Скачать 63.03 Kb.
|
А.П.Самойлова, учитель русского языка и литературы, МОУ «Розгребельская СОШ» Большесолдатского района Курской области ИНТЕГРАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УРОЧНУЮ, ВНЕУРОЧНУЮ, ВНЕШКОЛЬНУЮ И ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ В наши дни духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость. В нынешней жизни так много зла, жестокости, насилия, что люди начинают терять веру в доброту и благородство. Шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на желании бескорыстно помочь другому, мы утратили былую отзывчивость и тепло души. Долгое время в советской стране основное внимание уделялось воспитанию патриотизма. Нельзя отрицать огромного значения этой составляющей нравственного воспитания. Но если мы обратим взор свой к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои, воспитание любви к ближнему, сердечности, гуманности. Основы нравственных качеств личности закладываются очень рано, когда ещё ребёнок почти не осознаёт себя как индивидуума. Он любит мать, свою семью. Но растёт человек, и шире становится круг его привязанностей. Огромна в этот момент роль семьи в воспитании будущего человека. От того, что зародится в детстве, зависит, каким он станет: добрым или злым, бескорыстным или тщеславным, патриотом или националистом. Но не менее важна роль школы в формировании нравственных основ личности. Именно здесь, в течение 11 лет, мы создаём будущее нашей страны, свою спокойную или беспокойную старость. И в этом смысле, я считаю, неограниченные возможности у уроков литературы, внеклассных мероприятий по предмету. Они позволяют ненавязчиво, порой незаметно для детей решать очень важные нравственные задачи. Произведения, включённые образовательным стандартом в круг детского чтения, помогают подросткам понять сущность человеческих отношений, личностные качества человека, различать позитивные и негативные их свойства, формировать жизненную позицию человека и гражданина. Трудно назвать автора и произведение, которое бы осталось в стороне от решения той или иной нравственной проблемы. Уже с первых уроков в 5 классе, при знакомстве с произведениями устного народного творчества, мы обстоятельно говорим о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме. Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал однажды: «В чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей». Нужно любить людей, знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких и друзей. Большая цель добра начинается с малого. Анализируя произведение Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе», мы обращаемся к вечным проблемам богатства и бедности, сытости и голода, любви и вражды, взаимопонимания и непримиримости. И ребята не хотят верить, что пан судья очень любит маленькую дочь и абсолютно холоден к сыну Васе; они убеждены в том, что он хороший и добрый и только горе затмило от него сына. Они оправдывают воровство Валека, который спасает от голода маленькую сестру, хотя и относят это к отрицательным свойствам личности. Они видят героя в Жилине и не уважают трусость и бездействие Костылина. Они плачут вместе с Герасимом о погибшей Муму и ненавидят злую и жестокосердную барыню. Взволнованный разговор о сложных судьбах героев произведений позволяет решать и непростые проблемы нашей жизни, оставляя в детских душах зёрна доброты, человечности. Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». «Береги честь смолоду,» – говорит отец Петру Гринёву. И сын, верный завету отца, через все перипетии жизни проносит верность долгу, самоуважение, гордость, человеческое достоинство. И подростки осознают, что все эти позитивные качества свободно переходят в негативные (эгоизм, высокомерие, самовлюблённость и предательство), если человек утрачивает чувство меры, теряет гармонию с другими нравственными качествами. Многие произведения школьной программы дают возможность осознать моральную ответственность человека за происходящее вокруг (Л.Н.Толстой «После бала», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). Завораживает восьмиклассников верность любви в трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира. Чтобы проникнуть в смысл нравственных понятий, сделать для себя открытия, по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков, нужно глубоко и проникновенно прочитать «Уроки французского» В.Распутина, «Кладовую солнца» М.Пришвина. Добрый и светлый мир народной жизни, увиденный глазами ребёнка, живые и точные описания бытовых подробностей в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой» дают возможность узнать жизнь народа в первые годы Советской власти. Переживая и радуясь вместе с героями Астафьева, юные читатели задумываются о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Эпиграфом к одному из уроков, посвящённых творчеству А.Платонова, я взяла слова писателя: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Эти слова и прочитанный семиклассниками рассказ «Юшка» вызывают живой спор о том, как удаётся Юшке сохранить доброе отношение к людям, миру. Спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям. Как уже говорилось ранее, патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины. У литературы, начиная с древнерусской, немало образцов патриотизма. «Слово о полку Игореве» говорит о славе и доблести воинов-курян. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на обучающихся обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Произведения, поднимающие тему войны, Отечества, создают особую атмосферу, потому что происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, приводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Большое место среди произведений о войне занимают книги писателей – наших земляков: «Живое пламя», «Красное вино победы» Е.И.Носова, «Убиты под Москвой», «Это мы, господи!»К.Д.Воробьёва. Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они дают ключ к решению проблем сегодняшнего дня, заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать своё место в жизни. Работа по формированию нравственных качеств личности не ограничивается уроками, она переносится во внеурочную деятельность. Внеклассное мероприятие на тему «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю» помогло подросткам понять и почувствовать, какой ценностью во все времена был для людей хлеб. Встреча с бывшим целинником, ветераном Великой Отечественной войны Лещук Андреем Лукичом , его рассказ явились подтверждением народной мудрости «Хлеб – всему голова». Эта встреча ещё более укрепила в сознании ребят необходимость бережного и уважительного отношения к хлебу и людям, которые растят хлеб. Знанию своей истории, народных традиций, сохранению их способствовало внеклассное мероприятие на тему «Русской печки нет теплее». В его подготовке приняли участие обучающиеся 5 и 10 классов. Уже само это делало необходимым помощь старших младшим, внимательное, покровительственное отношение к ним. Хочется верить, что после наших уроков, мероприятий обучающиеся станут чище душой, добрее друг к другу и людям, живущим рядом с ними; что долг и честь, ответственность и порядочность, доброта и бескорыстие, любовь к ближнему будут для них не пустым звуком, а руководством к действию. Заявка на участие во всероссийской научно-практической конференции «Развитие духовно-нравственной культуры средствами языка на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
|
Администрация Курской области Совет молодых ученых и специалистов Курской области Курской области, комитет транспорта и связи Курской области, Совет молодых ученых и специалистов Курской области. Официальными партнерами... |
По любовной лирике А. С. Пушкина Литературно-музыкальный вечер для... Муниципальное казённое образовательное учреждение «Сторожевская основная общеобразовательная школа» |
||
«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор... ... |
Публичный отчет моу «сош №2 с Алтуд» Учредитель школы – «моу сош №2 с. Алтуд» является местная администрация Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской... |
||
Общие сведения об образовательном учреждении Полное наименование учреждения : Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа р п. Озинки» Озинского... |
Моу «Новоашировская основная общеобразовательная школа» Матвеевского... Моу «Новоашировская основная общеобразовательная школа» Матвеевского района Оренбургской области |
||
Мкук «цбс прохоровского района» Центральная детская библиотека «Мы живём на священной земле!» Минуло 70 лет, как умолкли сражения и отгремели последние залпы Курской битвы. На месте руин и развалин Курской, Орловской, Белгородской... |
Отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств... Отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам 2012 финансового года моу «Казначеевская сош» Валуйского... |
||
Литература 6 класс Учитель русского языка и литературы моу "Берёзовская сош" Кемеровского муниципального района Кемеровской области. Закончил Кемеровский... |
Управлениеобразовани я муниципальное общеобразовательное бюджетное... «Медвенская средняя общеобразовательная школа» Медвенского района Курской области |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |