Скачать 103.75 Kb.
|
«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет». Разработка внеклассного мероприятия по творчеству А.С. Пушкина в 9 классе. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 4 Ощепкова Татьяна Григорьевна 2005 год Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. Ф.И. Тютчев. Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Первый ведущий: С каждым десятилетием всё дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт всё более приближается к нам, как добрый наставник, учитель и друг – спутник всей нашей жизни, от рождения до старости. Приоткроем завесу в прошлое. Мысленно перенесемся в то далекое для нас время и сделаем еще один шаг на пути постижения великого Пушкина. Второй ведущий: Около четырёх часов дня Пушкин со своим секундантом Данзасом отправился на место дуэли. Через два часа его привезли домой смертельно раненного. 29 января 1837 года в 2-а часа 45 минут Пушкин скончался. Поэту было 38 лет… Третий ведущий: Рана – а потом смерть Пушкина – вызвала в Петербурге волнение, которого ещё не знала столица. Петербург видел смерть Петра I, хоронил Ломоносова, Державина, видел смерть Суворова и шепотом рассказывал о казни пяти декабристов. Но ничего похожего он не знал. Стену в квартире Пушкина выломали для посетителей. У гроба Пушкина побывало неслыханное число людей. Перепуганные жандармы суетились, стремясь не допустить изъявления народных почестей к телу поэта. Тело поэта по личному приказу царя тайком перевезено в Святые горы, где предано земле безо всяких почестей. Четвертый ведущий: Но Пушкину было уже всё равно: для него началась новая жизнь – в бессмертии русской литературы. Первый ведущий: А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве, в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, которому в то время было 29 лет, и жены его Надежды Осиповны (урождённой Ганнибал), которой было 24 года. Он был вторым ребёнком. В семье было ещё двое детей: старшая дочь Ольга и младший сын Лёвушка – любимец родителей. Пятеро детей умерли во младенчестве. Но это не говорит о плохо наследственности Пушкина. Все его предки пожили долгую жизнь, и, если бы не дуэль, Александр Сергеевич прожил бы гораздо больше. Чтец: Стихотворение «В дни соловья…» (А.С. Пушкин) Поэт: «Дед мой (по отцу)был человек пылкий и жестокий. Первая жена его… умерла на соломе, заключённая им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую связь её с французом, бывшим учителем его сыновей, и которого она весьма феодально повесила на чёрном дворе. Вторая жена его… довольно от него натерпелась. Однажды велел он ей одеться и ехать с ним куда-то в гости. Бабушка была на сносях и чувствовала себя нездоровой, но не смела отказаться. Дорогой она почувствовала муки. Дед велел кучеру остановиться, и она в карете разрешилась чуть ли не моим отцом. Родильницу привезли домой полумёртвую и положили на постелю всю разряженную и в бриллиантах. …Родословная моей матери ещё любопытнее. Дед её был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе… отослал его Петру I… Государь крестил маленького Ибрагима…в 1707 году… и дал ему фамилию Ганнибал…». Второй ведущий: Пушкин легко покинул стены родного дома и не разу в стихах не упоминал ни матери, ни отца. Когда Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. Он был человек без детства. Чтец: Заменой мира детства стал для Пушкина Лицей. Здесь он почувствовал себя Поэтом. В 1830 году Пушкин писал: «Начал я писать с тринадцатилетнего возраста и печатать почти с того же времени». В те дни – во мгле дубровных сводов Близ вод, текущих в тишине, В углах лицейских переходов, Являться Муза стала мне… Третий ведущий: Лицей заменил Пушкину детство. Лицей был закончен – детство прошло. Свой выпускной экзамен Поэт воспринимает как паж, получивший посвящение в рыцарский сан: Поэт: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять меня… Меня искали, но не нашли». Чтец: Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрёпанный том Парни. (Анна Ахматова) Четвертый ведущий: Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Полным творческих замыслов вступил поэт в новую пору своей жизни. В августе 1817 года он приезжает в Петербург. Петербург закружил Пушкина. Чтец: Прости мне, милый друг, Двухлетнее молчанье: Писать тебе посланье Мне было не досуг. На тройке принесенный Из родины смиренной В великий град Петра, От утра до утра Два года всё кружился Без дела в хлопотах, Зевая, веселился В театре, на пирах; Не ведал я покоя, Увы! ни на часок, Как будто у налоя В великий четверток Измученный дьячок. Но слава, слава богу! На ровную дорогу Я выехал теперь; Уж вытолкал за дверь Заботы и печали, Которые играли, Стыжусь, столь долго мной, И в тишине святой Философом ленивым, От шума вдалеке, Живу я в городке, Безвестностью счастливом. Я нанял светлый дом С диваном с камельком; Три комнатки простые – В них злато, бронзы нет, И ткани выписные Не кроют их паркет. («Городок». Отрывок) Первый ведущий: В 1820 году Карамзин писал: «Над здешним поэтом Пушкиным, если не туча, то, по крайней мере, облако, и громоносное, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей. Это узнала полиция. Опасаются следствий». Хлопоты Карамзина, Чаадаева, Глинки облегчили участь Пушкина: ни Соловки, ни Сибирь не стали местом его ссылки. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга на юг. Второй ведущий: В середине мая 1820 года Пушкин прибыл в Екатеринослав. После шумной петербургской жизни почувствовал скуку, к тому же здесь он тяжело заболел. Но благодаря дружескому участию в его судьбе семьи генерала Раевского, Пушкин отправляется для лечения на кавказские воды. Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы…Всё было ново и необычно. Кавказская природа, древние легенды взволновали Пушкина. Чтец: Кто видел край, где роскошью природы Оживлены дубравы и луга, Где весело шумят и блещут воды И мирные ласкают берега, Где на холмы под лавровые своды Не смеют лечь угрюмые снега? Скажите мне: кто видел край прелестный, Где я любил, изгнанник неизвестный? Чтец: Здесь Пушкина изгнанье началось И Лермонтова кончилось изгнанье. Здесь горных трав легко благоуханье, И только раз мне видеть удалось У озера, в густой тени чинары, В тот предвечерний и жестокий час – Сияние неутолённых глаз Бессмертного любовника Тамары. (Анна Ахматова. «Кавказское») Чтец: «Встреча с Пушкиным» (Марина Цветаева) Третий ведущий: В годы Южной ссылки имя Пушкина сделалось известным всей России. Он узнал, что такое успех и слава. «Южные поэмы» принесли ему читательское признание. Белинский писал: «Эти поэмы читались всей грамотной Россией, они ходили в тетрадках, переписывались учениками на школьных скамейках, украдкой от учителя, сидельцами за прилавками магазинов и лавок». Чтец: Отрывки из «Южных поэм». Четвертый ведущий: Закончилась южная ссылка. Дорога вела домой. Впереди было тихое Михайловское. Здесь, в Михайловском, Пушкин пишет одно из лучших своих стихотворений «Я помню чудное мгновенье», посвященное А.П. Керн. Звучит романс на стихи А.С. Пушкина. Первый ведущий: Пушкин живет в атмосфере непрерывного творческого напряжения. Закончены «Цыганы», написан «Борис Годунов», «Граф Нулин», идет работа над романом «Евгений Онегин». Чтец: Отрывок из романа «Евгений Онегин». Второй ведущий: Движение, начатое в Михайловском, нуждалось в остановке. В 1830 году закончен «Евгений Онегин», написаны «Маленькие трагедии». В основу сюжета «Моцарт и Сальери» Пушкин положил широко распространённые в то время слухи, будто знаменитый композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта. Сцена из «Моцарта и Сальери». Третий ведущий: Блестящ, многогранен гений Пушкина! Он поэт, драматург, он – прозаик. В1830 году написаны «Повести Белкина», проложившие дорогу Гоголю и последующему развитию русской прозы. Сцена из повести «Барышня-крестьянка». Четвертый ведущий: Приближалась осень – пушкинская пора стихов, Болдинская осень. Поэт: «Осень подходит. Это моё любимое время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов нарастает». Чтец: «Осень». Отрывок. Поэт: В декабре 1828 года Пушкин впервые встретил Наталью Николаевну Гончарову. «Когда я увидел её в первый раз… Я полюбил её, голова у меня закружилась». 6 мая 1830 года состоялась помолвка. Чтец: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Первый ведущий: В Москве, в церкви Большого Вознесения, Пушкин 18 февраля обвенчался с красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. Ей шёл девятнадцатый год. Пушкин писал Плетнёву: «Я женат и счастлив, одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь». Второй ведущий: Недолгим было счастье Поэта. Свет и двор заявили свои права на душу Натальи Николаевны, грозили разрушить пушкинский идеал семьи и счастья. Пушкина охватило чувство потерянности и тревоги. Чтец: «Бесы». Третий ведущий: Пушкин пытался найти выход, вновь и вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Летом 1835 года поэту удалось получить отпуск на четыре месяца, и он уехал в Михайловское. Это было последнее его посещение того уголка земли, где он «провёл изгнанником два года незаметных». Чтец: Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит – Летят за днями дни, и каждый час уносит Частицу бытия, а мы с тобой вдвоём Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрём. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег. Четвертый ведущий: Травля, оскорбляющая его человеческое достоинство и ставящая под сомнение репутацию его жены, продолжалась. Пушкин решил пожить этому всему конец. Он написал гневное и резкое письмо Геккерену с явным намерением оскорбить посланника и его прёмного сына. В ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль. Чтец: … И Пушкин падает в голубоватый Колючий снег. Он знает – здесь конец. Недаром в кровь его влетел крылатый, Безжалостный и жалящий свинец. Кровь на рубахе… Полость меховая Откинута. Полозья дребезжат. Леса и снег и скука путевая, Возок уносится назад, назад… Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова То, что влюблённому забыть нельзя, – Рассыпанные кудри Гончаровой И тихие медовые глаза. Случайный ветер не разгонит скуку, В пустынной хвое замирает край… … Наемника безжалостную руку Наводит на поэта Николай! Он здесь, жандарм! Он из-за хвои леса Следит – упорно, взведены ль курки, Глядят на узкий пистолет Дантеса Его тупые скользкие зрачки. И мне ли, выученному, как надо Писать стихи и из винтовки бить, Певца убийцам не найти награду, За кровь пролитую не отомстить? Я мстил за Пушкина за Перекопом, Я Пушкина через Урал пронёс, Я с Пушкиным шатался по окопам, Покрытый вшами, голоден и бос. И сердце колотилось безотчётно, И вольный пламень в сердце замирал, И в свисте пуль, за песней пулемётной Я вдохновенно Пушкина читал! Идут года дорогой неуклонной, Клокочет в сердце песенный порыв… … Цветёт весна – и Пушкин отомщённый Всё так же сладостно-вольнолюбив. («О Пушкине». Эдуард Багрицкий.) |
Методическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова... Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое» |
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы |
||
Конспект внеклассного мероприятия «Подготовка к созданию учебного... Конспект внеклассного мероприятия Подготовка к созданию учебного исследовательского проекта |
Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия Инсценирование сказок, сценок, пьес и тому подобного сообщает ученикам необходимый стимул в освоении знаний и умений для основного... |
||
Литература » Разработка внеклассного мероприятия на тему «Основные... В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют... |
Урок внеклассного чтения в 4 классе Тема: Русские народные сказки. Викторина по сказкам За три года в начальной школе вы прочитали много различных сказок. Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подробнее поговорим о... |
||
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И Сегодня мы проведём урок литературы, используя проектную деятельность по творчеству А. С. Пушкину |
Урок литературного чтения в III классе Разработка учителя начальных классов моу «сош№27» Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А. С. Пушкина и мастерство поэта в создании... |
||
Программа празднования 215-летия со дня рождения А. С. Пушкина в... Александра Сергеевича Пушкина. В этот день Государственный музей А. С. Пушкина по традиции приглашает любителей поэзии, литературы... |
Разработка урока литературы в 9 классе на тему «Любовная лирика Пушкина» А. С. Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |