Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение»




Скачать 84.52 Kb.
Название Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение»
Дата публикации 09.10.2014
Размер 84.52 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок

по русскому языку в 5 классе

на тему: «Обращение»

Учитель I квалификационной категории

Байкова Рано Курбановна

МБОУ «СОШ №19» г. Нижнекамск

Интегрированный урок русского языка и литературы
Тема урока: «Обращение»

Цели:

Образовательная: уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительное чтение предложение с обращением.

Развивающая: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в художественной литературе и интонационные нюансы обращений в разговорной речи.

Воспитательная: воспитывать любовь к поэзии; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.
Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы работы: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютерная мультимедиа

Ход урока

Учитель русского языка: Ребята, у нас сегодня необычный урок- урок русского языка и литературы. Будут вести этот урок учитель русского языка и учитель литературы.

Учитель русского языка: - Тема нашего урока «Обращение».

Мы научимся находить обращение в тексте, выразительно читать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания.
Для начала давайте проверим домашнее задание. Вы справились?

Молодцы!

Проверяем упражнение на тему «Однородные члены предложения».
В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, береза, клен.
Учитель: Дайте определение однородным членам.
Ученики: Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления.

Однородные могут быть как главными, так и второстепенными членами предложения.
Летом ребята приносили цветы: ромашки, васильки, колокольчики.
Учитель: Дайте определение обобщающему слову.

Ученики: При однородных членах могут быть слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членов.

После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие.
Молодцы, ребята! Переходим ко второй части урока.
Представьте себе такую ситуацию: вы звоните другу, не называя его по имени. Допустим, вы спрашиваете о расписании уроков. Уважительное это обращение или нет!

(Если этот человек знаком, то мы к нему обращаемся по имени)

Ведь, если обратиться к человеку, не называя его имени, он может не понять, что обращаются именно к нему. Да и более уважительно считается форма обращения по имени.

Например, обратитесь к своему соседу по парте. Попросите у него что-нибудь.- Маша, дай мне, пожалуйста, карандаш!
Слово предоставляется учителю литературы.
Учитель литературы:

Перед вами отрывки из произведений А.С. Пушкина.

Давайте выразительно прочитаем и ответим на вопрос: к чему и к кому обращается автор в каждом предложении? (Ученики читают).

  1. Свет наш солнышко скажи, ты ходишь круглый год по небу.

  2. Чем вы, гости, торг ведете?

  3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!


Учитель литературы: из каких произведений данные предложения?
Ученики: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»).
Запишите предложения. Назовите обращения.

Вывод: Молодцы! Вы научились находить обращения в предложениях!
Учитель литературы: Что вы знаете о жизни А.С.Пушкина?
Ученики: А.С.Пушкин родился в Москве в 1799 году. Он рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя сочиняли стихи. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. А к 11 годам перечитал всю библиотеку отца.

Учитель литературы: А.С. Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, а затем в Царскосельском лицее.

Лицеистов учили прекрасные преподаватели.

А рядом во дворце жил Александр I. Дворец окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Дружбе этой поэт оставался верен всю жизнь.
Обратите внимание на строчки из стихотворений Пушкина «К Пищину». «К Дельвигу».
Любезный именинник, О Дельвиг! Начертали

О Пущин дорогой Мне музы мой удел…

А.С. Пушкин «К Пущину» А.С. Пушкин «К Дельвыгу»
Вот как Пушкин характеризовал лицейское братство
Друзья мои, Прекрасен наш союз!

Он как душа, неразделим и вечен…

А.С. Пушкин.

(Друзья Илличевский, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер)
Назовите обращения во всех предложениях.

Запишите обращение А.С.Пушкина к друзьям.

Молодцы!

Это были самые счастливые годы учебы (г. Пушкин) под Санкт-Петербургом. Лицеисты учились, жили дружно, братской семьей.


Слово предоставляется учителю русского языка.

Учитель русского языка: - Вы научились находить обращения. А еще какую закономерность вы заметили в обращении?
1 Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.

О, …

2 Чем вы, гости, торг ведете?

,О,…

3 Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

, О.
Вывод: место обращения в предложении может быть свободным; обращение состоит из одного или нескольких слов.
- Молодцы! А Вы - юные исследователи!

Открываем учебники на странице 86, читаем правило на закрепление.
Физкультминутка
Вышла Машка как-то раз

Поглядеть который час

Раз, два, три, четыре

Мышки дернули за гири

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мышки вон.
Учитель литературы: Вы назвали много произведений А.С. Пушкина. Среди них ваша любимая «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

- Какое настроение при чтении вызвала у вас сказка?

Ученики: хорошее, радостное.

Учитель: Но, наверное, и грустное. Вы волновались за судьбу царевны. Вы заметили художественное своеобразие сказки: повторы, эпитеты, и, конечно же, обращения.

Найдите обращения в тексте сказки.
Ученики: Это обращение к зеркальцу.

Королевича Елисея к солнцу, месяцу и ветру. (Дети читают наизусть отдельные отрывки из сказки).
Перед вами отрывки из сказки А.С. Пушкина.

-Давайте запишем эти предложения. Расставим знаки препинания.


  1. «Ах ты мерзкое стекло! 2. Ветер, ветер! Ты могуч,

Это врешь ты мне назло. Ты гоняешь стаи туч.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою!»
Вывод: вы научились не только находить и выделять голосом в тексте обращения, но и выделять их знаками препинания.
Учитель литературы: Внимание! Вернемся к сказке.

- По каким личным качествам мы определяем характер человека?
Ученики: По манерам разговора, обращениям мы можем судить о воспитанности человека.
Еще один важный момент. От того, каким тоном говорит человек, зависит многое. Нередко настроение портится от грубого, раздражительного тона и, наоборот, улучшается от тона доброжелательного и мягкого. Чувства не обязательно выражать громко. (Царица говорит грубо, а царевна обращается ко всем с благодарностью).

По обращению можно понять, каков человек.
Учитель русского языка: Ребята, перед вами предложение:
Я вам, друзья, открою сказочный мир.
Выделим грамматическую основу: подлежащее и сказуемое
Учитель: Постройте предложение так, чтобы слово «друзья» выступало в роли подлежащего.
Друзья откроют сказочный мир.
Какой можно сделать вывод?

Ученики: Обращение просто называет предмет (лицо). Подлежащее называет предмет, который действует или имеет какие-нибудь признаки.

Вывод: обращения не являются членом предложения.


Учитель русского языка: Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?
Ученики: 1 Научились находить обращения в тексте.

2 Выделять его с помощью знаков и интонационно.

3 Место обращения в предложении может быть свободно.

Вывод можно представить в виде таблицы.


Не является членом предложения




Слово или словосочетание слов

Называет того, к кому обращаются с ре речью




обращение




Выделяется интонационно

Может передать отношения говорящего




Выделяется запятыми или восклицательным знаком


Оценки за урок.

Сегодня на уроке вы познакомились с обращениями. Теперь вы понимаете, насколько важны они в нашей речи и насколько важно правильно ставить знаки препинания в предложении с обращениями. Все эти знания помогут вам в общении. Не забывайте об этом.
Домашнее задание:

1 Придумайте 2-3 подписи к рисунку, используя в своих предложениях обращения. Запишите полученные предложения.



2 Придумайте и запишите по предложенным схемам предложения:

  1. Vvvv,-. 2) -, Vvvv,-.

  1. -, Vvvv? 4) О Vvvv!-!


3 Попробуйте написать письмо своим родителям о сегодняшнем уроке. Используйте в нем как можно больше обращений.

Выполнение теста

1 Укажите номера предложений с обращениями, расставьте знаки препинания.

  1. Люблю друзья смотреть на синие, туманные равнины.

  2. Люблю я солнце осени.

  3. Москва Москва Люблю тебя, как сын …

  4. Москва как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

  1. Я твой и телом, и душой страна родная!

2 Составить схемы предложений с обращениями:

  1. Барин не прикажешь ли воротиться?

  2. Свет ты мой послушай меня, старика.

  3. Что это сударь с тобой сделалось?

  4. А ты мой батюшка не печалься.

  5. Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим..

  6. Звезды вы ясны, как счастье мое!

3 Спишите, расставляя недостающие знаки препинания в предложения с обращениями:

  1. О Пущин дорогой прибрел к тебе пустынник с открытою душой…

  2. Хочу мудрец любезный беседовать с тобой.

  3. Чадаев помнишь ли былое?

  4. Храни меня мой талисман.

  5. О Родина святая Какое сердце не дрожит, тебя благославляя!

  6. Подруга жизни праздной чернильница моя свой путь однообразный тобой украсил я.

Взаимопроверка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение» icon Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
Особый интерес вызвала интеллектуальная игра по русскому языку в 10-11 классах «Своя игра». Урок по внеклассному чтению в 5 классе,...
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение» icon Урок по русскому языку в 9-м классе по теме "Лексика и фразеология" (урок-обобщение)
Повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы)
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение» icon Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе
Государственного стандартаосновного общего основногообразования по русскому языку
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение» icon Урок по русскому языку в 9 классе. Урок-практикум по теме «Сложное предложение»
Целью урока является закрепление умения отличать простые предложения от сложных; ставить знаки препинания в сложных предложениях...
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение» icon Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение» icon Рабочая программа по русскому языку 6 класс на
Российской Федерации, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г №1089, примерной программы по русскому языку,...
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение» icon Урока-презентации по русскому языку в 9 классе. Тема: «Подготовка...
Тема: «Подготовка к гиа. Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение» icon Пояснительная записка цель освоения дисциплины «Инновации в обучении...

Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Обращение» icon Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции