Моу «Розгребельская сош» Большесолдатского района Курской области




Скачать 63.03 Kb.
Название Моу «Розгребельская сош» Большесолдатского района Курской области
Дата публикации 08.10.2014
Размер 63.03 Kb.
Тип Анализ
literature-edu.ru > Литература > Анализ
А.П.Самойлова,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «Розгребельская СОШ»

Большесолдатского района Курской области
ИНТЕГРАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УРОЧНУЮ, ВНЕУРОЧНУЮ, ВНЕШКОЛЬНУЮ И ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ
В наши дни духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость. В нынешней жизни так много зла, жестокости, насилия, что люди начинают терять веру в доброту и благородство. Шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на желании бескорыстно помочь другому, мы утратили былую отзывчивость и тепло души.

Долгое время в советской стране основное внимание уделялось воспитанию патриотизма. Нельзя отрицать огромного значения этой составляющей нравственного воспитания. Но если мы обратим взор свой к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои, воспитание любви к ближнему, сердечности, гуманности.

Основы нравственных качеств личности закладываются очень рано, когда ещё ребёнок почти не осознаёт себя как индивидуума. Он любит мать, свою семью. Но растёт человек, и шире становится круг его привязанностей. Огромна в этот момент роль семьи в воспитании будущего человека. От того, что зародится в детстве, зависит, каким он станет: добрым или злым, бескорыстным или тщеславным, патриотом или националистом.

Но не менее важна роль школы в формировании нравственных основ личности. Именно здесь, в течение 11 лет, мы создаём будущее нашей страны, свою спокойную или беспокойную старость.

И в этом смысле, я считаю, неограниченные возможности у уроков литературы, внеклассных мероприятий по предмету. Они позволяют ненавязчиво, порой незаметно для детей решать очень важные нравственные задачи.

Произведения, включённые образовательным стандартом в круг детского чтения, помогают подросткам понять сущность человеческих отношений, личностные качества человека, различать позитивные и негативные их свойства, формировать жизненную позицию человека и гражданина. Трудно назвать автора и произведение, которое бы осталось в стороне от решения той или иной нравственной проблемы.

Уже с первых уроков в 5 классе, при знакомстве с произведениями устного народного творчества, мы обстоятельно говорим о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал однажды: «В чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей». Нужно любить людей, знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких и друзей. Большая цель добра начинается с малого.

Анализируя произведение Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе», мы обращаемся к вечным проблемам богатства и бедности, сытости и голода, любви и вражды, взаимопонимания и непримиримости. И ребята не хотят верить, что пан судья очень любит маленькую дочь и абсолютно холоден к сыну Васе; они убеждены в том, что он хороший и добрый и только горе затмило от него сына. Они оправдывают воровство Валека, который спасает от голода маленькую сестру, хотя и относят это к отрицательным свойствам личности.

Они видят героя в Жилине и не уважают трусость и бездействие Костылина. Они плачут вместе с Герасимом о погибшей Муму и ненавидят злую и жестокосердную барыню. Взволнованный разговор о сложных судьбах героев произведений позволяет решать и непростые проблемы нашей жизни, оставляя в детских душах зёрна доброты, человечности.

Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». «Береги честь смолоду,» – говорит отец Петру Гринёву. И сын, верный завету отца, через все перипетии жизни проносит верность долгу, самоуважение, гордость, человеческое достоинство. И подростки осознают, что все эти позитивные качества свободно переходят в негативные (эгоизм, высокомерие, самовлюблённость и предательство), если человек утрачивает чувство меры, теряет гармонию с другими нравственными качествами.

Многие произведения школьной программы дают возможность осознать моральную ответственность человека за происходящее вокруг (Л.Н.Толстой «После бала», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).

Завораживает восьмиклассников верность любви в трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира.

Чтобы проникнуть в смысл нравственных понятий, сделать для себя открытия, по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков, нужно глубоко и проникновенно прочитать «Уроки французского» В.Распутина, «Кладовую солнца» М.Пришвина.

Добрый и светлый мир народной жизни, увиденный глазами ребёнка, живые и точные описания бытовых подробностей в рассказе Астафьева «Конь с розовой гривой» дают возможность узнать жизнь народа в первые годы Советской власти. Переживая и радуясь вместе с героями Астафьева, юные читатели задумываются о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности.

Эпиграфом к одному из уроков, посвящённых творчеству А.Платонова, я взяла слова писателя: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Эти слова и прочитанный семиклассниками рассказ «Юшка» вызывают живой спор о том, как удаётся Юшке сохранить доброе отношение к людям, миру. Спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Как уже говорилось ранее, патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины. У литературы, начиная с древнерусской, немало образцов патриотизма. «Слово о полку Игореве» говорит о славе и доблести воинов-курян. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на обучающихся обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. Произведения, поднимающие тему войны, Отечества, создают особую атмосферу, потому что происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, приводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.

Большое место среди произведений о войне занимают книги писателей – наших земляков: «Живое пламя», «Красное вино победы» Е.И.Носова, «Убиты под Москвой», «Это мы, господи!»К.Д.Воробьёва. Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они дают ключ к решению проблем сегодняшнего дня, заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать своё место в жизни.

Работа по формированию нравственных качеств личности не ограничивается уроками, она переносится во внеурочную деятельность. Внеклассное мероприятие на тему «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю» помогло подросткам понять и почувствовать, какой ценностью во все времена был для людей хлеб. Встреча с бывшим целинником, ветераном Великой Отечественной войны Лещук Андреем Лукичом , его рассказ явились подтверждением народной мудрости «Хлеб – всему голова». Эта встреча ещё более укрепила в сознании ребят необходимость бережного и уважительного отношения к хлебу и людям, которые растят хлеб.

Знанию своей истории, народных традиций, сохранению их способствовало внеклассное мероприятие на тему «Русской печки нет теплее». В его подготовке приняли участие обучающиеся 5 и 10 классов. Уже само это делало необходимым помощь старших младшим, внимательное, покровительственное отношение к ним.

Хочется верить, что после наших уроков, мероприятий обучающиеся станут чище душой, добрее друг к другу и людям, живущим рядом с ними; что долг и честь, ответственность и порядочность, доброта и бескорыстие, любовь к ближнему будут для них не пустым звуком, а руководством к действию.

Заявка

на участие во всероссийской научно-практической конференции

«Развитие духовно-нравственной культуры средствами языка на

уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»



1.

Ф.И.О.

Самойлова Александра Павловна

2.

Город

село Розгребли Большесолдатского района

3.

Место работы

МОУ «Розгребельская СОШ»

4.

Должность

учитель

5.

Домашний адрес

Курская обл., Большесолдатский р-н, с.Розгребли

6.

Рабочий телефон

8(47136)2-31-86

7.

Мобильный телефон

89606887894

8.

E-mail




9.

Название доклада

Интеграция духовно – нравственного воспитания в урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность по предмету


10.

Предполагаемая секция

Интеграция духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся средствами предметов «Русский язык» и «Литература» во внешкольную и общественно полезную деятельность


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Розгребельская сош» Большесолдатского района Курской области icon Администрация Курской области Совет молодых ученых и специалистов Курской области
Курской области, комитет транспорта и связи Курской области, Совет молодых ученых и специалистов Курской области. Официальными партнерами...
Моу «Розгребельская сош» Большесолдатского района Курской области icon По любовной лирике А. С. Пушкина Литературно-музыкальный вечер для...
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Моу «Розгребельская сош» Большесолдатского района Курской области icon «Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор...
...
Моу «Розгребельская сош» Большесолдатского района Курской области icon Публичный отчет моу «сош №2 с Алтуд»
Учредитель школы – «моу сош №2 с. Алтуд» является местная администрация Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской...
Моу «Розгребельская сош» Большесолдатского района Курской области icon Общие сведения об образовательном учреждении
Полное наименование учреждения : Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа р п. Озинки» Озинского...
Моу «Розгребельская сош» Большесолдатского района Курской области icon Моу «Новоашировская основная общеобразовательная школа» Матвеевского...
Моу «Новоашировская основная общеобразовательная школа» Матвеевского района Оренбургской области
Моу «Розгребельская сош» Большесолдатского района Курской области icon Мкук «цбс прохоровского района» Центральная детская библиотека «Мы живём на священной земле!»
Минуло 70 лет, как умолкли сражения и отгремели последние залпы Курской битвы. На месте руин и развалин Курской, Орловской, Белгородской...
Моу «Розгребельская сош» Большесолдатского района Курской области icon Отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств...
Отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам 2012 финансового года моу «Казначеевская сош» Валуйского...
Моу «Розгребельская сош» Большесолдатского района Курской области icon Литература 6 класс
Учитель русского языка и литературы моу "Берёзовская сош" Кемеровского муниципального района Кемеровской области. Закончил Кемеровский...
Моу «Розгребельская сош» Большесолдатского района Курской области icon Управлениеобразовани я муниципальное общеобразовательное бюджетное...
«Медвенская средняя общеобразовательная школа» Медвенского района Курской области
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции