Принята на заседании педагогического Составлена на основе Федерального
совета государственного
Протокол от 28.08. 2013 № 3 компонента государственного
образовательного стандарта
Утверждаю
Директор МОУ НОШ д.Курегово:
/Л.Ф.Дыгаева/
Рабочая программа
по предмет «Литературному чтение»
для обучающихся 3 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель:Тимофеева Н.М.
учитель МОУ НОШ д.Курегово
первой квалификационной категории
2013 год
Пояснительная записка
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса разработано по УМК «Школа России»:
Литературное чтение. 3 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Р. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М. : Просвещение, 2009.
Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы:
http://www.km.ru
http:// km-school.ru/r9/index.asp
http://skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://nachalka.info/about
Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе рассчитано на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 102 часа в год.
Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
– формирование эстетического отношения к искусству слова;
– совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
– обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;
– развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Планируемый уровень подготовки обучающихся начальной школы:
– осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
– описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Тематическое планирование
№
п/п
|
Наиме-
нование
раздела программы
|
Тема урока
|
Количество часов
|
Тип
урока
|
Элементы
содержания
|
Требования
к уровню подготовленности учащихся
|
Вид
конт-
роля
|
Элементы
дополни-
тельного содержания
|
Домашнее
задание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
1
|
Виды речевой деятельности
|
Инструктаж
по технике безопасности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси
|
1
|
Комбинированный
|
Произведения устного народного творчества
|
Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества.
Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)
|
Фронтальный, индивидуальный опрос
|
|
Выразительное чтение
|
2
|
Первопечатник Иван Федоров
|
1
|
Изучение нового материала
|
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение
|
Фронтальный, индивидуальный опрос
|
|
Выразительное чтение
|
3
|
Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки
|
1
|
Комбинированный
|
|
Выразительное чтение
|
4–5
|
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
|
2
|
Урок
с ис-пользованием ТСО
|
Жанровое разнообразие предла-
гаемых к изучению произведений: малые
фольклорные
|
Учащиеся должны уметь:
– определять
тему и главную мысль произ-
ведения;
|
Фронтальный, индивидуаль-ный
|
|
Выразительное чтение, пересказ*; пересказ, составление плана*
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
6–7
|
|
«Иван-царевич
и Серый волк»
|
2
|
Урок
с ис-пользованием ТСО
|
жанры, народная сказка; литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня
|
– пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
– делить текст на смысловые части;
– составлять его простой план
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение, пересказ*, составление плана*; выразительное чтение, пересказ, рисунок*
|
8–9
|
|
«Сивка-Бурка»
|
2
|
Комбинированный
|
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитан-
ному. Пересказ текста
|
Учащиеся должны уметь:
– читать осознанно текст;
– определять тему, главную мысль произведения;
– пересказывать текст
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение, пересказ,
рисунок*
|
10
|
Обобщение. Устное народное творчество
|
1
|
Комбинированный
|
|
Фронтальный
|
|
Ответы на вопросы раздела, с. 51–58
|
11
|
Круг чтения и опыт читательской деятельности
|
Ф. И. Тютчев.
«Весенняя гроза»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Произведения
выдающихся представителей русской литера-
туры (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лер-
|
Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
Учащиеся должны знать/пони-
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение; чтение наизусть*
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
|
А. А. Фет.
«Мама! Глянь-ка, из окошка…»
|
1
|
|
монтов,
Ф. И. Тютчев,
А. А. Фет,
Н. А. Некрасов,
Л. Н. Толстой,
С. А. Есенин); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы
(с учетом много-национального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками
|
мать: – названия, основное содержание изученных лите-
ратурных про-
изведений;
– имена, фамилии их авторов
|
|
|
Выразительное чтение; чтение наизусть
|
13
|
А. А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение
|
14
|
И. С. Никитин.
«Полно, степь моя…»
|
1
|
Изучение нового материала
|
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение
|
15
|
|
И. С. Никитин. «Утро. Встреча зимы»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения
с помощью иллюстрации
и опорных слов, выразительно
|
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение, рисунок*
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
16
|
|
И. З. Суриков. «Детство», «Зима»
|
1
|
Изучение нового материала
|
читать по книге или наизусть
стихи и басни перед аудиторией
(с предварительной самостоятельной подготовкой)
|
Учащиеся должны уметь читать стихотворные
произведения
наизусть
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение, чтение наизусть
|
17–
18
|
|
Обобщение.
Страницы рус-ской классики
|
2
|
Комбинированный
|
|
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Ответы
на вопросы,
с. 78–80
|
19
|
|
Внеклассное чтение. Любимые стихи. А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»
|
1
|
Комбинированный
|
Чтение любимых стихотворений по собственному выбору и желанию
|
Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией
|
Фронтальный, индивидуальный
|
Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке
|
Выразительное чтение, чтение наизусть*
|
20
|
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Восприятие на слух и понимание художественных произведений
|
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
|
Фронтальный, индивидуальный
|
Выразительное чтение, рисунок*
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
21–
22
|
|
А. С. Пушкин. «Зимнее утро», «Зимний вечер»
|
2
|
Изучение нового материала
|
|
жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение, чтение наизусть*
|
23–
26
|
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»
|
4
|
Комбинированный
|
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный
вопрос
|
Фронтальный, индивидуальный
|
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью
|
Выразительное чтение, план*
|
27
|
И. А. Крылов. «Мартышка
и очки»
|
1
|
Урок
с ис-пользованием ТСО
|
Декламация
произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно
читать по книге или наизусть
стихи и басни
перед аудито-
рией
|
Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
|
Индивидуальный
|
|
Выразительное чтение по ролям, наизусть*
|
28
|
|
И. А. Крылов. «Зеркало
и обезьяна»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Индивидуальный
|
|
Выразительное чтение по ролям,
наизусть
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
29
|
|
И. А. Крылов.
«Ворона
и Лисица»
|
1
|
Урок
с ис-пользованием ТСО
|
Чтение наизусть
|
Учащиеся должны уметь читать стихотворные
произведения
наизусть
|
Индивидуальный
|
|
Выразительное чтение по ролям,
наизусть
|
30
|
М. Ю. Лермонтов. «Утес», «Горные вершины...»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения
|
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение
|
31–
32
|
А. Н. Толстой. «Акула», «Прыжок»
|
2
|
Изучение нового материала
|
Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний
|
Учащиеся должны уметь: – читать осознанно текст худо-
жественного
произведения «про себя» (без учета скорости);
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
|
Фронтальный, индивидуальный
|
Характер
героя, его поступки
и мотивы
|
Выразительное чтение, пересказ
|
33
|
Л. Н. Толстой. «Лев и собачка»
|
1
|
изучениематериал
|
нового
|
Фронтальный, индиви-
|
|
Выразительное чтение, пересказ
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
|
Выражение личного
отношения к прослушанному (прочитан-
ному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста
|
– приводить
примеры художественных
произведений
разной тематики по изученному
материалу
|
дуальный
|
|
|
34
|
Л. Н. Толстой. «Какая бывает
роса на траве»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
|
35
|
Обобщение.
Л. Н. Толстой
|
1
|
Обобщающий урок
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Ответы
на вопросы,
с. 163
|
36
|
Обобщение.
Великие русские писатели
|
1
|
Обобщающий урок
|
|
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Ответы
на вопросы,
с. 164–167
|
37
|
Говорение
|
Н. А. Некрасов. «Славная осень»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение
с помощью иллюстраций
и опорных слов,
|
Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение, рисунок*
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
38
|
|
Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»
|
1
|
Комбинированный
|
выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией
(с предварительной самостоятельной подготовкой)
|
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение
|
39
|
К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение
|
40
|
И. А. Бунин. «Детство»
|
1
|
Комбинированный
|
|
Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитан-
ного.
Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение
|
41
|
И. А. Бунин.
«Полевые
цветы»
|
1
|
Комбинированный
|
|
|
Выразительное чтение
|
42
|
Обобщение. Поэтическая тетрадь
|
1
|
Обобщающий урок
|
Отзыв о понравившемся произведении
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Ответы
на вопросы,
с. 178
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
43
|
|
Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит». Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки»
|
1
|
Комбинированный
|
Участие в диалоге при обсуждении произведения
|
Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение, пересказ
|
44–
45
|
В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»
|
2
|
Изучение нового материала
|
|
Учащиеся должны знать/понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений;
– имена, фамилии
их авторов.
Учащиеся должны уметь:
– составлять
небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
– оценивать события, героев произведения;
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение, составление плана,
пересказ
|
46
|
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня
|
Фронтальный
|
|
Выразительное чтение, чтение
по ролям
|
47
|
В. Ф. Одоевский. Обобщение
|
1
|
Обобщающий урок
|
Фронтальный
|
|
Ответы
на вопросы
|
48
|
|
Обобщение.
Литературные сказки
|
1
|
Обобщающий урок
|
Фронтальный
|
|
Ответы
на вопросы,
с. 209
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
|
|
– создавать небольшой устный текст на заданную тему;
– различать жанры художественной литературы
(сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные
|
|
|
|
49–
50
|
Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование). Чтение. Говорение
|
Внеклассное
чтение. Рассказы, повести А. Воронковой.
М. Горький
(А. М. Пешков). «Случай
с Евсейкой»
|
2
|
Изучение нового материала
|
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг
|
Учащиеся должны знать/понимать: названия, основное содер-
жание изученных литературных произведений, их авторов.
Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение, пересказ
|
51–
52
|
К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»
|
2
|
Изучение нового материала
|
|
Выразительное чтение, пересказ,
рисунок*
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
53–
54
|
|
А. И. Куприн. «Слон»
|
2
|
Изучение нового материала
|
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыс-
ления или полу-
чения ответа
на поставленный вопрос
|
– оценивать события, героев произведения
|
Фронтальный, индивидуальный
|
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью
|
Выразительное чтение, составление плана,
пересказ
|
55
|
Обобщение. Были-небылицы
|
1
|
Обобщающий урок
|
Фронтальный
|
Ответы
на вопросы,
с. 42–43
|
56
|
Внеклассное
чтение. Книги
А. Митяева
об армии
и ее героях.
Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Правильность
чтения: безошибочное чтение
незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений
|
Учащиеся должны уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
– читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соот-
ветствующую интонацию
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение
|
57
|
Саша Черный. «Воробей», «Слон»
|
1
|
Изучение нового материала
|
|
Выразительное чтение, рисунок*
|
58
|
А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
|
1
|
Изучение нового материала
|
|
Выразительное чтение, рисунок*
|
Продолжение табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
59
|
|
С. А. Есенин.
«Черемуха»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов
|
Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение
наизусть,
ответы
на вопросы,
с. 56
|
60
|
Внеклассное
чтение. «Мама
и мы».
М. М. Пришвин. «Моя Родина»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Основные темы детского чтения: произведения
о Родине,
о природе
|
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение, пересказ*
|
61–
62
|
И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»
|
2
|
Изучение нового материала
|
Выражение лич-
ного отношения
к прослушан-
ному (прочитан-
ному), аргументация своей позиции с привлечением текста произ-
ведения
|
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение, творческий пересказ*
|
63
|
В. И. Белов. «Еще про Мальку»
|
1
|
Изучение нового материала
|
Фронтальный, индивидуальный
|
|
Выразительное чтение, пересказ,
составление плана*
|
|