Скачать 110.84 Kb.
|
Урок литературного чтения 3 класс (по программе Школа России) Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич Нехитер – Немудер» Цели урока: 1. Сравнение сказок, рассмотрение схожести сюжетов, героев, чудес и превращений 2. Развитие речи учащихся, логического мышления; 3. Раскрытие красоты поэтического слова, эмоциональной силы поэзии, изобразительного и музыкального искусства; 4. Воспитание чувства прекрасного. Оборудование: иллюстрации с персонажами сказок, выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина, выставка книг, презентация «Иллюстрации И.Билибина» Эпиграф: «Пушкинская сказка-прямая наследница народной» /С.Я.Маршак/ Ход урока I.Организационный момент. Слышите – звенит звонок, Добро пожаловать к нам урок ( слайд «Добро пожаловать») II.Психологическая минутка. 1.Упражнение для кистей рук «Приветствие» Сложите кисти рук ладонь на ладонь. Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга. Потрите ладони, почувствуйте тепло. Сложите кисти рук на груди, послушайте, как бьётся ваше сердечко. Разведите их в стороны, пожелайте друг другу добра. Ребята, у нас сегодня на уроке гости - подарите им улыбки и тепло своих сердец. III. Введение в тему урока. 1.Опреденление темы урока. -Ребята, посмотрите, какой сказочный персонаж пришел к нам сегодня на урок? (Кот учёный) -Из какого произведения он к нам пожаловал? (Из отрывка поэмы «Руслан и Людмила») -Кот ученый не случайно к нам пришёл, он принес с собой тему нашего урока. Узнать её нам поможет речевая разминка. (слайд «Речевая разминка» «У лукоморья дуб зеленый…») -Все слова произносите четко и правильно. Не забывайте о паузах и логическом ударении. -Что нам рассказывает кот ученый? (Сказки) -Какую же тему урока он принес с собой? 2.Повторение изученного материала. -Ребята, вы себе можете представить свою жизнь без сказок? -Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса? Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки. -Скажите, какие виды сказок вы знаете? а)виды сказок (обращение к схеме №1 - слайд). -О чем бывают сказки? (обращение к схеме №2 - слайд) -Как видите, у сказок много дорог. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо - чудное и диво - дивное. А можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Но в любой сказке заложен глубокий смысл. (обращение к портрету и высказыванию на доске) А.С.Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!» -Скажите с какой сказкой А.С.Пушкина мы познакомились на прошлом уроке? («Сказка о царе Салтане…») б) жанры произведений А.С.Пушкина. -Ребята, скажите, только сказки писал А.С.Пушкин? -Давайте вспомним изученные нами жанры, в которых писал А.С.Пушкин. (обращение к схеме №3 - слайды) -Ребята, кто рассказывал А.С.Пушкину сказки? (няня Арина Родионовна) -Сколько сказок он взял за основу? (7) - На вн. чтении мы познакомились с 5-ю. -Посмотрите: на выставке представлены книги, с которыми вы знакомились на вн. чтении. Насколько внимательно вы их читали, я сейчас проверю. в) «Бюро литературных находок» -Ребята, вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки. (Учитель показывает предметы, дети называют из каких они сказок) Рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке» Белка «Сказка о царе Салтане…» Петушок «Сказка о золотом петушке» Месяц «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне…» Яблоко «Сказка о мертвой царевне…» Заяц «Сказка о попе…» Лошадь «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о попе…» Кораблик «Сказка о царе Салтане…» Лебедь «Сказка о царе Салтане…» -Молодцы! Вы очень внимательно читали сказки. IV. Тема урока. 1.Вступительное слово учителя. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» - называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. -Посмотрите, на доске записан эпиграф к нашему уроку 2.Работа с эпиграфом. Пушкинская сказка- Прямая наследница народной. С.Я.Маршак -Как вы понимаете слово «наследница»? -Что берет А.С.Пушкин в наследство от народной сказки мы с вами выясним сопоставив авторскую сказку «Сказку о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич Нехитер – Немудер» -Работать будем по плану. ( План на доске) 3.Сопоставительный анализ сказок.
V.Физкультминутка для глаз «На море» Ребята, закройте глаза. Начертите «глазами» линию горизонта слева-направо, справа-налево. Чертим «лодочку» (дуга книзу) слева-направо, справа-налево. Чертим «мачту» (прямая вверх – вниз) Чертим «парус» (дуга вверх- вниз) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Набираем побольше в легкие воздуха и дуем на наш кораблик. На море солнышко – чертим «солнышко» (круг вправо-влево) Яркое солнышко – «солнышко ослепило» (сильно зажмуриться) Теплое солнышко – потереть ладони и положить на глаза Открыть глаза и поморгать. VI. Продолжение работы над темой урока. -Можем ли мы сказать, что герои, сюжет, чудеса, повторы одинаковы? (да) -Вы согласны с С.Я.Маршаком? (обращение к эпиграфу) -Как вы думаете, что первоначальнее: народная сказка или авторская? -Как называется такой сюжет? (бродячий) -Что же отличает авторскую сказку? (имена, стихотворная форма) Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. Мы видим, что А.С.Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку. В свою очередь на основе его сказок сочиняли свои произведения известные художники и композиторы Посмотрите, чьи иллюстрации даны в учебнике? (И.Билибина)
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)- один из лучших иллюстраторов русской сказки конца XIX -начала XX века. Книги, оформленные им, навсегда запоминаются роскошью страниц, своеобразием и яркостью рисунков, богато украшенных декоративными деталями. Билибинские иллюстрации насыщены этнографическими подробностями, они пробуждают любовь к национальной старине, формируют определенные эстетические интересы. И.Я.Билибин – театральный художник. Он ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки. (показ слайдов с иллюстрациями И.Я.Билибина; для каждого слайда выразительное чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…») 2. Обращение к творчеству Н.А. Римского – Корсакова (учитель музыки) Не только художники обращали внимание на поэзию А.С.Пушкина, но и композиторы. Среди них и Н.А.Римский-Корсаков. Он написал 5 опер по произведениям А.С.Пушкина. Самой известной является опера «Сказка о царе Салтане…».Музыка оперы очень картинная и наглядная.Нам кажется, что мы видим перед собой и море, и звездное небо, и волшебный город. Недаром волшебники утверждали, что Римский –Корсаков пишет «зримую музыку». В ней много фрагментов изобразительного характера. Среди них- «Полет шмеля». -Если бы вы были композитором, какую музыку написали для изображения шмеля? ( темп - быстрый, динамика – не очень громко, лад – мажорный, регистр – средний) -Какой бы вы выбрали инструмент для изображения шмеля? (показ инструментов) -Труба может изобразить не только призывные, но и звуки мягкие, бархатистые. (прослушивание, эмоциональное восприятие) -Увидели ли вы в звучании музыки полет шмеля? -Какой инструмент вам помог? ( в роли солиста – труба, аккомпанемент – пианино) 3. Обращение к выставке рисунков. -Многих из вас, ребята, сказки А.С.Пушкина тоже вдохновили и вы нарисовали такие прекрасные рисунки. -Что вы изобразили? Какой эпизод сказки запечатлели? VII. Итог урока и релаксация. В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке? (да, простил) -А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки? -Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете? -Чему научила нас эта сказка? (Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других) -У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось или что не удалось. (выслушиваются мнения детей) -Спасибо вам, ребята, за хорошую работу! |
Программа «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой) Тема урока:... «Сказки о царе Салтане…» (аудиозапись), портрет А. С. Пушкина, модели обложек книг, индивидуальные наборы для моделирования, карточки... |
Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в... |
||
Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А.... Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал Открытый урок в 4 «А» классе по чтению интегрированный с уроком музыки по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» |
||
Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!» А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о его славном и... |
Урок по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном... Цель урока: Создание условий для формирования умения анализировать авторскую и народную сказки |
||
Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» иТютчева «Как хорошо ты, о море ночное » Тема урока: Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное» |
В каком году родился А. С. Пушкин? Ответ. Пять сказок в стихах: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка... |
||
Урок по русской литературе. Провела Яха Насурдиновна Махмудова в 6 кл. Тема урока: Анализ сказки Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
Урок литературного чтения в 1 классе По сказкам А. С. Пушкина Учитель:... А. С. Пушкина, выставка книг А. С. Пушкина, диски с мультфильмами «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», телевизор,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |