Скачать 60.61 Kb.
|
Интегрированный урок “По страницам повести Пушкина “Барышня-крестьянка” 5 класс Разработали: учитель литературы Котикова Т.М. учитель ИЗО Лебедева Г.А. ПО СТРАНИЦАМ ПОВЕСТИ ПУШКИНА “БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА” Оборудование урока. Портрет А.С, Пушкина. Комплект репродукций картин русских художников. Комплект фотографий народного крестьянского костюма. Фонограммы произведений М. Глинки. На столах детей – ножницы, клей, краски, цветная бумага. Предметы для сервировки стола. Фрагменты худ. фильма “Барышня- крестьянка” Оформление доски. Тема урока: “По страницам повести А.С. Пушкина “Барышня-крестьянка” Эпиграф урока: … писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно. А.С. Пушкин Новые слова: пейзаж, фасад, интерьер, гостиная, дворянство. План урока.
Ход урока. 1. Слово учителя литературы. В “Повестях Белкина” (и в повети “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве. Пушкин и эпоха Пушкина – 19 век. Что это было за время? Мы долго жили в этой эпохе, изучая “Повести Белкина”. Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести “Метель”. Обратимся сегодня к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская. Что вы знаете о первой половине 19 века? (-крепостное право, существует два класс: дворянство и крестьяне) Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков. Граф Минский и Самсон Вырин. Два полюса жизни – роскошь и бедность, материальное благополучие и нищета. Пушкин не случайно в повести “Станционный смотритель” показал трагедию маленького человека, рожденную временем крепостного права, узаконенного, позволившего сильным, богатым, удачливым ломать жизнь маленьких людей. … Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное Судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без Закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь Рабство тощее влачится по браздам Неумолимого Владельца… Деревня, 1812 г. Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в “Повести Белкина”. Произведение удивительно легкое, радостное. 2. Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:
3. Работа с текстом.
Беседу продолжает учитель ИЗО Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.
Групповое задание (5-6 человек)
С остальной частью класс работает учитель литературы
Беседу продолжает учитель ИЗО Рассказ о крестьянском платье, демонстрация слайдов коллекции русского костюма 19 века из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Групповое задание (3-4 человек)
Во время выполнения групповых заданий звучит музыка М.И. Глинки. Беседу продолжает учитель ИЗО
4. Инсценирование отрывков повести. (Настя отпрашивается в гости в Прилучино. Рассказывает Лизе об Алексее Берестове) (Свидание Лизы и Алексея Берестова. Декорацией является пейзаж, нарисованный группой детей.) Беседу продолжает учитель литературы
Беседу продолжает учитель ИЗО (Рассказ об архитектуре и интерьере дворянской усадьбы 19 века. Демонстрация репродукции картины К.А. Зеленцова “В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях” 1833 г.) Учитель литературы дает лексическое значение слов “интерьер”, “гостиная”, “фасад”. Групповое задание (5-6 человек)
Беседу продолжает учитель литературы
Групповое задание (2-3 человека)
Итоговое слово учителя литературы
Домашнее задание (вариативное)
|
Урока литературы в 8 классе по теме: А. С. Пушкин «Капитанская дочка»... Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить... |
Тематическое планирование уроков Дагестанской литературы в 11 классе Биографию. Анализ повести Бедность Дагестанских сел того времени, указанного в повести |
||
Список литературы для летнего чтения ( 6 класс ) С. Алексеев Исторические повести 2 В. Богомолов Иван. Зося ( повести ) 3 Т. Габбе, Е. Шварц Сказки |
2. Концепция любви в повести И. С. Тургенева «Ася» Широко известен... Характеристика общественного типа сознания заслоняла собой элегическую тональность повести, поэтику реализации авторской позиции,... |
||
Рекомендации для летнего чтения к 7 классу А. С. Пушкин. Поэмы: «Медный всадник», «Полтава», повести: «Пиковая дама», «Повести Белкина», драма «Борис Годунов» |
Художественная литература Абрамов Повести и рассказы. Астафьев В.... |
||
Список летнего чтения для А. С. Пушкин. Стихи: «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога». Повести: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»,... |
Маленькие повести и рассказы «Повесть» применяли для обозначения прозаических (а иногда и стихотворных) произведений, не обладающих ярко выраженной экспрессивностью... |
||
Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы Снижение интереса к чтению это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией сми и бурным развитием индустрии развлечений |
«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака» ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |