№ уро-ка
|
Раздел программы, темы уроков
|
Виды деятельности учащихся
|
Планируемые результаты
|
Контроль
|
Планиру-
емые сроки
|
1
|
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.
|
Репродуктивная: составление тезисного
плана статьи учебника.
|
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи. Уметь составлять
тезисный план статьи учебника.
|
Тезисный план
|
|
Литература первой половины XIX века
|
2
|
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
|
Репродуктивная: составление тезисного
плана или конспекта лекции учителя, работа со словарём литературоведческих терминов, инд. сообщения о Г.Р. Державине, В.А.Жуковском, К.Н.Батюшкове
|
Знать основные закономерности историко-литературного процесса, сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития. Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя.
|
Тезисный план или конспект лекции учителя, инд. сообщения о поэтах
|
|
А. С. Пушкин (10ч)
|
3
|
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание.
|
Сообщения о жизни и творчестве А. С. Пушкина, выразительное чтение стихов.
|
Знать о художественных открытиях А.С. Пушкина.
Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.
|
Индивидуальные сообщения
|
|
4
|
Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылок.
|
Выразительное чтение стихов, ответы учащихся, элементы анализа стихотворений («Погасло дневное светило», «Элегия», «Подражание Корану» ( IX «И путник усталый на Бога роптал»).
|
Знать основные мотивы, «вечные темы», особенности романтической лирики.
Уметь анализировать стихотворения, соотнося с литературным направлением, с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.
|
Анализ стихов
|
|
5
|
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.
|
Выразительное чтение и анализ лирического текста («Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной…»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»), записи в тетради.
|
Знать мотивы лирики Пушкина, понимать значение лирики в период её написания.
Уметь определять средства выразительности, давать свою оценку.
|
Анализ стихов
|
|
6
|
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина.
|
Исследовательская: выразительное чтение и анализ лирического текста («Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти»), индивидуальное сообщение «Пушкин и декабристы».
|
Знать основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С. Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выступать с сообщением на литературную тему.
|
Выразитель-
ное чтение и анализ стихотворе-
ний, индивидуаль-
ное сообщение
|
|
7-8
|
Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.
|
Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение стихотворений «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…» «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»)
|
Знать, какое воплощение в творчестве Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения с позиции их религиозно-философского осмысления, сравнивать художественные произведения и внетекстовые материалы.
|
Выразитель-
ное чтение и анализ стихотворе-
ний
|
|
9
|
Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме.
|
Продуктивная: выразительное чтение эпизодов поэмы, устное словесное рисование.
Исследовательская: сравнитель-
ный анализ тех произведений Пушкина и Гоголя, в которых нашёл воплощение образ «маленького человека».
|
Знать идейно - художественные особенности поэмы, понимать, в чём заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила тема «маленького человека», каково значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры. Уметь анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль художественной символики в раскрытии идеи «Медного всадника».
|
Выразитель-
ное чтение и идейно-тематический, проблемный анализ поэмы, сравнитель-
ный анализ, ответы на вопросы
|
|
10
|
Образ Петра первого как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».
|
Продуктивная: выразительное чтение эпизодов поэмы, устное словесное рисование.
Поисковая: установление ассоциативных связей художественного текста со скульптурными произведениями, ответы на проблемные вопросы.
|
Знать приемы создания образов в поэме.
Уметь раскрывать конфликт личности и государства, сравнивать пушкинский «Медный всадник» и памятник Петру Первому работы Фальконе, подчёркивая доминанту каждого образа.
|
Выразитель-
ное чтение и идейно-тематический, проблемный анализ поэмы, сравнитель-
ный анализ
|
|
11-12
|
Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
|
Написание сочинения.
|
Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, сравнительную психологическую характеристику героев.
|
Классное сочинение
|
|
М. Ю. Лермонтов (7 ч.)
|
13
|
М. Ю. Лермонтов.
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира поэта. Основные темы и мотивы лирики.
|
Индивидуальное сообщение, чтение и анализ стихотворений «Нет, я не Байрон, я другой…», «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Родина».
|
Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.
Уметь анализировать романтические стихотворения.
|
Индивидуаль-
ное сообщение, чтение и анализ стихотворе-
ний
|
|
14
|
Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонто-ва.
|
Чтение и анализ стихотворений «Сон» (В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание», «Валерик».
|
Знать стихотворения по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.
Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы.
|
Чтение и анализ стихотворе-
ний
|
|
15
|
Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Тема Родины.
|
Чтение и анализ стихотворений «Как часто, пестрою толпою окружен..», «Выхожу один я на дорогу…».
|
Знать философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова, стих-я на тему Родины, их философский смысл.
Уметь анализировать стих-я по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта.
|
Чтение и анализ стихотворе-
ний
|
|
16
|
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова.
|
Чтение и анализ стихотворений. Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова на одну тематику.
|
Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина.
Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов по одной тематике.
|
Чтение и анализ стихотворе-
ний, сравнитель-
ный анализ
|
|
17-18
|
Вн.чт. Адресаты любовной лирики Лермонтова.
|
Поисковая: сообщения на заданную тему. Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова на одну тематику.
|
Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов.
Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов одной тематики, находить нужную информацию в источниках разного типа, выступать с сообщениями на заданную тему.
|
Сообщения учащихся, чтение и сравнитель-
ный анализ стихотворе-
ний,
|
|
19
|
Р.Р. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова.
|
Письменный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова.
|
Знать элементы анализа лирического стихотворения.
Уметь анализировать лирическое стихотворение.
|
Письменный анализ стихотворе-
ния
|
|
Н.В.Гоголь (6 ч.)
|
20
|
Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). «Петербургские повести». Обзор.
|
Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, конспектирование материала.
|
Знать факты биографии писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.
|
Сообщение о писателе
|
|
21-22
|
Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
|
Продуктивная: устное словесное рисование «Прогулка по Невскому».
Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение.
Исследовательская: сравнитель-
ный анализ произведений Пушкина и Гоголя, воспроизводящих образ Петербурга.
|
Знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Пушкина и Гоголя. Понимать, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносятся в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира.
Уметь анализировать прозаическое произведение, входящее в цикл.
|
Устное словесное рисование, сравнитель-
ный анализ, ответы на вопросы
|
|
23
|
Вн. чт. Н.В.Гоголь «Портрет». Тема творчества в повести.
|
Анализ эпизода, монологическая речь.
|
Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя.
Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.
|
Анализ эпизода повести
|
|
24-25
|
Р.Р. Изложение с элементом сочинения по творчеству Н.В.Гоголя (Отр. из 2 главы поэмы «Мертвые души»)
|
Изложение с элементами
сочинения
|
Знать авторские приемы изображения помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Уметь изложить художественный текст с сохранением его особенностей, объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа.
|
Изложение с элементами
сочинения
|
|
Литература второй половины XIX века
|
26
|
Обзор русской литературы второй половины XIX века.
|
Репродуктивная: составление тезисного
плана статьи учебника.
|
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи. Уметь составлять
тезисный план статьи учебника.
|
Тезисный план
|
|
27
|
Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова.
Особенности композиции романа «Обломов».
|
Сообщение об основных этапах жизни и творчества писателя, конспектирование, ответы на вопросы.
|
Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа.
Уметь готовить сообщение, используя дополнительные источники информации.
|
Сообщения учащихся, аналитичес-
кая беседа
|
|
28
|
Обломов — «коренной народный наш тип».
|
Репродуктивная: краткий пересказ. Поисковая: комментированное чтение главы «Сон Обломова».
|
Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»
Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера.
|
Краткий пересказ,
комментиро-
ванное чтение
|
|
29
|
«Обломов» как роман о любви.
|
Поисковая: комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы. Исследовательская: сравнительный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.
|
Знать, какое отражение получили в романе «рациональный» и «сердечный» типы любви. Уметь отбирать материал для сравнительного анализа.
|
Комментиро-
ванное чтение сравнитель-
ный анализ
|
|
30
|
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.
|
Поисковая: комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы. Исследовательская: сравнительный анализ образов. Репродуктивная: конспектирование мини-лекции учителя «Роман «Обломов» в зеркале русской критики».
|
Знать понятие «обломовщина».
Уметь находить признаки явления в жизни и в романе, отбирать материал для сравнительного анализа.
|
Комментиро-
ванное чтение сравнитель-
ный анализ образов
|
|
А.Н.Островский (5 ч.)
|
31
|
Слово об А.Н.Островском. Личность и судьба драматурга.
|
Репродуктивная: сообщение об основных этапах жизни и творчества писателя, конспектирование, ответы на вопросы.
|
Знать основные этапы творческого пути А.Н.Островского, роль драматурга в создании русского национального театра. Уметь выступать с сообщениями на заданную тему.
|
Сообщения учащихся, беседа
|
|
32
|
История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев пьесы А.Н.Островского «Гроза».
|
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста. Поисковая: комментированное чтение, ответы на вопросы, характеристика персонажей в системе образов
|
Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт.
Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями.
|
Характеристика персонажей, беседа
|
|
33
|
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».
|
Репродуктивная: выборочный пересказ отдельных эпизодов. Поисковая: комментированное чтение, ответы на проблемные вопросы. Исследовательская: анализ текста пьесы.
|
Знать особенности характеров персонажей, роль пейзажа в драме. Уметь владеть навыками краткого пересказа, позволяющего воссоздать образ города Калинова; анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции.
|
Выборочный пересказ, комментиро-
ванное чтение, анализ текста
|
|
34
|
Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.
|
Продуктивная: выразительное чтение монологов и диалогов. Исследовательская: сравнительная характеристика героев, анализ текста пьесы.
|
Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины и внешнего конфликта «Грозы», мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в нём; как сочетаются в характере главной героини народно-поэтическое и религиозное; в чём заключается нравственная проблематика «Грозы». Уметь сравнивать действующих лиц пьесы, выразительно читать монологи и диалоги, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера.
|
Сравнитель-
ная характеристи-ка героев, анализ текста пьесы
|
|
35
|
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
|
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста критической статьи, составление конспекта. Исследовательская: сравнительный анализ статей Н.А.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы».
|
Знать содержание критических статей Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Уметь составлять тезисный план и конспект критической статьи, сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь.
|
Конспект статьи Н.А.Добролюбова, беседа, домашнее сочинение
|
|
И.С.Тургенев (9 ч.)
|
36
|
Слово о И.С.Тургеневе.
Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе
|
|
|
|
|
37
|
История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.
|
|
|
|
|
38
|
Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя.
|
|
|
|
|
39
|
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».
|
|
|
|
|
40
|
Любовь в романе «Отцы и дети».
|
|
|
|
|
41
|
Анализ эпизода «Смерть Базарова».
|
|
|
|
|
42
|
Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».
|
|
|
|
|
43
|
Р.Р. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
|
|
|
|
|
44
|
Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева
|
|
|
|
|
|
Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»)
|
|
|
|
|
|
Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…»)
|
|
|
|
|
|
Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»),
|
|
|
|
|