Скачать 75.84 Kb.
|
Т.В. Амоскина, учитель СОШ № 1 Г. Радужный Владимирской области. Пушкинские традиции в творчестве В. С. ВысоцкогоСопоставительный анализ стихотворений «Бесы» А.С.Пушкина и «Слева бесы, справа бесы…» В.С. Высоцкого (из опыта работы)Цели урока: расширить представление учащихся о преемственности традиций в творчестве лучших поэтов 20 столетия; развивать навыки сопоставительного анализа лирических произведений и умение видеть своеобразие поэтических миров поэтов разных эпох; содействовать осмыслению истории, побудить к размышлению о судьбах Родины. Ход урока. Эпиграфы к уроку. У Лукоморья дуб зелёный... А.С.Пушкин Лукоморья больше нет… В.С.Высоцкий Подготовка к восприятию. Звучит отрывок из песни – антисказки В.С.Высоцкого : Лукоморья больше нет, От дубов простыл и след. Дуб годится на паркет -так ведь нет: Выходили из избы Здоровенные жлобы, Порубили все дубы на гробы. Ты уймись, уймись, тоска, У меня в груди! Это только присказка, Сказка - впереди. 1 Слово учителя. В конце января и в начале февраля есть две даты: это 25 января -день рождения В.С.Высоцкого, одного из лучших поэтов 20 века, и 10 февраля ( 29 января)- день смерти А.С.Пушкина -гения 19 столетия. «Солнце русской поэзии закатилось» в 19 веке, и , может быть ,то самое солнце поэзии русской взошло в 20 столетии , ибо годы и расстояния незримыми нитями связали этих двух поэтов. Вопрос о пушкинских традициях в творчестве любого русского художника слова чрезвычайно важен и злободневен, так как это вопрос долга и совести, ответственности поэта перед всей историей русской литературы. И В.С.Высоцкому был необходим А.С. Пушкин, живой и настоящий, для диалога , разговора с ним о том, как оценить сегодняшний день и то, что ждёт всех в будущем. В книге «Владимир, или прерванный полёт» М. Влади пишет: « Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, - это Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, - это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, - это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, - это музей Пушкина .Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы,- это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе,- это маска Пушкина. Твоя последняя роль – Дон Гуан в « Каменном госте». Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себя всё русское Возрождение. Он – мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни , ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно… ты носишь его в себе. Он- твой кумир, в нём соединились все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать» . 2. Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением на тему « Последние роли В.С.Высоцкого». Как никто другой, сыграл Высоцкий предка Пушкина, да ещё крестника Петра Великого, в фильме А. Митты «Сказ про то , как царь Пётр арапа женил». Увлечённый мыслью сыграть « интеллигентного человека в неинтеллигентном мире», он написал мудрую и грустную песню « Купола», серьёзные и трагические слова которой, конечно , не прозвучали в этом фильме: В синем небе, колокольнями проколотом, Медный колокол, медный колокол То ль возрадовался , то ли осерчал… Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал. М.А.Швейцер, режиссёр фильма «Маленькие трагедии», вспоминает: « … Мне кажется, что Дон Гуан—Высоцкий---это тот самый Дон Гуан, который и был написан Пушкиным. Для меня был важен весь комплекс человеческих качеств Высоцкого, которые должны были предстать и выразиться в этом пушкинском образе. И мне казалось ,что всё, чем владеет Высоцкий как человек , всё это есть свойства пушкинского Дон Гуана . Он поэт, и он мужчина. Я имею в виду его Высоцкого, бесстрашие и непоколебимость, умение и желание взглянуть опасности в лицо, его огромную, собранную в пружину волю человеческую…Чтобы получить нужную, искомую правду личности, нужен был актёр с личными качествами , соответствующими личным качествам Дон Гуана, каким он мне представлялся. Понимаете, пушкинские герои живут « бездны мрачной на краю» и находят « неизъяснимы наслажденья» существовать в виду грозящей гибели. Дон Гуан из их числа…То есть для этой роли колебаний никаких не было. Высоцкий был предназначен для неё». 3 .Слово учителя. Вслед за Пушкиным Высоцкий продолжает поэтический мотив нерукотворного памятника и в 1973 году создаёт свой « Памятник» со своим , дерзким « весь я не умру»: Командора шаги злы и гулки. Я решил: как во времени оном- Не пройти ли , по плитам звеня?- И шарахнулись толпы в проулки, Когда вырвал я ногу со стоном И осыпались камни с меня. Пушкинский Командор жив и бессмертен, потому что жива в веках поэзия, рождаются новые поэты, сверяющие своё творчество с Пушкиным. Таков В.С. Высоцкий. Перекличку с великим учителем он ведёт и в стихотворении «Слева бесы, справа бесы», которое мы сравним с произведением А.С.Пушкина «Бесы». 4.Выразительное чтение стихотворений «Бесы» А.С.Пушкина и «Слева бесы, справа бесы» В.С.Высоцкого учителем или подготовленными учениками. 4.Беседа. - В чём вы слышите перекличку поэтов? В каких строчках они выражают свои мысли в схожей форме? - Что волнует лирического героя А.С. Пушкина и В.С.Высоцкого? Зачитайте эти строки. -Почувствовали ли вы , как оба поэта переживают за благополучие своей страны? Где, в каких словах наиболее остро оба поэта высказывают своё беспокойство за судьбу России? - Как построены оба стихотворения? -С кем ведёт диалог пушкинский лирический герой? - А герой Высоцкого? - Диалог путника с ямщиком у Пушкина и диалог лирического героя Высоцкого с воображаемым современником несут отпечаток своего времени. Подумайте, почему именно ямщик становится собеседником пушкинского героя и какой мотив, характерный для всего творчества А.С.Пушкина звучит здесь? - Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! – - Нет ли безысходности в этих словах ямщика, символический образ которого является собирательным образом народа? - « Что делать нам?» - это вопрос о судьбе России , и как решает его А.С.Пушкин? И почему появляются в его стихотворении бесы, посланники другого мира, которых всегда боялись русские люди? - Ситуация метели, бурана, русской стихии, хаоса- где, в каких произведениях Пушкина уже встречалась вам и что она обозначала для героев Пушкина? -Почему вы считаете, что герой Пушкина понимает народную жизнь и сострадает народу? -Какое чувство вызывают у героя Пушкина бесы, посланные какой-то силой, что стоит над ними? Заметьте, как у Пушкина раздвигается пространство стихотворения! Неблагополучие жизни доведено до вселенского масштаба. А лирический герой , задавая риторические вопросы самому себе, ищет мучительного выхода из трагедии грозящего хаоса в сострадании. Стихотворение В.С.Высоцкого тоже отражает время жизни поэта- 20 век, поэтому оно более приземлено и трагично. - В чём, по-вашему, главное отличие бесов Пушкина от бесов Высоцкого? - Да, А.С.Пушкин следует народным преданиям, и это придаёт его произведению сказочный, мифический оттенок. У Высоцкого же бесы –это только метафора. Метели уже нет, похоже, она кончилась, и мы пожинаем её плоды .Перекличка с пушкинской темой звучнее: «Всё пустыми невода», Только сами бесы уже не сказочные, а современные- «врали»( Нары», «кресла», «маршрут», «по этапу поведут»- это 20 век , век жестокий и совсем не сказочный. - Какие же чувства испытывает лирический герой Высоцкого к бесам? На что он решается? Да, призвав в свидетели пушкинское солнце разума, он словно бросается в бой, который может стать последним: « Со святыми упокой…» Мы видим, что бесы Пушкина, виновники всех бед,- это посланники неба, потусторонней силы, они имеют божественное начало. А бесы Высоцкого созданы самими людьми. Поэт говорит, что мы сами виновники зла на земле. Эпоха романтизма и художественного восприятия мира прошла и настала суровая действительность. -Как это отразилось в лексике стихотворения Высоцкого? - Как особенности использования изобразительных средств и ритмический рисунок обоих стихотворений связаны с их содержанием? 5. Учитель обобщает сказанное. При кажущейся похожести стихотворений они различны по настроению, динамике чувств лирических героев. Несмотря на одинаковый размер (хорей), стихотворения отличаются ритмическим рисунком. Первое -более протяжённое, второе –динамичное, ритмичное, короткое: всего 4 строфы. Музыка стиха Пушкина, его эпитеты( «снег летучий», «в чистом поле», « ночь мутна», «в тьме пустой»…) создают народнопоэтическую картину природы и места действия. Повторы передают ритм размеренного движения («еду, еду», «колокольчик дин-дин-дин»), а глаголы придают картине ощущение движения , внезапной остановки , беды. Отсутствие эпитетов в стихотворении Высоцкого создаёт напряжённый, прерывистый ритм, напоминающий прозаическую речь. Чёткие рифмы поэта ( бесы- кресел , налей- злей, дали- врали, беда- невода…) жёстко отсчитывают удары , ведь идёт поединок с бесами, невидимый, но жестокий , Метафора «море бед» не названа, но её присутствие ощущается в лексике стихотворения : « пей, дружище, если пьётся,- всё пустыми невода», «что искать нам в жизни этой, править к пристани какой?». Стихотворение Высоцкого по форме- диалог, но собеседник не назван и молчалив. Он не отвечает на вопросы героя, потому что полностью согласен с ним. Его молчаливое присутствие ощущается в глаголах повелительного наклонения( «налей», «пей» ) и в обращении «друщище». Трагический накал в душе героя подчёркнут риторическими вопросами. По содержанию это исповедь с глубоким философским подтекстом. Если « Бесы»- « одно из самых тревожных и напряжённых стихотворений у Пушкина» ( Ю.Лотман), то «Слева бесы, справа бесы»- одно из самых трагических у В.С.Высоцкого. А.С. Пушкин поставил в « Бесах»драматический вопрос о судьбе России. В.С.Высоцкий по-своему пытался найти пути решения этого непростого вопроса. 6. Домашнее задание Считаете ли вы , что эпиграфы к уроку отражают суть проблемы? Если да, то дома порассуждайте о том, какие черты поэзии А.С.Пушкина нашли отражение в творчестве В.С.Высоцкого ( можно на примере других произведений : « Памятник», «Песня о вещем Олеге» Пушкина и Высоцкого, «Пророк» Пушкина и « О фатальных датах и цифрах» Высоцкого…) или составьте литературную композицию «Пушкин и Высоцкий», приготовьтесь её исполнить выразительно. Список использованной литературы. 1. И.Л. Альми Статьи о поэзии и прозе .Три воплощения темы хаоса в русской лирике 30-х гг. 19 века . Владимир 1999 2 .В .С.Высоцкий .Сочинения т.2 АОЗТ « Технэкс- Россия» Санкт –Петербург, 1993 3. Вл. Новиков .Писатель В.Высоцкий. М . 1991 4.А.С.Пушкин Избранные сочинения. Т.2 М. 1980. |
Здравствуй, школа! Сегодня, 10 февраля, День памяти А. С. Пушкина В этот день, 10 февраля, (по старому стилю 29 января). 1837 года перестало биться сердце Александра Сергеевича Пушкина. 37 лет, 8... |
Литература 23 октября Александр Сергеевич Грибоедов (4 (15) января 1795 года[1], Москва — 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран) — русский драматург,... |
||
Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" (прислал А. М. Саитов) 29 января 1837 год А. М. Саитов 29 января 1837 года скончался Пушкин, а на другой день Михаил Юрьевич Лермонтов, как говорится |
Пояснительная записка в течение нескольких лет в моу «Гимназия №9» В течение нескольких лет в моу «Гимназия №9» 10 февраля проводится День Памяти А. С. Пушкина. Это традиция. Так как он отмечается... |
||
Программа концертов, выставок и спортивных соревнований в париже до 24 января В парижском музее Жакмар-Андре, знаменитом уникальным собранием живописи итальянского Ренессанса, французской школы изобразительного... |
«Сказка о царе Салтане»… Учитель. Вот мы уже в пути, утро плавно переходит в день. День это, наверное, самое интересное время суток, за день можно многое... |
||
План работы на 10 января по 10 февраля 2013 г. Совещания, консультации, собеседования «Итоги операции «Профилактика вредных привычек» (отчет кл руководителя об уч-ся, состоящих на разных видах учета, о посещении семей,... |
Приказ №5 «У» по Казбековскому руо от 16 января 2013 г Во исполнение приказа мо и н рд №892 от 17 сентября 2007 года «О мерах по совершенствованию изучения родных языков в общеобразовательных... |
||
Приказ от 17 января 2011 г. N 52 об утверждении и введении в действие... Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства... |
«Старинные и редкие книги, гравюры, фотографии» Аукцион №21 (69)... Аукционный дом «Кабинетъ» проведет 26 и 27 февраля 2014г живописный и букинистический аукционы |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |