Автор: Толмачева Татьяна Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 22 г. Томска
Тема урока: « Рисование по сказкам А. С. Пушкина» (28.04.14)
Класс: 1
Время реализации занятия: 35 минут.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-игра.
Оборудование: декорация дуба с цепью, портрет А. С. Пушкина,
Выставка предметов Пушкинской эпохи;
- Выставка книг с произведениями А.С.Пушкина;
- Выставка поделок, рисунков и макетов по сказкам;
- Костюм кота;
- Сундук с предметами: белочка, петушок, рыбка, колпак, зеркальца;
- Набор разных орехов;
- Предметы для разыгрывания отрывка из сказки: кукла-старик, рыбка, невод;
- Предметы для изготовления рыбок: краски, карандаши, кисти, шаблоны рыбок.
ЦЕЛЬ: Уточнение и обобщение знаний детей о произведениях А.С.Пушкина.
ЗАДАЧИ: 1. Образовательная: продолжить совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
2.Развивающая:Продолжать развивать творческие и изобразительные способности детей.
3.Воспитывающая: воспитывать любовь к творчеству Пушкина, к его произведениям.
Предварительная работа:
- Чтение сказок А.С.Пушкина;
- Заучивание отрывков из сказок А.С.Пушкина;
- Занятия по ознакомлению с окружающим « Те времена, когда жил Пушкин»;
- Занятия по рисованию « Рисуем сказки Пушкина;
- Занятия по окружающему миру « Рыбка плавает в пруду»;
- Изготовление макетов по сказкам Пушкина;
- Просмотр м/ф по сказкам Пушкина.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
ВЕД. Дети, посмотрите на этот портрет. Вы знаете, кто это? Правильно, это великий русский поэт-сказочник А.С.Пушкин. В июне отмечается его день рождения.( далее коротко о детстве А.С.Пушкина).Став поэтом, Пушкин записал, рассказанные няней сказки в стихах. И сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по этим сказкам.
КОТ. ( из-за декораций)
У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том:
Хожу, хожу и днём и ночью по цепи я кругом-кругом.
Пойду направо-песню вспомню, налево- сказку расскажу…
Мур-мяу! Здравствуйте! Давно я здесь гостей не встречал.
ВЕД. Мы путешествуем по сказкам, которые написал А.С.Пушкин.
КОТ. Прежде, чем вы попадёте в сказки, я должен проверить ваши знания. У меня есть сундук, в котором я храню предметы из разных сказок. Сможете назвать сказку в которой есть этот зверь? (достаёт белочку).
Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о Прекрасной Царевне Лебеди.
ВЕД А кто помнит, как Пушкин рассказывает о белочке?(Ребёнок читает отрывок «Ель растёт перед дворцом…).
Вед. Посмотрите, кот перемешал у белочки все орехи. Давайте поможем их разобрать.(Дети разбирают орехи).
Кот. Я хочу загадать детям загадку. Иду по лесу и вижу 4 хвоста. Сколько там спряталось белок?(Ответы детей). А вот и неправильно. Ни одной.
Вед. Почему?
Кот. Потому, что там спрятались заяц, волк, лиса и медведь.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЗАЙМИ СВОЙ ЦВЕТОК»
Вед. (достаёт из шкатулки зеркальце). А простое ли это зеркальце? Из какой оно сказки? С какими словами к нему обращалась царица? Что ответило зеркальце в конце сказки?
МИМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА ПЕРЕД ЗЕРКАЛЬЦАМИ.
КОТ. Что-то ветер разбушевался? Давайте поиграем в игру «Море волнуется раз..».
ВЕД. Надо рассказать стих-е, чтобы ветер утих.(Ребёнок читает отрывок «Ветер, ветер, ты могуч…»).
ВЕД. А сейчас я хочу вам предложить ещё одну игру, а называется она «Из одной ли мы сказки?». Я буду называть героев,если вы согласны, что они живут в одной сказке, то хопайте, а если не согласны, то топайте.
- Царь Дадон и Шамаханская царица;
- Царевна Лебедь и семь богатырей;
-Королевич Елисей и мёртвая царевна;
- Золотая рыбка и злая мачеха;
- Царь Салтан и 33 богатыря.
СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ.
КОТ. Предлагаю вам отгадать загадку.
Живёт во дворе, поёт на заре,
На голове гребешок, кто же это…(петушок).(достаёт из сундука петушка).
ВЕД. А в какой сказке встречается эта птица?
Кому подарили петушка? Кто подарил? Что кричал царю Дадону золотой петушок во время опасности?(«Кири-ку-ку! Царствуй лёжа на боку!»).
- Посмотрите, у меня тоже есть волшебный колпак. Тот кто его примеряет, тот становится очень умным. Вот сейчас, например, он поможет нам подобрать красивые и добрые слова о петушке.(Педагог первым примеряет колпак и называет прилагательное. Далее дети по очереди)
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ.
ВЕД. (достаёт рыбку из сундука). Дети, догадались, кто это? Из какой сказки? А кто знает, как она начинается?
КОТ. Я знаю: «Жили-были дед да баба, ели кашу с молоком». Ой, напутал. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе». Опять что-то не так. А вспомнил: «Жили-были дед да баба и была у них курочка Ряба». Дети, помогайте!(ответы детей).
ВЕД. Ребята, а вы хотите,чтобы сказка ожила? Тогда слушайте.(детьми разыгрывается отрывок из сказки).
ВЕД. А как заканчивается сказка?(ответы детей).
КОТ. (Берёт рыбку, пытается съесть). Наверно она очень вкусная. Сейчас съем…
ВЕД. Ты что? Она ведь волшебная! Может исполнять желания. Давайте расскажем рыбке о своих мечтах.(педагог берёт рыбку, загадывает желание, передаёт детям).
ВЕД. Интересно, а у рыбки есть желание?(педагог подносит рыбку к своему уху). Мне рыбка рассказала о своей заветной мечте. Она всегда хотела иметь подружек. Не печалься, наши дети тебе помогут, изготовят тебе подружек.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
Дети переходят к столам, изготавливают рыбок.
ВЕД. Обращается к гостям. Мы знаем, что и у вас есть мечты. Мы дарим вам этих рыбок, чтобы ваши мечты сбылись.
Дети дарят гостям рыбок.
Использованная литература: собственные источники составления занятия
|