Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…»




Скачать 108.98 Kb.
Название Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…»
Дата публикации 09.10.2014
Размер 108.98 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Конспект урока литературы в

в 9 классе на тему:

«Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет…»

(Вводный урок по творчеству А.С.Пушкина

с мультимедийной презентацией).

Вводный урок по творчеству

А.С.Пушкина в 9 классе

(с мультимедийной презентацией).

Тема:

«Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет…»

Цель урока:

- обощить известные ученикам факты о жизни и ранних поэтических исканиях поэта;

- углубить их представления о личности поэта, расширить знания о многогранности его творчества;

- подготовить учащихся к восприятию произведений Пушкина, пониманию непростых условий его жизни, философских и политических воззрений, душевных привязанностей;

- показать значение влияния личности поэта и его творчества на русскую культуру и литературу.

Оборудование:

  1. Выставка книг об А.С.Пушкине и тексты художественных произведений А.С.Пушкина.

  2. Репродукции портретов А.С.Пушкина работы художников В. Тропинина, О.Кипренского.

  3. Репродукции картин Н. Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом» и П. Бореля «Возвращение Пушкина с дуэли».

  4. Аудиозапись музыки Г.Свиридова к повести А.Пушкина «Метель».

  5. Мультиимедийная установка.

  6. Демонастрационный экран.

  7. Свеча, гусиное перо, чернильница, цветы, кафедра.

Эпиграфы:

«Пушкин – это <�…> русскимй человек в его развитии,

в каком он, может быть, явится через 200 лет».

(Н.В.Гоголь)

«<�…> начало всех начал». (М.Горький)

«<�…> наше все». (А.Григорьев)

«<�…> самый замечательный человек в России, умнейший её человек». (Николай I).
Мультимедиа (высказывания о Пушкине):
Да, не подлежит никакому сомнению, Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна… (Антон Карташев, философ)

На повороте

Русской судьбы –

Гений полета,

Бега, борьбы.

Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили. Пушкин меня заразил любовью. Словом – любить. (М.Цветаева)
Методическое сопровождение:

Говорить о Пушкине можно бесконечно. Главное здесь найти такие слова, чтобы не скатиться на штампы. Во вводном уроке в 9 классе можно сконцентрировать внимание на Пушкине как человеке, показать значение поэта через отношение к нему самых известных людей, его современников и его наследников, т.е. всех нас, и пробудить у учащихся интерес к личности поэта через прочтение биографической литературы, что поможет глубже понять его творчество.
Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Вступление
  1. Слово учителя

- Дорогие мои ученики! Сегодня у нас не просто урок, а большой праздник. Сегодня мы будем говорить о Пушкине. Уверена, что нет такого человека в нашей стране, который бы не слышал фамилии самого известного русского поэта. И вы, конечно, не исключение. Но сегодня мы познакомимся с Пушкиным поближе, поделимся впечатлениями, что значит для каждого из вас Пушкин, вы узнаете о некоторых фактах его жизни, о его творчестве, о его душевных привязанностях и о том влиянии, которое оказывал этот выдающийся поэт и человек на мировоззрение других поэтов и писателей.




  1. Работа с эпиграфами на доске

- О Пушкине можно говорить бесконечно. О нем написаны горы книг (обращение к выставке). Во много раз больше того, что написал сам Пушкин. Но вот уже около двух столетий это имя – символ великого народа и великой культуры. Мы привыкли к нему, привыкли, что Пушкин – это «русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет» (как написал Н.В.Гоголь), что он – «начало всех начал» (М.Горький) и «наше все» (А.Григорьев). Это высказывания русских писателей, а вот мнение далеко недружественного Пушкину человека, императора Николая I, который после беседы с поэтом назвал его «самым замечательным человеком в России, умнейшим её человеком». И не было в России поэта, который не признался бы в любви Пушкину, определив его первостепенное место в русской литературе.

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель ведет беседу, задает вопросы.

- Пушкин…С его имени начинается «золотой век» русской поэзии. Кстати, об имени: вот как об этом писал поэт.

Ученик читает стихотворение «Памятник»:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весмь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веденью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

- Нет, имя Пушкина далеко не безразлично нам. Ведь оно – достояние всеобщее и вечное. Это бесценное сокровище.

У каждого из нас свой Пушкин, вошедший под кровлю наших домов красотой и простотой пушкинских стихов и сказок вместе с колыбельной. И с тех пор Пушкин рядом с нами.

- Что же значит именно для вас это светлое имя ПУШКИН?

- Как и когда вошел он в вашу жизнь?

- Каким вы представляете себе поэта в его стихах? В его характере? В его взаимоотношениях с друзьями и врагами?

- Давайте почитаем строки любимых пушкинских стихов. (Учащиеся читают наизусть известные им стихи, называют ранее изученные произведения.)

  1. Основная часть урока

- Таким вы знали Пушкина до сегодняшнего дня. Но с этого урока вы узнаете о нем намного больше, ибо ваше знакомство с поэтом, который стал уже давно вашим другом, по-настоящему только начинается. Мы не будем спешить с рассказом его биографии, лучше послушаем, что есть Пушкин для русской культуры.

Мультимедия: запись, портреты.

- «Пушкин – настоящий русский поэт», - сказал Ф.М.Достоевский, а В.Г.Белинский назвал его «гражданином всего мира». Как вы понимаете эти высказывания? Кто такой гражданин? И почему Пушкин – «гражданин всего мира»?

- В 1880 году на открытии памятника Пушкину в Москве работы скульптора А.М. Опекушина

Мультимедиа: изображение памятника.

русский писатель И.С. Тургенев произнес свою знаменитую речь.

Мультимедиа: чтение речи.

- А мы вспомним слова поэта, которые написаны на этом памятнике:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в наш жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал…

- Поэт знал, что за эти «чувства добрые» народ его будет помнить вечно, называя самыми дорогими именами. Ведь как нам сейчас не хватает этой «милости» друг к другу!

Поэтому, как клятва, звучат слова Федора Тютчева, ставшие названием нашего урока «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет»: Но это клятва не кровоточащего сердца, а любящего и нежного.

Много, очень много значило имя Пушкина для русских поэтов и писателей. У каждого из них был свой Пушкин. Но, может быть, самые проникновенные слова написала Марина Цветаева в книге «Мой Пушкин».

Мультимедиа: чтение отрывков.

Имя этой поэтессы сияет ярчайшей звездой среди имен поэтов серебряного века в русской литературе. Наверное, они никогда бы не родилась как поэт, если бы не было Пушкина.

М.Цветаева о Пушкине

Ученик-консультант (на фоне музыки Г. Свиридова «Венчание» к «Метели» А.С.Пушкина рассказывает от имени М.Цветаевой о Пушкине). Помню, в спальне моей матери висела картина Н.Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом». С детства я запомнила: «Снег, черные прутья деревьев, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес.

Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес…вызывал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и…об этом животе поэта пеклась не меньше, чем о его душе. С пушкинской дуэли во мне началась сестра. Нас этим выстрелом в живот ранили…

Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили. С тех пор, да с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность – я поделила мир на поэта и всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались».

Учитель. Впечатления детства – самые сильные. В три года в Цветаевой родился поэт. Благодаря Пушкину. А потом были его стихи, стихи, стихи. Целый цикл стихов о Пушкине. Послушайте одно из стихотворений.

Ученик ( читает стихотворение М.Цветаевой «Нет, бил барабан…»).

Нет, был барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царевы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

Такой уж почет, что ближайшим друзьям –

Нет места. В изглавье, в изножье,

И справа, и слева – ручищи по швам –

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли – и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно – да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно-почетно-почетно – архи-

Почетно, почетно – до черту!

Кого это так – точно воры вора

Пристреленного – выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора –

Умнейшего мужа России.

Учитель. А еще Марина Цветаева говорила, что Пушкин «Заразил её любовью. Словом – любовью». И поняла она это, прочтя стихотворение Пушкина «Няне». Она говорила, что Пушкин по-настоящему любил только одну женщину – няню, а другие женщины – это просто страсть и насляждения.

Звучит «Романс» Г. Свиридова к «Метели» А.Пушкина.

Ученик читает чтихотворение «Буря мглою небо кроет…»

Пушкин в музыке и в живописи

- Пушкин вдохновлял не только поэтов и писателей. Сейчас вы слышали прекрасную музыку современного русского композитора Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель». Она будет звучать у нас на уроке дважды. Дважды вы будете погружаться в мир чарующих звуков, рожденных под впечатлением от прочтения пушкинской повести. К произведениям Пушкина писали свою музыку и другие композиторы. Об этом нам сообщат на следующих уроках наши ученики-консультанты.

- Самые известные русские художники писали портреты, картины на сюжеты из его жизни. Перед вами портреты работы О.Кипренского и В.Тропинина.

- Рассмотрите их и скажите, каким изображен поэт на этих портретах? Постарайтесь уловить то, что хотел показать в Пушкине каждый из них: его взгляд, настроение, позу. А интерьер? Руки? О чем это вам говорит?

- Какие черты характера старались отразить в них художники? ( У О. Кипренского Пушкин – свободолюбивый романтик, а у В.Тропинина – строгий классик).

- Дуэль А.С.Пушкина не давала покоя не одному Н.Наумову, но и другим художникам. Перед вами картина П.Бореля «Возвращение Пушкина с дуэли». Сюжет один и тот же, а ваши впечатления одинаковы или нет? (Учащиеся делятся своими впечатлениями).

- А эта картина (Н.Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском») – свидетель важнейшего факта из жизни поэта. Пушкин был прекрасным другом и человеком. Кто изображен на картине? Что вам известно о том, что легло в основу сюжета картины? (Учащиеся рассказывают о том, как И.Пущин, лицейский друг Пушкина, посетил его в ссылке в селе Михайловском.)

- Какое стихотворение Пушкин посвятил своему другу Пущину и этому событию? («Мой первый друг, мой друг бесценный…»)

Ученик читает стихотворение «Пущину»:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снего занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое проведенье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней.

- Пушкин в свои 37 лет жизни написал много, но в сотни раз больше написано о нем. Только посмотрите на эту книжную полку! Здесь произведения самого Пушкина и книги о нем. И все это из нашей школьной библиотеки. Маленький Саша Пушкин очень рано начал читать. У его отца была очень большая библиотека. В шесть лет он зачитывался французской, античной литературой. Спрятавшись в укромном месте отцовской библиотеки, он читал и читал до упоения. И так всю жизнь. А когда Пушкин умирал в своем кабинете с полками книг, его прощальными словами было обращение к книгам: «Прощайте, друзья».

Посетите квартиру-музей поэта на Набережной Мойки, 12 – и вы все сами увидите и многое поймете. А сегодня экскурсию по книжным полкам Пушкинианы проведет заведующая библиотекой.

Заведующая библиотекой проводит «Путешествие по книжной полке»: обзор книг Пушкина и о Пушкине, выставленных на книжной полке.

Учитель. Я хочу обратить свое внимание на замечательную книгу Ю.Тынянова «Пушкин» о детстве и юности А.С.Пушкина. Эта книга есть в каждой школьной библиотеке. Читая её, вы перенесетесь на 213 лет назад, в мир детства поэта, о чем повествуется подробно и живо. А сейчас наши ученики-консультанты расскажут о детских годах поэта.

Мультимедиа: ученик-консультант рассказывает о детских годах А.Пушкина.

  1. Итог урока

- Вот и подошел к концу наш урок, первый вводный урок о Пушкине. Мне хочется закончить его словами русского философа Антона Карташева: «Да, не подлежит никакому сомнению, Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна…» В чем тайна? В том магическом воздействии его творчества, которое через 213 лет рождает вдохновение у современных поэтов, художников, композиторов, делая нас всех добрее и мудрее.

  1. Рефлексия

- Какое у вас впечатление от урока?

- Что вас больше всего поразило?

Анкета (дома ответить на вопросы):

  1. Что нового ты узнал на уроке?

  2. Что хотел бы узнать еще?

  3. Что для тебя есть ПУШКИН? Когда состоялось твоя первая встреча с поэтом?

  1. Домашнее задание:

  1. Подготовить выразительное чтение стихов «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».

  2. Ученикам-консультантам подготовить сообщения о лицейских годах А.С.Пушкина.

Из опыта работы Шум Ларисы Викторовны, учителя русского языка и литературы ГБСКОУ школы №609 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» icon Литература Тема : литературный вечер по творчеству А. С. Пушкина...
Тема: литературный вечер по творчеству А. С. Пушкина «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет»
Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» icon Конспект урока Тема «России первая любовь»
«России первая любовь» (по произведениям И. Пущина «Записки о Пушкине», М. Цветаевой «Мой Пушкин»)
Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» icon Урока по литературе в 10-м классе на тему "Есть женщин® в русских селеньях"
Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе на тему "Есть женщин® в русских селеньях"
Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» icon Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» icon Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе
Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» icon Конспект урока Тема «Люблю тебя, Петра творенье »

Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» icon Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» icon Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» icon Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» как интерпретация реальных событий»
Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет…» icon Конспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока
Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции