Скачать 43.94 Kb.
|
Глаголы-исключения. Урок русского языка в 4 классе Целевая установка. Познакомить обучающихся с глаголами-исключениями. Отрабатывать умение распознавать спряжение глагола по неопределенной форме. Формировать умение писать безударные личные окончания глаголов. Оборудование. Карточки для работы в парах, презентация к уроку. Ход урока I. Организационный момент. Воспроизведение знаний о спряжении глагола и способах его определения. Сообщение темы урока. Отгадайте загадку: Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья, И хлеб в полях растёт. (Глагол) - Что такое глагол? Как изменяется глагол? Что такое спряжение? Кто считает, что спряжение это постоянный признак глагола, поднимите руку. Что значит “постоянный признак глагола”? (Не может перейти в другое спряжение) Как определить спряжение глагола? (По окончанию) Когда это легче сделать? (Когда окончание ударное) Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? А если окончание безударное? (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в н.ф. перед – ть ). На что указывает -и? (На II спряжение ) А все остальные? (На I спряжение) Всегда ли действует это правило? Не спешите дать утвердительный ответ. II. Чистописание. На доске написаны глаголы с пропущенными буквами в окончаниях. - В глаголах мечта…шь, помеша…те, стро…т, кле…шь должны быть гласные е или и. Вот эти две буквы мы будем писать на чистописании. Составьте цепочку из букв. В нее должны войти буквы е, и и все буквы, которые находятся между ними в алфавите. III. Словарно-орфографическая работа. Упражнение «Анаграммы». - Расшифруйте слова, которые «рассыпались». ЖНУИ (ужин) ЛУЦИА (улица) УЙЖОРА (урожай) УКЧИНЕ (ученик) ЬТУЕЛЧИ (учитель) - Что общего в этих словах? (Имена существительные на букву У, с непроверяемым написанием.) IV. Работа по теме рока. 1) Работа с раздаточным материалом. Форма работы групповая. - Предлагаю вам поработать в парах. (Детям до урока раздаются карточки, на которых записаны 3 глагола. Дается одна карточка на парту.) У вас на карточках по три глагола. Составляем алгоритм, по которому вы будете самостоятельно работать: 1. Предварительно определяем спряжение по личному окончанию глагола. 2. Ставим глагол в неопределенную форму и окончательно определяем спряжение глагола. Работу по алгоритму вы должны выполнить с каждым глаголом 1 карточка: Краснеет, наступаешь, смотрит 2 карточка: Мечтаем, совершишь, видит 3 карточка: Стоит, откроешь, обидит 4 карточка: Уплываем, исследуешь, ненавидит 5 карточка: Завидуем, говоришь, зависит 6 карточка: Спешим, задумаешь, терпит 7 карточка: Построим, отвозишь, вертит 8 карточка: Сбегаем, поживаешь, слышит 9 карточка: Помешаем, спросишь, дышит 10 карточка: Успеем, спасаешь, держит 11 карточка: Излучает, наблюдаешь, гонит 2) Работа с доской. - Вижу, что при определении спряжения некоторых глаголов вы испытывали затруднения. Какие глаголы вызвали у вас затруднения? (Учитель прикрепляет к доске карточки с глаголами-исключениями. Слово на доске появляется после того, как дети назовут его). Смотреть Слышать Видеть Дышать Обидеть Держать Ненавидеть Гнать Зависеть Терпеть Вертеть - Почему эти глаголы вызвали у вас затруднения? (По окончанию одно спряжение, а по неопределенной форме другое). Подводящий диалог (если дети не ответили на заданный вопрос) - Итак, что вы думали о глаголе сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глагол I спряжения, а оказалось, что глагол II спряжения). Попадают ли эти глаголы в правило? (Нет) Как можно назвать такие глаголы? Вывод: В русском языке есть 4 глагола на –ать и 7 на –еть, которые относятся ко II спряжению. Это глаголы-исключения. Их нужно запомнить. 3) Упражнение «Замените одним словом». - Подберите и запишите ответы, используя глаголы–исключения. Определите спряжение. 1. Различать, воспринимать звуки - слышать 2. Причинить огорчение – обидеть 3. Воспринимать окружающее с помощью зрения – видеть, смотреть 4. Заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь - гнать 5. Не давать упасть, вырваться - держать 6. Втягивать и выпускать воздух – дышать 7. Подчиняться другим - зависеть 8. Испытывать неприязнь - ненавидеть 9. Безропотно и стойко переносить что-либо неприятное, нежелательное - терпеть 10. Приводить в круговое движение – вертеть. Физкультминутка. V. Работа по теме урока. 1) Работа по учебнику. (Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса, 2-я часть. Упражнение 479.) Спишите глаголы, выделите окончания. Смотреть (II) – смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят; видеть (II) –видишь, видит, видим, видите, видят; слышать (II) – слышишь, слышит, слышим, слышите, слышат; дышать (II) – дышишь, дышит, дышим, дышите, дышат; держать (II) – держишь, держит, держим, держите, держат; гнать (II) –гонишь, гонит, гоним, гоните, гонят. Взаимопроверка. 2) Упражнение «Кто быстрее найдет глагол-исключение». - На экране будут появляться отрывки их стихотворных литературных произведений. Найдите в каждом отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа. (Определив глагол-исключение и поставив его в нужную форму, обучающиеся делают запись в тетради, одновременно идет работа на доске). 1. “К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон...” 2. “Смотрит – видит, дело лихо: Бьётся лебедь средь зыбей...” 3. “Их он кормит и поит, И ответ держать велит…” 4. “Комаром оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал…” 5. “И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь…” 6. “Крепко связаны ей локти, Попадётся зверю в когти, Меньше будет ей терпеть, Легче будет умереть…” 7. “Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала…” (Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишься, терпишь, дышишь). Из каких сказок вы услышали отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») Кто написал эти сказки? (Александр Сергеевич Пушкин) VI. Итог урока. - Что интересного вы узнали? (Глаголы-исключения.) - Что в них исключительного? (В неопределенной форме на –еть, -ать относятся ко II спряжению.) - Выучите эти глаголы. |
Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» |
Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний" |
||
Моу «сош им. П. П. Грицая ст. Солдатской Прохладненского района кбр»... Цель: показать роль русского языка в современном мире; развивать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному языку |
Урок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество.... |
||
Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся... Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения... |
Урок русского языка в 5 классе Тема: Введение в морфологию Анализ текста. ( Текст отпечатан на компьютере, спроектирован на экран. Слайд №1) |
||
Урок русского языка в 3-м классе Учитель: Здравствуйте, ребята! Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените |
Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,... |
||
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин... Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является... |
Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал…» Ковалева Н. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |