. Тема поэта и поэзии. Пушкин чрезвычайно высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для него — искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием нормальной творческой деятельности была для него свобода творчества, независимость личности поэта. Взгляды его на роль поэта и особенности творческого процесса нашли своё выражение в целом ряде стихотворений: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Чернь» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836). В стихотворении «Поэт» Пушкин даёт характеристику творческого акта поэта. В обычных условиях жизни поэт — это обыкновенный человек. Но лишь только его осенит вдохновенье («божественный глагол»), он начинает тосковать «в забавах мира», преображается и, полный внутреннего смятения, бежит от общества «на берега пустынных волн» и в «широкошумные дубравы», т. е. ищет уединения. Тогда он выше «толпы», — он избранник, который не будет клонить гордой головы ни перед кем. |
М. К. Кантор Учебник рисования, том. 2 Все мы ждали книгу, которая бы объяснила, что же с миром и с нами случилось, и одновременно доказала, что случившееся есть тема художественная,... |
Тематическое планирование уроков литературы в 8классе Знакомство с биографией А. С. Пушкина,с понятием «художественный мир поэта»; чтение стихотворений |
||
Тема: Сказки А. С. Пушкина Ведущий: Тема нашей встречи – сказки А. С. Пушкина. Спешим поделиться не только всем, что знаем о сказках А. С. Пушкина, но и своим... |
Урок (литература + история+краеведение) «Я всем сердцем горжусь,... Опережающее задание всем учащимся класса: выучить стихотворения В. Н. Ледкова, подготовить информацию о символах России и нао |
||
Домашний доктор для детей Если у вас есть дети, вы, наверное, захотите, чтобы под рукой у вас всегда была такая книга, поскольку ваш ребенок пришел в этот... |
Дружбы в разные периоды творчества Пушкина Пушкина (А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства,... |
||
Урок «Тайна эпитета» Методическая информация Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать... |
Чарльз ледбитер по ту сторону смерти Другая сторона смерти – это та область, которую человек в своем невежестве боится признать, потому что данные науки не могут заставить... |
||
Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:... Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро» |
Урок чтения в 4 б классе Что за прелесть эти сказки! Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, рисунки детей, записи на доске |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |