На тему: «Приглашение на бал» Выполнили: ученики 7 «А» Е. Р. Каримова




Скачать 254.95 Kb.
Название На тему: «Приглашение на бал» Выполнили: ученики 7 «А» Е. Р. Каримова
Дата публикации 10.10.2014
Размер 254.95 Kb.
Тип Исследовательская творческая работа
literature-edu.ru > Литература > Исследовательская творческая работа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 137 г.ЧЕЛЯБИНСКА

454008, г. Челябинск, Свердловский проспект, 24 телефон/факс 791-64-21, E-mail: chel137@mail.ru

Исследовательская творческая работа
на тему: «Приглашение на бал»

Выполнили: ученики 7 «А»

Руководитель: Е.Р. Каримова
Челябинск 2013

Содержание

Введение.

Глава 1. Порядок и правила приглашения на бал.

Глава 2. Тема бала в русской классической литературе.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Объектом исследования является приглашение на бал.

Предметом исследования являются особенности и правила приглашения на бал.
Целью исследования является рассмотрение правил приглашения на танцевальный бал.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть правила приглашения на бал;

  2. проанализировать литературные произведения, в которых рассматривается тема бала;

  3. привести примеры из различных литературных произведений;

  4. разработать примеры приглашений на бал.


Введение
«…А бал был прекрасный. Бальные речи
шумели шумным говором, женщины,
украшенные цветами, сверкавшие
очами и брильянтами, накланялись
на кавалеров и кружились с ними
в упоительном вальсе ».
Вл. Соллогуб. «Большой свет».
История бального церемониала берет начало в древности. Любопытные сведения о первых балах содержатся в «Танцевальном словаре…». В частности, там говорится, что Сократ был удостоен похвалы философов последующих поколений за то, что танцевал на балах с «Афинскою церемониею».

В начале XI века упоминание о балах встречаются в описаниях французских турниров. Быстро распространяясь по Франции и Германии, балы стали любимым развлечением европейских стран, длительное время сохраняя элитарный характер.

Слово БАЛ пришло в русский язык из немецкого и в переводе одно из значений его – мяч. В старину, в Германии существовал обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

В России первое упоминание о бальном церемониале мы встречаем в описаниях придворной жизни времен Лжедмитрия I. На свадебном пиру Лжедмитрия, в заключение торжества царь предложил гостям потанцевать. Но падение этого монарха не дало балам укорениться в русской культурной жизни. Они вернулись в придворный быт уже при Петре I, который в 1718 году своим указом учредил ассамблеи.

Бал был одним из популярнейших событий XVIII-XIX века, он давался в связи с обручением, именинами, рождениями детей и другими важными событиями.

Наибольшей официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных.

Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которые начинали выходить в свет.

В Москве в зале Благородного собрания два раза в неделю устраивались балы, на которых собиралось до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души в отличие от чинных и церемонных придворных балов в холодном Петербурге. На Московских балах сговаривались свадьбы.

Общественные балы часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий.

Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых. Проводились и благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия.

Устраивались также и детские балы – это особые балы, проводившиеся в первую половину дня, либо в частных домах, либо у танцмейстера. Туда привозили и совсем маленьких детей, но там танцевали и девочки двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет, которые считались невестами, потому что пятнадцать лет- это уже возможный возраст для замужества.

На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Бал- это красивые наряды, галантные кавалеры, мазурки, польки, полонезы и вальсы. Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, торговые дела и много другое. В высоких бальных залах разгоралась и гасла любовь.

На протяжении XYIII – XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения.

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала стал оркестр или ансамбль музыкантов. Такие вечера часто заканчивались ужином и включали дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей; живые картины; любительский спектакль.

Традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года такие вечера устраивались редко, по особым случаям.

Балы подразделялись на простые, маскарадные и публичные. Официальными были придворные балы. Участие для приглашенных в них было обязательным.

Любой бал начинался с приглашения. Приглашения должны были соответствовать бальному этикету.


  1. Порядок и правила приглашения на бал.

Приглашения на бал делались заблаговременно, «посредством рассылаемых или выдаваемых изящных пригласительных билетов» или «пригласительных записочек».

«В это самое время вся петербургская молодежь высшего круга вертелась перед огромными зеркалами, с улыбкой самодовольсгвия и гордости собираясь на огромный бал*** посланника. На столе Горина лежала пригласительная записка на этот бал... но он забыл об этом бале и об этой пригласительной записочке».

«Гости приглашались печатными билетами, отличавшимися необыкновенным красноречием, – читаем в "Записках иркутского жителя". – Для образца приведем один билет, которым градской глава Медведников приглашал на бал по случаю тезоименитства государя императора Александра Павловича, 30-го августа 1816 года: "Иркутский градской глава Прокофий Федорович Медведников, – сказано в билете, – движим будучи верноподданническим благоговением ко всерадостнейшему тезоименитству всемилостивейшего государя и желая ознаменовать торжественный для всех сынов России день сей приличным празднеством – дабы, соединя верноподданнические чувствования, усугубить общую радость – покорнейше просит пожаловать сего августа 30-го числа 1816 года, пополудни в 6 часов на бал в новую биржевую залу"».

В Москве, которая славилась своим хлебосольством и гостеприимством, было не принято рассылать приглашения.

М. А. Волкова сообщает в письме к подруге: «Князь Юрий Долгорукий дожил до 75 лет и никогда не принимал к себе гостей, хотя два раза был московским генерал-губернатором; теперь вдруг ему вздумалось дать bal pare ( Костюмированный бал (фр)), он разослал пригласительные карточки всей нашей знати, предварительно сделав всем визиты... Здесь не водится приглашать письменно, как тебе известно; лишь на придворные балы являются по билетам, а частные лица редко посылают письменные приглашения».

Балы и танцевальные вечера у богатых людей назначались в определенные дни: по понедельникам – у П. X. Обольянинова, по вторникам – у П. М. Дашкова, по средам – у Н. А. Дурасова и т. д.

«Так водится в московском большом свете, – пишет современник, – одни ездят к хозяину, другие к хозяйке, а часто ни тот, ни та не знают гостя, что, впрочем, случается более тогда, когда дают большой бал. Тогда многие привозят с собой знакомых своих, особенно танцующих кавалеров. Иногда подводят их и рекомендуют хозяину или хозяйке, а часто дело обходится и без рекомендаций».

Вспоминая допожарную Москву, М. М. Муромцев писал; «Зима в Москве была очень весела и шумна, бал за балом. Иногда даже по три в один день, и я попадал на каждый из них, к Пашковым, В. С. Шереметеву, к М. И. Корсаковой. К одним ехал ранее, а к другим позже; к М. И. Корсаковой можно было приехать очень поздно, потому что у нее плясали до рассвету.

Теперь нет ни великосветских балов, ни пышных платьев, ни кринолинов, ни вееров…Не пригласят уж вас танцевать мазурку или вальс… Однако правил хорошего тона никто не отменял. Знание бального этикета может пригодиться и современному человеку.

1. Приглашение гостям рассылается на специальных билетах. Время там не пишется, так как по правилам хорошего тона приходить надо около девяти вечера.

2. Хозяевам наперед нужно знать сколько гостей придут на вечер, чтобы надлежащим образом рассчитать количество блюд. А если ужин не намечается и будет только бал, то нужно рассчитать количество подаваемого десерта.

3. Хозяева должны разослать пригласительные билеты или ехать с приглашением самим.

4.Когда приглашение делается лично, не надобно заставлять себя просить: лучше принять приглашение или отказаться прямо и деликатно, представляя благовидную причину отказа, такую, чтобы не было возможности спорить против нее или сомневаться в ней.

5. Если вы получаете приглашение в дом, в котором еще не были, то, в случае принятия приглашения, вы за несколько дней должны ехать с визитом или оставить свою карточку, чтобы приготовить знакомство.

6. Приняв приглашение, уже нельзя отказаться.

7. Количество людей на балу должно быть достаточным, чтобы всем было комфортно.

8. Все пространство в доме должно быть хорошо освещено. Везде должны стоять зеркала, чтобы гости могли мимоходом взглянуть на свой туалет и сделать легкие поправки, которые всегда необходимы по выходе из экипажа.

9. Бальная зала должна быть огромна, ярко освещена и украшена. Оркестр должен быть богато отделан, а вокруг главной залы должен идти ряд следующих комнат:

- зала для игры со столами: в ней должны быть приготовлены и шахматы;

- гостиная, где танцующие и игроки могли бы отдохнуть от шума и движения;

- обширная зала, в которой устроен буфет и поставлен стол для ужина;

- гардеробная с вешалками, где дамы оставляют свои мантильи и шали;

- уборная для дам со всеми туалетными принадлежностями, в которой достаточно искусных горничных.

10. Буфет должен быть установлен роскошным десертом. Одна из необходимых его принадлежностей — чай. Десерт для всего вечера остается один и тот же, но все тарелки и блюда должны быть наполняемы по мере того, как с них берется.

11. Одна из главных обязанностей хозяев — следить, чтобы все дамы были приглашаемы кавалерами, даже менее блестящие и прекрасные. Поэтому составляя список гостей, хозяева должны обращать внимание, что кавалеров на балу было гораздо больше, чем дам.

12. Хозяйка дома должна быть одета с особенною простотой, чтобы своим туалетом не затенять наряды других дам.

13. Хозяин дома должен быть всегда готов принимать приезжающих дам у входа в зал. Он подает им руку и заботится о том, чтобы не встретилось им затруднения при выборе мест на диванах или креслах. Потом он здоровается с мужчинами, которые становятся группами по середине зала.

14. Когда гости воодушевляются танцами, хозяин устраивает партии ералаша и преферанса.

15. Хозяин вначале танцует с почтеннейшими дамами, а потом с теми дамами, у которых нет кавалеров.

16. Хозяйка дома занимает разговорами не танцующих дам, наблюдает, кто из танцующих остается не приглашен, чтобы незаметным образом доставить им обязательных кавалеров. Она также потчует разносимыми фруктами, конфетами, мороженным и старается уделить по несколько минут всем дамам.

17. Во время ужина хозяйка садится с дамами. Если ужин проходит в несколько приемов, то хозяйка садится два-три раза, чтобы посидеть со всеми дамами.

18. За стол садятся по мере входа в зал, без всякого этикета, но обязанность хозяйки жестом указать почетным особам места, специально для них предназначенные.

19. Хозяин должен дать кавалерам знак вести дам на ужин, подав руку почетнейшей из них, после чего все должны вместе по парам отправиться в залу для ужина.

2.Тема бала в русской классической литературе.

Так как бал был неотъемлемым событием той эпохи, то притягивал к себе русских писателей и поэтов, и многие из них уделяли балу особое место. В произведениях русской литературы бал рассматривается по-разному.В одних это действие не играет существенной роли («Мертвые души» Н.В. Гоголь) в других бал становится роковым («Маскарад» М.Ю. Лермонтов), а Л.Н. Толстой в «Войне и мире» для описания первого бала Наташи Ростовой не жалеет бумаги и описывает бал на протяжении двухсот страниц. А в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» практически все действие происходит на балу.

Очень многие из русских классиков использовали тему бала в своих произведениях. Вот только некоторые из них:

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Пиковая дама»

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

М.Ю.Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего времени»

А.П.Чехов «Анна на шее»

Л.Н.Толстой «Война и мир» , «Анна Каренина»

Алексей Толстой «Петр 1»

М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Тема русских балов нашла свое глубокое отражение в художественной литературе. Поэты и писатели не случайно останавливались на описаниях бальных сцен. Они содержали точные детали, помогающие психологическому раскрытию характеров героев.

1.Грибоедов "Горе от ума"

Вот после суеты приготовлений начинают появляться гости. Первыми появляются Горичи. Наталья Дмитриевна полна оживления и кокетства. Войдя в залу, она с удовольствием оглядывает себя, прихорашивается, а потом ищет глазами того, кто мог бы полюбоваться ею, и замечает Чацкого, рассказывает ему о своём «приобретении» - муже. И говорит она о Платоне Михайловиче как о своём новом туалете (совсем как потом в разговоре с княжнами Тугоуховскими: «Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!»). Интонации её почти буквально совпадают с репликой Молчалина, восторгавшегося собачонкой старухи Хлестаковой.

Шпиц, тюрлюрлю, муж – всё это предметы тщеславия, всё демонстрируется, «сокровища» выставляется для обозрения. Но вот появляется и Платон Михайлович. Чацкий едва узнает в этом располневшем, вялом человеке с потухшими глазами и ленивыми движениями прежнего резвого его товарища. Наталья Дмитриевна сменила в муже всё: не только военный костюм, но и привычки, движения, взгляды и её тщеславие утешано неосуществлённых успехов мужа:

«И утверждают все, кто прежде знал,

Что с храбростью его, с талантом,

Когда б он службу продолжал,

Конечно, был бы он московским комендантом».

Но гораздо больше устраивает Наталью Дмитриевну собственная роль главнокомандующего; она повелевает мужем безусловно, придумывая ему болезни («все рюматизм и головные боли»). Занятия, которых он не любит, образ жизни, который ему чужд («Платон Михайлович город любит»). С какой неуклюжестью Наталья Дмитриевна осуществляет свою заботу, похожую на дрессировку, как при всех нежных словах крепчает ее повелительный голос:

«Ах! мой дружочек!

Здесь так свежо, что мочи нет,

Ты распахнулся весь и расстегнул жилет.

Послушай разочек, мой милый, застегнись скорей.

Да отойди подальше от дверей,

Сквозной там ветер дует сзади!

Мой ангел, бога ради,

От двери дальше отойди».

От этих забот Платон Михайлович увял. Чацкому уже не о чем с ним говорить. А вот появляются князья Тугоуховские, влекомые шестью щебечущими дочерьми. Их восторженные восклицания, и всплески рук, и взгляды, высматривающие новые фасоны платьев, особенно подчеркивают дряхлую неповоротливость глухого князя со слуховой трубкой и скрипуче-растянутый голос княгини, с трудом выговаривающей слова: «От - ставной?»; «И холостой?; «Богат?», Но какая цепкость в этих дряхлых стариках! Едва появившись на балу, княгиня ищет женихов для своих дочерей, Заметив Чацкого, узнав, что он не женат, тут же посылает за ним князя:

«К нам на вечер, в четверг, проси скорее Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!»

Это прямо-таки охотничье преследование, способность, столь неожиданная в этих дряхлых стариках! Но Тугоуходские, действительно, глухи ко всему, кроме званий и богатства. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, княгиня «громко, что есть мочи», кричит мужу: «Князь, князь! Назад!»

Язвительная и высокомерная графиня Хрюмина, гордящаяся своей знатностью и французским языком, «отъявленный мошенник» Загорецкий, рекламирующий свою способность заполучить то, чего «никто достать не мог», властная Хлестакова, привезшая арапку, Скалозуб, важно преподающий всем устав и знакомящий с «форменными отпличками» («В мундирах, выпушки, погончики, петлички») - каждый из гостей воодушевлен самоутверждением, и потому они не очень нежны друг к другу. Графиня - внучка при Тугоуховских, как бы не замечая их, роняет:

«Ах, grand’ maman! Ну, кто так рано приезжает? Мы первые»

Княгиня Тугоуховская не остается в долгу:

«Вот нас честит! Вот первая, и нас за никого считает! Зла, в девках целый век…»

Дух общей вражды поддерживается и соревнованием в тщеславии, и поисками женихов. И здесь почти каждый из гостей - угроза другому. Вслед за княгиней Тугоуховской графиня Хрюмина повторяет ее фразу, уж прямо обращаясь к Чацкому: «Вернулись холостые?» И это первый ее вопрос к собеседнику. Фамусов упорно ищет жениха для Софьи:

Так разноликие гости и устроитель бала сходятся в целях этого вечера, первое упоминание о котором уже звучало лицемерием: «Съедутся домашние друзья,

Потанцевать под фортепьяно Мы в трауре, так балу дать нельзя.»

«Домашние друзья» оказываются соревнующимися в показывании своих достоинств, поисках «танцовщиков» и расположения друг к другу не обнаруживают. Молчалин действительно здесь необходим, «как шумовой отвод»:

бал придворный бальный благотворительный

«Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут впору карточку вотрет!»

2. «Евгений Онегин»

В замечательном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сцены бала являются ключевыми. И так же, как все географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция, так и сцены бала можно распределить условно по трем группам:

1. Петербургский бал (описанный в 1 главе) и светский раут, на котором Онегин снова встречает Татьяну (гл,8);

2. Московский бал в Благородном собрании (гл.7);

3. Бал на именинах Татьяны в деревне (гл.5).

Описание бала, на который приезжает молодой Онегин, завершает картину петербургской жизни героя, быт, одежда, время проведение которого раскрывают читателю его интеллектуальный облик.

На балу у Лариных танцует уже совсем другой Онегин. Разочарованный, уставший от светских развлечений и охладелый душой, он решает вновь прибегнуть к хорошо знакомой ему «науке страсти нежной», чтобы «позлить» Ленского, результатом чего становится дуэль и смерть юного поэта и отъезд Онегина из деревни.

У колонны бальной залы московского Дворянского собрания Татьяну замечает «какой-то важный генерал» - этот бал определяет ее судьбу.

И, наконец, попавший «с корабля на бал» (но бал - только в переносном значении, поскольку раут - это «вечернее собрание без танцев», как поясняет сам Пушкин в примечаниях) Онегин, окончивший свои странствия, встречает Татьяну - уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы» - и вдруг делается безнадежно влюбленным.

Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа. Не случайно у Пушкина появляется сравнение танец жизни:

«Однообразный и безумный

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный...»

Бал становится в один ряд со словами «блеск», «шум», «вихрь», «говор», «младость», «радость». Бал - это движение, а значит молодость - яркость красок и звуков.

И не случайно в отрывке 1835 года «В мои осенние досуги», с иронией отзываясь на настойчивые пожелания продолжить роман, Пушкин пишет:

Вы говорите: «Слава Богу, Покамест твой Онегин жив, Роман не кончен - понемногу

Иди вперед: не будь ленив.

Со славы, вняв ее призванью,

Стирай оброк хвалой и бранью,

Рисуй и франтов городских

И милых барышень своих,

Войну и бал, дворец и хату,

И келью и харем.

Петербургский бал

Онегин едет на бал.

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Веселый изливают свет…
Улица спит. Дома спят. Обычные, простые люди давно уснули. А Онегин и те, кто живет, как он, только еще начинают развлекаться:

Толпа мазуркой занята. Кругом и шум и теснота…

Но ведь Пушкин тоже любит балы и сам признается в этом:

Люблю я бесшумную младость.

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд,

Люблю их ножки…

Пушкин – молодой, веселый, жизнелюбивый человек, В строфах ХХХII и ХХХIII он делится с читателем своими чувствами и воспоминаниями:

Дианы грудь, ланиты Флоры

Прелестны, милые друзья!

Однако ножка Терпсихоры

Прелестный чем-то для меня…

Такое игривое и, вообще-то, несерьезное восприятие женской красоты доступно и Пушкину, и Онегину – так относились к «милым дамам» в свете.

Это – мир светских раутов, обедов, подстриженных парков с «муравой», гостиных, балов; мир, где не любят, а играют в любовь, - мир Онегина.

Пушкин тоже живет в этом мире, но он знает и другое отношение к женщине, ему доступна настоящая страсть:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам!

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!
Светская «наука страсти нежной» выражается в мелких словах: «ножка Терпсихоры» и т. д. Высокая страсть богинь Пушкина не нуждается ни в перечислении античных богинь, ни в снисходительном «ножка»; они находят слова простые и торжественные: « С любовью лечь к ее ногам!» И не случайно в этой сфере строфе так много старинных славянских слов.

Огромный город, столица Российской империи, просыпается на заре:

Встает купец, идет разносчик, С кувшином оттенка спешит…

Поднимаются люди, у которых есть дело. Им нужно встать утром, чтобы работать, чтобы день не прошел зря. А Онегину некуда торопиться, незачем вскакивать с постели.

Но шумом бала утомленный

И утро в полном обрамя

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя

Проснется за полдень и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра тоже, что вчера.

Бал на именинах Татьяны.

События в романе развиваются – приближается самый острый момент развития сюжета, кульминация.

Наступает утро 12 января по старому стилю – именины Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело, пародирую известную в его время всем оду Ломоносова. «На день воскрешения, на престол Елизаветы Петровны» 1746 года:

Заря багряную рукою

От утренних спокойных вод

Выводит солнцем за собою…
Теперь он не просто отказался от подражания классицизму он и смеется над ним:

Но вот багряною рукою

Заря от утренних долин

Выводит солнцем за собою

Веселый праздник именин.

В этом пародийном четверостишии, слово «веселей» звучит насмешливо, тем более, что мы знаем: «Татьяне вовсе не весело; Онегин тоже, скрепя сердце, согласился поехать на праздник – кто же будет здесь веселиться?»

С утра дом Лариных гостями

Был полон; целыми семьями

Соседи съехались в повозках,

В кибитках, в бричках и в санях,

В передней толкотня, тревога,

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

Прочтем еще раз по внимательней эти строки. Что-то они нам напоминают - что именно?

Если сравнить эти строки из сна Татьяны и из описания собравшихся на бал соседей, сразу становиться яснее, кто именно снился Татьяне и почему среди чудовищ оказался Онегин. Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле вот они какие «один враг с собачьей мордой, другой с петушьей головой… вот череп на изящной шее вертится в изящном колпаке…»

Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рожденные фантазией. Ее тонкий, хотя и суеверный ум не мог не оценить по заслугам окружающих жалких людей, она не смогла бы объяснить, конечно, почему ей кажется неизбежной ссора Онегина с Ленским… Ничего таинственного, необычного нет, оказывается, в сне Татьяны: просто любящее сердце помогло ей понять и предупредить приближающееся несчастье…

А чудовища из сна – вот они, наяву. И неизвестно еще, где они страшнее: «С своей супругой дородной приехал толстый Пустяков…»

Всего две строчки сказаны о Пустякове, а больше ни чего и не надо, супруга дородная, сам толстый, а фамилия чего стоит: Пустяков… Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков.

Первое, что приходит на память, - строчка из Грибоедова: « Сам толст – его артисты тощи». Здесь тот же ненавистный и Пушкину, и Грибоедову тип: « хозяин превосходный» в отличии, например от Чатского, который именьем управляет «оплошно», мужиков не мучает. Нет, хозяин превосходный - тот, у кого мужики нищие. Фамилия объясняет, как он управляет своими мужиками: Гвоздин – от выразительного глагола гвоздь.

Но этого мало, среди гостей Лариных

«Скотинин, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати годов…

С старый знакомый!»

Еще полвека назад Фонвизин в мечтах своих отнял имение у своей сестрицы, Простаковой, да и самому Скотинину пришлось убраться восвояси, но жив, здоров, обзавелся женой, многочисленными чадами.

А вот и молодежь:

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный Гуянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам конечно он знаком)…
«Уездный франтик Петушков» - три слова, больше ни чего не сказано. Но мы зрительно ощущаем этого пустопорожнего шалопая, « с петушиным хохолком, в пестром одеянии, с дурным французским выговором и без единой мысли в голове. Буянов – герой поэмы Василия Львовича Пушкина « Опасный сосед». Поэтому наш Пушкин и называет его двоюродным братом, раз он – создание дяди. Но самая страшная фигура завершает галерею:

И отставной советник Флянов,

Тяжелый, сплетник, жалкий плут,

Обжора, взяточник и шут.

И как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? а здесь, у Лариных все общество в сборе, несмотря на уверения Ленского, я что ни кого не будет, только «своя семья»… Онегин раздражен, а тут еще Татьяна бледнеет и краснеет, чуть не плачет, чуть не падает в обморок – это совсем уж выводит Евгения из себя

Недовольства и раздражения Онегина понятны. Странно другое: рассердившись на Татьяну за трагиневрические явления», Евгений тут же пожалел ее: «Он молча поклонился ей, но как-то взор его очей был чудно нежен…» Сложно это – движения человеческой души.

На одну только минуту Онегин позволил себе быть искренним отдаться чувству, но он уже недоволен собой, растет его раздражение. Пир между тем подходит к концу, гости начинают развлекаться, кто как может:

Довольный праздничным обедом,

Сосед сопит перед соседом,

Подсели дамы к камельку;

Девицы шепчут в уголку,

Столы зеленые раскрыты…

Подобные развлечения надоели Онегину еще в Петербурге, а здесь и подавно. Гнев его снова обращается на Ленского:
К минуте мщенья приближаясь,

Онегин, в тайне усмехаясь,

Подходит к Ольге – Быстро с ней

Вертится около гостей…

… Все в изумление. Ленский сам

не верит собственным глазам.

Увидев, что его месть удалась, Онегин не остановился, как следовало бы, а продолжал развлекаться:

…Онегин с Ольгою пошел;

Ведет ее, скользя небрежно,

И наклоняясь ей шепчет нежно,

Какой-то пошлый мадригал,

И руку жмет и запылал

В лице самолюбивом

Румянец ярче. Ленский мой

Все видел: вспыхнул сам не свой…

Разве может смеющаяся Ольга представить себе, что вот сейчас, принимая приглашение Онегина на последний танец – котильон, она приближает трагическую развязку, что, может, из-за этого котильона Лен6ский через день будет убит? А между тем события развиваются, и направляет их судьба, а сами люди.

Для Ленского теперь наступила черная ночь.

Все рухнуло…

…Пистолетов пара

Две пули – больше ни чего –

Вдруг разрешат судьбу его. Так кончается пятая глава. Мир мечты приходит в соприкосновение с миром реальности – и разрушается. Это трагично, но неизбежно – поэтому, жалея Ленского, Пушкин даже и здесь все еще чуть-чуть подсмеивается над ним: «две пули – больше ни чего»; а что такое, собственно случилось? Ведь можно еще повернуть назад, ведь завтра все забудут о событиях на бале, все пойдет по-старому – так считают и Онегин, и Ольга… Но так не может считать Ленский, а до его смятения, страданий, горесть, никому нет дела.

На всем протяжении пятой главы сам Пушкин только раз предстал перед читателем – во время бала, чтобы напомнить о лирическом отступлении из первой главы, о «ножках… знакомых дам и заявить:

С изменой юности моей

Пора мне сделаться умней,

В делах и слоге поправляться

И эту пятую тетрадь

От отступлений очищать.

Московский бал.

Татьяна не могла понравиться людям, воплощающий этот светский мир. Но Пушкин верен себе: и здесь, в московской гостиной, он посылает на помощь Татьяне своего друга:

У скучной тетке Таню встретят

К ней как-то вяземский подсел

И душу ей занять успел…

И не может Татьяна, привыкшая к свободной жизни естественным человеческим отношениям, смериться с шумной московской и бестолковой жизнью, с показными чувствами, с миром

…где кажут франты записные

Свое нахальство, свой жилет

И невнимательный лорнет,

Где

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс… -
И вот в такую минуту, когда «мысль ее далече бродит; забыт и свет и шумный бал», - в жизни Татьяны входит то, что любая из присутствующих в зале женщин, молодых и старых, красивых и некрасивых, умных и глупых, назвала бы счастьем:

А глаз меж тем с нее не сводит

Какой-то важный генерал.
3. В.Гофман «Летний бал»

Был тихий вечер, вечер бала.

Был летний бал меж стройных лип,

Там, где река образовала

Свой самый выпуклый изгиб.

Где наклонившиеся ивы

К ней набежали тесно, вплоть,

Где показалось нам красиво

Там много флагов приколоть…

1904г.

Современник поэтов Серебряного века, почти забытый теперь поэт, умерший более чем полвека назад, Гофман написал стихотворение «Летний бал», в котором как бы записал музыку – легкую, тихую.

Стихи поразительно музыкальны, звукопись – основа произведения.

Протяжные, льющиеся звуки – [л], [н], обилие каких – то, если можно так сказать, «мягких» слов – «бала», «образовала», «выпуклый», «флагов», «приколоть», «вплоть» - придают стихотворению певучесть, протяжность, лёгкость, музыку.

Воображение рисует запущенный сад, стеклянно застывшую реку, негромкий вальс, плывущий по аллеям сада.

Однако, когда звукопись становится самоцелью, то получается красиво отточенная яркая безделушка, в которой именно звукоподражание и есть главное, единственное достоинство. С точки зрения художественности стихотворение можно назвать совершенным, однако с высоты представлений о назначении истинной поэзии – это всего лишь безделушка, красивый и мелодичный пустяк.

4. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова
К началу работы над "Маскарадом" М. Ю. Лермонтов уже достаточно изучил петербургский "свет". Карточная игра и костюмированные балы – наиболее распространенные увлечения современной М. Ю. Лермонтову дворянской молодежи – стали основными мотивами пьесы. На этих характерных деталях быта выстроен сюжет драмы; не менее важным вместе с тем оказалось и их символическое значение. Опорные образы лермонтовской драмы – "игра", "бал" и "маскарад"- имеют не один, а два смысловых слоя. Один слой увидеть легко, он лежит на поверхности: жизнь как бал, жизнь как маскарад. Под первичным смысловым слоем скрывается другой, более важный. Маскарад – образ не просто жизненной борьбы, но борьбы под чужой личной, образ скрытого соперничества.

«Маскарад» - это социально – психологическая романтическая драма. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, - говорит Арбенин, - все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».

Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски. Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального» состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни.

Символы и метафоры в драме "Маскарад" отражают основные конфликты эпохи. В произведении игра сравнивается с жизнью. Бал - это еще одна метафора жизни. Маскарад тоже метафора жизни, но это жизнь под личиной лжи , это в тоже время естественность и откровенность, которая обычной жизни не свойственна. Маскарадная маска - это антимаска. Баронесса именно в маске может позволить себе искренность. Маскарад предполагает выход из повседневной жизни, ему противостоит карточная игра. Игра - это соперничество и тоже отступление от правил, но взамен привычных правил выдвигаются другие – более низкие. Это нижний этаж - преисподняя. Тот, кто вступает в игру, отпадает от общества.

В свое время Арбенин втянул в игру неизвестного, также в начале втягивают Звездича и Арбенин помогает ему отыграться. Перед нами проходит процесс отчуждения от мира, человек который вступает в игру, но Арбенин из игры давно вышел: в его жизни теперь главное - любовь к жене. Однако подозрение в измене жены приводят его к новому ветку отчуждения. Маскарадность не позволяет обнаруживать свое неверие, если участвовать в маскараде человеку становится непосильно, то он должен решать свои проблемы на дуэли. Арбенин, однако, не собирается стреляться со Звездичем. Отказ от дуэли - это немыслимый поступок. Арбенин навязывает Звездичу свои правила, не дает ему восстановить честь законным путем. Игра и маскарад предполагают элемент неизвестности, которая связана с тайной судеб. Для главного героя же в игре уже нет никакой неизвестности, однако эта неизвестность подстерегает его.

Заключение

Бал в художественном произведении имеет три функции:

1. Бал как самостоятельный художественный образ, имеющий свои правила, законы.

  • Это особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.».

2. Бал как способ жизни светского общества 19 века.

  • На балу принимались важные решения, решалась чья – то судьба, кто – то находил свою первую и на всю жизнь единственную любовь, а кто – то расставался навсегда. Проливались слезы счастья и радости, горя и печали.

3. Бал как художественный прием в раскрытии характеристики человека, своеобразие его внутреннего мира, отношений между людьми.

  • Бал – кульминационный момент. Съезжались гости, дамы в шикарных платьях, дорогих украшениях, все блестит, сверкает. Прекрасная музыка. Все танцуют вальс. Плетутся интриги, и происходит такое событие, которое может изменить жизнь гостя, приглашенного на бал.

Тема бала в литературе являлась клюҹевой. Кто-то принимал важное решение, решалась ҹья -то судьба, кто-то находил свою первую и на всю жизнь единственную любовь, а кто-то расставался навсегда. Проливались слезы сҹастья и радости, горя и пеҹали. Так Чацкий в Горе от ума намерял признанье в обществе, любовь Софьи. Онегин изменил спою жизнь, понял ее смысл, потерял Татьяну, потерял друга Ленского, убитого на дуэли самим же Онегиным. В Маскараде мы видим, как плетутся интриги, разгадываются тайны, из-за нелепого слуҹая, связанного с браслетом, Арбенин отравляет свою жену. Бал - кульминационный момент. Съезжаются гости, дамы в шикарных платьях, дорогих украшениях, все блестит, сверкает. Прекрасная музыка. Все танцуют вальс. Плетутся интриги, И происходит такое событие, которое может изменить, жизнь гостя, приглашенного на бал. Всё кружится; в бурном вихре танца.


Список использованной литературы:


  1. Гвидо, Р. Бальные танцы. Перевод с фр. [Текст]/Р. Гвидо. — М.: БММ АО, 2001. — 192 с

  2. Захарова, О.Ю. Русский бал XVIII — начала XX века. Танцы, костюмы, символика [Текст]/ О.Ю. Захарова. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. — 448 с.

  3. Келлер, Е. Э. Светская жизнь в интерьерах столичных особняков [Текст]/ Е. Э. Келлер . - СПб. : Аврора: Русская коллекция, 2007. - 375 с.

  4. Колесникова, А. В. Бал в России: XVIII — начало XX века [Текст]/ А. В. Колесникова.- СПб.: Азбука-классика, 2005. — 304 с.

  5. Н.Долинина «Прочитаем Онегина вместе» Издательство: ДЕТГИЗ, типография, 2005 г.

  6. Б Эйхенбаум «Статьи о Лермонтове».М.: Сов. писатель, 1987

  7. А. Валагин «Прочитаем вместе» М. : Просвещение, 1991


Приложение












Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На тему: «Приглашение на бал» Выполнили: ученики 7 «А» Е. Р. Каримова icon Приглашение к философии
Сдано в набор 04. 09. 89. Подписано в печать 13. 02. 90. Формат 60Х90:/п. Бумага книжно
На тему: «Приглашение на бал» Выполнили: ученики 7 «А» Е. Р. Каримова icon Сценарий мероприятия
Некоторые ученики заранее получили задание подготовить и провести свой «мини-урок»
На тему: «Приглашение на бал» Выполнили: ученики 7 «А» Е. Р. Каримова icon «осенний бал литературных героев» Разработали и подготовили мероприятие
Кл руководители – Гузовец Татьяна Анатольевна, Лопатко Лидия Сергеевна, Масляева Галина Алексеевна, Василенко Наталья Сергеевна
На тему: «Приглашение на бал» Выполнили: ученики 7 «А» Е. Р. Каримова icon Программа VI пушкинского Всероссийского молодежного фестиваля искусств...
Торжественное открытие фестиваля. Пушкинский бал. (Киноцентр «Рекорд», адрес: ул. Пискунова, д. 11)
На тему: «Приглашение на бал» Выполнили: ученики 7 «А» Е. Р. Каримова icon Программа по предмету «священная история нового завета»
Первые ученики Господа. Первое чудо в Кане. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи
На тему: «Приглашение на бал» Выполнили: ученики 7 «А» Е. Р. Каримова icon Московская лингвистическая школа
Аванесова, В. Н. Сидорова, А. А. Реформатского и др.), а также знаменитых Пражского (основан в 1926 по инициативе чешских и московских...
На тему: «Приглашение на бал» Выполнили: ученики 7 «А» Е. Р. Каримова icon Приглашение на экзамен уважаемая/ый участник июльской экзаменационной сессии!
Экзаменационная сеть cipa-en уведомляет Вас о том, что вы зарегистрированы на экзамен/ы по программе cipa
На тему: «Приглашение на бал» Выполнили: ученики 7 «А» Е. Р. Каримова icon Осень в изображении русских поэтов, художников, музыкантов Выполнили:...
На сцене – стол, на котором лежат листы бумаги, стоят в подсвечнике горящие свечи, чернильный набор. В кресле сидит участник, исполняющий...
На тему: «Приглашение на бал» Выполнили: ученики 7 «А» Е. Р. Каримова icon Образовательного учреждения (ОУ)
Мы выполнили муниципальный заказ, ввели внеурочную деятельность в начальной школе, повысили уровень заработной платы педагогам. Самое...
На тему: «Приглашение на бал» Выполнили: ученики 7 «А» Е. Р. Каримова icon Асипович Сергей, 12А
Татьяны? 42. На берегах какой реки родился Онегин? 43. Как называется хвалебное стихотворение, которое Ленский «начертал» у могилы...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции