Конспект открытого урока по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина




Скачать 66.36 Kb.
Название Конспект открытого урока по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина
Дата публикации 09.10.2014
Размер 66.36 Kb.
Тип Конспект
literature-edu.ru > Литература > Конспект
Конспект открытого урока

по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина.

 

Цель: 1 подвести итог изучения романа

2 выявить влияние романа на художественно-эстетические и нравственные чувства девятиклассников.

3 доказать современность высказываний Пушкина в лирических отступлениях романа.

4 показать умение учеников высказывать свое мнение

5 способствовать развитию грамотной, красивой литературной речи через анализ текста и устные высказывания.

6 прививать интерес к качественной литературе через изучение произведений классики.

 

Вы слышите 7 симфонию Дмитрия Шостаковича, которая называется «Ленинградская». Почему? – спросите вы, ведь мы изучали «Евгения Онегина» А. С. Пушкина. Не торопитесь, оказывается, между этими вещами существует тесная связь.

1942 год, блокадный Ленинград, голодные мальчишки одного из ленинградских дворов. Где-то в соседнем дворе жил известный и опытный вор-карманник, который любил иногда подразнить голодных мальчишек хлебом.

Однажды он пришел с книгой и устроил аукцион:

- Буханка хлеба тому, кто выучит эту книгу! – кричал он, помахивая перед ребятами «Евгением Онегиным».

Тогда руку протянул двенадцатилетний мальчишка, не зная, что берет «Онегина» на всю оставшуюся жизнь, потому что впоследствии он стал известнейшим российским учителем литературы. Конечно, не «Онегина» брал он тогда в детстве, а хлеб мысленно брал.

Он увидел на страницах книги отпечатки грязных, липких пальцев. И тогда началась борьба, которая становилась войной с сытым обнаглевшим цинизмом. Не только за себя, за голодных ребят, но и за Пушкина, которого в детстве вслух читал ему отец, хотелось отомстить мальчишке, взбудораженному до глубины души голодом, тревогой и высшим светом духовности, который подарил ему Пушкин.

Уже в 12 лет, еще не познав и не изучив романа, Евгений Николаевич Ильин по воле судьбы выучил его наизусть. Такой благодарной аудитории, какая собралась во дворе того блокадного дома, он больше не знал, потому что Пушкин и хлеб, Пушкин и жизнь были словами-синонимами.

Вы тоже прикоснулись к «Евгению Онегину».

 

И я хочу знать, что вам дала эта встреча, было ли вам интересно. Давайте подведем итог нашему изучению и ответим на вопрос: «Интересен ли сегодня «Евгений Онегин»?»

Вы так долго были на карантине, что я волнуюсь, не забыли ли вы наших героев. Поэтому предлагаю вам фото-тест. Помогите узнать, кто есть кто, и подтвердите свое мнение пушкинскими характеристиками. Обратите внимание на цветовую гамму, которой художник выразил отношение к героям, соглашаясь с мнением Пушкин( на экране портреты Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги).

Роман «Евгений Онегин» любили и любят иллюстрировать наши художники. Это ли не яркое доказательство его современности. Познакомимся с художником Юрием Игнатьевм, для которого вся жизнь – Пушкин. Нам расскажет о нем Саша.

А теперь соединим наше знание текста «Евгения Онегина» с живописью и проверим домашнее задание. Я просила вас подобрать цитаты к этим иллюстрациям. Сама я с удовольствием выполняла эту работу и вновь погрузилась в поэтический мир Пушкина. Посмотрим, кто из вас будет точнее.

Цитаты (вариант учителя):

 

1. Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной теплоты.

 

 

2.      Татьяна по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть.

 

Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит.

 

3.      Уж утром рано вновь явилась

Она в оставленную сень,

И в молчаливом кабинете,

Забыв на время все на свете,

Осталась, наконец, одна,

И долго плакала она.

 

4.      Она его не подымает,

И не сводя с него очей,

От жадных уст не отнимает

Бесчувственной руки своей…

 

5.      Упала в снег, медведь проворно

Ее хватает и несет.

Она бесчувственно покорна,

Не шевельнется, не дохнет.

  

Иллюстрации выполнены в технике гризайль. От фр. Gris – серый.

Это вид однотонной живописи, выполняемой в разных оттенках одного цвета, чаще всего цвета сепии. Гр. Sepia – каракатица.

1 светло-коричневое красящее вещество.

2. оттенок коричневого цвета.

3 Цвет, присущий старым, черно-белым фотографиям. Может быть, на уроках МХК вы встретитесь с этими понятиями и уже будете знать, что обозначают эти слова.

  

Автором этих картин является русская художница Лидия Яковлевна Тимошенко. О ее жизни и творчестве расскажет Галя.

  

Одна из линий романа – это ожидание любви, испытание чувствами, умение ценить того, кто находится рядом с вами..

Вы находитесь в том юном и прекрасном возрасте, когда вас тоже посещает это чувство. Так пусть история героев «Евгения Онегина» будет вашим первым нравственным университетом.

Давайте вспомним, как это было…

  

Чтение ученицей письма Татьяны к Онегину. (звучит музыка П. И. Чайковского «Сентиментальный вальс»).

  

Мы помним, чем закончилась это первое объяснение Татьяны.

Судьба неумолимо разъединила героев на многие годы.

И вот (звучит музыка Г. Свиридова «Метель»)

 

Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!

Как утеснительного сана

Приемы скоро приняла!

Кто б смел искать в девчонке нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?

 

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей,

Девицы проходили тише

Пред ней по зале, и все выше

И нос, и плечи подымал

Вошедший с нею генерал.

 

Но знать, сердечное страданье

Пришло Онегину невмочь.

Вот вам письмо его точь-в-точь.

 

Чтение учеником письма Онегина к Татьяне.

  

Аналитическая беседа по тексту гл. 8

  

Выберите вопрос, на который вы можете и хотите ответить:

1.      Как бы вы закончили роман?

2.      Могли бы вы, юноши влюбиться в такую девушку, как Татьяна Ларина?

3.      Зачем сегодня нужно изучать роман «Евгений Онегин»?

  

Вам знакомо лицо этого человека? ( известный в прошлом клипмейкер, ныне режиссер кассовых фильмов «Девятая рота» и « Обитаемый остров» - Ф. Бондарчук)

А что символизирует эта картинка (символ Голливуда)? Как вы думаете, что общего между всем этим, и какое отношение это имеет к нашему уроку?

Оказывается, американские продюсеры решили снять новую, современную версию романа А. Пушкина, где Онегин станет бизнесменом, а его друг, Ленский, - певцом. Как вы к этому относитесь, и как бы это воспринял А. Пушкин? (аналитическая беседа)

 

«Мой Пушкинский выпуск» - рассказ о первом выпуске, который сделал много открытых уроков по произведениям А. Пушкина, о роли этого автора в их современной жизни. Чтение анкет- пожеланий будущим десятиклассникам.

  

А. С. Пушкин: « Дорогие юрюзанцы! Поздравляю вас с наступающим Новым годом!»

Как вам нравится такое поздравление А. Пушкина? Оказывается, оно может быть почти реальным, потому что в наших магазинах вы можете найти шампанское «Онегин». Почему производители вин решили использовать именно это название? ( аналитическая беседа)

 

Александр Сергеевич имел еще одно желание:

Быть может, (лестная надежда)

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был поэт!

 

Давайте всегда выполнять его желание: будем читать произведения нашего литературного гения и восхищаться его глубоким талантом!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина icon Конспект открытого урока в 9 классе по теме: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А....
Конспект открытого урока по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина icon Урока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района
Конспект открытого урока по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина icon Конспект вопрос 1: Сентиментализм и повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
«Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Конспект открытого урока по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина icon Конспект открытого урока литературы: «Друзья мои, прекрасен наш союз»
Дидактическая: повторить фрагменты изученных в средней школе произведений Пушкина, привлечь к повторению личностное восприятие творчества...
Конспект открытого урока по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина icon План-конспект урока фио (полностью) Журавлёва Анна Васильевна
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина и его ролью в классике русской литературы
Конспект открытого урока по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина icon План-конспект открытого урока литературы в 5 классе Бочкарева Ирина Витальевна
Цель: на примере текста «Царь Мидас» рассмотреть отражение представлений о человеке и окружающем мире жителей Древней Греции
Конспект открытого урока по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина icon Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии»...
Цель урока: Подвести учащихся к формулировке основной идеи трагедии – истории души, поражённой гордыней
Конспект открытого урока по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина icon Конспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Конспект открытого урока по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина icon Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Конспект открытого урока по «Евгению Онегину» А. С. Пушкина icon Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции