Управления образования Орджоникидзевского района




Скачать 329.8 Kb.
Название Управления образования Орджоникидзевского района
страница 1/3
Дата публикации 09.10.2014
Размер 329.8 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Литература > Реферат
  1   2   3


Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области

Управления образования Орджоникидзевского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №67



Образовательная область: языки и литература

Предмет: литература




Адресаты дружеской лирики

А.С. Пушкина.


Исполнитель: Тимофеева Д.А.,

ученица 9 «Б» класса.
Руководитель: Запольских Л.А.,

учитель русского языка и

литературы, I категория.


г. Екатеринбург

2007г.

Содержание.
Введение

I. Дружеская лирика поэта.

  1. Лицейское братство.

  2. Дружеская лирика раннего периода творчества Пушкина.

  3. Дружеская лирика периода Южной ссылки.

  4. Период Михайловской ссылки.

  5. Своеобразие дружеской лирики позднего периода творчества.

  6. Последние стихотворения, посвященные друзьям.

II. Адресаты дружеской лирики.

III. Новаторство Пушкина в жанровом разнообразии дружеской лирики.

Заключение

Список литературы

Введение.

Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому русскому человеку, оно всегда вызывает самые добрые и светлые чувства. Его стихотворения сопровождают нас всю жизнь — с раннего детства до глубокой старости. Перечитав знакомые строки, мы каждый раз воспринимаем их по-новому.

Пушкинская лирика прекрасна и многообразна. Она поражает читателей своей простотой и одновременно глубиной мыслей и чувств, выраженных в ней. В лирике поэта нашли отражение различные темы и проблемы: и те, которые волновали поэтов во все века, и те, которые возникали в первую треть XIX века. «Что ж было предметом его (А.С. Пушкина) поэзии?» — спрашивал Н. В. Гоголь. И отвечал: «Все стало предметом...» Действительно, в лирике великого поэта мы найдем и реальные портреты времени, и картины вечно изменчивой природы, и философские размышления о смысле человеческого существования, о роли человека в жизни общества. Через свои стихотворения А.С. Пушкин передает и чисто индивидуальные ощущения (мысли и чувства, восторги и переживания), делится воспоминаниями и впечатлениями, призывает к борьбе за нравственные идеалы. Его лирика позволяет современному читателю заглянуть в иную эпоху, посмотреть на мир глазами великого поэта.

Одно из важнейших мест в пушкинской лирике занимает тема дружбы. У воспитанника Царскосельского лицея, прекрасного поэта А.С. Пушкина, конечно же, было много друзей: И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и другие. Поэтому дружба, связывающая их, вера в одни идеалы и принципы нашли отражение в его лирике. Стихи, посвященные лицейским товарищам, проникнуты самыми добрыми и искренними чувствами, верой в несокрушимость дружеского союза:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —


Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Изучая на уроках литературы творчество А.С. Пушкина, мы не смогли уделить достаточно времени его друзьям. А ведь дружеская лирика занимает значительную часть поэзии А.С. Пушкина. Меня очень заинтересовала атмосфера, царившая в Лицее, которая повлияла на жизнь и творчество Александра Сергеевича. Каждый из лицеистов являлся по-своему талантливым человеком.

Не случайно темой данной работы стали адресаты дружеской лирики А.С. Пушкина. Именно эта тема позволяет раскрыть характер великого поэта более ярко, точно, рассмотреть его со всех сторон, проследить его отношения с людьми разных поколений.

Тема эта актуальна во все времена. Искренность, дружба, взаимопомощь, верность, честь – понятия из разряда вечных и востребованных всегда. Отношения лицеистов, на мой взгляд, - один из самых идеальных примеров истинной дружбы в её настоящем понимании. Здесь есть чему поучиться и нам, живущим в XXI веке и познающим верность и предательство в дружбе.

Цель моей исследовательской работы: изучение адресатов дружеской лирики Пушкина и сопоставление с поэтическими строчками, посвященными друзьям.

Задачи данной работы:

  1. Изучить дружескую лирику А.С. Пушкина.

  2. Оценить роль дружбы в жизни поэта.

  3. Выявить адресатов дружеской лирики Александра Сергеевича.

  4. Рассмотреть и проанализировать стихотворения, посвященные друзьям поэта.

Предмет исследования: дружеская лирика А.С. Пушкина.

Объект: стихотворения, адресованные друзьям поэта.

Субъект: друзья поэта, которым были посвящены лирические строки в творчестве А.С. Пушкина.

I. Дружеская лирика поэта.
Пушкинская поэзия — это не только лирический дневник поэта, но и замечательная летопись первой трети XIX века, через которую мы знакомимся с пушкинской эпохой, с основными историческими событиями, явлениями в культурной жизни общества и, конечно, с выдающимися людьми того времени, по справедливости именуемого «золотым веком России».

У многих русских поэтов мы найдем и любовную, и философскую, и вольнолюбивую лирику, но ни у кого нет дружеской лирики, так полно представленной, с таким многообразием жанров (послания, элегии, анакреонтические песни, эпиграммы), как в творчестве А. С. Пушкина. Это объясняется особым отношением поэта к друзьям, доверием, которое связывало их в единую семью.

Дружескую лирику А.С. Пушкина условно можно разделить на несколько периодов. Остановимся на краткой характеристике каждого из них.

1. Лицейское братство.

Лицейское товарищество, братство сложилось в последние годы пребывания Пушкина в Лицее и включало в себя не только воспитанников самого престижного учебного заведения России, но и лучшую часть петербургской «золотой молодежи»: гвардейских офицеров (П. Чаадаев), молодых дипломатов (А.С. Грибоедов), философов-эпикурейцев (П. Каверин) и даже преподавателей и профессоров Лицея (А. Галич). Их объединяли и совместные пирушки, и споры о поэзии и философии, и мечты о будущем России.

2. Дружеская лирика раннего периода творчества Пушкина.

В стихотворении «Пирующие студенты» впервые появляется понятие пира как совместной трапезы; не просто застолья, а философского осмысления этого понятия, круг друзей как единое целое, противостоящее всему остальному, часто враждебному миру; такое понимание трапезы было и у древних греков, и у первых христиан, что, без сомнения, было хорошо известно А.С. Пушкину. Для лицейского и петербургского периодов творчества Пушкина особенно характерен жанр посланий. Часто эти послания посвящаются конкретному человеку: П.П. Каверину, П.Я. Чаадаеву, А.М. Горчакову, но иногда — просто друзьям как единомышленникам и соратникам. Поэтому в творчестве поэта мы можем встретить такие названия, как «Товарищам», «Друзьям» и т.д. А.С. Пушкин пишет свои послания иногда в виде небольшой стихотворной записки («Забудь, любезный мои Каверин…», 1817), иногда это поэтический портрет («Он вышней волею небес…», К портрету Чаадаева), иногда шутливая эпиграмма («Эпиграмма на Карамзина», 1816), а иногда дружеское поучение («Князю А.М. Горчакову», 1814, 1817).

  1. Дружеская лирика периода южной ссылки.

В этот период жизни Пушкин ощущает одиночество, горькое разочарование в прежних идеалах. Все, что наполняло смыслом жизнь юного поэта, потеряло для него ценность. Он отказывается от принципа «наслаждайся, наслаждайся, // Чаще кубок наливай…», а нового смысла человеческого существования пока не находит.

Стихи о дружбе периода южной ссылки часто написаны в жанре элегии, который со времен древнеримского поэта Овидия стал означать грустные раздумья. С судьбой Овидия соотносит А.С. Пушкин свою судьбу. Так появляются стихотворения «В.Ф. Раевскому» (1822), «Демон» (1823), «Коварность» (1824).

В дружеской лирике этого периода мы находим противопоставление темы подлинной дружбы и предательства:

Из края в край преследуем грозой,

Запутанный в сетях судьбы суровой,

Я с трепетом на лоно дружбы новой,

Устав, приник ласкающей главой...

С мольбой моей печальной и мятежной

С доверчивой надеждой первых лет,

Друзьям иным душой предался нежной

Но горек был небратский их привет...

Стихотворения об истинной дружбе обращены к лицейским товарищам. К ним относятся прежде всего стихотворения «Денису Давыдову» (1821), «Дельвигу» («Друг Дельвиг, мой парнасский брат...», 1821), «В.Л. Давыдову» (1821), «Ф.Н. Глинке» (1822), «Друзьям» (1822).



  1. Дружеская лирика периода Михайловской ссылки.

Период Михайловской ссылки — один из самых плодотворных в творчестве А.С. Пушкина. Возвращается вера в друзей и дружбу. Несмотря на запрет, ссыльного поэта навещают три его лицейских друга: А.М. Горчаков, А.А. Дельвиг и И.И. Пущин. Для каждого из них эта поездка была очень опасна, и А.С. Пушкин от всей души оценил их мужество и любовь. С Иваном Пущиным он виделся последний раз в жизни. В этот период написаны такие известные стихотворения, посвященные друзьям, как «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный...»), «К Языкову» («Издревле сладостный союз...»), «Чаадаеву», «Дружба», «Кюхельбекеру» (1825), «К Вяземскому», «К Баратынскому» и многие другие. Но одним из самых ярких примеров дружеской лирики этого периода является, конечно же, стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»).

Стихотворение, написанное 19 октября 1825 года, в день основания Лицея, по форме напоминает юношеское «Пирующие студенты» (1814). Но тон стихотворения, его настроение совсем другие. Попробуем сравнить эти два стиха, проанализировав их.

1. Основная тематика данных стихотворений - перекличка друзей, тема пира как совместной трапезы, на которой круг друзей как единое целое противостоит всему остальному, враждебному миру.

Но есть и отличия. В стихотворении «Пирующие студенты» — это описание студенческой пирушки, полной буйной радости, беззаботного веселья; а в стихотворении «Роняет лес багряный свой убор...» — это воспоминание о друзьях, полное ностальгической грусти.

2. Композиция стихотворений

Рассмотрим, в чём сходство в построении обоих стихотворений.

Центр стихотворений — перекличка друзей, поименное обращение к ним, которое заканчивается рассказом лирического героя о самом себе, тем самым круг как бы замыкается.

«Соединение эпического и лирического мотивов: рассказ о дружеской пирушке переплетается с философскими размышлениями. В стихотворении «Пирующие студенты» — это философия гедонизма (от греч. «гедоне» — «наслаждение»), которая утверждала, что познание мира достигается только через чувственные восприятия, а целью жизни является наслаждение»; в стихотворении «Роняет лес...» — размышление над прожитыми годами и обобщение собственного опыта.

Поэт использует в композиции стихотворений прием контраста (антитезы). В стихотворении «Пирующие студенты» — это столкновение двух мировоззрений: «кропотливый труд противопоставлен бездумному наслаждению жизни, трезвенность— безудержному веселью, символом которого является вино, наука— поэзии, Сенека, Тацит— Вакху и Эпикуру».

В стихотворении «Роняет лес...» сначала мы видим, что находится вдали — лес, поле. Затем — то, что рядом, вокруг лирического героя - камин, «пустынную келью», вино. «И приближаемся к границе особого пространства, пространства поэтического воображения». Во всем этом сталкиваются противоположные начала: тепло и холод, расцвет и увядание. Цвета тепла, жизни, гармонии: багряный убор леса, яркий огонь камина, красное вино. Цвета одиночества, холода, увядания: серебро мороза, белизна осенней стужи. И далее этот же прием контраста: огонь в камине — бледность осеннего дня, «отрадное похмелье» и «горькие муки», реальное полное одиночество и мысленный круг друзей.

Но нельзя не заметить и композиционных различий.

Так стихотворение «Пирующие студенты» не имеет вступительной части, динамичное начало сразу вводит нас в атмосферу студенческого веселья, в круг лицейского братства.

А стихотворение «Роняет лес...» начинается с пейзажной зарисовки: описание осеннего леса, замерзающего поля созвучны настроению лирического героя, его одинокой «келье», в которой он вспоминает друзей, лишь мысленно присутствуя на их пирушке.

Центральная часть (обращение к друзьям) в стихотворении «Пирующие студенты» лаконична, нет отступлений, экскурсов в прошлое. В стихотворении «Роняет лес...» вся центральная часть — это соединение прошлого и настоящего. Эти два плана тесно переплетены, что и создает особое элегическое настроение стихотворения.

3. Данные стихотворения написаны в жанре послания, но стихотворение «Пирующие студенты» близко по жанру к вакхической песне, лирике вагантов, а стихотворение «Роняет лес ...» — к элегии.

4. Настроение стихотворений

Разлука с близкими друзьями, столкновение с предательством новых друзей, иной взгляд на сущность дружбы в целом — все это делает обращение поэта к лицейским товарищам в стихотворении «Роняет лес...» удивительно бережным, даже нежным, исчезает насмешка, ирония, свойственная юношеским стихам, в частности стихотворению «Пирующие студенты». Сравним: «Вильгельм, прочти свои стихи, // Чтоб мне заснуть скорее» и «Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, // Мой брат родной по музе, по судьбам?».

  1. Своеобразие дружеской лирики позднего периода творчества.

Стихотворения позднего периода творчества Пушкина, посвященные друзьям, лишены иронии, которая отличала юношескую лирику, и острого разочарования, характерного для дружеской лирики периода южной ссылки. Они полны нежности и надежды на встречу с друзьями.

Своеобразие дружеской лирики позднего периода особенно ярко отражается в стихотворении «19 октября» (1827). В нём изображается картина круга, единства, уже не в маленькой комнате за пиршественной чашей, а как всеохватывающего, мирового единства. В чём особенности этого поэтического творения?

Стихотворение состоит из двух четверостиший, каждое из них достаточно самостоятельно и закончено по форме и по мысли. Оба эти четверостишия объединяются в восьмистишия приемом анафоры, основанным на повторении начальных частей, слов, строф, строк, фраз:

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управления образования Орджоникидзевского района icon Управления образования Орджоникидзевского района
И все же лучшее, наиболее возвышенное из всего, что может подарить человеку судьба, это любовь. Только она дает возможность прикоснуться...
Управления образования Орджоникидзевского района icon Управления образования Орджоникидзевского района
Мир природы входит в душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление и восторг. С годами это восприятие...
Управления образования Орджоникидзевского района icon План работы мку «Управление образованием мр «Гумбетовский район»...
В 2012-2013 учебном году деятельность районного Управления образования, образовательных учреждений района была направлена на создание...
Управления образования Орджоникидзевского района icon Башкирский язык (государственный)
Директор Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №71 Орджоникидзевского района
Управления образования Орджоникидзевского района icon Приказ
«Об утверждении плана работы управления образования администрации Советского района на 2014 год», с целью совершенствования системы...
Управления образования Орджоникидзевского района icon Управление образования металлургического района администрации города челябинска
Управления образования Металлургического района Администрации города Челябинска на 2014 год, с целью активизации деятельности по...
Управления образования Орджоникидзевского района icon К приказу мбоу сош №71 г. Уфы
Циклограмма деятельности по обеспечению учебной литературой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная...
Управления образования Орджоникидзевского района icon О распределении обязанностей между работниками управления образования
В целях совершенствования управления системы образования в районе, практического выполнения государственной политики в области образования,...
Управления образования Орджоникидзевского района icon «Утверждаю» Начальник Управления образования Администрации Ачитского городского округа
Разработка и издание приказов Управления образования по работе представительства гак
Управления образования Орджоникидзевского района icon План работы Управления образования Верхнеуральского района на май 2014 г
Итоги организации дистанционного обучения инвалидов в 2013-2014 учебном году (справка)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции