Литература первой половины XIX века




Скачать 142.28 Kb.
НазваниеЛитература первой половины XIX века
Дата публикации10.10.2014
Размер142.28 Kb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Литература > Литература

№ уро-ка

Раздел программы, темы уроков

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

Контроль

Планиру-

емые сроки

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Репродуктивная: составление тезисного

плана статьи учебника.

Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи. Уметь составлять

тезисный план статьи учебника.

Тезисный план




Литература первой половины XIX века

2

Обзор русской литературы первой половины XIX века.

Репродуктивная: составление тезисного

плана или конспекта лекции учителя, работа со словарём литературоведческих терминов, инд. сообщения о Г.Р. Державине, В.А.Жуковском, К.Н.Батюшкове

Знать основные закономерности историко-литературного процесса, сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития. Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя.

Тезисный план или конспект лекции учителя, инд. сообщения о поэтах




А. С. Пушкин (10ч)

3

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.

Сообщения о жизни и творчестве А. С. Пушкина, выразительное чтение стихов.

Знать о художественных открытиях А.С. Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.

Индивидуальные сообщения




4

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок.

Выразительное чтение стихов, ответы учащихся, элементы анализа стихотворений («Погасло дневное светило», «Элегия», «Подражание Корану» ( IX «И путник усталый на Бога роптал»).

Знать основные мотивы, «вечные темы», особенности романтической лирики.

Уметь анализировать стихотворения, соотнося с литературным направлением, с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.


Анализ стихов




5

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Выразительное чтение и анализ лирического текста («Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»), записи в тетради.

Знать мотивы лирики Пушкина, понимать значение лирики в период её написания.

Уметь определять средства выразительности, давать свою оценку.


Анализ стихов




6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина.

Исследовательская: выразительное чтение и анализ лирического текста («Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти»), индивидуальное сообщение «Пушкин и декабристы».

Знать основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С. Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выступать с сообщением на литературную тему.

Выразитель-

ное чтение и анализ стихотворе-

ний, индивидуаль-

ное сообщение




7-8

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение стихотворений «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…» «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»)

Знать, какое воплощение в творчестве Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения с позиции их религиозно-философского осмысления, сравнивать художественные произведения и внетекстовые материалы.

Выразитель-

ное чтение и анализ стихотворе-

ний




9

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме.

Продуктивная: выразительное чтение эпизодов поэмы, устное словесное рисование.

Исследовательская: сравнитель-

ный анализ тех произведений Пушкина и Гоголя, в которых нашёл воплощение образ «маленького человека».

Знать идейно - художественные особенности поэмы, понимать, в чём заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила тема «маленького человека», каково значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. Уметь анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль художественной символики в раскрытии идеи «Медного всадника».

Выразитель-

ное чтение и идейно-тематический, проблемный  анализ поэмы, сравнитель-

ный анализ, ответы на вопросы




10

Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

Продуктивная: выразительное чтение эпизодов поэмы, устное словесное рисование.

Поисковая: установление ассоциативных связей художественного текста со скульптурными произведениями, ответы на проблемные вопросы.

Знать приемы создания образов в поэме.

Уметь раскрывать конфликт личности и государства, сравнивать пушкинский «Медный всадник» и памятник Петру Первому работы Фальконе, подчёркивая доминанту каждого образа.

Выразитель-

ное чтение и идейно-тематический, проблемный  анализ поэмы, сравнитель-

ный анализ




11-12

Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

Написание сочинения.

Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, сравнительную психологическую характеристику героев.

Классное сочинение




М. Ю. Лермонтов (7 ч.)

13

М. Ю. Лермонтов. 

Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира поэта. Основные темы и мотивы лирики.

Индивидуальное сообщение, чтение и анализ стихотворений «Нет, я не Байрон, я другой…», «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Родина».

Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.

Уметь анализировать романтические стихотворения.

Индивидуаль-

ное сообщение, чтение и анализ стихотворе-

ний




14

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонто-ва.

 

Чтение и анализ стихотворений «Сон» (В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание», «Валерик».

Знать стихотворения по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.

Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы.

Чтение и анализ стихотворе-

ний




15

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины.


Чтение и анализ стихотворений «Как часто, пестрою толпою окружен..», «Выхожу один я на дорогу…».

Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стих-я на тему Родины, их философский смысл.

Уметь анализировать стих-я по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта.

Чтение и анализ стихотворе-

ний




16

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.

Чтение и анализ стихотворений. Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова на одну тематику.

Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина.

Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов по одной тематике.

Чтение и анализ стихотворе-

ний, сравнитель-

ный анализ




17-18

Вн.чт. Адресаты любовной лирики Лермонтова.

Поисковая: сообщения на заданную тему. Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова на одну тематику.

Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов.

Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов одной тематики, находить нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщениями на заданную тему.

Сообщения учащихся, чтение и сравнитель-

ный анализ стихотворе-

ний,




19

Р.Р. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Письменный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Знать элементы анализа лирического стихотворения.

Уметь анализировать лирическое стихотворение.

Письменный анализ стихотворе-

ния




Н.В.Гоголь (6 ч.)

20

Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). «Петербургские повести». Обзор.

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, конспектирование материала.

Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.


Сообщение о писателе




21-22

Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

Продуктивная: устное словесное рисование «Прогулка по Невскому».

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение.

Исследовательская: сравнитель-

ный анализ произведений Пушкина и Гоголя, воспроизводящих образ Петербурга.


Знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Пушкина и Гоголя. Понимать, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносятся в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира.

Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.

Устное словесное рисование, сравнитель-

ный анализ, ответы на вопросы




23

Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести.

Анализ эпизода, монологическая речь.

Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.

Анализ эпизода повести




24-25

Р.Р. Изложение с элементом сочинения по творчеству Н.В.Гоголя (Отр. из 2 главы поэмы «Мертвые души»)

Изложение с элементами

сочинения

Знать авторские приемы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Уметь изложить художественный текст с сохранением его особенностей, объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа.

Изложение с элементами

сочинения




Литература второй половины XIX века

26

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

Репродуктивная: составление тезисного

плана статьи учебника.

Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи. Уметь составлять

тезисный план статьи учебника.

Тезисный план




27

Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова. 

Особенности композиции романа «Обломов».

Сообщение об основных этапах жизни и творчества писателя, конспектирование, ответы на вопросы.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа.

Уметь готовить сообщение, используя дополнительные источники информации.

Сообщения учащихся, аналитичес-

кая беседа




28

Обломов — «коренной народный наш тип».

Репродуктивная: краткий пересказ. Поисковая: комментированное чтение главы «Сон Обломова».


Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»

Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера. 

Краткий пересказ,

комментиро-

ванное чтение




29

«Обломов» как роман о любви.

Поисковая: комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы. Исследовательская: сравнительный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Знать, какое отражение получили в романе «рациональный» и «сердечный» типы любви. Уметь отбирать материал для сравнительного анализа.

Комментиро-

ванное чтение сравнитель-

ный анализ




30

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

Поисковая: комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы. Исследовательская: сравнительный анализ образов. Репродуктивная: конспектирование мини-лекции учителя «Роман «Обломов» в зеркале русской критики».


Знать понятие «обломовщина».

Уметь находить признаки явления в жизни и в романе, отбирать материал для сравнительного анализа.

Комментиро-

ванное чтение сравнитель-

ный анализ образов




А.Н.Островский (5 ч.)

31

Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга.

Репродуктивная: сообщение об основных этапах жизни и творчества писателя, конспектирование, ответы на вопросы.

Знать основные этапы творческого пути А.Н.Островского, роль драматурга в создании русского национального театра. Уметь выступать с сообщениями на заданную тему.


Сообщения учащихся, беседа




32

История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев пьесы А.Н.Островского «Гроза».

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Поисковая: комментированное чтение, ответы на вопросы, характеристика персонажей в системе образов

Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.

Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.

Характеристика персонажей, беседа




33

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».

Репродуктивная: выборочный пересказ отдельных эпизодов. Поисковая: комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы. Исследовательская: анализ текста пьесы.

Знать особенности характеров персонажей, роль пейзажа в драме. Уметь владеть навыками краткого пересказа, позволяющего воссоздать образ города Калинова; анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции.

Выборочный пересказ, комментиро-

ванное чтение, анализ текста




34

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

Продуктивная: выразительное чтение монологов и диалогов. Исследовательская: сравнительная характеристика героев, анализ текста пьесы.

Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины и внешнего конфликта «Грозы», мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в нём; как сочетаются в характере главной героини народно-поэтическое и религиозное; в чём заключается нравственная проблематика «Грозы». Уметь сравнивать действующих лиц пьесы, выразительно читать монологи и диалоги, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.

Сравнитель-

ная характеристи-ка героев, анализ текста пьесы




35

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста критической статьи, составление конспекта. Исследовательская: сравнительный анализ статей Н.А.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы».

Знать содержание критических статей Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Уметь составлять тезисный план и конспект критической статьи, сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины;  писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь.

Конспект статьи Н.А.Добролюбова, беседа, домашнее сочинение




И.С.Тургенев (9 ч.)

36

Слово о И.С.Тургеневе. 

Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе













37

История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.













38

Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя.













39

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».













40

Любовь в романе «Отцы и дети».













41

Анализ эпизода «Смерть Базарова».













42

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».













43

Р.Р. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»













44

Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева
















Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»)
















Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…»)
















Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»),
















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература первой половины XIX века icon1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное...
Гофман Е. Т. А. Эликсиры сатаны. Житейские воззрения кота Мурра. Золотой горшок. Кавалер Глюк

Литература первой половины XIX века iconПрограмма учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...

Литература первой половины XIX века iconЛитература первой половины XIX века
«Отцы пустынники и жены непорочны…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану», «Элегия»(«Безумных...

Литература первой половины XIX века icon«Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века»
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа №12 города Волжска Республики Марий Эл

Литература первой половины XIX века iconЗачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год)
Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе...

Литература первой половины XIX века iconПрограмма учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы)

Литература первой половины XIX века iconВопросы к экзамену по истории русской литературы первой половины XIX века
Жуковский В. А. Лирика. Баллады. Поэмы, повести и сцены в стихах («Аббадона», «Овсяный кисель», «Красный карбункул», «Пери и ангел»,...

Литература первой половины XIX века iconРусская культура в первой половине XIX века
Начало XIX века время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания...

Литература первой половины XIX века iconЧто представляла собой общекультурная ситуация, в которой формировалась...
В чём проявилась преемственность литературных эпох? Каковы причины стремительного, «ускоренного» литературного восхождения к высотам...

Литература первой половины XIX века icon1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской...
Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской литературы, философских и публицистических произведений второй половины...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции