Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург




Скачать 0.77 Mb.
Название Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург
страница 1/7
Дата публикации 10.10.2014
Размер 0.77 Mb.
Тип Учебное пособие
literature-edu.ru > Литература > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Т.Д. Плюснина, И.С. Успенская

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ

РУССКУЮ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ




Учебное пособие

для иностранных учащихся

Санкт–Петербург

2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт–Петербургский государственный

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКий университет

имени С.М.Кирова




Кафедра русского языка и педагогики

Т.Д. Плюснина, доцент

И.С. Успенская, доцент

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ

РУССКУЮ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Учебное пособие

для иностранных учащихся

(I, II сертификационные уровни владения русским языком)

Санкт–Петербург

2011
Рассмотрено и рекомендовано к изданию

учебно–методической комиссией гуманитарного факультета

Санкт–Петербургского государственного лесотехнического университета

23 июня 2011 г.


Р е ц е н з е н т ы:
кафедра русского языка Санкт–Петербургского

государственного университета технологии и дизайна

(кандидат педагогических наук, профессор Н.Т. Свидинская),

кандидат филологических наук, доцент М.А. Шахматова

(Санкт–Петербургский государственный университет)

Н а у ч н ы й р е д а к т о р:
кандидат филологических наук, доцент Н.Н. Сперанская

(Санкт–Петербургский государственный лесотехнический университет)

Плюснина Т.Д., Успенская И.С.

Учимся читать русскую классическую литературу: учебное пособие для иностранных учащихся / Плюснина Т.Д., Успенская И.С. – СПб.: СПбГЛТУ, 2011. – 75с.
Представлено кафедрой русского языка и педагогики.
Учебное пособие включает в себя художественные тексты (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», М.Ю. Лермонтов «Тамань», И.С.Тургенев «Муму»); краткую информацию о творчестве писателей, эпохе, истории создания произведения, комментарии к текстам; систему заданий на проверку понимания содержания произведения, идейного замысла, художественных особенностей.

Подбор и организация учебного материала в пособии способствуют развитию языковой, лингвокультурологической и коммуникативной компетенции учащихся.

Предназначено для иностранных студентов технических вузов I, II сертификационных уровней владения русским языком как иностранным.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие для чтения «Учимся читать русскую классическую литературу» составлено на материале произведений русской литературы XIX в. В него включены повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», М.Ю. Лермонтова «Тамань», И.С. Тургенева «Муму».

Пособие предназначено для иностранных студентов технических вузов I, II сертификационных уровней владения русским языком, аспирантов, слушателей курсов русского языка.

Работа с художественными текстами предоставляет преподавателю неограниченные возможности для реализации общеобразовательных и воспитательных целей.

Художественные произведения отражают важнейшие периоды русской истории, события, факты, способствующие приобретению новых знаний о языке и культуре чужой страны; формируют представление о языке и культуре как тесно взаимосвязанных феноменах; способствуют формированию интеллектуальной, эстетически развитой языковой личности.

Рассматривая художественный текст как средство овладения культурой через изучение языка, авторы попытались реализовать в пособии следующие цели и задачи:

  1. развитие навыков чтения и анализа произведений художественной литературы с точки зрения формы и содержания;

  2. расширение и обогащение словарного запаса учащихся;

  3. формирование речевых навыков и умений;

  4. совершенствование коммуникативной и лингвокуль –турологической компетенции учащихся;

  5. ознакомление с историей, культурой России.

Цели и задачи пособия определили его структуру. Оно включает в себя

  • краткую информацию о творчестве писателя, эпохе, истории создания произведения;

  • комментарий к текстам;

  • учебные художественные тексты, методически обработанные и соотнесённые с языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенцией иностранных учащихся;

  • систему заданий на снятие языковых трудностей, на расширение потенциального словаря учащихся; заданий на осмысление и понимание содержания произведения;

  • итоговые задания под рубрикой «Давайте побеседуем о прочитанном»;

  • темы для устных и письменных сообщений по прочитанным произведениям;

  • рекомендации для студентов под рубрикой «Советуем вам…» (прочитать другие произведения писателя, посетить литературные музеи, посмотреть фильмы, спектакли);

  • словарь литературоведческих терминов.

  • список принятых сокращений.

Итоговые задания под рубрикой «Давайте побеседуем о прочитанном» формируют навыки монологического высказывания, обучают умению выразить собственные суждения о прочитанном, вести дискуссии, активизируют эстетическое, эмоциональное восприятие изучаемого произведения.

Предложенная в пособии система заданий приучает иностранных студентов внимательно вчитываться в художественный текст, обращать внимание на идейно значимые фрагменты произведения, воспринимать текст не только на уровне понимания его содержания, смысла, но и на уровне понимания его художественных особенностей.

Ознакомление студентов с комментарием к текстам возможно проводить по усмотрению преподавателя как до чтения, так и в процессе чтения.

Количество заданий, последовательность их выполнения могут быть изменены в зависимости от уровня подготовки учащихся, их интересов, целей и задач обучения.

Авторы полагают, что пособие «Учимся читать русскую классическую литературу» сможет привить любовь и интерес к художественной литературе, подготовить учащихся к чтению неадаптированных произведений.





«Чем больше люди знают

друг о друге, тем лучше они понимают друг друга…»

Л.Улицкая

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Перед вами учебное пособие «Знакомимся с русской классической литературой». В него включены произведения великих русских писателей XIX века – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, без которых невозможно представить русскую национальную культуру.

Произведения этих писателей известны во всём мире. Может быть, вы и читали некоторые из них на своём родном языке.

Чтение художественных произведений – нелёгкий труд, т.к. оно предполагает глубокое понимание не только содержания, но и смысла произведения, его проблем, характеров героев и их поступков.

Посредством слова писатель создаёт художественные образы, которые воздействуют на мысли и чувства читателя. Мы как бы переносимся в изображаемые писателем картины жизни русского народа, представляем себе героев произведений, сочувствуем одним, с осуждением относимся к другим.

Нередко чтение произведений является трудным для студентов из–за недостаточного знания русского языка и непонимания того, что язык литературы имеет свои художественные особенности.

Работа с пособием научит вас читать и анализировать литературные произведения, высказывать своё отношение к событиям и героям. Вы сможете почувствовать красоту и богатство русского языка.

Чтение лучших произведений русской литературы сделает вашу речь правильной, красивой и яркой.

Авторы пособия надеются, что знакомство с произведениями русской классической литературы доставит вам эстетическое удовольствие и подготовит вас к чтению художественной литературы в оригинале.


Желаем вам успехов.

Авторы.

А.С.Пушкин

(1799 – 1837)

Александр Сергеевич Пушкин – гениальный русский поэт, писатель, драматург. А.С.Пушкин в своих произведениях правдиво изображал русскую жизнь, типы людей из самых различных социальных слоёв общества. Его всегда волновали политические, общественные, исторические проблемы России.

Крупнейшее произведение А.С.Пушкина – роман в стихах «Евгений Онегин». В нём поэт впервые реалистически отразил все проблемы того времени, поэтому роман называют «энциклопедией русской жизни».

Великий поэт всю жизнь находился в конфликте с самодержавием, с высшим обществом и был противником социального неравенства, на котором была построена вся жизнь в царской России.

В 1830 году Пушкин пишет свои знаменитые «Повести Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»), которые явились первым реалистическим произведением русской прозы.

В небольшой повести «Станционный смотритель» Пушкин рассказывает о горькой судьбе чиновника, представителя низшего сословия – «маленького человека», которого все унижают и оскорбляют.

Главный герой повести Самсон Вырин – человек честный, достойный уважения, любящий отец – пытается защитить свою честь и честь своей дочери. Но в обществе классовых противоречий попытки бесправного человека оказываются напрасными.

Повесть, гуманистическая по своему содержанию, учит любить и уважать простого человека, призывает к сочувствию и состраданию.

Повесть «Станционный смотритель» оказала большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Тема бесправного положения «маленького человека», бедного, страдающего, беззащитного, стала одной из её основных тем. Она была продолжена в творчестве Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.

Л.Н. Толстой высоко оценил прозу А.С. Пушкина. Он писал: «Я с восторгом перечитал «Повести Белкина» в седьмой раз…» Толстой считал их школой для молодых писателей и советовал им: «Читайте сначала все «Повести Белкина»… Их надо изучать и изучать».

Это интересно знать …
Как известно, Пушкин много путешествовал по России. Эти путешествия давали ему огромный материал для произведений, подсказывали сюжеты и образы.

Одно из таких произведений – повесть «Станционный смотритель», действие в которой происходит недалеко от Петербурга, на почтовой станции Выра.

Пушкин неоднократно проезжал через эту станцию и хорошо знал многих станционных смотрителей. Интересно, что он дал фамилию своему герою – Вырин – по названию так хорошо знакомой ему станции Выра.

До нашего времени сохранился домик станционного смотрителя. Существует предположение, что именно здесь жил герой повести – Самсон Вырин, что отсюда проезжий гусар увёз его дочь – красавицу Дуню в Петербург и что Самсон Вырин не перенёс своего горя, умер и был похоронен на местном кладбище.

Сейчас в домике станционного смотрителя находится музей. Это первый в России музей литературного героя. Многие экспонаты рассказывают о традициях России ХIХ века, связанных с дорожным бытом.


Музей «Дом станционного смотрителя»

Станционный смотритель

(по А.С. Пушкину)
Прочитайте I часть текста.

Подумайте, как её можно озаглавить.
Что такое станционный смотритель? Сущий мученик 14 класса. Покою ни днём, ни ночью. Погода несносная, дорога плохая, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага.

В дождь и слякоть бегает он по дворам; в бурю, в мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от криков раздражённых проезжающих... Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием.

В течение двадцати лет изъездил я всю Россию по всем направлениям; редкого смотрителя не знаю я в лицо. Смотрители вообще люди мирные, услужливые, склонные к общежитию, скромные и не слишком сребролюбивые. Память одного из них мне драгоценна...

В 1816 году, в мае, проезжал я по тракту. День был жаркий, но через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. По приезде на станцию первая забота была поскорее переодеться, вторая - спросить себе чаю. «Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками».

При этих словах вышла девочка лет четырнадцати. Красота её меня поразила. «Это твоя дочка?» — спросил я смотрителя. «Дочка, — отвечал он, — да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Тут он начал переписывать мою подорожную, а я стал рассматривать картинки, украшавшие его бедное, но опрятное жилище. Они изображали историю блудного сына…

Все это сохранилось в моей памяти. Вижу, как теперь, самого смотрителя, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сюртук с тремя медалями.

Не успел я расплатиться с моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею на меня. Она потупила большие голубые глаза. Я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости. Я предложил отцу её стакан пуншу. Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

Лошади были давно готовы, а мне всё не хотелось расстаться со смотрителем и его дочкой. Наконец я с ними простился. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила.

В сенях я остановился и просил у ней разрешения её поцеловать; Дуня согласилась...

Комментарий к I части
Станционный смотритель - мелкий чиновник, служащий на почтовой станции в царской России.

Сущий – настоящий, существующий в действительности.

Мученик (мучиться) – человек, который страдает, испытывает много горя, мучений.

Чиновник 14 класса – самый низкий класс чиновников, состоящих на государственной службе в царской России.

Ямщик (устар.) – кучер, человек, управляющий лошадьми, везущими экипаж.

Сени (устар.) - помещение между входом с улицы и жилой частью дома.

Негодовать – проявлять недовольство, возмущение, негодование.

Сострадать – проявлять жалость, сочувствие к несчастьям другого человека.

Сребролюбивый (устар.) – отличающийся сребролюбием, т.е. жадностью к деньгам.

Тракт (устар.) – большая проезжая дорога.

Проворный – быстрый, ловкий.

Подорожная – документ, в который записывались сведения о проезжающих.

Блудный сын – (книжн.) – библейская легенда о сыне, который убежал из отцовского дома ради удовольствий и развлечений. Но, испытав в жизни горе, болезни, унижения, наконец, возвратился домой к отцу, который встретил его с радостью и любовью и простил его. Эта легенда часто используется в произведениях мировой литературы.

Сюртук (устар.) – мужская верхняя одежда.

Кокетка – девушка или женщина, которая хочет понравиться мужчине, заинтересовать его собою.

Робкий – несмелый, боязливый.

Пунш – напиток из вина.
Выполняем задания к I части текста.


  1. Объясните, какое значение имеют приставки –из, –пере, –вы в выделенных глаголах.

Я изъездил всю Россию. Много проезжающих перебывало на этой станции. Дождь вымочил меня до нитки.

  1. Разберите по составу следующие слова. Найдите в них суффиксы и определите, какое значение вносят они в данные слова:


- смотритель, писатель, читатель, мучитель;

- мученик, труженик, домик, рассказчик, собеседник, обманщик;

- сослуживец, очевидец, постоялец, жилец;

- сребролюбивый, самолюбивый, трудолюбивый, услужливый,

разговорчивый.



  1. Образуйте от данных глаголов существительные с помощью суффиксов –ани, –ени. Составьте предложения с некоторыми из них.


Негодовать, сострадать, унижать, повествовать, сопереживать. Мучить, лечить.



  1. Образуйте от следующих прилагательных существительные с суффиксом -ость. Составьте с некоторыми из них предложения.


Искренний, услужливый, скромный, бодрый, робкий, задумчивый.



  1. Продолжите ряд однокоренных слов, образованных от глагола жить:

Жилище, жильё, …

  1. П
    погода несносная; проливной дождь; память драгоценна; проворная, разумная дочка; красота (меня) поразила; опрятное жилище.
    одберите синонимы к данным словам и словосочетаниям:



  1. Как вы понимаете словосочетание «свежий старик»? К прилагательному «свежий» подберите существительные (свежий ветер, свежая газета, …).

Объясните значение образованных вами словосочетаний.

  1. С
    смотреть как на врага; вымокнуть до последней нитки; потупить глаза; производить (сильное) впечатление; быть век знакомы.
    кажите, в каких ситуациях можно использовать следующие выражения:

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург icon Учебное пособие для супервизоров и психотерапевтов Санкт-Петербург
Рф б. Д. Карвасарский, руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии и главный психотерапевт...
Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург icon Учебное пособие Санкт-Петербург Издательство «Дидактика Плюс»
Печатается по решению Ученого Совета Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени...
Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург icon Борис Акимович Исаев Социология. Краткий курс «Социология. Краткий...
Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта РФ и программой по социологии....
Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург icon Учебное пособие по курсу Автор составитель Перова И. Н. Учебное пособие...
Учебное пособие рассчитано на учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений
Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург icon Пособие для врачей Санкт-Петербург 2009
Йод-Элам – продукт из ламинарии: применение в борьбе с йоддефицитными заболеваниями
Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург icon Учебное пособие для учащихся средней школы (5-8 класс)
Давыдов Д. Г. Терроризм – зло / Пособие для учащихся средней школы (5-8 класс) общеобразовательных учреждений. М.: Опсс, 2008
Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург icon Санкт-Петербург
...
Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург icon «Санкт-Петербург, Пушкин, Лермонтов и мировая культура»
Дом»), Всероссийским Музеем А. С. Пушкина и Санкт-Петербургским городским Дворцом Творчества Юных проводит с 15 по 20 октября 2014...
Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург icon Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г....
Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех интересующихся тем, как возникает новое...
Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург icon В этой лекции мы рассмотрим следующие основные вопросы: что изучает...
Бекетов А. И. Курс лекций по фармакологии (учебное пособие для отечественных и иностранных студентов): в 2 ч. Часть – 2-е изд., перераб...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции