Скачать 95 Kb.
|
Тема урока: «А.С. Пушкин и музыка» В Пушкине говорит наша русская душа, русская природа, русская история, русское творчество, сама наша русская стихия. Он есть наша любовь и наша радость. Он проникает в душу, срастаясь с ней, как молитва ребёнка, как ласка матери, как золотое детство, пламенная юность, мудрость зрелости. Мы дышим Пушкиным, мы носим его в себе, он живёт в нас больше, чем мы сами это знаем, подобно тому, как живёт в нас наша родина. С.Булгаков Вид урока: обобщающий урок по поэтическому творчеству А.С. Пушкина. Класс: 9 Форма урока: комбинированный. Цель урока: доказать, что поэзия А.С.Пушкина обладает музыкальностью. Выявить природу этой музыкальности. Задачи:
Опережающее домашнее задание: 1.Миниисследовательская работа 1 группа. Найти стихотворения А.С. Пушкина, в которых отразился мир русской песни. (Можно предложить названия стихотворений. (Приложение №2) 2 группа. Подобрать отрывки стихотворений, передающих музыкальность и напевность. (Аллитерация, ассонанс) «Звукопись в стихотворениях А. С. Пушкина» (Предложить название стихотворений) 3 группа. Создаёт клип (презентация) на слова народных песен. Обеспечение урока: портреты А.С. Пушкина, Арины Родионовны, М.И. Глинки, Г.В. Свиридова. Музыкальные фрагменты Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель», «Тройка», « Колыбельная песня» М.И. Глинки, русские народные песни «За морем синичка не пышно жила», «По улице мостовой», «Вот мчится тройка удалая»), «Лучинушка»). Словарная работа: аллитерация, ассонанс, анафора. Ход урока:
Приложение №1. Слово учителя. О музыкальности пушкинских стихов. Учитель: «Какое наслаждение проникнуть в мир Пушкина!» - воскликнул однажды В. Набоков. Это удивительный мир, мир звуков, красок, света. Это дивный мир, с которым человек соприкасается всю жизнь. Имя Пушкина неразрывно связано с русской музыкой. Нет ни одной области музыкального творчества, где так или иначе не сказалось бы воздействие пушкинской мысли и пушкинских образов. - Кто из композиторов обращался к пушкинским произведениям? Работа с картинами композиторов. Теперь кажется невозможно отделить Людмилу Глинки от Людмилы пушкинской, Татьяну Пушкина от Татьяны Чайковского, сцену со шмелём в сказке о царе Салтане Римского – Корсакова от пушкинских стихов, так красочно рисующих этот эпизод. - Как вы думаете, почему произведения Пушкина привлекают музыкантов? - Вы правы. Стихи Пушкина необыкновенно музыкальны. Эту музыкальность не могли не отметить композиторы. В его стихах, по словам Чайковского, есть «что – то», «проникающее в самую глубь души». Что, по вашему мнению, имел в виду Чайковский? У какого человека могли возникнуть такие музыкальные стихи? Чтобы глубже понять природу музыкальность Пушкина, что мы должны сегодня будем узнать о нём? Ученики: Какую музыку он слушал. Как она отразилась в его стихотворениях. Познакомится со стихотворениями, в которых есть напевность и мелодичность. Проблемный вопрос: Что же помогло поэту писать такие музыкальные стихи и почему композиторы обращались к его творчеству? В чём пушкинский секрет? Учитель: Ребята, а в чём заключается мелодичность стихотворения? Работа с терминами. Ученики: В звуковых повторах(звукопись). Есть анафора, аллитерация и ассонанс. Звуковая сторона несёт смысловую нагрузку. Дают определения. Учитель: Можно ли встретить звукопись в стихотворениях Пушкина? Давайте послушаем наблюдения ребят. Приложение 2 Выступление детей по исследовательской работе «Звукопись пушкинского стиха». Алгоритм анализа фонетической стороны лирического произведения.
Стихотворения для анализа: «Зимний вечер». «Эхо», «Осень», «К морю», Вывод учителя и ребят: Я думаю, читая Пушкина, мы все чувствуем искренность и гармонию. Всё, о чём он пишет, не оставляет равнодушным, трогает сердце и в нас откликается. Пушкин раскрыл в своих стихах и музыкальное начало русской речи: её напевность, ритмическое интонационное богатство. Используя аллитерации и ассонансы, он добавляет поэтической речи музыкальность. Каждый звук имеет смысловую нагрузку и усиливает эмоциональное впечатление. Приложение № 3 Вопрос учителя: Каковы же были первые музыкальные впечатления поэта? Ученики: Они связаны с одним из самых близких Пушкину людей – няней Ариной Родионовной. Она вводит поэта в русский сказочный мир. Песни, которые пела Арина Родионовна, не могли не оказать влияние на маленького Пушкина. ( Звучит « Колыбельная песня» М.И. Глинки) Анализ песни. - Какие колыбельные песенки пели в детстве вам? Что вы испытывали, когда слушали колыбельную? Какие чувства у взрослого человека вызывает колыбельная? Колыбельная песня всегда возвращает человека в родительский дом. Воспоминание о родных людях. В стихотворении 1815 года «Послание к Юдину» Пушкин вспоминает подмосковное имение родителей Захарово: Мне видится моё селенье, Моё Захарово; оно С заборами в реке волнистой, С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено. Наиболее яркие музыкальные впечатления поэта связаны с имением Захарово, с народными песнями. Мир русской песни отразился во многих стихотворениях поэта. В каких именно? Выступление детей по миниисследовательской работе: «Стихотворения А.С. Пушкина, в которых отразился мир русской песни. Например, стихотворение «Зимний вечер». Пушкин обращается к няне: Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. ( Русские народные песни «За морем синичка не пышно жила» и «По улице мостовой») В чем различие мелодий двух этих песен? Какая вам понравилась больше? Почему Пушкин вновь хочет услышать эти песни? Что его может привлекать в них? Что волнует русский народ? О чем размышляют люди в этой песни? Что для русского человека значит песня? - Стихотворение «Зимняя дорога»(1828 год) написано во время поездки в деревню. …По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Какие мотивы слышит Пушкин в песнях ямщиков? Разгулье удалое можно услышать в народной песне «Вот мчится тройка удалая» (Народная песня «Вот мчится тройка удалая») Какие события передаются в песне? Какие образы возникают? Какие эпитеты используются? Что могло понравится Пушкину в этой песне? Пушкин любил народную песню. Гоголь писал, что такое отношение к русской песне понятно только тому, «чья душа так нежно организована, что способна понять не блестящие с виду русские песни и русский дух». В стихотворении 1833 года « В поле чистом серебрится» Пушкин возвращается к ямщицким песням. …Пой, ямщик! Я молча, жадно Буду слушать голос твой. …Пой: «Лучинушка, лучина, Что же не светло горишь?» - О чём нам говорят слова «Сладки мне родные звуки,/Звуки песни удалой», «…молча, жадно/Буду слушать голос твой»? Какими чувствами наполнены ямщицкие песни? Какую народную песню упоминает Пушкин? - Это песня «Лучинушка». Послушаем её. ( Народная песня «Лучинушка») Каким настроением наполнена пеня? Чем она отличается от народной песни «Мчится тройка удалая»? Какие чаяние народа она передаёт? За счёт чего в народной песне создаётся такая напевность и лиричность? Какие образы возникают в песне? Какие интересные сравнения использует автор? Почему Пушкин просил спеть именно эту песню? Вывод ребят и учителя: Как Пушкин относился к русским песням? О том, как Пушкин бережно относится к русским песням, говорит один замечательный факт. П.В. Киреевскому, собирателю народных песен, Пушкин передаёт тетрадь своих записей. В предисловии к сборнику русских народных песен Киреевский пишет: «Пушкин доставил мне пятьдесят номеров песен, которые он с большой точностью записывал сам со слов народа». Вручая Киреевскому тетрадь, Пушкин сказал, что среди записанных им песен есть одна или две, которые он сам сочинил: « Когда – нибудь от нечего делать, разбери – ка, какие поёт народ и которые смастерил я сам». Загадка до сих пор осталась неразгаданной. -Что любил в народной песне Пушкин? Почему народные песни были так близки и дороги ему? - Песня – это история человеческого сердца. А душа откликается на радость и горе, на добро, красоту. Русская песня – это раздумье народа о жизни. «Подлинная природа русской протяжной песни, - пишет композитор Б. Астафьев, - никак не в смиренномудрии и унынии, а в сопротивлении тяготам жизни. Это всё равно как крепкий русский голос на морозе, сочно выпевающий упругий напев. …Упругость напева – это от здоровья, в нём разлитого, от неистощимости дыхания». Пушкин любил русского человека, душу его. Понимал, что слёзы, которые выливаются в песне, облегчают сердце и утверждают жизнь. Обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам известного философа Сергея Булгакова. Выразите своё отношение к этому высказыванию. ( Звучит музыка Глинки «Вариация на русскую народную песню «Среди долины ровныя») Домашнее задание: Найти музыкальные произведения, посвящённые творчеству А.С. Пушкина. Проанализировать одно из них по алгоритму. |
Домашнее задание 21. 01. 14 |
Домашнее задание для 5 класса |
||
Домашнее задание для 7а класса. Русский язык |
Домашнее задание для учащихся на 05. 02. 2014 Класс |
||
№13. 1, 13. 4,13. 12, 13. 21. Все вопросы по адресу uztest ru Ваше домашнее задание по алгебре : Изучите по красному учебнику §12,13 и попробуйте решить задания №12. 1, 12. 4, 12. 17,12. 19.,12.... |
Домашнее задание по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (к 16. 10. 2012) Прочитайте высказывание, спишите его, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки |
||
Домашнее задание по информатике ... |
Тема урока Домашнее задание Чтение стих-я и ответ на вопрос: Что такое родина в ранней лирике поэта? Стихотворения (на выбор) |
||
Домашнее задание 1 «А» класса Русский язык Сочинить докучную сказку, героями которой будут белочка и дятел или медведь и пчела |
Урок (литература + история+краеведение) «Я всем сердцем горжусь,... Опережающее задание всем учащимся класса: выучить стихотворения В. Н. Ледкова, подготовить информацию о символах России и нао |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |