Пояснительная записка Цели




Скачать 210.89 Kb.
Название Пояснительная записка Цели
страница 1/2
Дата публикации 08.10.2014
Размер 210.89 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
1. Пояснительная записка

Цели:

в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся;

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру..

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебная программа по литературе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений 5 – 9 классы (авторы:; издательство «Просвещение», 2010 г.), рекомендована министерством образования и науки РФ с учетом ключевых положений Федеральных Государственных Стандартов Нового Поколения.

Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

В программе для 6 класса выделяются произведения «Для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно-ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для «Текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.) произведения « для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текс, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объем чтения остается за учащимися. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения(из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 6 классе 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе.

п/п


Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося

Теоретическое обучение ч.

Контрольная работа

Развитие речи самостоятельные работы

1

Введение

1ч.










2

Устное народное творчество

3ч.

2ч.

1ч.




3

Древнерусская литература

1ч.










4

Литература XVIII века

1ч.










5


Литература XIX века

31ч.

25ч.

1ч.

5ч.

6

Литература XX века

21ч.

15ч.

1ч.

5ч.

7

Зарубежная литература

10 ч.

8ч.

1ч.

1ч.




Итого

68ч.











Содержание учебного предмета.

№ п/п

Наименование раздела

Планируемые результаты

Краткое описание содержания

1

Введение

видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;


Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

1

Устное народное творчество

видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

выделять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;



Пословицы о поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Т/л: обрядовый фольклор

2

Древнерусская литература

воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Т/л: летопись.

3

Литература XVIII века.

воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;


Русские басни. И. И. Дмитриев «Муха». Т/л Мораль в басне, аллегория, иносказание.

4

Литература XIX века

использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

работать со справочным материалом книги, различными источниками информации. воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;


И. А. Крылов. Басни. Т/л Басня. Аллегория. А. С. Пушкин «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Дубровский» Т/л: Эпитете, метафора, композиция. М. Ю. Лермонтов «Листок», «На севере диком», «Утес», «Три пальмы». Т/л: антитеза, двусложные, трехсложные размеры стиха. И. С. Тургенев «Бежин Луг». Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов историческая поэма «Дедушка», «Железная дорога». Т/л: пейзажная лирика.

Н. С. Лесков «Левша». Т/л: сказ как форма повествования. А. П. Чехов Рассказы. Т/л: юмор. Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

5

Литература XX века

видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

выделять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения

А. П. Платонов «Неизвестный цветок». А. С. Грин «Алые паруса». М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Т/л Символическое содержание пейзажных образов. Лирика К. Симонова о войне. В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Т/л: речевая характеристика героя. В. Г. Распутин «Уроки французского». Поэзия Н. М. Рубцова. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова. В. М. Шукшин «Срезал».

6

Литература народов России

выразительно читать художественные произведения

Г. Тукай. Стихи. К. Кулиев стихи. Т/л: общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

7

Зарубежная литература

видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

выделять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. Геродот. Гомер «Одиссея», «Иллиада».М. С. Сааведра. Рассказ о писателе. «Дон Кихот». Фридрих Шиллер «Перчатка». Проспер Мериме. «Перчатка». Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цели icon Пояснительная записка 6 класс Цели учебного предмета рабочая программа
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения немецкого языка на ступени основного общего образования
Пояснительная записка Цели icon Пояснительная записка Цели и задачи текущего контроля Целью
План реферата, как правило, состоит из введения, основной части, состоящей из 2-3
Пояснительная записка Цели icon Пояснительная записка Актуальность курса
Поэтому человек культуры рассматривается в качестве глобальной цели личностно-ориентированного образования, т к он определяет «меру...
Пояснительная записка Цели icon Пояснительная записка Основания и цели разработки требований
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и...
Пояснительная записка Цели icon Образовательная программа муниципального казенного общеобразовательного...
Пояснительная записка программы. Миссия лицея, цели и задачи образовательной программы лицея
Пояснительная записка Цели icon 2 класс I пояснительная записка цели и задачи курса
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Пояснительная записка Цели icon Образовательная программа мкоу маалинской сош гергебильского района Республики Дагестан
Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы
Пояснительная записка Цели icon Пояснительная записка цель изучения предмета
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета...
Пояснительная записка Цели icon Пояснительная записка. Цели и задачи: расширение кругозора детей...
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года
Пояснительная записка Цели icon Пояснительная записка. Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции