Скачать 92.18 Kb.
|
Министерство образования и науки Пензенской области МОУ СОШ №1 р. п. Колышлей Открытый урок на областном семинаре по именным школам «Реализация литературного пушкинского наследия и культурно-исторической среды в учебно-воспитательном процессе» на базе МОУ СОШ №1 р. п. Колышлей. Интегрированный урок в 5 классе, посвящённый няне А. С. Пушкина Арине Родионовне Яковлевой (Матвеевой) «Ах! Умолчу ль о мамушке моей!» (Литература, ИЗО, математика. С применением компьютерных технологий) Подготовили и провели:
7 февраля 2007 г. Тема: Ах! Умолчу ль о мамушке моей. А. С. Пушкин Цели урока:
Оборудование:
Ход урока.
(На экране слайд «Годы жизни Пушкина») Наша школа носит имя А. С. Пушкина. И по сложившейся традиции в феврале мы проводим декадник, посвящённый памяти великого поэта, драматурга, прозаика. И каждый раз я думаю, что интересного, нового рассказать о жизни и творчестве поэта, о чём поведать моим ученикам. Я проводила с ребятами итоговые уроки по изучению романа «Евгений Онегин», где они делились своими впечатлениями об изученном, инсценировали полюбившиеся отрывки, иллюстрировали роман, проводили уроки самостоятельного изучения поэм Пушкина, таких как «Цыгане», «Бахчисарайский фонтан», «Моцарт и Сальери», потом совместно добирались до истины, ребята оформляли титульные листы к этим произведениям, воображая, что они художники, и доказывали, почему приняли именно такое творческое решение. А однажды нам была оказана честь – подготовить Пушкинский вечер. Инсценировали отрывки произведений: «Барышня крестьянка», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Евгений Онегин». Звучали романсы на стихи поэта. Шли годы, но в памяти детей остались незабвенные пушкинские строки. Ушли мои одиннадцатиклассники, а на смену им пришло новое поколение. И я задумалась, а о чём же мне рассказать моим сегодняшним ученикам. К 200-летию А. С. Пушкина был выпущен альманах, посвящённый творчеству поэта. Я обратила внимание на статью Сергея Бойко «Няня Пушкина Арина Родионовна». (показать слайд ). Меня поразило то, с какой любовью она написана, из неё мы узнаём много интересного о том, как эта добрая мудрая женщина помогла поэту найти свой удивительный мир волшебной сказки. Оказывается нет в мировой литературе другой няни, чьё имя тесно сплеталось бы с именем её питомца. (показать слайд «Арина Родионовна») Простая неграмотная русская женщина, крепостная крестьянка стала спутницей великого поэта, именно она помогла создать прекрасные сказки, по которым созданы и музыкальные произведения, многие художники трудились над созданием сказочных героев. Древнекитайский художник Ван Вэй сказал, что «живопись – это поэма в сказках». А вы знаете, оказывается и такая строгая наука математика (не зря её называют царицей наук) на современном этапе помогает нам лучше проанализировать стихи. Об этом мы сегодня услышим на уроке. Итак, няня! В одном из лицейских стихотворений («Сон»,1816г.) Пушкин так вспоминает о своей няне, называя её «мамушкой» (слайд «Ах! Умолчу ль о мамушке моей». Ах, умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье Она, духов молитвой уклоняя, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы. . . От ужаса не шелохнусь, бывало, Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя ни ног, ни головы. Эти сказки няни пробуждали в мальчике творческую фантазию. Терялся я в порывах сладких дум; В глуши лесной, средь Муромских пустыней Встречал лихих Полканов и Добрыней, И в вымыслах носился юный ум. И если тему матери поэт обходит молчанием, то няне посвящает стихи: «Зимний вечер», «Няне», упоминает о ней в стихотворении «Вновь я посетил...». 3. Работа по статье С. Бойко «Няня Пушкина Арина Родионовна». Где же родилась Арина Родионовна? Как она попала в дом Пушкиных? Как сложилась её судьба? Об этом нам поведает статья Сергея Бойко «Няня Пушкина Арина Родионовна». Вы её читали. А теперь давайте побеседуем по ней.
- Ребята! Мы сейчас услышали много тёплых слов о няне А.С.Пушкина, а о ком вы можете сказать много тёплых слов, о человеке, который тоже рассказывает вам сказки и уже Пушкинские сказки. . . ? Конечно, о бабушке, о близком и родном человеке, которая постоянно рядом, поддержит в трудную минуту, позаботится, обогреет теплом и лаской. Я попросила Максима свои мысли и чувства выразить в сочинении-рассуждении. (Ученик зачитывает отрывок из своего сочинения). Ребята, на уроках литературы мы учимся анализировать текст, говорим о его содержании, о его значении. Но, оказывается, тексты можно анализировать и по другому. Этому нас сейчас научит Ирина Вячеславовна, учитель математики. 4. Учитель математики Есть мнение, что каждый гласный звук обозначает определённый цвет. Звук становится словно «окрашенным». А цвет передаёт какое-либо настроение, раскрывает различные чувства. На прошлом уроке мы провели эксперимент и увидели, что у большинства из вас А - красный, И – синий, О – желтый или белый, Е – зеленый, Ы – мрачный. После проведенных исследований, ученые установили, что для большинства людей:(показать слайд «Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям») А – густо-красный Я – ярко-красный О – светло-жёлтый или белый Е – зелёный Ё – жёлто-зелёный И – синий Й – синеватый У – тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый Ю – голубоватый Ы – мрачный, тёмно-коричневый или чёрный Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться. И, пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета. Поэт может не осознавать цветозвуковых соответствий, но тонкое чутье художника подскажет ему, что подбор именно таких гласных усиливает нужное эмоционально - образное впечатление. Оказывается существуют нормы: насколько часто встречается в тексте буква «А», «О», «И», «Е»,и т.д… ( Показать слайд «Нормы долей звукобукв ») А действительно ли это так? Давайте с вами сами попробуем исследовать стихотворение и проверить его цветозвуковой фон. Для исследования я взяла стихотворение А. С. Пушкина «Няне» Давайте подумаем и ответим на вопрос, какие чувства передаёт поэт в этом стихотворении? Как он говорит о няне? (С нежностью, но в то же время с тоской). Какого «цвета», по-вашему, должно быть это стихотворение? Какие цвета должны преобладать? Итак, наша задача исследовать стихотворение и сравнить получившийся результат с предполагаемым. Ваша задача: найти количество определённых гласных в стихотворении, найти доли данных звукобукв в тексте (предварительно подсчитав количество всех букв в стихотворении), сравнить их с нормой долей. Каких звукобукв больше нормы - это как раз и есть те звуки, которые нас интересуют. По ним мы и определим цветозвуковой фон стихотворения. Разделимся на несколько групп, у каждой из которой будет свое задание. Затем объединим полученные результаты и сделаем общий вывод. Конечный результат зависит от добросовестной работы каждой из подгрупп, поэтому прошу быть внимательнее. Сбор результатов и подведение итогов. Итак, каковы результаты ваших исследований? Сделайте вывод: Какой цвет преобладает в стихотворении? Теперь инструмент исследования у вас в руках и вы сами можете проводить подобные исследования. 5. Учитель литературы Ребята, у каждого из вас есть статья Сергея Бойко о няне. А наша задача сейчас сделать так, чтобы она превратилась в книжку. И в этом вам поможет учитель ИЗО Елена Николаевна. 6. Учитель ИЗО (Слова учителя сопровождаются показом слайдов) Книга-это синтез художественного слова и изобразительного искусства. Этот синтез возникает между такими различными категориями, как литература и книжная графика. Особенно велика роль художника, когда он выполняет внешние элементы оформления книги. Обложка украшает книгу, предаёт её оформлению образную характеристику. На обложку выносят основные данные о книге. Титульный лист – первая страница после форзаца и авантитула (передний). Титул помещается на правой, нечётной половине первого разворота. Термин «иллюстрация» это любое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги. Ребята, давайте сейчас с вами попробуем создать свой титульный лист. Возьмём заготовки, выполненные на предыдущем уроке. Что нужно добавить, чтобы превратить её в титульный лист? Задание: добавить нужные элементы. Материалы:
Ребята, вам было задано домашнее задание выполнить иллюстрации к статье о няне Пушкина. Добавим их в нашу книгу. Итог урока. Подведём итог уроку. Что же нового вы узнали? Познакомились с интересной и познавательной статьёй, много нового узнали о няне Пушкина, теперь мы знаем, кто и как помог поэту войти в волшебный мир сказки и сочинить в стихах такие прекрасные произведения. С помощью математики мы будем глубже анализировать стихи и сумеем войти в удивительный мир цветовых ощущений. А как интересно владеть навыками искусства, уметь видеть прекрасное, разбираться в тонкостях живописи, графики. Ведь искусство и литература стоят рядом. 7. Объявление оценок. 8. Домашнее задание. |
Тема урока литературы 9 класс: «Подруга дней моих суровых» (няня Арина Родионовна) |
Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1» Арина Родионовна играла великую роль в жизни Пушкина. О няне Пушкина мы знаем уже с детства. Всю душу отдала Арина Родионовна первенцу... |
||
Я сказками волшебными согрет Была у них дома и няня, крепостная крестьянка Арина. Она любила маленького Сашу как родного сына. Няня знала множество сказок и прекрасно... |
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимняя дорога» Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг А. С, Пушкина, предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: свеча в подсвечнике, чернильница,... |
||
Конспект открытого урока в 9 классе по теме: «Любовная лирика А. С. Пушкина» Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А.... |
Тема урока: «А. С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии поэта» А. С. Пушкина; заинтересовать обучающихся рассказом о лицейских годах А. С. Пушкина и его друзьях |
||
Урок литературы 9 класс Тема: «Я вас любил…» Оформление урока: презентация «Адресаты лирики А. С. Пушкина», распечатка стихотворений, фонограмма романса «Я помню чудное мгновенье»,... |
Тема: «Пушкинские дороги» Иллюстрации из альбома «А. С. Пушкин»: портреты матери, отца, сестры Ольги, брата Льва, барельеф няни, маленького Пушкина |
||
Презентация к уроку (компьютер, интерактивная доска) Ход урока (Звучит «Вальс» Целью нашего урока является: 1) Выяснить, какие музыкальные произведения появились благодаря сказкам А. С. Пушкина(слайд 3) |
Тема урока: «Лицей в жизни А. С. Пушкина» Материал для кейсов размещён на электронном носителе или веб-сайте учителя; распечатки материалов из Интернета |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |