Открытое мероприятие По литературе 10 класс




Скачать 81.23 Kb.
Название Открытое мероприятие По литературе 10 класс
Дата публикации 09.10.2014
Размер 81.23 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Открытое  мероприятие

По литературе 10 класс

(Учитель русского языка и литературы МАОУ «Кадетская школа № 47» г. Набережные Челны

Республика Татарстан  Чиркунова Марина Алексеевна)

Тема:   Любовная лирика А.С.Пушкина.

Адресаты лирики А.С. Пушкина.

Цели:  познакомить с любовной лирикой А.С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству         поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения поэта; сопоставить прозрения поэта с проблемами сегодняшнего дня; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Оформление:  репродукции женских портретов «Пушкин у фонтана слез», рисунки поэта. Высказывания поэта о любви. Выставка книг по теме.

                                                                                                              Любви все возрасты покорны,

                                                                                                              Её порывы благотворны …

                                                                                                                                                                            А. С. Пушкин

                                                                              Ход  мероприятия:

I. Вступительное слово учителя.(Слайд №1)

                В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство переходящее. Оно, подобно буре, властно захватило поэта, дало ему мощный источник вдохновения, манило его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.

                Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка».

                Любовь для Пушкина-лирика — предмет высокой поэзии. Любовь и поэзия — родные сестры.

                Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо — крик души.

                «Я считаю себя человеком не нужным, потому что не могу принадлежать к отживающему поколению, т. к  я молод, но не весело мне принадлежать и к новому племени. Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии.  Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет, не отворите его — явись хоть второй Пушкин.

                -Как вы думаете, когда оно написано? Очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший его, это письмо, в журнал «Современник», уже полтора столетия назад (1854 г.),  верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека — «Отворять душу» для лучших человеческих побуждений, для лучших человеческих качеств.

                Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.

                Не случайно у Пушкина любовь и поэзия — родные сестры …

II. Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

                Любовь у Пушкина  раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло.

                Гоголь(Портрет Гоголя, слайд №2) писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто … все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг, все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт …»

                Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений — «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829)

                -Выразительное чтение стихотворения наизусть. «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

                -А теперь давайте вернемся к словам Н. В. Гоголя. Можно ли применить его слова к этому стихотворению. Почему? Как понимать слова «нет наружного блеска». (Здесь использовано очень мало выразительных средств, характерных для поэтического использования: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры: «лежит мгла», «сердце горит»; здесь по выражению Гоголя, все просто: «… мне грустно и уныло …»)

                -Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. А почему как вы думаете, печаль  у Пушкина светлая? (Потому что источник той печали любовь, а любовь у Пушкина это жизнеутверждающее чувство.)

                -Как соотносятся картины природы и душевного состояния поэта? (Шумит-горит, мгла-грусть)

                -Почему «сердце не любить не может»?

-Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Гоголя? (Стихотворение наполнено «внутреннего блеска»)

                Итак, стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта выражено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло.

III. Сообщения учащихся об адресатах лирики.

                -Кому же посвящал свои стихи Пушкин?

                               Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шепот старины болтливой,

Рукою верной я писал …

                                               («Руслан и Людмила»)

(Слайд №;4) М.Н.Раевская (Волконская) писала: «как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел»

1. Так, например,  он поэтически преобразил волнующую легенду о любви.

( Слайд №5) Е.К.Воронцовой он посвятил стихотворение «Храни меня мой талисман». (Выразительное чтение стихотворения наизусть)

Сообщение. В Петербурге в 1818-1820 г. г. Пушкин встречался с юными сестрами Софьей и Ольгой Потоцкими.(Слайд №7)  Юные Потоцкие провели детство свое на юге России, они рассказали Пушкину о печальной судьбе представительнице их знатного рода. Это предание о любви хана Карим-Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию. (Выраительное чтение стихотворения «Фонтан любви, фонтан  живой»)

2. За другой поэтической легендой о любви мы отправляемся с вами в Тригорское. (Слайд №9)

Сообщение. Ранней весной 1819 года в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн.( Слайд№8)  Её имя обессмертил Пушкин своим «Я  помню чудное мгновенье…»

-Выразительное чтение стихотворения «Я  помню чудное мгновенье…»

-Звучит романс И.В.Глинки «Я  помню чудное мгновенье…»

                Перед нами  встаёт образ женщины удивительного обаяния, способной внушить чувство самое чистое и глубокое, стать источником высочайшего вдохновения.

                И если даже образ этот не столько реальный, сколько идеальный, рожденный фантазией поэта, первоосновой его все же была женщина, вполне реальная — Анна Петровна Керн.

                Сообщение учащегося по биографии А. П. Керн.

                Учитель. Правда, есть статьи, авторы которых пытаются доказать, что это стихотворение посвящено не Керн. Например, В.К.Викторова в статье «Прощание с легендой» утверждает, что это и другие стихотворения Пушкин посвятил императрице Елизавете Алексеевне, жене Александра I.

                Но стоит ли прощаться с легендой? Так ли важно кому посвящено стихотворение? Ведь самое главное то, что Пушкин умел идеализировать в своих творениях женщину.

3. Москва, 1826 г. Е. Ушакова (Слайд №6)

                Пушкин приехал на свидание с новым царем Николаем I. Радушно встречали поэта гостеприимные дома Римской-Корсаковой, Ушаковой.

                На Арбате в Москве до сих пор стоит дом № 53, который помнит приемы Екатерины Ушаковой, на которых с большим удовольствием бывал А. С. Пушкин, увлеченный хозяйкой. На увлечение Ушакова отвечала преданным и самоотверженным чувством. В доме все напоминало о Пушкине: на столе лежали его сочинения и ноты на его слова.

Когда я вижу пред собой

Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,

Когда я слышу голос  твой

И речи резвые, живые,

Я очарован …

Пушкин собирался соединить судьбу с Ушаковой, но вспыхнувшее чувство к Олениной, а потом знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой помешали этому.

4. Петербург. А. Оленина (Слайд №10)

                Сообщение. Он не так давно вернулся из ссылки, все мужчины и женщины старались оказывать ему внимание, которое питают к гению.

(Индивидуальное сообщение по биографии Олениной) (Слайд №11)

                Олениной посвятил Пушкин стихотворение «Ее глаза»; «Увы!»

- Выразительное чтение стихотворения «Не пой, красавица, при мне».

Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, т.к против была мать Олениной. Стихотворение «Я вас любил» — это прощание с любовью.

-Выразительное чтение стихотворения «Я вас любил»

Это стихотворение поражает силы человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь — это светлая печаль расставания, в которой нет и намека на чувство обманутого собеседника. А заканчивается стихотворение молитвой о женщине.

А Екатерина Ушакова на вопрос Пушкина: «С чем я остался?» — ответила: «С оленьими рогами». Но она простила его, и снова и начались приготовления к свадьбе, которые были прерваны знакомством с Натальей Николаевной Гончаровой.

5. «Чистейшей прелести чистейший образец» Н. Н. Гончарова (Слайд №12)

-Индивидуальное сообщение по биографии Гончаровой.

Печален 1836 год. Травля светской черни, реакционной печати. Увлечения Дантеса переполнило чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности поведения его Натальи в обществе светские сплетни сыграли роковую роль. Драма назрела быстро, и выстрелы на Черной речке завершили неизбежную развязку …

Пушкин был уверен в невиновности жены, но предвидел нападки со стороны других людей. Н. Н. пришлось нелегко. В Лавре Александра Невского в Петербурге, где она похоронена как Ланская лишь сравнительно недавно появилась табличка с надписью : «Жена Пушкина». В Петербурге обязательно возлагаются цветы на могилу «Мадонны».

-Выразительное чтение стихотворения «Мадонна».

Используемая литература:

-Басина М. «Жизнь Пушкина: Документально-художественные повести» СПБ: Азбука Пушкинский фонд , 1999 г.

-Беляем М. Д. «Н.Н.Пушкина в портретах и отзывах современников».

-Керн А.П. «Воспоминания о Пушкине». Москва «Советская Россия», 1987 г.

-Кузнецова А. «Моя Мадонна» Москва, 1996 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытое мероприятие По литературе 10 класс icon «Сок шоу»
Праздник русского языка (Открытое мероприятие для учащихся 5 – 11 классов). (07. 04. 12)
Открытое мероприятие По литературе 10 класс icon Внеклассное мероприятие. Литературный вечер, посвящённый 210-летию...
Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий вечера, посвящённого жизни и творчеству Ф. И. Тютчева
Открытое мероприятие По литературе 10 класс icon Внеклассное мероприятие по литературе
Цели: прививать интерес к литературе и творчеству А. С. Пушкина, развивать творческие и артистические способности
Открытое мероприятие По литературе 10 класс icon Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пусть душа останется чиста»
Внеклассное мероприятие по русской литературе «Пусть душа останется чиста» (О жизни и творчестве Н. Рубцова)
Открытое мероприятие По литературе 10 класс icon Внеклассное мероприятие «Сохраним родной язык»
Сегодня мы проводим мероприятие посвященное дню родных языков. 21 февраля признанный день родного языка по стране. Дагестан богат...
Открытое мероприятие По литературе 10 класс icon Рабочая программа по литературе ( 10 класс)
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина;...
Открытое мероприятие По литературе 10 класс icon Все сочинения по литературе за 7 класс
В этой книге представлены варианты сочинений по литературе за 7 класс. Используя ее при подготовке к написанию сочинения, школьники...
Открытое мероприятие По литературе 10 класс icon Поурочные разработки по литературе, 7 класс
Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368...
Открытое мероприятие По литературе 10 класс icon Поурочные разработки по литературе. 9 класс
Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс. 4-е изд., перераб и доп. — М.: Вако, 2007....
Открытое мероприятие По литературе 10 класс icon Поурочные разработки по литературе, 7 класс
Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции