А. С. Пушкин «Зимнее утро»




Скачать 99.18 Kb.
НазваниеА. С. Пушкин «Зимнее утро»
Дата публикации09.10.2014
Размер99.18 Kb.
ТипПрезентация
literature-edu.ru > Литература > Презентация

Учитель русского языка и литературы

МОУ Верхнетойденской СОШ

Хорошилова Елена Станиславовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верхнетойденская средняя общеобразовательная школа

Аннинского муниципального района

Урок литературы в 6 классе

по теме: А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Хорошилова Е. С.

село Верхняя Тойда

2010 год
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с данным стихотворением; сделать его интерпретацию, на основе которой подготовить к выполнению творческой работы; подготовить к выразительному чтению.

2. Развивать коммуникативную, учебно-познавательную, общекультурную, информационную, ценностно-смысловую компетенции учащихся; креативные качества.

3. Воспитывать любовь к русской литературе, природе, прекрасному, развивать эстетический вкус.

Оборудование: Презентация урока
Ход урока.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющая сделать интересной и увлекательной работу на творческо-поисковом уровне, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

1. Организационный момент.

Урок начинает заранее подготовленная ученица словами:

* В класс сегодня я пришла

И записку здесь нашла:

«Сядьте прямо, не шумите

И меня все тихо ждите!

Елена Станиславовна»

Что же делать? Будем ждать.

Стихи давайте повторять!

(Повторение стихотворений А. С. Пушкина о зиме.)
* Появление учителя в костюме зимы.

Заглянула я на огонёк,

Вижу – здесь идёт урок.

Вот задам я вам, ребятки,

Очень трудную загадку:

«Какая волшебница палочкой провела,

Укрыла снегом деревья и землю она?»

- А стихи вы обо мне знаете?
2. Проверка домашнего задания.

- Рассказать наизусть стихотворение А. С. Пушкина о зиме.
* Дополнительные вопросы отвечающим:

- Что вы знаете об А. С. Пушкине?

- В каком году он родился?

- Кто был его верным другом?

- Какие произведения А. С. Пушкина вам известны?
* Обобщение материала.

В трудные минуты жизни А. С. Пушкин вдохновение получал от природы. Самые обыкновенные картины превращались под пером поэта в прекрасные образы.
3. Ознакомление с новым материалом.

А) Рефлексия ( ее цель – подготовка к проблемно-исследовательской деятельности): Закройте глазки. Представьте, что вы проснулись зимним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну… Попробуйте рассказать, что вы там видите, как выглядит снег, соседние дома, что видно вдали? Расскажите и о том, какое настроение вызвала у вас эта картина.

(Ответы детей)

Б) Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро».

- А вот как передал впечатление от увиденного А. С. Пушкин.

(Чтение наизусть учителем стихотворения «Зимнее утро» под музыку, так как в общении с литературным текстом эмоции возникают не так стремительно, как при слушании музыки )
В) Сообщение целей урока.
Г) Выявление первого впечатления:

- Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

- Каким настроением оно проникнуто?
Д) Интерпетация стихотворения. Проблемно-поисковая работа ( создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит развитие творчества и мыслительных способностей).

* Самостоятельное чтение стихотворения.

Задание: Внимательно прочитать стихотворение про себя. Подумать, сколько в нем частей (картин).


  • Работа над каждой строфой.

- А сейчас попробуем понять содержание первой части стихотворения.

* Чтение по цепочке 1 строфы.

- Вы заметили, что автор ведет с кем-то беседу?

- К кому он обращается? ( к еще не проснувшейся подруге)

- Какими словами он ее называет?
* Словарная работа. ( Отдельные учащиеся с помощью учителя нашли значения данных слов и преобразовали их в картинки).

Открой сомкнуты негой взоры.

(Показывается иллюстрация с изображением закрытых глаз)

- Что же автор хочет от подруги?

- Как вы понимаете строки:

Навстречу северной Авроре

Звездою севера явись..?

(северная Аврора – богиня утренней зари;

Звезда севера – самая достойная женщина Петербурга)

- Как вы понимаете все выражение?

- Как мы должны прочитать эту строфу? (Выделять интонацией обращения)

* Чтение стихотворения под руководством учителя.

* Выразительное чтение ученика.

- Как бы вы озаглавили 1 картину? Почему?
Такая работа помогла понять содержание строфы, подготовить к выразительному чтению.

  • Работа над второй строфой стихотворения.

Чтение по цепочке до знака.

Словарная работа.

- Какие слова показались не совсем обычными?

(вечор – вчера вечером;

Мгла у Пушкина – туманная)

- Какую картину вы представили? Опишите ее словами.

- Почему вьюга злится?

- Какое средство художественной изобразительности использует автор? (олицетворение)

- На что похожа луна? Какое средство художественной изобразительности использует автор?

- Какое настроение вызывает такая погода у человека? Найдите в тексте, как об этом говорит автор?

- Какие строки помогают понять, что меняется настроение?

Выразительное чтение строфы под руководством учителя.

Выразительное чтение строфы учащимися.

- Как бы вы озаглавили эту картину? (Картина вьюги)


  • Работа над содержанием третьей строфы стихотворения.

- Как вы думаете, какое время суток изображается? Почему?

- Какие слова помогают почувствовать зимнее утро?

- С чем сравнивается снег?

- Что вы ещё увидели из окошка?

- Почему картина вечерней вьюги стоит рядом с картиной зимнего утра?

- Какие чувства вызывает картина?

- С каким настроением нужно прочитать?
* Работа над содержанием четвертой строфы стихотворения.

Чтение учащимися по 3 строчки.

Словарная работа:

Лежанка – выступ у русской печки, на которой греясь, отдыхали или спали.

- Какие выражения помогают понять приятные чувства?
* Работа над содержанием пятой строфы стихотворения.

«Приглашение совершить прогулку»
4. Закрепление материала.

А) Выразительное чтение всего стихотворения.
Б) Работа над теоретическим материалом.

Заглянем же, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь.

Антитеза – противопоставление образов, картин, слов.

Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ.
- Найдите данные приемы в тексте.
В) Работа по иллюстрациям.

- Какая из иллюстраций подходит к содержанию стихотворения?

- Озвучь рисунок словами А. С. Пушкина.
Г) Групповая работа. ( Сент-Экзюпери говорил: «Самая большая радость на Земле – роскошь человеческого общения». И я очень хочу, чтобы этой мудрой мыслью прониклись мои ученики. Поторопились потянуться навстречу людям, оценили счастливые и грустные, веселые и печальные мгновения общения с миром, с товарищами, друзьями)

Дети выбирают любой вариант и работают в парах.

Анализ 2 или 3 картины по плану.
1 вариант

Анализ стихотворения по опорным словам:

  1. Это стихотворение о…

  2. Когда я читал его, то видел…..

слышал…

почувствовал…

3. Оно напомнило мне о…
2 вариант

Анализ стихотворения с использованием ключевых слов:

  • В стихотворении… (автор, название) говорится о… (чем?) или В стихотворении… автор описывает… (что?)

  • В стихотворении царит … настроение или Настроение меняется на протяжении стихотворения от… к …

  • Произведение можно разделить на … части, так как …

  • Мы словно слышим звуки…

  • Постоянно повторяющиеся слова … позволяют …

  • Поэт хочет запечатлеть…

  • Лирический герой данного творения представляется мне…

  • Чему учит это произведение искусства?


3 вариант
Тестовая работа по теме: А. С. Пушкин «Зимнее утро».

  1. В стихотворении «Зимнее утро» используется:

а) антитеза;

б) аллегория;

в) сравнение.
2. В строках:

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела… -

используется:

а) антитеза;

б) аллегория;

в) сравнение.
3. В строках:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит… -

автор прибегает к:

а) метафоре;

б) иронии;

в) гиперболе.
4. Изображение зимнего пейзажа в стихотворении «Зимнее утро» представляет

собой:

а) рассуждение;

б) повествование;

в) описание.
5. В строках:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась… -

автор использовал:

а) метафору;

б) олицетворение;

в) гиперболу.
6. В строках:

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь… -

выделенные слова являются:

а) олицетворением;

б) логическими определениями;

в) эпитетами.
7. Стихотворение «Зимнее утро» относится к лирике:

А) философской;

Б) интимной;

В) пейзажной.
Д) Кроссворд. Переход к выполнению творческого задания. ( по системе Е. Н. Ильина, урок – это своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями)

Задания:

1. Растёт она вниз головой

Из замёрзшей воды зимой.

На солнце её припечет –

Заплачет она и умрет.


  1. Он вошел – никто не видел,

Как пробрался к нам во двор.

Дунул в окна – вызвал иней –

Их украсивший узор.


  1. Он зимы большой дружок –

Белый искристый….


  1. Зимою на земле лежит белою горою

И исчезает без следа весенней порою.

По вертикали получилось слово «узор».
Е) Творческая работа.

- А какие красивые узоры нарисовал Мороз на окнах в нашей классной комнате! На что они похожи?
Задание: Опишите узоры на окне.
Ж) Ожидаемый результат (творческие работы)

Узоры на окне.

В нашем классе на окне узоры Мороза,

Словно в огне там мерцают деревья и птицы,

И подводные царь-девицы.

Блестят морозные огни,

Ребятам нравятся они.

И у меня в это сказочное мгновение

Вдруг появляется вдохновение!

Хорошилов Денис (6 класс)



  1. Домашнее задание.

Действуй по своему усмотрению!

(элементы индивидуально-ориентированной технологии – дети учатся контролировать свой уровень знаний)

А) Подготовить выразительное чтение стихотворения;

Б) Выучить стихотворение наизусть;

В) Написать этюд, стихотворение о зиме.
Дополнительные задания к уроку

Зимний словарик. (Дается как памятка-помощник при написании сочинения для слабых учащихся.)

Снежинки

Узорчатые, нежные, серебристые, ажурные, похожие на цветочки, на звёздочки; падают, кружатся, искрятся.

Искрятся снежинки разноцветными огоньками.

В воздухе кружатся искристые звёздочки.

Снег.

Пушистый, белый..

Алмазными россыпями сверкают сугробы.

Идёт сплошной стеной, валит, сыплет

Воздух.

Свежий, морозный, обжигающий, чистый, бодрит, колючий, прозрачен, как хрусталь.

Полученные системные эффекты.

1) Народный календарь.

29 января.

Петр Полукорм. «Петр Полукорм пополам делит корм». Хозяин должен бережно распорядиться остатками: «Паси корм не на зиму, а на отзимок», то есть на время наступления весны. С осуждением говорили: «Поститься и скотина, коли Хозяин корма не припас». Начало песен больших синиц.

Метель.

Сквозь белеющие ивы

Пробирается метель.

Рвёт, кричит она, метаясь,

Как шальная карусель.

Вон она уже на воле,

Вот и в дверь стучит рукою,

Дунув стужею в окно,

Улетает далеко.

Но я знаю, точно знаю,

Вновь придёт она незваной

И украдкой, второпях,

Остановится в дверях.

Рожков Игорь

Зимний сон.

Природа спит в тиши ночной,

Покрыты снегом ели,

И вдаль глядит луна с тоской,

Кружится снег на небе.

Блестит речушка под мостом,

Бросают тени ивы,

Лишь ветер в дремлющем лесу

Всё бродит по обрыву.

Снуют снежинки, спит село,

И нет на свете дива,

Чем зимний сон в тиши ночной,

Объятый чьей-то силой.

Рожков Игорь
Удивительное рядом.

Зимой мало, кто замечает красоту природы родного края. Только выглянете в окошко! Вы приободритесь несметными чувствами, мыслями, захотите выбежать на улицу, нырнуть в снег и долго купаться в сверкающих алмазными россыпями сугробах! Увидите сквозь тёмные деревья и покатые крыши домов нежно-голубое бездонное небо, по которому скользят, словно по воде, пышные белогрудые облака. Свежий и немного обжигающий воздух… Пёстрые берёзки сливаются с пятнышками в снегу, но это не пятна, а камушки и холмики, ещё не покрытые снегом. С ветки на ветку перепрыгивают воробушки. Везде тишина. Немного слышен стук топоров и виден дым из полузабитых сажей труб.

Всё вроде бы просто, неярко, но зато как прекрасно!

Рябов Евгений

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconУрок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconКонспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconКартины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconТема урока: А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета », «Зимнее утро», «Зимний вечер»

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconА. С. Пушкин «Зимнее утро»
Цель урока: познакомить учащихся с данным стихотворением, сделать его интерпретацию

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconТема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconТема: А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Задачи: обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина, расширить круг чтения

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconТема 1, Техника речи
Тренировка дыхания в процессе чтения стихотворных текстов: Пушкин А. С. «19 октября», «Пророк», «Зимнее утро», «Осень», «Я памятник...

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconЛитература для летнего чтения
Пушкин А. С. Стихотворения: «И. И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; роман «Дубровский», «Повести покойного Ивана...

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconСписок летнего чтения для
А. С. Пушкин. Стихи: «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога». Повести: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции