Скачать 0.99 Mb.
|
Юрий ГУСЕВ“ПУШКИН: Я СЛУЖУ ПО РОССИИ”(часть первая) Содержание:
а) тайна дуэли; б) разгадка сна Татьяны; в) секрет зеркальной композиции романа; г) “хронотопы романа”. 4. Загадка Онегина 5. Духовная эволюция Пушкина 6. Болдинская осень - прорыв в духовный метамир 7. Пушкин - явление “чрезвычайное” и “пророческое” 8. Исторические уроки поэта В с т у п л е н и еПушкин - явление “чрезвычайное” /как сказал Гоголь/ и “пророческое” /как утверждал Достоевский/. Понимание Пушкина для сегодняшней России - это островок спасенья в потоке той опасности, которая угрожает не только ей, но и всему миру. Мир находится накануне великой бифуркации, сравнимой единственно только с временами Потопа или годами пребывания на нашей планете Иисуса Христа. Ренессансное упование на обезбоженную науку втянули человечество в экологическую и нравственную катастрофу, выход из которой люди найдут лишь в творческо-инновационной духовности, образцовым явлением которой был Пушкин, в особенности в последней четверти своей жизни. Все усугубляется современным кризисом самой России из-за ошибок в ее управлении . Впору формировать “отряд спасателей” из пушкинистов. Не из литературоведов, естественно, они пусть создают “мозговой трест” для консультирования управляющих. Спасет страну новая генерация политиков, состоящая из людей ценящих и понимающих Пушкина, а главное - действующих в соответствии с его рекомендациями. А они есть, как мы постараемся показать, и в сфере политической пушкинской мысли, и духовной, и семейной, а также в некоторых других. Пушкин - весьма необычный объект для анализа: он как бы и внутри нас и снаружи. Он весь - в прошлом: мы справляем двухсотлетие со дня рождения, а с другой стороны, прав Гоголь, сказавший в середине прошлого века, что Пушкин - это “русский человек через двести лет”. То есть, до него нам тянуться еще не менее полвека. Овладение процедурой овнутрения “внешнего человека” и выворачивания “внутреннего человека” вовне - обычная методология анализа пушкинских произведений., используемая, например, таким пушкиноведом, как В.С.Непомнящий Нас она также чрезвычайно привлекает.. Почему же при таком мощном пушкиноведении, как российское, когда все аспекты жизни и творчества давно вроде бы исследованы, “объект анализа” постоянно удивляет нас какой-то новой деталью, новым поворотом биографии, открытием новой еще не исследованной ранее глубины смыслов своего творчества? Каждый раз он является среди нас новым, неизведанным и неизвестным. Всякое время открывает в нем свои, характерные для этого времени грани. Такой неведомый Пушкин стал объектом и нашего исследования. Характерным примером пушкинской неожиданности являются материалы так называемого “Таганрогского архива Пушкина”. Они еще не введены в пушкиноведение как источниковедческий материал, но уже активно просачиваются в статьи и брошюры о поэте(См. например, ж-л “Юность №№2-5 за 1997 г, брошюру В.Лобова “Пиковая дама и другие дамы дона Пушкина”- Ростов на Дону, 1998) Пока еще нет полных доказательств пушкинской принадлежности этих материалов, сомнение в том, что у поэта могли быть разработаны подобные таблицы, не возникает. Есть статья астролога, подтверждающая существование у поэта этой грани исследовательского таланта (А.Херсонов-Удачин. Неизвестный Пушкин или по следам одной сенсации. - Мир зазеркалья, № 3 1999) Кроме того, есть ссылка на эти таблицы в “Евгении Онегине”: Со временем (по расчисленью Философических таблиц, Лет чрез пятьсот) дороги верно У нас изменятся безмерно... Поэтому мы склонны отступиться от привычного источниковедческого консерватизма, приняв новую информацию в той степени, в какой она не противоречит нашим знаниям о поэте. При анализе истины методы анализа, по меткому замечанию К.Маркса, “сами должны быть истинными”, внутренне связаны друг с другом, как Цель обычно содержит внутри и средства своего достижения. Так, в качестве объекта исследования Пушкин всегда находится вне нас, но как объект любви, увлечения - он, естественно, внутри. Поэтому в нашем исследовании мы отдали предпочтение методам анализа, способным на “выворачивание”, овнутрение внешнего, так называемую “интериоризацию”; на превращение внутреннего во внешние действия путем осмысления самого себя при исследовании. Способность Пушкина, говоря о России, анализировать себя, или, придумав роман с вымышленными героями, ввести в него себя как действующее лицо, не раз уже становилась объектом внимания пушкинистов. Как жаль, что некоторые политики, управляющие Россией, не обладают этим качеством, думая чаще всего не о благе страны, а о собственном кармане! По мнению В.С.Непомнящего, главная коллизия в произведениях Пушкина связана с анализом “отпадения героев от Бога и возможности их к Богу вернуться через самонаблюдение, ведущее к изменению самого себя”. (В.С.Непомнящий. Удерживающий теперь. - Новый мир, № 5, 1996, стр. 162-190) Сам Пушкин, финалы и герои его произведений открыты миру, ибо принципиально не завершимы, они постоянно “становятся” в нашем меняющемся сознании. Поэт дал по этому поводу точную формулу: Вертится мир вкруг человека, Ужель недвижим будет он? Одним из первых в русской культуре Пушкин понял, что пытаясь изменить мир, следует начинать с самого себя. Это не означает, что нам надо отказываться от самих себя. Пушкин стоит на другой точке зрения: И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. Пушкин не отказывается от себя, он всего лишь меняет оценки, меняет точку собственного “самостоянья” - “залог величия” человека, по его мнению. Подлинное величие самого Пушкина в том, что его “самостоянье” - не привязано к одному месту. Точка “самостоянья” всегда подвижна, хотя внутренний инвариант целостности существует. Вспомним открытие И.Юрьевой о постоянной верности поэта Библии, начавшееся еще со времен лицейской лирики. (И.Ю.Юрьева.Пушкин и христианство. - М.,Муравей, 1998) В.С. Непомнящий писал: “Сущность любых человеческих отношений - отношений человека с Божьим образом в себе, на которых лежит неизгладимая печать драмы отпадения человека от Бога, Пушкин переживает (по крайней мере, явственным для нас образом) глубже всего - на бумаге, в творческом процессе, в прямом и слепящем свете вдохновения, открывающим художнику всю силу собственных его переживаний, которые в обычной жизни приглушаются, смазываются ее суетой, - и оттого с особенной, порой неимоверной остротой, - до спора, борьбы и бунта.” (В.С.Непомнящий .Цит.соч., стр.176-177) Пушкин не только создал особенный художественный мир, в котором человек борется с собственным отпадением от Бога, но и включил в этот мир самого себя: как его неотъемлемую часть, как ключ и способ расшифровки смысла произведений. Мир Пушкина постоянно “становится”, он углубляется на наших глазах по мере того как, видя это отпадение в самом поэте /”строк печальных не смываю”/, мы переносим взгляд на самих себя, оценивая собственное падение. Величие Пушкина и в том, что он помогает удержать наше отпадение от Бога в определенных рамках. Слово у Пушкина находится в комплиментарных (дополняющих друг друга) отношениях с визуальным образом не только потому, что поэту постоянно не хватало информативной глубины слов и он покрывает страницы рукописей своими рисунками, но и потому что пушкинское слово, исполненное Божественной образности, как бы колеблется между “бесовщиной” и “святостью”, тяготея к последней. Счастье отечественной культуры, что именно Пушкин (с его постоянной темой борьбы против отпадения человека от Бога) стал ее “Центром” не только во времени, но и в пространстве, как центр культурной окружности России. Поэтому любой представитель этой культуры вынужден соотносить себя с Пушкиным и с самим процессом сакрализации российской культуры, определяя собственное положение в нем. Противоположная сакрализации - “секуляризация” отечественной культуры, начавшаяся с реформ Петра, очень занимала Пушкина. К его чести следует сказать, что он сумел увидеть две стороны этого процесса: и положительную и отрицательную. Он не был сторонником фундаментализма Православия. Не случайно в его произведениях “глупый поп” - фигура мало привлекательная, поэтому он не мог не видеть объективной силы процесса обмирщения всей мировой культуры, а не только российской. Но христианство было его духовным источником на протяжении всей творческой жизни, а в ее финале он никакой другой духовной литературы, кроме “Евангелия” даже не читал. “Велика заслуга!”- удивитесь вы. Но надо иметь в виду, что тогда это было совершенно не принято, ибо эту функцию перепоручили ... дьячкам. |
Роковые дуэли: Пушкин и Лермонтов Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб Отец Лермонтова, Юрий Петрович, капитан. Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов. Предком Пушкина был Гаврило... |
Психология преступника и расследования преступлений Антонян Юрий Миранович — заслуженный деятель науки России, доктор юридических наук, профессор. Главный научный сотрудник Научно—исследовательского... |
||
А. А. Гусев; А. П. Горкин; В. И. Бородулин. М. Большая Российская... Иллюстрированный энциклопедический словарь (малый) / А. А. Гусев; А. П. Горкин; В. И. Бородулин. М. Большая Российская энциклопедия,... |
Алексей Давыдов Пушкин и становление «срединной культуры» в России ... |
||
Конспект урока Тема «России первая любовь» «России первая любовь» (по произведениям И. Пущина «Записки о Пушкине», М. Цветаевой «Мой Пушкин») |
Своего Дела Юрий мороз на Пути к Метабизнесу По мнению автора, мы проигрываем экономические войны с Западом в силу непонимания того, что только в талантливейших российских предпринимателях... |
||
Гусев д. А ... |
Подготовка к неделе чтения (команда 6-9 классов) «История России для детей», «Города России», «Народы России», «Великие люди России», «Природа и география России», «Культура и быт... |
||
Концепции культуры повседневности Гусев А. В Молодёжная политика как важнейший элемент повседневности: из истории формирования концепций |
А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Актуальность романа заключается в том, что А. С. Пушкин, изображая мир зимы, расширяет границы прекрасного, показывает это время... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |