Скачать 140.15 Kb.
|
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса общеобразовательной школы создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования, примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2009г.). Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: басни И.И. Дмитриева «Муха», И.А.Крылова «Осел и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик»; поэма Н.А.Некрасова «Дедушка», стихотворения А.А.Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», стихотворения о войне К.М.Симонова, Д.С.Самойлова, рассказ В.М.Шукшина «Критики», рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета “Литература” в условиях введения Фёдерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. Методы и приёмы обучения: Элементы беседы, выразительное чтение, заучивание наизусть, работа с различными информационными источниками: учебными, научными, историческими, анализ произведения по данному плану (прозаического, поэтического). В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный. Формы обучения: Комбинированный урок, урок-беседа, урок-лекция, повторительно-обобщающий урок, урок-семинар, урок-зачёт, внеклассные формы работы Виды деятельности учащихся на уроке: чтение произведения в классе и дома, устные и письменные отзывы только что прочитанного произведения, знакомство с критическими статьями, сочинение по прочитанному произведению, работа над текстом, над отдельным эпизодом, составление плана. Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, устное и словесное рисование, рассказ о писателе, составление плана, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование, характеристика литературного героя, устные и письменные отзывы, доклады, творческие работы, инсценирование, презентации. Основные виды письменного контроля: сочинение, тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий, включенных в курс литературы 6 класса. При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь. В результате изучения курса литературы в 6 классы учащийся должен знать/понимать:
уметь:
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), из них 13 часов отводится на развитие речи и 5 часов на уроки внеклассного чтения. Всего предусмотрено 4 контрольные работы. Произведения для заучивания наизусть И.А.Крылов. Листы и корни. Ларчик. Осел и соловей (на выбор). А.С.Пушкин. Узник. И.И.Пущину. Зимнее утро (на выбор). М.Ю.Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком…». Утес. Три пальмы (выбор). Н.А.Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор). Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело», А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», Е.А.Баратынский. «Весна, Весна! Как воздух чист!..», А.А.Блок. Летний вечер. А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие» (на выбор). По теме ВОВ – 1-2 стихотворения по выбору учащихся Учебно-методический комплект: 1. Программа по литературе. 5-11 классы / Автор-составитель В.Я.Коровина. - М, Просвещение. 2009 г. 2. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М, Просвещение, 2012. Учебно- методическое обеспечение: 1. Беляева Н.В. Литература. 5 – 9 классы. Проверочные работы. – М.: Просвещение, 2010. 2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: Вако, 2012. 3. Еремина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008. 4. Литература 6 класс. Методические советы / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008. 5. Миронова Н.А. Тесты по литературе. 5 – 9 классы. – М.: Экзаменн, 2006. 6. Уроки литературы 6 класс. Пособие для учителецй / Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2009. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Введение (1 ч.) Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся. Устное народное творчество (3 ч.) Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. Из древнерусской литературы (2 ч.) Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. Из литературы ХVIII века (3 ч.) Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. И.А.Крылов. « Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Из русской литературы ХIХ века (32 ч.) А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро». А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. Жанр стихотворного послания. « Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира Человека. А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения. А.С.Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского братства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши. Авторское отношение к героям, развитие понятия о композиции художественного произведения. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С.Пушкина. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. Антитеза как основной композиционный прием в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения. М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю.Лермонтова. Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики». И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поля коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения. А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. А.А.Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. Н.А.Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша». Бесправие народа. Особенности языка повести Н.С.Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С.Лескова «Левша». А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К. Толстой «Где гнутся над омутом розы». Развитие понятия о лирике. Из русской литературы ХХ века (18 ч.) А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова. А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С.Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении. М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война. В.П.Астафьев. Слово о В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и В.Г.Распутина. Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне. Родная природа в русской поэзии XX века. П.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики. В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Из литературы народов России (2 ч.) К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Из зарубежной литературы (8 ч.) Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе. Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы. Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. А.де Сент – Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Истины в сказке. Понятие о притче. |
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для... Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд.... |
Рабочая программа по литературе 8 класс Данная рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования... |
||
Рабочая программа по литературе 9 класс Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования... |
Рабочая программа Ивановой Елены Владимировны Данная рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования... |
||
Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
Пояснительная записка. Статус документа Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
||
Пояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на... Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г.), федерального компонента государственного... |
Пояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на... Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2013г.), федерального компонента государственного... |
||
Программа по литературе для 6 класса. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
Пояснительная записка Данная программа по литературе составлена на... Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |