Урок русского языка в 4 классе




Скачать 43.94 Kb.
Название Урок русского языка в 4 классе
Дата публикации 10.10.2014
Размер 43.94 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Глаголы-исключения.

Урок русского языка в 4 классе
Целевая установка. Познакомить обучающихся с глаголами-исключениями. Отрабатывать умение распознавать спряжение глагола по неопределенной форме. Формировать умение писать безударные личные окончания глаголов.

Оборудование. Карточки для работы в парах, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Воспроизведение знаний о спряжении глагола и способах его определения. Сообщение темы урока.

Отгадайте загадку:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И хлеб в полях растёт. (Глагол)

- Что такое глагол? Как изменяется глагол? Что такое спряжение? Кто считает, что спряжение это постоянный признак глагола, поднимите руку. Что значит “постоянный признак глагола”? (Не может перейти в другое спряжение) Как определить спряжение глагола? (По окончанию) Когда это легче сделать? (Когда окончание ударное) Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? А если окончание безударное? (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в н.ф. перед – ть ). На что указывает -и? (На II спряжение )

А все остальные? (На I спряжение)

Всегда ли действует это правило? Не спешите дать утвердительный ответ.
II. Чистописание.

На доске написаны глаголы с пропущенными буквами в окончаниях.

- В глаголах мечта…шь, помеша…те, стро…т, кле…шь должны быть гласные е или и. Вот эти две буквы мы будем писать на чистописании. Составьте цепочку из букв. В нее должны войти буквы е, и и все буквы, которые находятся между ними в алфавите.
III. Словарно-орфографическая работа.

Упражнение «Анаграммы».

- Расшифруйте слова, которые «рассыпались».

ЖНУИ (ужин)

ЛУЦИА (улица)

УЙЖОРА (урожай)

УКЧИНЕ (ученик)

ЬТУЕЛЧИ (учитель)

- Что общего в этих словах? (Имена существительные на букву У, с непроверяемым написанием.)
IV. Работа по теме рока.

1) Работа с раздаточным материалом. Форма работы групповая.

- Предлагаю вам поработать в парах. (Детям до урока раздаются карточки, на которых записаны 3 глагола. Дается одна карточка на парту.) У вас на карточках по три глагола. Составляем алгоритм, по которому вы будете самостоятельно работать:
1. Предварительно определяем спряжение по личному окончанию глагола.

2. Ставим глагол в неопределенную форму и окончательно определяем спряжение глагола.
Работу по алгоритму вы должны выполнить с каждым глаголом
1 карточка: Краснеет, наступаешь, смотрит

2 карточка: Мечтаем, совершишь, видит

3 карточка: Стоит, откроешь, обидит

4 карточка: Уплываем, исследуешь, ненавидит

5 карточка: Завидуем, говоришь, зависит

6 карточка: Спешим, задумаешь, терпит

7 карточка: Построим, отвозишь, вертит

8 карточка: Сбегаем, поживаешь, слышит

9 карточка: Помешаем, спросишь, дышит

10 карточка: Успеем, спасаешь, держит

11 карточка: Излучает, наблюдаешь, гонит

2) Работа с доской.

- Вижу, что при определении спряжения некоторых глаголов вы испытывали затруднения. Какие глаголы вызвали у вас затруднения? (Учитель прикрепляет к доске карточки с глаголами-исключениями. Слово на доске появляется после того, как дети назовут его).

Смотреть Слышать

Видеть Дышать

Обидеть Держать

Ненавидеть Гнать

Зависеть

Терпеть

Вертеть

- Почему эти глаголы вызвали у вас затруднения? (По окончанию одно спряжение, а по неопределенной форме другое).

Подводящий диалог (если дети не ответили на заданный вопрос)

- Итак, что вы думали о глаголе сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глагол I спряжения, а оказалось, что глагол II спряжения).

Попадают ли эти глаголы в правило? (Нет)

Как можно назвать такие глаголы?

Вывод: В русском языке есть 4 глагола на –ать и 7 на –еть, которые относятся ко II спряжению. Это глаголы-исключения. Их нужно запомнить.

3) Упражнение «Замените одним словом».

- Подберите и запишите ответы, используя глаголы–исключения. Определите спряжение.

1. Различать, воспринимать звуки - слышать

2. Причинить огорчение – обидеть

3. Воспринимать окружающее с помощью зрения – видеть, смотреть

4. Заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь - гнать

5. Не давать упасть, вырваться - держать

6. Втягивать и выпускать воздух – дышать

7. Подчиняться другим - зависеть

8. Испытывать неприязнь - ненавидеть

9. Безропотно и стойко переносить что-либо неприятное, нежелательное - терпеть

10. Приводить в круговое движение – вертеть.
Физкультминутка.

V. Работа по теме урока.

1) Работа по учебнику. (Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса, 2-я часть. Упражнение 479.) Спишите глаголы, выделите окончания.

Смотреть (II) – смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят; видеть (II) –видишь, видит, видим, видите, видят; слышать (II) – слышишь, слышит, слышим, слышите, слышат; дышать (II) – дышишь, дышит, дышим, дышите, дышат; держать (II) – держишь, держит, держим, держите, держат; гнать (II) –гонишь, гонит, гоним, гоните, гонят.

Взаимопроверка.

2) Упражнение «Кто быстрее найдет глагол-исключение».

- На экране будут появляться отрывки их стихотворных литературных произведений. Найдите в каждом отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа. (Определив глагол-исключение и поставив его в нужную форму, обучающиеся делают запись в тетради, одновременно идет работа на доске).

1. “К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...”

2. “Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей...”

3. “Их он кормит и поит,
И ответ держать велит…”

4. “Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”

5. “И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…”

6. “Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”

7. “Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”

(Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишься, терпишь, дышишь).

Из каких сказок вы услышали отрывки? Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») Кто написал эти сказки? (Александр Сергеевич Пушкин)

VI. Итог урока.

- Что интересного вы узнали? (Глаголы-исключения.)

- Что в них исключительного? (В неопределенной форме на –еть, -ать относятся ко II спряжению.)

- Выучите эти глаголы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 4 классе icon Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Урок русского языка в 4 классе icon Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок русского языка в 4 классе icon Моу «сош им. П. П. Грицая ст. Солдатской Прохладненского района кбр»...
Цель: показать роль русского языка в современном мире; развивать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному языку
Урок русского языка в 4 классе icon Урок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы
Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество....
Урок русского языка в 4 классе icon Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся...
Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения...
Урок русского языка в 4 классе icon Урок русского языка в 5 классе Тема: Введение в морфологию
Анализ текста. ( Текст отпечатан на компьютере, спроектирован на экран. Слайд №1)
Урок русского языка в 4 классе icon Урок русского языка в 3-м классе
Учитель: Здравствуйте, ребята! Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените
Урок русского языка в 4 классе icon Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...
Урок русского языка в 4 классе icon Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Урок русского языка в 4 классе icon Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал…»
Ковалева Н. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции