Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах




Скачать 66.55 Kb.
НазваниеБлагой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах
Дата публикации08.10.2014
Размер66.55 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы


Введение

Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.

Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.

Выбор темы обусловлен тем, что в этом году исполняется 215 лет со дня рождения великого поэта, становление которого началось во время обучения в Царскосельском лицее.

Предмет исследования: рассмотреть творческое наследие великого поэта с точки зрения математики.

Новизна работы: взаимодействие литературного и математического анализа текста.

Актуальность данного проекта заключается в том, чтобы на примере жизни и творчества А.С. Пушкина еще раз убедиться в прописной истине «гениальный человек гениален во всем».

Цели и задачи работы: ближе познакомиться с лирикой Пушкина; исследовать некоторые произведения поэта на присутствие математики и симметричность.
Место проведения исследования:Город Санкт-Петербург

Продолжительность: Моя исследовательская работа заняла почти год (2013-2014)

Начало работы в сентябре 2013 года- окончание работы в феврале 2014 года.

Список литературы.

  1. Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах.— М.: Икар, 1959.— Т.1.

  2. Волович Н. М. Пушкинские места Москвы и Подмосковья. — М., 1979. — 231 с.: ил.

  3. Иванов Вс. Н. Александр Пушкин и его время. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 448 с. — 100 000 экз.

  4. Пушкин А. С. Сочинения: В [10 т.]. — 3-е изд. — СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1887.

  5. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина: 1799—1826/ Сост. М. А. Цявловский. — Л., 1991. — 784 с.

  6. Последний год жизни Пушкина / Составление, вступительные очерки и примечания В. В. Кунина. — М.: Правда, 1988. — 704 с. — 400 000 экз.

  7. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя // Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 21—184.

  8. Ободовская И., Дементьев М. Наталья Николаевна Пушкина. — 2-е издание. — М.: Советская Россия, 1987.

  9. Рыскин Е. И. Журнал А. С. Пушкина «Современник»: 1836—1837: Указ. содерж. — М., 1967. — 93 с.

  10. Щёголев П. Е. Злой рок Пушкина: Он, Дантес и Гончарова. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2012. — 384 с. — (Жизнь Пушкина). — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-55039-5

  11. Лацис А. Почему плакал Пушкин?. — М.: Алгоритм, 2013. — 4900 с. — (Жизнь Пушкина). — 2000 экз. — ISBN 978-5-4438-0408-8

Числа в сказках А.С. Пушкина.

Хорошо известно, что Александру Сергеевичу Пушкину математика не давалась с детства и поэтому он ее не любил. По словам сестры А. Пушкина О.С. Павлищевой «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами».

Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является

число 3.

Число « 3» издревле считали магическим. Даже в библии 3 – это божественное совершенство. Известно выражение: « Бог троицу любит».

Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве. Ведь в сказках всегда желания выполняются только в третий раз.

В « Сказке о попе и работнике его Балде» три раза Балда в море « веревку крутил», три раза мерился силой Балда с « посланным бесенком».

В « Сказке о царе Салтане» уже с первых строк мы читаем

« Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».

И только желание третьей девицы ( родить для батюшки- царя богатыря) понравилось царю. Через три дня , как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Три раза выручает царевича лебедь.

Также в сказке встречается цифра 33 ( 33 богатыря). Данное число означает множество.

В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

Также в поисках невесты Елисей трижды обращался за помощью:

К красному солнцу

К месяцу ясному

К ветру буйному.

В « Сказке о рыбаке и рыбке» старик три раза кидал в море свой невод. И только на третий раз

«… пришел невод с одной рыбкой,

С непростой рыбкой – золотой».

В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» еще мы встречаемся с числом 7.

Люди давно считали, что 7 – число особое. Так, известно, что жрецы Вавилона поклонялись семи богам. Символика числа 7 характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка.В русских пословицах и поговорках слово « семь» часто выступает как

« много»: « Семеро одного не ждут», « Лук от семи недуг»…

В сказке А.С. Пушкина число 7 тоже имеет значение «много»:

«семь богатырей, семь румяных усачей».

В приданое царевне было дано «семь торговых городов

да сто сорок теремов».

Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования. Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна.
Симметрия и антисимметрия в лирике А.С. Пушкина

Анализ многих произведений искусства, признанных шедеврами, показывает, что везде проявляются законы симметрии и золотого сечения.

Поэзия А.С. Пушкина – образец величайшего уровня гармонии.

Возникает вопрос: Есть ли в ней место симметрии и асимметрии?

Зеркальная симметрия в поэзии на текстовом уровне проявляется как разделение стихотворения на две (иногда четыре и более) равных по числу строк частей

Муза

  1. В младенчестве моем она меня любила

  2. И семиствольную цевницу мне вручила.

  3. Она внимала мне с улыбкой – и слегка

  4. По звонким скважинам пустого тростника

  5. Уже наигрывал я слабыми перстами

  6. И гимны важные, внушенные богами,

  7. И песни мирные фригийских пастухов.

  8. С утра до вечера в немой тени дубов

  9. Прилежно я внимал урокам девы тайной;

  10. И, радуя меня наградою случайной,

  11. Откинув локоны от милого чела,

  12. Сама из рук моих свирель она брала.

  13. Тростник был оживлен божественным дыханьем,

  14. И сердце наполнял святым очарованьем.


По содержанию 14 строк стихотворения отчетливо распадаются на две равные части. В первых семи юный поэт наигрывает на цевнице то, что умеет сам; в последующих семи он учится у музы.

Таким образом, в первой половине ОН играет, ОНА слушает (Она внимала мне); а во второй ОН слушает (Прилежно я внимал), играет ОНА.

Метрическая схема: 7 + 7

Инструменту посвящены 1-2-я и 13-14-я строки;

муза в центре 3-4-й и 11-12-й строк ;

а в средних 5, 6, 7, 8, 9, 10 строках в центре поэт.

Метрическая схема: 2+2+6+2+2

Нередко зеркальная симметрия в поэзии имеет не один, а несколько уровней (несколько осей) симметрии, образуя самоподобный зеркально-симметричный паттерн. Пример такой фрактальной структуры дает стихотворение "Соловей и роза". Во-первых, здесь мы имеем уже встречавшуюся нам поэтическую антисимметрию: два морфологически симметричных четверостишия семантически являют собой типичную басенную антитезу "сюжет—иносказание" (в данном случае "природа—человек"). Во-вторых, каждое из четверостиший в свою очередь зеркально симметрично делится входящей в него парой двустиший, парой бинарных оппозиций: "роза—соловей" и "поэт—красавица". Каждое двустишие объединено к тому же и парной рифмой. Таким образом, это незатейливое с виду восьмистишие содержит три зеркальных симметрии - одну глобальную и внутри нее две локальных.


А. С. Пушкин

Соловей и роза

1827

природа

соловей

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,

Поёт под розою восточной соловей.

а

а

роза

Но роза милая не чувствует, не внемлет,

И под влюблённый гимн колеблется и дремлет.

б

б

человек

поэт

Не так ли ты поешь для хладной красоты?

Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты?

а

а

красавица

Она не слушает, не чувствует поэта;

Глядишь - она цветёт; взываешь – нет ответа

б

б

Заключение
В заключении осталось выразить надежду на то, что мне удалось в какой-то степени обосновать, на первый взгляд, «странное сближение» А.С. Пушкина с математикой. Гениальный человек гениален во всем. И на самом деле, не столь уж важно, в какой степени знал А.С. Пушкин точные науки. Каждый человек находит в нем и его творчестве что-то свое, близкое и понятное только ему. Даже люди, которые считают себя далекими от поэзии, от романтических переживаний, занятые только сухими расчетами в своем мире формул и чисел, и они найдут множество «открытий чудных» в мире пушкинских произведений. Но самое главное, что и в наше время А.С. Пушкин учит нас искренности чувств, жизнелюбию; ставит перед нами вечные вопросы: какое место в списке ценностей занимают милосердие, доброта, дружба, любовь.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах iconАлександр Сергеевич Пушкин Стихотворения 1823-1836
«Собрание сочинений в десяти томах. Том второй»: Государственное издательство Художественной Литературы.; Москва; 1959

Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах iconАлександр Сергеевич Пушкин Стихотворения 18231836
«Собрание сочинений в десяти томах. Том второй»: Государственное издательство Художественной Литературы.; Москва; 1959

Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах iconЛев Николаевич Толстой Том Детство, Отрочество, Юность Серия: Собрание...
«Собрание сочинений в двадцати двух томах»: Москва, Художественная литература, 1978-1985

Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах iconСобрание сочинений в шести томах
Члены редакционной коллегии: Т. А. Власова г. Л. Выгодская в. В. Давыдов а. Н. Леонтьев а. Р. Лурия а, В. Петровский

Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах iconУрок литературы в 9-м классе по теме: Философская лирика А. С. Пушкина
Цель: Знакомство с философской лирикой Пушкина на примере стихотворения “…Вновь я посетил…”

Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах iconУрока: «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»
Выразительно читать стихотворения А. С. Пушкина («На холмах Грузии…», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Мадонна»), подготовиться...

Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах iconДуховности в творчестве Пушкина. Развитие этой темы в стихотворениях...
О картине, которая вдохновила Пушкина к написанию стихотворения "Мадонна", обращенного к невесте Наталье Николаевне Гончаровой

Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011

Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах iconОбщечеловеческое звучание стихотворения А. С. Пушкина «Анчар»
А. С. Пушкина о том, что причиной социальной катастрофы является нарушение нравственного закона равенства человека человеку; побудить...

Благой Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах iconПрограмма празднования 215-летия со дня рождения А. С. Пушкина в...
Александра Сергеевича Пушкина. В этот день Государственный музей А. С. Пушкина по традиции приглашает любителей поэзии, литературы...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции