Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил




Скачать 91.56 Kb.
Название Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил
Дата публикации 08.10.2014
Размер 91.56 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Чудеса в сказке.

Цель урока:

Развивать умение работать с книгой, обеспечивающее успешное овладение читательской деятельностью; творческие способности учащихся.

Формирование эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности музыкального языка; любви к родному языку через жанр народного творчества – сказки.

Познакомить учащихся с фрагментами оперы Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” по сказке А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.

Задачи урока:

  • дать представление учащимся о взаимосвязи музыки и литературы, при этом подчеркивая особенности каждого вида искусства;

  • развивать образное мышление путем активизации воображения учащихся,

  • воспитывать музыкальный вкус, любовь к классической музыке и литературе.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: Л.А.Ефросинина. Литературное чтение для 3 класса; ИКТ; компьютерная презентация урока; запись: фрагмент «Три чуда» из оперы “Сказка о царе Салтане” Римского – Корсакого Н.А;

Предварительная работа: чтение сказки Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”; работа над текстом.

Ход урока.

1.Организационный этап. Слово учителю начальных классов.

О чём-то скрипит половица,

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

По комнате ходит сказка.

2.Актуализация знаний.

Отрывок из сказки А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Слайд № 1



Ветер на море гуляет,

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах.

Из какого произведения это четверостишье? Кто автор этого произведения?

Слайд № 2

Великий русский писатель

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

3. Основная часть. Сообщение детей.

А.С.Пушкин – великий русский писатель, автор множества стихотворений, повестей, рассказов, романов, поэм и конечно, сказок. Не только в России, но и за рубежом читают Пушкина: его сочинения переведены почти на все иностранные языки. Множество стихотворений Александра Сергеевича положено на музыку (романсы); почти на все крупные произведения его написаны оперы: «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Сказка о царе Салтане», и многие другие. Они постоянно идут на сценах театров в нашей стране и заграницей.

Что такое сказка?

Слайд № 3

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

Ученик.А.С.Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит громко и далеко слышно…Я слушал, запоминал стихи, как музыку.

Учитель.Сказки Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальных сочинений. А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, ав мире музыки есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя -Николай Андреевич Римский – Корсаков.

Слайд №4

Великий русский композитор

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)

Ученик. Николай Андреевич Римский-Корсаков — один из крупнейших русских композиторов второй половины XIX века. Его имя широко известно во всем мире. Творчество Римского-Корсакова - ярчайшая страница в истории русской культуры. Римский- Корсаков самый известный композитор- сказочник. Из 15 опер, написанных им, 9 на сюжеты русских сказок и былин. Он говорил так: “Мой род- это сказка, былина… и непременно русские.

Слайд № 5

Он написал оперы к сказкам:

Слайд №6

Опера «Снегурочка»

Слайд №7

Опера «Садко»

Слайд № 8

Опера «Кощей Бессмертный»

Слайд №9

Опера «Сказка о золотом петушке»

Ученик.В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Пушкина. Римский-Корсаков принял активное участие в торжествах. Знаменательной дате он посвятил оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В октябре 1900 года сказка ожила на московской сцене. Она предстала в чудесных декорациях и костюмах художника Врубеля. Зал был полон. Музыка оперы получилась солнечной, яркой, необычной.

Слайд №10

Опера « О царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

Учитель. Ребята, давайте вспомним, что такое опера?

Слайд №11

Опера-это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

Учитель. В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал А.С. Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Римский – Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.

«Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости.

Слайд № 12

Учитель. В каждой сказке есть чудо.

-Ребята, а как вы считаете, сколько чудес в этой сказке?

-Назовите.

-Да, в «Сказке о царе Салтане» их три.

Слайд № 13

- Вспомните, какие чудеса дарит волшебная Лебедь-птица?

(1 чудо – «Белочка», 2 чудо – «Богатыри», 3 чудо – «Царевна – Лебедь»)

Чтение по ролям.

Ученик. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть-тоска меня съедает;

Чудо чудное завесть

Мне б хотелось. Где-то есть

Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка-

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт, А орешки не простые

Всё скорлупки золотые,

Ядра-чистый изумруд;

Но, быть может, люди врут».

Князю лебедь отвечает:

«Свет о белке правду бает;

Это чудо знаю я;

Полно, князь, душа моя,

Не печалься; рада службу

Оказать тебе я в дружбу».

С ободрённою душой

Князь пошёл к себе домой;

Лишь ступил на двор широкий-

Что ж? Под ёлкою высокой,

Видит, белочка при всех

золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладёт

И с присвисточкой поёт

При честном при всём народе:

Во саду ли, в огороде.

Учитель. Ребята, что значит бает? (говорит)

- Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы, чтобы привлечь внимание слушателей.

Вступление к 4 действию «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский – Корсаков – слушание Физминутка с движениями.

Слайд № 14

-Ребята, какой по характеру была музыка?

«Белочка» - танцевальный характер, звучала флейта.

- А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, как иллюстрацию того, что «белка песенки поет да орешки все грызет»?

(русскую народную хороводную песню «Во саду ли, в огороде»)

Учитель. Второе чудо.

Чтение по ролям.

Ученик. Князь Гвидон ей отвечает: «Грусть – тоска меня съедает-

Диво б дивное хотел

Перенесть я в мой удел».-

«А какое ж это диво?»-

«Где-то вздуется бурливо

Окиян, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе , как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

С ними дядька Черномор».

Князю лебедь отвечает:

«Вот что , князь, тебя смущает?

Не тужи, душа моя,

Это чудо знаю я.

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай».

Слайд № 15

Звучит тема богатырей

«Богатыри» - маршевый характер, литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь.

Чтение по ролям.

Ученик. Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат лишь я хожу».-

«А кого же на примете ты имеешь?»

«Да на свете, говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладкуречь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Только, полно, правда ль это?»

Князь со страхом ждёт ответа

Лебедь белая молчит

И, подумав, говорит:

«Да! Такая есть девица.

Но жена не рукавица:

Сбелой ручки не стряхнёшь

Да за пояс не заткнёшь.

Услужу тебе советом-

Слушай: обо всём об этом

Пораздумай ты путём.

Не раскаяться б потом».

Князь пред нею стал божиться,

Что пора ему жениться,

Что об этом обо всём

Передумал он путём;

Что готов душою страстной

За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель.

Лебедь тут, вздохнув глубоко,

Молвила: «Зачем далёко?

Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта-я».

Слайд № 15

Звучит тема царевны Лебеди.

« Царевна – Лебедь» - песенный характер, скрипка, арфа, гобой.

Учитель. Как мастерски, точно композитор изобразил сказочных героев! Можно сделать вывод, что Н.А.Римский – Корсаков не только композитор, но и «музыкальный художник». Согласны?

Учитель. Какие слова говорят о том, что А.С. Пушкин относится к лебеди, как к живому существу? Как этот жанр называется в литературе? (олицетворение)

- Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями.

Викторина.

1.Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон)

2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (комар-муха-шмель)

3. От кого маленький Саша узнал Русские народные сказки? (от няни Арины Родионовны)

4.Что такое оркестр? (Группа людей, играющих на разных музыкальныхинструментах)

5.Кто является автором музыкального фрагмента
«Три чуда»?
(Н.А.Римский-Корсаков)

6.Почему Н.А.Римского-Корсакого называют музыкальным сказочником? (Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин).

7.Что такое опера? (Музыкальный спектакль, в котором все герои поют)

4. Рефлексия. Выявление главной мысли сказки.

О ком зта сказка? Что сказал А.С.Пушкин своей сказкой?

( о людях) ( Семья – это главное для человека)

А какая пословица подходит к этой сказке?

Вся семья вместе, и душа на месте.

Слайд № 17

Учитель. Ребята, какую роль играет литература в мире музыки?

Дети. Литература и музыка тесно связаны между собой, так как они дополняют друг друга. Без литературы исчезли бы такие музыкальные жанры как опера, балет, музыкальные сказки, потому что для их создания композиторы обращаются к литературным произведениям. А все песни превратились бы в сплошные мелодии без слов.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами говорили о сказках, слушали фрагменты из оперы. Какой литературный жанр вы больше всего любите? ( сказки)

Дети. Сказки. Потому что в сказках бывает то, чего не может быть в жизни, мечты становятся реальностью, присутствуют волшебство и таинственность, а добро всегда побеждает зло.

Учитель. А какую песню о сказках вы знаете?

Дети. «Сказки гуляют по свету».

Учитель. Давайте закончим наш урок этой песней.

Звучит фонограмма. Дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету», Муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского.

Сказки гуляют по свету,

Ночь, запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит.

А жадность Кощея погубит...

Пусть зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает Добро!

Мир озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся,

В окна, как в речки, глядятся.

А Золушку выручит фея,

Не станет Горыныча-змея...

Пусть Зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает Добро!

Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы-

Вмиг Сивка-Бурка приснится.

А месяц засветится ясный

В глазах Василисы Прекрасной...

Пусть Зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает Добро!..

Домашнее задание: нарисовать картину об одном из чудес, написать сочинение на тему: « Если бы я был волшебником?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил icon В каком году родился А. С. Пушкин?
Ответ. Пять сказок в стихах: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка...
Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил icon Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде»,...
Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил icon Ещё летом перед 8-м классом я прочитала произведение А. де Сент-Экзюпери...
Читая «Маленького принца» второй раз и слушая объяснения учителя, я поняла, что ошибалась. Это не просто сказка, а философская сказка...
Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил icon Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!»
А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о его славном и...
Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил icon Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного...
В целях формирования у подрастающего поколения позитивных духовно-нравственных ориентиров, гражданского самосознания, чувства любви...
Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил icon Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке....
«Ходит по земле сказка… Ходит, рассказывая детям об одном и том же. Добро, рассказывает она, побеждает зло; чистосердечие лучше хитрости;...
Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил icon «Сказка о царе Салтане»…
Учитель. Вот мы уже в пути, утро плавно переходит в день. День это, наверное, самое интересное время суток, за день можно многое...
Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил icon Как художественное произведение
Это произведение одновременно научное и художественное. Последнее и позволяет мне, литературоведу по специальности, поделиться с...
Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил icon Литвенко Галина Владимировна
Гнетущие картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин в стихотворении. Анализ стихотворения
Сказка повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил icon Книга десятая «Анаста»
Произведение является результатом интеллектуальной деятельности и как объект исключительного права охраняется законом. Ни одна часть...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции