Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. "В родстве со всем, что есть…"




Скачать 114.67 Kb.
НазваниеУрок № Художественный мир А. С. Пушкина. "В родстве со всем, что есть…"
Дата публикации10.10.2014
Размер114.67 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок № 7.

Художественный мир А. С. Пушкина.

"В родстве со всем, что есть…"

Б. Пастернак.
Количество лирических произведений Пушкина, включая и неоконченные, достигает 880. Из них при жизни Пушкина было напечатано 305. Количество это значительно увеличится, если мы примем во внимание многочисленные лирические вставки, включённые поэтом в его эпические и лиро-эпические произведе­ния (например, лирические отступления в романе «Евгений Онегин», «Песнь Мэри» в поэме «Пир во время чумы» и т. п.). Отличительная особенность лирики Пушкина — необычайное богатство содержания и формы.

Мы находим у поэта и поли­тическую лирику, и пейзажную, и лирику интимных чувств и размышлений с такими мотивами, как любовь, дружба, грусть, одиночество, измена и т. п., и стихотворения о роли и назна­чении поэта, и пр.

Поражает многообразие пушкинских жанров. У Пушкина есть оды, элегии, сонеты, стансы, послания, эпиграммы, сатиры, баллады, романсы, песни и т. д. В этот перечень не входят про­изведения, жанр которых не мог определить сам Пушкин.

Жанр — понятие историческое, и всякий гений ломает сущест­вующие формы и создаёт свои собственные жанры.

Если к этому добавить, что большинство стихотворений Пуш­кина отличается предельным совершенством формы, то станет понятным, каким бесценным вкладом в русскую литературу яви­лась его лирика.

Самостоятельная работа.

-В чем гениальность Пушкина?
Лирика лицейского периода.

От лицейского периода до нас дошло около 120 стихотворений Пушкина. В VIII главе «Евгения Онегина» поэт, характеризуя лицейский период своего творчества («В те дни, когда в садах Лицея ...»), указывает основные темы этого периода твор­чества: «пир младых затей», «детские веселья», «слава нашей старины» и «сердца трепетные сны». Это образное поэтическое определение даёт очень верное представление о содержании и токе лицейской лирики Пушкина. Юношеские увлечения, товарищеское веселье, неясные мечты — вот что характеризовало эту лирику.

Особо нужно остановиться на стихотворении на тему о «сла­ве нашей старины». Это «Воспоминания в Царском Селе» (1814).

Тема стихотворения подсказана была Пушкину событиями 1812 г. Юный поэт, находившийся в это время в лицее, непо­средственно прочувствовал и пережил угрозу наполеоновского нашествия: через Царское Село проходили русские войска («России двинулись сыны»), и лицеистов одно время даже го­товили к отъезду, так как Наполеон грозил наступлением на Петербург. К 1814 г., когда было написано стихотворение, Напо­леон уже был разбит. Pоссия по праву гордилась ролью побе­дительницы грозного врага и ликовала. Этот высокий подъём патриотического чувства окрашивает и «Воспоминания в Царском Селе».

По форме своей — это ода, написанная в высоком держа-

винском стиле. Это видно уже из самого начала оды:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес ...

Самостоятельная работа.

Подготовьте выразительное чтение стихотворения на данную тему.
Вольнолюбивая лирика Пушкина.

Уже в лицее Пушкин создаёт своё первое вольнолюбивое стихотворение «К Лицинию» (1815. В этом стихотворении Пушкин под видом подражания древним римским авторам выступает про­тив русского самодержавия, против царя Александра и его спо­движника Аракчеева и прославляет свободу. Пушкин рисует древний Рим, «гордый край разврата, злодеяний», который «свободою возрос, а рабством погублен». В этом раннем стихо­творении гражданская тема выражена ещё в иносказательной форме.

Более широкое и свободное развитие вольнолюбивых моти­вов в поэзии Пушкина относится к 1817—1819 гг. В это время одно за другим появляются гражданские стихотворения Пуш­кина: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) и др. В этих стихотворениях Пушкин поднимает свой гневный голос против самодержавия и крепостничества. В лирике его ясно звучат отголоски и мятежных идей будущих декабристов.

Название оды «Вольность» Пушкин заимствовал у Ради­щева, который написал оду «Вольность» и включил её в «Путе­шествие из Петербурга в Москву».

В своей оде молодой поэт воспел политическую свободу, би­чуя в то же время царскую тиранию:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

По содержанию оду можно разделить на четыре части: в первой части автор обращается к «гордой певице Свободы» и просит вдохновить его на новую поэтическую тему. Пушкин хо­чет воспеть свободу потому, что в современной Европе и России видит лишь одно насилие:

Увы! Куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы.

Во второй части автор размышляет о том, что для блага на­родов необходимо сочетание «мощных законов» с «вольностью

святой»:

Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье.

В третьей части Пушкин подкрепляет историческими приме­рами мысль о том, что правители, которые не соблюдают зако­нов, обречены на гибель (казнь французского короля Людови­ка XVI, насильственная смерть Павла I).

Особенно сильно выражена ненависть поэта к тирании в сле­дующих строках:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей


С жестокой радостию вижу.

В четвёртой части Пушкин обращается к царям с призывом склониться «под сень надёжную Закона».

В оде «Вольность» выражен пафос поэта-гражданина, рево­люционное предостережение тиранам, призыв к восстанию.

Дружба с Чаадаевым оставила глубокий след в жизни Пуш- кина. Свидетельством близости поэта к Чаадаеву является по­слание «К Чаадаеву». В конце этого стихотворения находим за­мечательные строки:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!


Молодой поэт верил, что в России самовластье не вечно, что оно падёт и начнётся новая, свободная жизнь.

В стихотворении «Деревня», написанном во время пребывания в селе Михайловском, поэт яркими чертами рисовал страдания крепостных крестьян, выражая пламенную веру в освобождение русского народа от крепостного права.

Это стихотворение распадается на две части. В первой части Пушкин выражает свои задушевные настроения, связанные с сельской природой и мирной обстановкой деревни. Во второй части Пушкин изображает страшную картину жизни крестьян в условиях крепостного права..

Если в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву» удар направлен против самодержавия, то в стихотворении «Деревня» он направлен против крепостного права. Пушкин всю жизнь не изменял программе, выраженной им в заключительных стихах «Деревни»:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый


И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещённой

Взойдёт ли наконец прекрасная заря?

В 1827 г. Пушкин обращается к ссыльным декабристам с посланием «В Сибирь». Послание было услышано декабристами. Они ответили ему словами А. И. Одоевского:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки —

Но лишь оковы обрели.

Послание «В Сибирь» было большой смелостью со стороны Пушкина, только что освобождённого из ссылки. Не меньшей смелостью были строки стихотворения «19 октября», напечатанного поэтом в 1827 г. и адресованного декабристам Пущину и Кюхельбекеру, томившимся в Сибири:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе.

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!

В стихотворении «Арион» ' (1827) ясно звучит мысль о вер­ности Пушкина своим прежним идеалам: «Я гимны прежние пою». В этом стихотворении Пушкин называет себя певцом, который пел гребцам-декабристам. «Кормщик» — это, по-видимому, Пестель, один из главарей движения декабристов.

Свои взгляды на самодержавие Пушкин ещё раз выражает в стихотворении «Анчар» (1828). Анчар — дерево, выделяющее ядовитый сок, которым туземцы пользуются для отравления стрел. Пушкин аллегорически изображает самодержавие в виде ядовитого дерева, несущего гибель людям.

Самостоятельная работа.

Выполните анализ стихотворения "В Сибирь".
Патриотические мотивы.

Пушкин горячо любил свою родину. Он гордился мощью Рос­сии, её славным прошлым и героизмом русского народа. Уже в ранних стихах своих (например, в «Воспоминаниях в Царском Селе») поэт с пламенным чувством патриота воспевал победу русских в Отечественной войне 1812 г. и с любовью перечислял имена и заслуги русских полководцев как XVIII века, так и вре­мён Отечественной войны. Войну 1812 г. он рассматривал, как борьбу за освобождение родины, как крушение замыслов гор­дого завоевателя Наполеона.

В начале 30-х годов XIX века некоторые европейские госу­дарства, воспользовавшись общественным возбуждением в Польше, начали проповедовать «крестовый поход» против Рос­сии. Во французском парламенте, например, открыто обсуждался вопрос о военном выступлении против России в защиту Польши. Против этого постороннего вмешательства в русские дела и вы­ступил Пушкин в стихотворении «Клеветникам России» (1831). Войну между Россией и Польшей поэт рассматривает как домаш­ний «спор славян между собою». Самостоятельность Польши казалась ему опасной с точки зрения общеславянских интересов и русской государственности. Той же точки зрения, нужно ска­зать, держались и многие декабристы. Всем «клеветникам Рос­сии» (так Пушкин называет тех, кто осмеливался считать Россию «больным колоссом», не способным справиться с вра­гами) поэт указывает, что они не понимают характера «семей­ной» вражды поляков и русских и что ими руководит чувства ненависти к могучей России.
Тема любви и дружбы.

Чувства любви и дружбы занимали большое место в душевной

жизни Пушкина. Натура глубоко эмоциональная, впечатлительная, Пушкин обладал способностью пылко отдаваться порывам сердца. Этим объясняется и ряд его любовных увлечений, и чувство дружбы, которое он искренно переживал сам и возбуждал в своих друзьях.

Тема любви проходит в поэзии Пушкина начиная с лицей­ских лет. Но в раннем периоде его творчества она носит ещё характер воспевания любви как чувства, украшающего жизнь, радостного, но мимолётного. Представление о любви в этом пе­риоде связано ещё у Пушкина с гирляндами цветов, пирушка­ми, звоном бокалов, Амуром и Вакхом (послание «К Батюш­кову», 1814).

Иное отношение к любви мы видим в более зрелом периоде жизни и творчества поэта. Пушкин, художник по натуре, был поклонникам и всего прекрасного. Красота трогала, восхищала, захватывала его и вызывала чувство благоговейного прекло­нения.

Могу ль на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья? —


писал он.

Любовь для поэта — глубокое, сложное чувство, где пере­плетаются и восторг, и страдание. Она может играть просвет­ляющую роль («На холмах Грузии», 1829). Она охватывает душу незабываемо прекрасными воспоминаниями, полными и сердечного умиления, и печали («Для берегов отчизны даль­ней», 1830). Непревзойдённым образцом любовной лирики Пуш­кина является его послание «К А. П. Керн» (1825). Образ Керн, с которой он встречался в Михайловском, для него — неземное явление, «гений чистой красоты».

И вот опять явилась ты.

Как мимолётное виденье.

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь


И божество, и вдохновенье.

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Белинский правильно заметил: «Есть всегда что-то особенно 1 благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина».

Дружбе поэт придавал огромное значение в жизни. Это стойкое, неизменное чувство, которое вливает бодрость в жиз­ненной борьбе, соединяет в тесном союзе на всю жизнь. Такому представлению о дружбе Пушкин был верен до смерти.

Лучшим доказательством прочности дружеских симпатий по­эта служат его стихотворения, посвященные годовщинам «19 ок­тября» — дня основания лицея. Где бы ни находился поэт — в шуме столичной жизни или в ссылке, — как бы он ни чувство­вал себя, день лицейской годовщины неизменно вызывал в нём рой воспоминаний о товарищах и желание послать им привет. Особенно яркий памятник дружеского отношения Пушкина к товарищам-лицеистам — стихотворение «19 октября 1825 г.» Подлинным гимном во славу дружбы звучат строки этого сти­хотворения:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам — Царское Село.

Нам известны и особенно близкие друзья Пушкина: его «пер­вый друг, друг бесценный» И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, П. Я. Ча­адаев, В. А. Жуковский и др. Дружба с ними запечатлена в многочисленных стихотворениях поэта. Таким же глубоким чув­ством привязанности платили Пушкину и его друзья. В Михай­ловском ссыльного поэта посетили Пущин и Дельвиг, хотя для мимолётного свиданья с ним требовалось проехать сотни вёрст на лошадях по просёлочным дорогам.

Самостоятельная работа.

Составьте тезисный план "Адресаты лирики Пушкина".

Природа в лирике Пушкина.

Русская природа нашла в лице Пушкина величайшего художника-реалиста. Глубоко русский человек, Пушкин сумел подметить в скромных родных пейзажах именно то, что составляет тайну их неизъяснимого очарования.

Прекрасные образцы русского пейзажа мы находим как в отдельных стихотворениях Пушкина («Зимний вечер» — 1825, «Туча» — 1835, «Зимняя дорога» — 1826, «Шалость» — 1830, «Вновь я посетил» — 1835, и др.), так и в пейзажных вставках романа «Евгений Онегин» («Зима, крестьянин торжествуя», «Уж небо осенью дышало», «Гонимы вешними лучами» и др.). Для Пушкина не существовало «низкой природы». Вот картина деревенской природы, нарисованная в стихотворении «Шалость» («Румяный критик мой»):

Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой.

За ними чернозём, равнины скат отлогой,

Над ними серых туч густая полоса.

Где нивы светлые? где тёмные леса?


Где речка? На дворе у низкого забора

Два бедных деревца стоят в отраду взора,

Два только деревца ...

Это осенний болдинский пейзаж. Что может быть правдивее этой картины неприкрашенного деревенского пейзажа средней полосы России?

В стихотворении «Осень» (1833) Пушкин даёт следующее чудесное описание осенней поры:
Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы.

И отдалённые седой зимы угрозы.
Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы: желтеющая листва деревьев окрашивается у него в багрец и золото. Это не романтизация и не идеализация приро­ды — это любовное восприятие её человеком, который действи­тельно её любит и умеет подметить её поэтические черты. Неда­ром французский писатель Мериме отметил, что «поэзия рас­цветает у Пушкина из самой трезвой прозы».

Любил Пушкин и русскую зиму. Зимний пейзаж в его стихотворениях блестит и искрится, как снег на солнце. Вот кар­тина зимы в стихотворении «Зимнее утро» (1829):
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

На мутном небе мгла носилась .. .

А нынче ... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.. .
Любовь свою к осени и к «русскому холоду» поэт передаёт и своим любимым героям. Так, Татьяна Ларина тоже любит русскую зиму:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму ...

Реалистическое мастерство Пушкина нашло выражение в необыкновенном искусстве его подбирать наиболее типические детали для изображения пейзажа. По пути раскрытия пей­зажа, указанному Пушкиным, пошли и все другие великие русские писатели.

Самостоятельная работа.

Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.
Тема поэта и поэзии.

Пушкин чрезвычайно высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для него — искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием нормаль­ной творческой деятельности была для него свобода творчества, независимость личности поэта. Взгляды его на роль поэта и осо­бенности творческого процесса нашли своё выражение в целом ряде стихотворений: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Чернь» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).

В стихотворении «Поэт» Пушкин даёт характеристику твор­ческого акта поэта. В обычных условиях жизни поэт — это обыкновенный человек.

Но лишь только его осенит вдохновенье («божественный гла­гол»), он начинает тосковать «в забавах мира», преображается и, полный внутреннего смятения, бежит от общества «на берега пустынных волн» и в «широкошумные дубравы», т. е. ищет уединения. Тогда он выше «толпы», — он избранник, который не будет клонить гордой головы ни перед кем.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. \"В родстве со всем, что есть…\" iconМ. К. Кантор Учебник рисования, том. 2
Все мы ждали книгу, которая бы объяснила, что же с миром и с нами случилось, и одновременно доказала, что случившееся есть тема художественная,...

Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. \"В родстве со всем, что есть…\" iconТематическое планирование уроков литературы в 8классе
Знакомство с биографией А. С. Пушкина,с понятием «художественный мир поэта»; чтение стихотворений

Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. \"В родстве со всем, что есть…\" iconТема: Сказки А. С. Пушкина
Ведущий: Тема нашей встречи – сказки А. С. Пушкина. Спешим поделиться не только всем, что знаем о сказках А. С. Пушкина, но и своим...

Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. \"В родстве со всем, что есть…\" iconУрок (литература + история+краеведение) «Я всем сердцем горжусь,...
Опережающее задание всем учащимся класса: выучить стихотворения В. Н. Ледкова, подготовить информацию о символах России и нао

Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. \"В родстве со всем, что есть…\" iconДомашний доктор для детей
Если у вас есть дети, вы, наверное, захотите, чтобы под рукой у вас всегда была такая книга, поскольку ваш ребенок пришел в этот...

Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. \"В родстве со всем, что есть…\" iconДружбы в разные периоды творчества Пушкина
Пушкина (А. А. Дельвиг, И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства,...

Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. \"В родстве со всем, что есть…\" iconУрок «Тайна эпитета» Методическая информация
Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать...

Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. \"В родстве со всем, что есть…\" iconЧарльз ледбитер по ту сторону смерти
Другая сторона смерти – это та область, которую человек в своем невежестве боится признать, потому что данные науки не могут заставить...

Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. \"В родстве со всем, что есть…\" iconКартины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. \"В родстве со всем, что есть…\" iconУрок чтения в 4 б классе Что за прелесть эти сказки!
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, рисунки детей, записи на доске

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции