Конспект урока по литературе Картины зимней природы в лирике А. С. Пушкина




Скачать 110.39 Kb.
НазваниеКонспект урока по литературе Картины зимней природы в лирике А. С. Пушкина
Дата публикации08.10.2014
Размер110.39 Kb.
ТипКонспект
literature-edu.ru > Литература > Конспект
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического направления»

г. Рязани


Конспект урока по литературе



Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина

Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер».


Учитель Комиссарова Л.В.

г. Рязань



Суровою зимой я более доволен,

Люблю её снега…

А.С.Пушкин.

Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся чёрными значками на белой бумаге, как навсегда закрытые письмена давно умерших народов.

А.Н.Толстой.

Цели урока:

I. Познавательные:

1) познакомить учащихся с лингвостилистическим анализом художественного текста как видом учебной деятельности;

2) углубить знания по фонетике, лексике, морфологии, синтаксису.

II. Развивающие:

1) развивать творческое воображение учащихся, формировать умение письменно оформлять свои наблюдения;

2) развивать умение через анализ языкового материала текста интеркретировать прочитанное;

3) закрепить знания языковедческих единиц.

III. Воспитательные:

1) воспитывать грамотного, думающего читателя, умеющего размышлять над прочитанным, способного понять авторский замысел;

2) воспитывать любовь к русскому языку, на котором написана великая литература;

3) приобщать к чтению лучших произведений русской литературы.



I. Вступительное слово учителя. – 5 мин.

Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем учиться приемам языкового анализа художественного текста. Основные теоретические понятия, связанные с этой работой, вам известны, а сегодня мы попробуем выполнить лингвостилистический анализ на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Цель нашего урока заключается в том, чтобы через анализ языка стихотворения понять авторский замысел, почувствовать настроение и мироощущение лирического героя. Мы попробуем найти языковые особенности, то есть отметим фонетические, лексические, синтаксические и другие особенности стихотворения; выясним их роль в произведении.

1. Откройте тетради, запишите тему урока «Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина. Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер».

Учитель:

Мы всегда с нетерпением ждем начала зимы, с радостью предвосхищаем зимние развлечения. Любил эти развлечения и Александр Сергеевич Пушкин. Он создал незабываемые стихотворения о зиме, опоэтизировал самые обыкновенные вещи. Обратимся к эпиграфу – записи на доске.

- Вспомните пушкинские строки о зиме.

(прослушать ответы учеников – 1,5 – 2 минуты).

- Что объединяет стихотворения? (Пушкин запечатлел разные моменты зимы, разные картины зимней природы: великолепное зимнее утро, бурю, метель, рассказал о зимних развлечениях).

- Почувствовали ли вы настроение в этих стихотворениях? Какие это настроения?

(Пушкин передает самые разные настроения: в одних – радость, восхищение великолепием природы; в других – уныние, тоску, печаль).

- Какие картины, образы зимы представил поэт?

(Он запечатлел и великолепное утро, и страшную бурю, и зимнюю скучную дорогу, и катание на санях).

Учитель:

Конечно, все названные стихотворения на одном уроке рассмотреть невозможно, поэтому обратимся к стихотворению «Зимний вечер», выполним его лингвостилистический анализ. Что такое лингвостилистический анализ?.

Лингвостилистический анализ предполагает глубокое и медленное прочтение стихотворения, выявление непонятных и неясных мест, толкование смысла через анализ языковых особенностей, то есть мы будем читать творчески. Без понимания богатства слова многое в произведении останется нераскрытым, невостребованным. Следует помнить, что слово в поэтическом тексте приобретает совершенно уникальное значение. Обратимся к словам Алексея Николаевича Толстого.

- чтение эпиграфа.

II часть урока.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер».



  1. Краткая беседа по стихотворению.

- О чем это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто?

(Это стихотворение о буре, разыгравшейся вечером. Буря очень сильная, страшная, поэтому создается печальное, даже мрачное настроение).

- Да, так вы и выразили это настроение в рисунках, с помощью только красок.

- Какие образы запечатлел поэт?

(Образ бури, образ лирического героя и его няни).

Учитель:

Попробуем понять это стихотворение глубже. Выполним ряд заданий.

Задание № 1.

Комментированное письмо по памяти стихотворения «Зимний вечер».

- Объяснить орфограммы и пунктограммы.

3. Обратимся к тем материалам, которые у вас есть на партах:

- текст стихотворения на листе № 1.

- виды языкового разбора и способ действия при лингвостилистическом анализе на листе №2.

- таблица для записи наблюдений у вас заранее была начерчена в тетради.

4. Лексический уровень. Обратитесь к листу № 2 – здесь дан план лексического разбора. Вы работали по группам по конкретным заданиям. Чтобы понять смысл стихотворения, обратимся к его лексическому строю. Все сова кажутся простыми и понятными, но так ли это? Так, лексический уровень рассматривала 1-я группа.

Участники группы рассказывают о своих наблюдениях по опережающему заданию.

а) – Какие слова вам непонятны в этом стихотворении? Как следует понимать следующие слова в тексте стихотворения: «мгла», «по кровле обветшалой», «ветхая лачужка», «веретено», «подружка бедной юности моей»?

б) – Какие выразительно-изобразительные средства языка вы отметили в стихотворении? (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и др.). Объясните их роль в стихотворении.

в) – Есть ли в стихотворении эмоционально окрашенная лексика?

г) – Какие слова можно отнести к образу бури?

д) – Какие слова можно отнести к образу лирического героя?

(В результате наблюдений получается следующее: записать наблюдения в таблицу и тетради.

а) «Мгла» - густой снег;

«по кровле обветшалой» - кровля – это: 1) крыша; 2) дом, жилье (от слова кров).

«ветхая лачужка» - небольшое убогое, старое жилище, маленький домик.

«веретено» - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренными концами и утолщением посередине.

«подруга бедной юности моей» - няня Арина Родионовна, жившая с Пушкиным в Михайловском.

бедная юность, то есть печальная, безрадостная.

б) в стихотворении не так много изобразительно-выразительных средств языка, но они очень яркие, емкие, глубокие по своему содержанию:

метафоры: «буря мглою небо кроет» - пожалуй, единственная.

«бедная юность».

олицетворения: «буря завоет, заплачет, зашумит, застучит».

«лачужка печальна…»

сравнения: «завоет, как зверь, …; заплачет как дитя;

«как путник запоздалый, застучит».

Вывод:

Используя эти выразительные средства языка, поэт хочет показать бурю как одушевленную силу, которая пугает, наводит тоску и уныние. Сравнения показывают, как буря превращается из одного существа в другое. Буря прикидывается живым существом, перед нами буря – оборотень.

в) В стихотворении нет яркой эмоционально окрашенной лексики, но есть слова, придающие эмоциональный настрой: горе, сердце, печальна; девица, лачужка, подружка; приумолкла;

г) К слову «буря» можно отнести слова: небо, вихри снежные, заплачет, завоет, зашумит. Мы понимаем, что речь идет о круговерти в природе.

д) К образу лирического героя относятся слова: лачужка, старушка, подружка, горе, сердце, печальна, темна, веселей.

Вывод:

Учитель:

Попробуем создать цепочку ключевых слов этого стихотворения.

Буря, небо, вихри, снежные, кровля, окошко, лачужка, друг, подружка, горе, сердце, у окна, за морем, шла, буря, небо, вихри снежные.

- Какие слова оказываются в центре этого ряда? (лачужка, друг, подружка, горе, сердце). Обратите внимание на рисунке в центре светлое пятно, а кругом мрачные, темные краски. Получается кольцо. Вся вселенная находится в круговерти, под влиянием бури-оборотня, которая заглядывает в окошко. А внутри лачужки люди, они печальны, но согреты любовью и дружбой. Может, Пушкин хотел сказать, что дом, любовь, дружба способны противостоять любой буре, как бы она ни старалась запугать, подчинить своей воле.

5. Обратимся к фонетике (звуковому, фонетическому строю) стихотворения. Посмотрите в лист № 2, что предполагает такой разбор.

- Участники группы рассказывают о своих наблюдениях.

а) Отметьте фонетические особенности стихотворения. Что достигается благодаря этим приемам?

(К фонетическим особенностям можно отнести частое повторение в первой строфе звуков [з], [с], [ш]:

зверь, заплачет, завоет;

по крыше обветшалой вдруг соломой зашумит;

вихри снежные; застучит.

Этот прием повтора согласных звуков называется аллитерацией. Этот прием позволяет нам услышать звуки бури, мы как бы слышим вой ветра, звуки летящего снега. Кроме того, здесь слова, которые передают информацию о звуке: завоет, заплачет, зашумит, застучит. Эти слова несут дополнительную информацию мы слышим и плач ребенка, который наводит тоску, вызывает жалость, и вой зверя, который пугает, настораживает, неожиданный стук путника заставляет вздрагивать.

- во второй строфе тоже есть звуки, например, жужжание веретена; в третьей строфе – тоже звуки, но это, возможно песня няни: «спой мне песню, как синица тихо за морем жила…»

Вывод:

Каждая строфа звучит. Но мы ощущаем, как различаются эти звуковые пространства: за окном – огромный мир, заполненный превращениями бури, и маленькая лачужка, в которой звучала песня 9в какой-то момент она перестала звучать – приумолкла, дремлешь), лирический герой просит возобновить песню. На улице завывание бури – в лачужке песня няни. У этих противоборствующих миров есть точка соприкосновения – окно 9у окошка, куда направлены звуки с каждой стороны.

б) Определите ритм, рифму, размер стихотворения. Как эти явления стиха влияют на звуковое и смысловое содержание стихотворения?

(Звучание стихотворения определяется такими явлениями, как ритм, рифма, размер. Можно выделить: стихотворный размер хорей:

Буря мглою небо кроет;

1 3 5 7

рифма богатая: кроет – завоет; обветшалой – запоздалый и т.д. – рифмуются 3-4 звука.

Идет чередование мужской и женской рифмы:

Кроет – завоет – жен.

Крутя – дитя – муж.

Такое чередование рифм придает стихотворению мелодичность, настроение грустного напева.

Затранскрибируем рифмы:

[л^чушкъ] - [ст^рушкъ] на доске процесс оглушения.

[п^друшкъ] - [крушкъ]

в) Какие интонации прослеживаются в стихотворении? Как они влияют на понимание смысла стихотворения?

(В стихотворении мы находим разные типы предложений по цели высказывания: I строфа – повествовательное предложение с интонацией перечисления. Во 2-ой строфе сразу два вопросительных предложения; в 3-ей – несколько побудительных предложений. Смена интонации говорит и о смене настроения.

В 1-й строфе лирический герой как бы вслушивается в завывание бури, которая пугает своими звуками, и здесь самое тяжелое, гнетущее ощущение, поэтому и настроение такое же – печальное.

Во 2-ой строфе меняется интонация – меняется и настроение: лирический герой как бы пытается очнуться, стряхнуть с себя тоску, уныние, хочет отвлечься от тревожных мыслей, навеваемых бурей.

В 3-ей строфе опять происходит смена. Здесь уже лирический герой хочет противостоять буре, не хочет впасть в полное отчаяние, борется со скукой и унынием. Радость и веселье он думает обрести в песне няни.

6. Обратимся к морфологическому и словообразовательному строю языка. Посмотрите в листе № 2, что необходимо отметить при анализе этого уровня языка.

- Участники группы рассказывают о своих наблюдениях.

а) Слов какой части речи больше всего в 1-о1 строфе? Во 2-ой строфе? Почему?

(В первой строфе больше всего глаголов, они передают действие, движение, смену действия. Здесь 5 глаголов (и одно деепричастие).

б) какой морфемный состав этих глаголов? Какая морфема повторяется? Почему? (Разбор глаголов на доске)

Кроет, завоет, заплачет, зашумит, застучит.

Эти глаголы имеют простой набор морфем, они короткие. Это не случайно. Ведь действие происходит быстро, поэтому и глаголы короткие по своему составу. Во всех глаголах, кроме одного, есть приставка за-. Эта приставка используется для образования глаголов, имеет несколько значений. Многократное использование за- вносит значение нового, неожиданного действия.

Во 2-ой строфе обращают на себя внимание уже не глаголы (глаголов всего 2), а краткие формы прилагательных: «печальна», «темна», а также краткое причастие «утомлена». Меняется и интенсивность действия, все внимание переносится на мир чувств, здесь нет действия, здесь покой, поэтому почти нет глаголов.

- Разберите по составу слово «приумолкла».

Какое значение имеет приставка при-?

(неполное действие. Няня не совсем замолчала, а лишь на время прервала свою песню. Она, наверное, тоже задумалась о чем-то, затосковала, прислушивается к завыванию бури).

7. Обратимся к синтаксическому строю стихотворения.

- Участники группы рассказывают о своих наблюдениях.

а) Проанализируйте предложения по наличию грамматических основ, строению грамматической основы, осложненности различными конструкциями. Каков порядок слов в предложениях?

(1 строфа – простое осложненное двусоставное предложение. В предложении использованы однородные члены – сказуемые, которые соединены повторяющимся союзом то – то. Этот союз указывает на чередование действий, быструю смену одного явления другим).

В стихотворении много предложений с распространенными обращениями. Эти обращения к няне поэта – Арине Родионовне. Сразу чувствуешь, с какой любовью и нежностью лирический герой относится к ней. Так можно обращаться только к очень близкому и дорогому человеку. Обилие предложений с обращениями свидетельствует о том. Что лирический герой ищет собеседника, товарища, с кем можно разделить свою участь, хочет найти приют своей душе.

- Разберите по членам предложения из 3-ей строфы (прямо в тексте).

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; (побудительное, невосклицательное, односоставное)

Где же кружка? (вопросительное, неполное)

Сердцу будет веселей. (повествовательное, невосклицательное, односоставное).

- Почему односоставные предложения?

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Внимание уделяется действию, попытке героя противостоять буре, отвлечься от печальных мыслей.

- Обращает на себя внимание и такой прием, как инверсия

( в 1-ой строфе – «вихри снежные»

в 3-ей строфе – «бедной юности моей»

Инверсия поддерживает ритм стихотворения.

8. Учитель:

Обратим внимание на композицию (построение) стихотворения, как оно построено? Кольцевая композиция.

(Сначала буря, она бушует в всей вселенной, охватывает все небо: буря, вихри – все в круговерте; затем мы видим лачужку – а потом и как бы попадаем внутрь: здесь тепло, уют, люди, их чувства, их настроение, их отношения. Настроение лирического героя дано на фоне разыгравшейся снежной бури. Затем опять буря. Но заключительные строки, слова лирического героя говорят, что он не смиряется, а противостоит жизненным невзгодам. Эти строки можно понять так: пусть буря, пусть невзгоды, но в жизни есть и тепло дома, уют, близкие люди, дружба, любовь. Для А.С.Пушкина семья, дом, любовь, дружба были главными ценностями.

IV часть урока.

Учитель:

Ребята, возьмите лист № 3. Здесь алгоритм-схема лингвостилистического анализа стихотворения. Заполните этот лист, используя наблюдения, сделанные на уроке. Работаем 5 минут.

V. Чтение того, что получилось.

VI. Заключительное слово учителя.

Итак, мы попытались выполнить (впервые) очень сложную работу. Но, согласитесь, стихотворение теперь нам стало понятнее.

Домашнее задание:

Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимняя дорога» А.С.Пушкина.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по литературе Картины зимней природы в лирике А. С. Пушкина iconУрока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района

Конспект урока по литературе Картины зимней природы в лирике А. С. Пушкина iconТема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока
Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить...

Конспект урока по литературе Картины зимней природы в лирике А. С. Пушкина iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011

Конспект урока по литературе Картины зимней природы в лирике А. С. Пушкина iconКонспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии»...
Цель урока: Подвести учащихся к формулировке основной идеи трагедии – истории души, поражённой гордыней

Конспект урока по литературе Картины зимней природы в лирике А. С. Пушкина iconУрока: «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»
Выразительно читать стихотворения А. С. Пушкина («На холмах Грузии…», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Мадонна»), подготовиться...

Конспект урока по литературе Картины зимней природы в лирике А. С. Пушкина iconКонспект открытого урока в 9 классе по теме: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А....

Конспект урока по литературе Картины зимней природы в лирике А. С. Пушкина iconКартины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Конспект урока по литературе Картины зимней природы в лирике А. С. Пушкина iconКонспект урока по литературе в 9 классе «Мы пришли к поэту в гости»
Цель: обобщить и углубить знания обучающихся о личности А. С. Пушкина, его жизни и творчестве

Конспект урока по литературе Картины зимней природы в лирике А. С. Пушкина iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского

Конспект урока по литературе Картины зимней природы в лирике А. С. Пушкина iconПлан-конспект урока фио (полностью) Журавлёва Анна Васильевна
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина и его ролью в классике русской литературы

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции