Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века»




Скачать 0.51 Mb.
Название Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века»
страница 1/4
Дата публикации 10.10.2014
Размер 0.51 Mb.
Тип Программа дисциплины
literature-edu.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История русской литературы 19 века

Направление подготовки

Бакалавриат

Степень выпускника

Бакалавр

Ижевск 2014


1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) является выработка представлений об историческом движении русской литературы.

Задачи освоения дисциплины: знакомство с основными текстами изучаемого периода, механизмами смыслопорождения.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в профессиональный цикл ООП бакалавриата.

Дисциплина адресована бакалаврам 2 года обучения.

Изучению дисциплины предшествуют: «Русское устное народное творчество», «История античной литературы», «История русской литературы до XVIII века», «История Руси X – XVII вв.», «Введение в литературоведение», «Старославянский язык»

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции на продвинутом уровне: ПК-1,ПК-5,ПК-8,ПК-2

Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века»; «Творчество А.С.Пушкина», «Творчество М.В.Лермонтова», «Творчество Н.В.Гоголя» «Становление реализма в 1840-1850-ые гг».

3. Компетенции обучающегося, формируемые

в результате освоения дисциплины
Способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1); способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2); способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5); владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

иметь представление о закономерностях историко-литературного развития первой половины XIX века, о месте и значении русской поэзии в системе европейских литератур, об основных закономерностях литературы изучаемого периода;

знать содержание рекомендованных для чтения произведений, владеть хронологией жизни и творчества изучаемых авторов, понимать принципы и механизмы смылопорождения текстов, уметь самостоятельно анализировать тексты произведений, иметь ясное представление об особенностях существовавших литературных направлений (классицизм, сентиментализм, предромантизм);

уметь ориентироваться в сложном и противоречивом культурно-историческом процессе первой половины XIX века. и применять полученные знания в области истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности

владеть принципами текстологического и литературоведческого анализа художественного текста, навыками самостоятельной научной работы, а также навыками презентации собственных идей.

4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.





п/п


Разделы, темы
дисциплины



Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости



Формируемые

компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.

1

2

3

4

N…




Семестр III

1

Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века

1-5

10

14

14

Проверка конспектов,

проверка докладов,

контр. работа

ПК-1, ПК-5

2

2

Творчество А.С.Пушкина

6-10

10

8

8

контр.работа

ПК-2, ПК-8

2

3

Творчество М.Ю.Лермонтова

11-12

4

4

2

Конспект, контр. работа

ПК-1, ПК-2

2

4

Творчество Н.В.Гоголя

13-15

6

4

2

доклад

ПК-5, ПК-8

2

5

Становление реализма в 1840-1850-ые гг

16-17

6

6

10

контр.работа

ПК-1, ПК-5

2

Форма промежуточной аттестации – экзамен

5. Содержание дисциплины




Тема

Лекции

Семинары

Лабораторный практикум

Самостаятельная работа

1.

«Категориальный слом» рубежа 18 и 19 вв. Романтизм как творческий метод и мироотношение.


2 ч.










2.

Поэзия русского романтизма начала 19 века. В.А.Жуковский и К.Н.Батющков


2 ч.

2 ч






3.

Творчество поэтов-декабристов

2 ч.

2 ч




4 ч.



Русская романтическая повесть




2 ч.




6 ч.

5.

Творчество А. С. Грибоедова

2 ч.










6.

Поэты пушкинского круга (Е.Боратынский, П.Вяземский, А.Дельвиг…)

2 ч.

4 ч.




4 ч.

7.

Поэтическое творчество А.С.Пушкина 1815 – 1824 гг

2 ч.

2 ч.




2 ч.

8.

Поэмы А.С.Пушкина

2 ч.

2 ч.




4 ч.

9.

Драматургия А.С.Пушкина

2 ч.

2 ч.







10.

Проза А.С.Пушкина

2 ч.

2 ч.




2 ч.

11.

Поэтическое творчество А.С.Пушкина 1830-х гг

2 ч.










12.

Поэтическое творчество М.Ю.Лермонтова

2 ч.

2 ч







13.

Проза М.Ю.Лермонтова

2 ч.

2 ч.




2 ч.

14.

Н.В.Гоголь: От «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Петербургским повестям»

2 ч.

2 ч.




2 ч.

15.

Драматургия Н.В.Гоголя

2 ч.

2 ч







16.

Поэма «Мертвые души». Позднее творчество Н.В.Гоголя


2 ч.










17.

Литературная эпоха 1840-х гг. (1842-1855 гг.). «Натуральная школа» как этап развития русского реализма.

2 ч.

2 ч.




10 ч.

18.

Творчество А.И. Герцена

2 ч.

2 ч.







19.

Творчество С.Т. Аксакова

2 ч.

2 ч.










Всего

36 ч.

36 ч.




36 ч.


5.1. Темы и их аннотации
Лекция 1.  Введение. «Категориальный слом» рубежа 18 и 19 вв. Романтизм как творческий метод и мироотношение. (2 часа.).

«Культурный взрыв» рубежа столетий. Понятие «категориального слома» (А.В.Михайлов). Из истории употребления понятий «романтизм», «романтический». Современные представления о романтизме, разграничение «романтизма» и «романтики». Специфика романтического мироощущения. Основные течения романтической литературы. Характерные особенности литературы романтизма, ее поэтика и ведущие жанры. Романтизм в других видах искусства.
Лекция 2. Поэзия русского романтизма начала 19 века. В.А.Жуковский и К.Н.Батющков (2 часа)
Связь ведущих жанров поэзии В.А. Жуковского с доромантическими традициями. Направление и этапы творческой эволюции писателя. Концепция романтического «двоемирия» и характер ее реализации в творчестве В.А.Жуковского. Элегии Жуковского и их место в системе творчества писателя. Тематика и проблематика баллад Жуковского. Попытки создания «русской» баллады («Людмила», «Светлана»). Перевод «Шильонского узника» Байрона и его значение для становления русской романтической поэмы.Судьбы русского романтизма и позднее творчество Жуковского.

Своеобразие творчества К.Н. Батюшкова. Литературная репутация и реальная личность поэта. Основные этапы эволюции Батюшкова-писателя. Элегии Батюшкова и их место в системе поэтического творчества. Трактовка темы античности в поздней лирике поэта.
Лекция 3.  Творчество поэтов-декабристов. (2 часа)
Формирование эстетической программы декабристов; утверждение общественно-воспитательного значения искусства. Литературная позиция декабристов, их критические выступления. Своеобразие декабристской литературы, ее связь с традициями XVIII в., направление ее развития. Тема поэта и поэзии в творчестве К. Ф. Рылеева и В. К. Кюхельбекера. Проблема личности в произведениях декабристов. Своеобразие разработки исторической темы в декабристской литературе (Ф. Н. Глинка, П. А. Катенин, А. И. Одоевский, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев). Борьба декабристов за самобытность русской культуры, декабристская концепция русского национального характера, ее политическая окраска.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века» icon Программа учебной дисциплины язык русских писателей первой трети...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...
Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века» icon Программа учебной дисциплины язык русских писателей второй трети...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...
Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века» icon Аннотация к рабочей программе по Литературе
Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской...
Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века» icon Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...
Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века» icon Метатекстовые повествовательные структуры в русской прозе конца XVIII первой трети XIX века
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета Томского государственного университета
Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века» icon Программа учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы)
Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века» icon Программа учебной дисциплины язык русских писателей первой половины...
Хх века; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые...
Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века» icon Программа дисциплины зарубежная литература XIX века. Реализм
Студенты должны понять особенности формирования реалистической художественной системы в целом, специфику развития реализма в разных...
Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века» icon Русская культура в первой половине XIX века
Начало XIX века время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания...
Программа дисциплины построена по блочно-модульной системе; в ней выделены «Своеобразие русского романтизма первой трети 19 века» icon Рабочая программа по литературе для 10А, б класов
Охватывает наиболее прославленный период русской литературы — XIX век. Начальные обзоры имеют целью показать нравственное и эстетическое...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции