Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина "медный всадник" на уроках литературы пояснительная записка




Скачать 130.21 Kb.
Название Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина "медный всадник" на уроках литературы пояснительная записка
Дата публикации 08.10.2014
Размер 130.21 Kb.
Тип Методическая разработка
literature-edu.ru > Литература > Методическая разработка


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С.ПУШКИНА "МЕДНЫЙ ВСАДНИК" НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В курсе литературы 9 -го класса монографически изучается творчество А.С.Пушкина. Одна из основных задач - осмыслить культуру первой трети XIX века через знакомство с творческой биографией великого поэта. Программа изучения темы составлена так, что видна эволюция художественного и философского мышления А.С.Пушкина (изучаются основные этапы творчества с подробной характеристикой русской общественной мысли того периода, биография поэта).

Опыт показывает, что даже значительное количество часов отведённых на изучение темы " Творческая биография А.С. Пушкина", не достаточно для подробного изучения важных проблем пушкинистики.

Интерес преподавателя к этому "золотому" периоду отечественной литературы определил своеобразие методики при подготовке и проведении занятий.

Преподаватель ориентируется на связь с программой 8-го класса, в основе которой - изучение художественных особенностей произведений различных жанров. В этой связи творчество Пушкина - великий образец жанровой эволюции (лирическое произведение - романтическая поэма - драма - повесть - роман).

Ставя перед лицеистами нравственные, философские проблемы, мы стремимся совершенствовать навыки анализа художественного текста, используя различные приемы. Большое внимание уделяется изучению истории создания произведения, оценке его современниками, места произведения в системе философских взглядов Пушкина.

Важным является культурологический подход к изучению творчества поэта, который опирается на работы Ю.М. Лотмана по первой трети 19-го века.

Безусловно, осуществляется межпредметная связь: литература - история, а также литература - русский язык.

Цель изучения темы: пробудить поддержать интерес лицеистов к творчеству русского гения, ставшего символом культуры первой половины 19-го века, познакомить с важнейшим художественным методом литературы - романтизмом, а также проследить и отказ от него в русской литературе.

Экспериментаторство поэта в стихе, переработка жанровой традиции создают почву для интереснейших филологических наблюдений. Оригинален не только Пушкин-поэт (писатель, драматург), но и Пушкин - историк, мыслитель. Особенно интересен его взгляд на переломные, смутные периоды русской истории, оценка данной им Борису Годунову, Петру Великому, Емельяну Пугачеву и Екатерине II.

Предлагается образец изучения данной темы.

Система уроков.

На изучение произведения "Медный всадник" отводится 3 учебных часа, но они важны для понимания творчества "позднего" Пушкина.

1. Предварительно учащимся задается домашнее задание к первому уроку:

прочитать повесть "Медный всадник" и обозначить основных героев. Кроме того, предлагается подготовить небольшие индивидуальные сообщения по темам: " Петр - герой произведений А.С. Пушкина", "Отношение Пушкина к деятельности Петра I".

Урок 1.

Тезисы лекционной части.

"Медный всадник" написан в 1833 году, опубликован после смерти автора, в 1837 году. Запрет Николая I.

Произведение подводит итог петровской темы в творчестве Пушкина.

"Медный всадник" - произведение позднего реалистического периода творчества, для которого характерны, с одной стороны, постановка глубоких философских вопросов, с другой, - показ возможности неоднозначных ответов на них. Пушкинский текст - не ответ, а поиск ответов (можно привести множество примеров неоднозначного прочтения финалов произведений а русской литературе).

Пушкин создает систему художественных образов, помогающих разрешить проблематику произведения.

Вопрос классу - Какие образы Пушкина, связанные со стихией, вы могли бы вспомнить?

Варианты ответов: Образ метели ("Метель", "Капитанская дочка"), образ пожара ("Дубровский"), образ эпидемии ("Пир во время чумы"), образ наводнения ("Медный всадник").

Следующий вопрос - В каких произведениях Пушкина есть образы, связанные с камнями, статуями ?

Ребята называют "Каменного гостя", "Пиковую даму", "Медного всадника".

Увлечение автора именно такими образами носит неслучайный характер. Образы стихии связаны с понятием силы природного начала, неукротимости неуправляемости, иррациональности (понятия, свойственные романтизму). Тема статуи - с волей, разумом, рациональности.

Обе силы таят для человека угрозу: гибель от разбушевавшейся стихии или смерть по воле "человека-титана". Эти темы интересны в связи с "Медным всадником".

Цель данных рассуждений - наметить конфликт произведения, настроить читателя на точное определение образов.

В этой части урока можно продемонстрировать иллюстративный материал. (Скульптура Петра I в г. Санкт-Петербург, гравюры о наводнении 1824 года).

3. Заслушивается домашнее сообщение.

Основные тезисы по проблеме "Петр-герой литературный произведений А.С.Пушкина."

Петровская эпоха - часть исторической темы в творчестве Пушкина. ("Станции", "Полтава", "История Петра", "Медный всадник").

В поэме "Полтава" Петр показан героем-полководцем. Его сила в слиянии со всей нацией. Он- национальный герой.

В "Истории Петра" он изображен человеком просвященным, не боящемся народной свободы.

Основные тезисы по проблеме: "Отношение Пушкина к деятельности Петра I".

Пушкин высоко ценил Петра, царя -преобразователя, во время правления которого произошел переход к России новой.

Постигая историю Пушкин осознавал и другую сторону деятельности Петра великого: все дрожало от самовластия Петра, вокруг него было всеобщее рабство.

"Мы понимаем смущенную душою, что не произвол, а разумная воля олицетворена в том Медном Всаднике, который в неколебимой вышине... как бы любуется городом". "Да, это поэма - апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России." (В.Белинский "Сочинения Александра Пушкина". Статья 11и последняя).

4.Продолжение урока посвящено одической традиции описания Петербурга строится по принципу исследовательской работы и проблемного изложения.

Возможные вопросы:

  1. Почему герой в начале произведения безымянен? ("Стоял он...")

  2. Какие исторические факты отразил Пушкин во вступлении к "Медному всаднику"?

  3. Чем интересен переход в другое художественное время: "Прошло сто лет..."?

  4. Какой фрагмент вступления можно назвать одой? Почему? Попробуйте рассказать об этой части текста как об оде.

  5. Какие приметы реального Петербурга упомянуты во вступлении? Какие краски преобладают в описании города? Характерно ли это для жанра оды?

  6. Как связана последняя строфа вступления с его общим настроением? Можно ли сказать, что это часть оды? Если нет, то какой жанр может напомнить?

  7. В чем смысл обращения Пушкина к традиции оды во вступлении к "Медному всаднику"?


В итоге беседы следует обозначить следующие выводы.

Как известно, основное назначение одического жанра - воспевание, прославление. Во вступлении к "Медному всаднику" два героя: "он" (Пётр) и его "град". Сила Петра покоряет природу, заковывает её в гранит: не случаен контраст в описаниях между 1-2 и 3-4 строфами. А 4-5 строфы вступления можно назвать состоявшейся одой: откровенное признание в любви к городу, восхваление Петра, указания на ярчайшие реалии города, обращение к историческим деталям, обилие эпитетов и других образных средств, преобладание высокой лексики.

Всё вступление, казалось бы, обещает, что произведение будет прославлять город и его создателя. Но неожиданно настроение меняется в конце вступления. Это скорее элегическая интонация: впереди речь о грустном...

Подобные выводы с помощью преподавателя ребята могут сделать, поскольку тема "Ода. Эволюция жанра." рассматривалась в курсе литературы 8 класса.

5. Альтернативное завершение урока при обращении вместо темы оды к проблеме "Образ Петербурга во вступлении к "Медному всаднику"".

План беседы по проблеме:

  • Вспомните из истории, в чём была основная идея строительства нового города?

  • Насколько соответствует Пётр I, описанный во вступлении, вашему представлению о нём?

  • Можно ли по вступлению сказать, как относился Пушкин к преобразовательной деятельности Петра?

  • Прочитайте статью Ю.М.Лотмана о семиотике Петербурга. К какому типу столиц относится Петербург?

  • Как вы понимаете строки:

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва

Каким образом в сознании русского человека эти столицы противопосталены?

  • Каким вы представляете автора поэмы? В какой момент повествования его настроение резко меняется? Чем это вызвано?

  • Можно ли угадать из вступления, кому будет посвящена «петербургская повесть»? Почему?

В итоге обсуждения вопросов формируются следующие положения.

Существует несколько типов городов-столиц. Первый – город «как храм, расположенный в центре, он является идеализированной моделью вселенной» «Иерусалим, Рим, Москва в разных текстах выступают именно как центры некоторых миров». Второй тип города «расположен на краю культурного пространства: на берегу моря, в устье реки. Здесь актуализируется оппозиция «естественное – искусственное». Это город, созданный вопреки Природе и находящийся в борьбе с нею, что даёт двойную возможность интерпретации города: как победы разума над стихиями, с одной стороны, и как извращённости естественного порядка, с другой». В идее такого города заложена борьба стихии и культуры, в петербургской теме это реализуется как антитеза воды и камня. Это находит своё отражение во вступлении к «Медному всаднику».
6. Предлагается вариант домашних заданий к следующему уроку.

а) Повторить жанровые определения «повесть», «поэма».

б) Устно охарактеризовать главных героев: Петра I и Евгения. Кто виновен в трагической судьбе Евгения ?

Урок 2


Философско-историческая проблема соотношения человека и истории и её решение в двух жанровых началах: повести и поэме.
Часть первая знакомит нас с героем: «Евгений молодой». Почему «Евгений»? Ответ даёт сам автор:

… звучит приятно…

Но нынче светом и молвой оно забыто

Намечено противопоставление двух героев: славе Петра – неизвестность Евгения, всаднику – пеший, статуе – живой человек. Как и Онегин, Евгений из «Медного всадника» – герой своей эпохи. Его жизнь уходит в далёкое прошлое России. Он приобщён к истории русского дворянства, хотя

Дичится знатных и не тужит

Ни о почиющий родне,

Ни о забытой старине

Евгений – человек Петербурга, мелкий чиновник, но не обезличенный до схемы. Это живой, наделённый мечтой человек, влюблённый.

Вопрос к классу – Сравните мечты героев: Петра и Евгения?

Желания Евгения не кажутся читателю мелкими в сравнении с планами Петра, ведь герой пытается выстроить свою судьбу, как русский царь – новую столицу.

У «Медного всадника» есть авторское жанровое определение «петербургская повесть». Линию повести представляет в произведении судьба героя Евгения.

Вопрос к классу – Вспомним изученные повести. О чём они?

«Повести Белкина» Пушкина, «Шинель» Гоголя – о судьбах отдельных людей, о человеческих чувствах. Евгений изображён в произведении как частный человек, намечена линия его личной жизни (история трагической любви к Параше). Возлюбленная нашего героя играет в повести роль жертвы, принимающей на себя незаслуженные муки.

Вопрос к классу – Назовите основные этапы жизни Евгения по тексту.

  1. Мирная жизнь: служба, мечты.

  2. Наводнение, осознание трагедии.

  3. Встреча с Медным Всадником.

  4. Скитания.

  5. Смерть.

Если в начале поэмы Пушкин описывает жизнь обыкновенного человека с незатейливыми мечтами, то после состоявшейся трагедии он старается возвысить своего героя (угрожает всаднику, бунтует), чтобы поддержать шаткую позицию маленького человека в большом городе. В конце произведения Евгений не только одинок, но и отвергнут. Его называют «безумцем бедным», у него смятение в лице и смущенье в глазах. Таким образом, автор наделяет его чертами романтического героя, тем самым возвышая трагедию его несостоявшейся судьбы.

Важна в «Медном всаднике» традиция исторической поэмы. Главное лицо здесь Пётр. Во вступлении перед нами человек, совершающий исторический поступок (подчинение судеб других людей, строительство города. Пётр неоднозначен как герой поэмы. Он русский царь, волевой человек и всадник, статуя. Читатель становится свидетелем метаморфозы: бронзовый всадник стал медным.

Вопрос к классу – Найти описания Петра в поэме и определить авторское отношение к герою ?

Пушкин понимает великую роль Петра. Но он винит его гений за равнодушие к простым людям. Всадник сильнее Евгения, но всё равно это произведение не о Петре, а о Евгении. Не случайно «Медный всадник» имеет подзаголовок «петербургская повесть», а не «исторический роман», «историческая поэма» или «ода».

Но автор осмысливает образ Петра и уделяет ему не меньшее внимание, чем Евгению.

Ужасен он в окрестной мгле.

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Ребята знакомятся с разными точками зрения исследователей на образ Петра. Для обсуждения предлагаются следующие цитаты:

  1. «Всадник, несомненно, символ Империи… Русская жизнь и русская государственность – это непрерывное и мучительное преодоление хаоса началом разума и воли. В этом и заключается для Пушкина смысл империи… Конечно, Всадник Империи имеет в себе нечто демоническое, бесчеловечное. Называя его «кумиром», поэт подчёркивает языческую природу государства. Империя, для Пушкина, с эстетической точки зрения, это прежде всего лад и строй, окрылённая тяжесть, одухотворённая мощь…» (Георгий Федотов)

  2. «Образ «Медного всадника», неподвижного, застывшего воплощения творческого порыва (порыва, направленного в свою очередь на то, чтобы над самой бездной «Россию вздёрнуть на дыбы»), и образ бушующей Невы, заключённой в «береговой гранит», и вся тема поэмы – сверхчеловечески-суровая воля «чудотворного строителя» и столкновение этой воли и с непобедимым буйством «божией стихии», и с неутолимой тоской человеческого сердца по простому счастью… - всё вместе есть смысл поэмы «Медный всадник»» (Семён Франк)

  3. «Прежде всего для Пушкина беспощадная воля Петра – явление народное, русское. Видение Медного Всадника, «чудотворца-исполина» так и преследовало воображение Пушкина. В Петре он нашёл наиболее полное историческое воплощение того героизма, дохристьянского могущества русских богатырей, которое поэт носил в своём сердце… Без Пушкина Пётр не мог быть понят как высшее героическое явление русского духа. Пушкин не закрывает глаза на недостатки и несовершенства своего героя. «Пётр был нетерпелив, - говорит он,- став главою новых идей, он, может быть, дал слишком крутой оборот огромным колёсам государства». Но, с другой стороны, безграничная сила, которая так легко, как бы играя, переступает пределы возможного, исторического, народного, даже человеческого, не кажется Пушкину одним из несовершенств героя». (Дмитрий Мережковский)

Вопрос к классу – Найдите в каждой из предложенных точек зрения краткую характеристику личности Петра. О каких чертах личности Петра заставляют задуматься предложенные мнения? Попробуйте охарактеризовать Петра как человека, наделённого творческим порывом. Увидели ли вы в Медном всаднике русское богатырское начало? Какая из предложенных точек зрения, на ваш взгляд, точнее отражает смысл произведения?

Урок 3


Жанровые традиции в «Медном всаднике».

Тема «маленького человека» в «петербургской повести».
Вопросы для обсуждения:

  • Какая жанровая традиция преобладает в «Медном всаднике»? Подтвердите текстом.

  • О чём свидетельствует сложный жанровый синтез? Можно ли говорить об однозначном авторском отношении к герою?

  • Если бы вам пришлось дать одно жанровое определение «Медному всаднику», на каком бы вы остановились и почему?

«Поздний» Пушкин интересовался судьбами известных исторических деятелей. В «Медном всаднике» заметен интерес и к личности простого человека.

Вопрос к классу – каких литературных героев напоминает Евгений? Чем?

Ученики называют Акакия Акакиевича Башмачкина, героя гоголевской «Шинели», изученной в 8 классе.

Героев роднит приобщённость к Петербургу, похожее социальное положение, присутствие мечты, злое событие в судьбе. В конечном итоге оба героя становятся жертвами большого города. На уроке анализируются в сопоставительном плане два эпизода: встреча Евгения с Медным всадником и визит Башмачкина к значительному лицу. Делается наблюдение, что пушкинский герой смелее гоголевского, возможно, из-за своего безумия.

Далее учитель подчёркивает историческую актуальность данной темы, упоминая о её развитии в произведениях, изучаемых в 10 классе.

Приводится характеристика образа Евгения.

  1. Необходимость появления в «Медном всаднике» героя-антипода Петру.

  2. Антитеза камень-жизнь в тексте поэмы.

  3. Частная жизнь Евгения на страницах повести.

  4. Основное событие повести как поворот в судьбе Евгения.

  5. Встреча с Медным всадником, протест в душе героя. Реальное и фантастическое в моменте их «общения».

  6. Изменения в Евгении после встречи со статуей. Что означает мотив преследования? Как можно объяснить этот эпизод с исторической точки зрения?

  7. Неизбежность конфликта между сильным правителем и рядовым человеком.

  8. Жизнь после наводнения. Почему Евгений становится отшельником? Бунтуют ли другие жители Петербурга?

  9. Последние дни Евгения, смерть. Заслуживает ли герой такого финала? Почему автор выбрал такой вариант развития образа? Как это связано с исторической концепцией «власть – человек» у Пушкина?

  10. Кто виноват в смерти Евгения? Как его судьба помогает нам определить пушкинское отношение к деятельности Петра, к Петербургу?

В «Медном всаднике» два главных героя: гений истории – Пётр и маленький человек – Евгений, эту историю воплощающий.

В первой части произведения Евгений поставлен лицом к лицу со стихией, и он беспомощен в этой схватке. Во второй части он соприкасается с силой гения – строителя государства, наш герой смотрит на Медного всадника снизу, лишь на миг он пытается стать равным ему, но рождается мания преследования, так как Евгений испуган. Он осознаёт, что власть сильнее любого порыва души человеческой. Евгений гибнет, а город остаётся. Имя маленького человека стирается с лица русской истории, а имя Петра навеки вписано туда.

Пушкинское понимание истории отходит от романтической концепции, распространённой в то время. По мнению поэта, историю творят не только гении, хотя, конечно, их роль велика, но и те, кто воплощает, реализует великие проекты – обыкновенные, малозаметные люди.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Лотман Ю.М. Пушкин.// История всемирной литературы. – Т. 6 – М., 1989.

  2. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города.// Избранные статьи. – Т.2 – Таллин, 1992.

  3. Мережковский Д. Пушкин.// Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.

  4. Пушкинская энциклопедия. – М., 1999.

  5. Федотов Г. Певец империи и свободы.// Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.

  6. Франк С. О задачах познания Пушкина.// Пушкин в русской философской критике. - М., 1990.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина \"медный всадник\" на уроках литературы пояснительная записка icon Эти произведения мы будем изучать на уроках литературы в 9 классе
Александр Сергеевич Пушкин. «Евгений Онегин», "Пиковая дама", "Медный всадник","Моцарт и Сальери"
Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина \"медный всадник\" на уроках литературы пояснительная записка icon Список литературы для восьмого класса
Белкина», поэмы «Граф Нулин», «Медный всадник», «Кирджали», стихотворения Пушкина (по выбору)
Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина \"медный всадник\" на уроках литературы пояснительная записка icon Пояснительная записка
Изучение зарубежной литературы строится по хронологическому принципу, а произведения, предлагаемые учащимся для чтения и изучения,...
Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина \"медный всадник\" на уроках литературы пояснительная записка icon Пояснительная записка
Изучение зарубежной литературы строится по хронологическому принципу, а произведения, предлагаемые учащимся для чтения и изучения,...
Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина \"медный всадник\" на уроках литературы пояснительная записка icon Пояснительная записка
Изучение зарубежной литературы строится по хронологическому принципу, а произведения, предлагаемые учащимся для чтения и изучения,...
Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина \"медный всадник\" на уроках литературы пояснительная записка icon «Вопросы литературы» 2008, №3 Вместо предисловия
Поэтика антиутопии в поэме А. С. Пушкина "Медный всадник" как русская "весть миру": взгляд из наших дней
Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина \"медный всадник\" на уроках литературы пояснительная записка icon Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...
Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина \"медный всадник\" на уроках литературы пояснительная записка icon Методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...
Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина \"медный всадник\" на уроках литературы пояснительная записка icon Тема исторического прошлого
Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов"....
Методическая разработка по теме изучение произведения а. С. Пушкина \"медный всадник\" на уроках литературы пояснительная записка icon Произведения для летнего чтения поступающим в 7 класс обязательное чтение
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции