Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны




Скачать 134.73 Kb.
Название Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Дата публикации 07.10.2014
Размер 134.73 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №1 имени 397-й Сарненской дивизии

города Аткарска Саратовской области

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ-СОШ №1

_________/Т.Ю.Агеева/ МОУ-СОШ №1 г. Аткарска __________/И.Ю.Тарасова/

Протокол № ______ _________/И.В.Салимзянова/ Приказ № _________

От _____________2011г. _____________________2011г. От _______________2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по музыке
для учащихся 9 класса
педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
(высшая квалификационная категория)

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № _____от
«_____» ___________2011г.

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Музыка» в 9 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 9 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

  • способствовать развитию интереса к музыке;

  • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;

  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Главная тема 9 класса «Традиция и современность» обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.

Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с ХХ веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4, 5-8 кл./ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак – Москва: Дрофа, 2004 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод создания «композиций»;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод игры.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений).

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD- RW, а также магнитных записей), музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point.

Учебно-тематический план программы по музыке для 9 класса








Тема урока


Кол-во

часов




I четверть

4 часа

1.

Трагедия любви в музыке

1 ч.

2.

Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

1 ч.

3.

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

1 ч.

4.

Мир духовной музыки

1 ч.




II четверть

4 часа

5.

Колокольный звон на Руси

1 ч.

6.

Рождественская звезда

1 ч.

7.

От Рождества до Крещения

1 ч.

8.

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня

1 ч.




III четверть

6 часов

9.

Как мы понимаем современность

1 ч.

10.

Вечные сюжеты

1 ч.

11.

Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О.Мессиана

1 ч.

12.

Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка)

1ч.

13.

Лирические страницы советской музыки

1 ч.

14.

Диалог времен в музыке А.Шнитке

1 ч.




IV четверть

3 часа

32.

«Любовь никогда не перестанет»

1 ч.

33.

Музыка всегда остается

1 ч.

34.

Заключительный урок по теме «Современность в музыке»

1 ч.




Итого:

17ч.
Календарно-тематический план программы по музыке для 9 класса






Тема урока

Содержание урока.

Основные понятия

Кол-во

часов по программе

Дата проведения


Фактическое

прохождение программы



ИКТ

Примечание




I четверть – 4 часа


















1.

Трагедия любви в музыке

Трагическая предопределенность судьбы людей, преступающих освященные традицией законы. Торжество бессмертной любви. Литературные сюжеты, не теряющие своей актуальности.


1


15.09










2.

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.


1


29.09










3.

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

Трактовка темы судьбы в русском искусстве: Пушкин А.С. Эмоционально-образный анализ музыкальных иллюстраций к повести «Метель»



1




13.10




презентация о Г. Свиридове




4.

Мир духовной музыки

Созидательная сила веры для человека и для искусства. Духовно-музыкальные сочинения в творчестве композиторов. Темы и образы духовной музыки.



1



27.10











II четверть – 3 часа

1

(5)

Колокольный звон на Руси

Колокольный звон – отражение русской души. Колокола - неотъемлемая часть жизни русского человека. Звучание колоколов в музыке русских композиторов.


1



17.11




презентация о церквях




2

(6)

Рождественская звезда

Рождественская тема в изобразительном искусстве, литературе и музыке.


1


01.12










3

(7)

От Рождества до Крещения

Рождественские праздники на Руси. Праздничная, взволнованная атмосфера волшебного праздника в музыке Чайковского. Сцены народных рождественских праздников в опере «Ночь перед Рождеством»


1


15.12




презентация о рождественских праздниках




III четверть – 5 часов

1

(8)

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня

Праздник Пасхи в жизни русских людей. Православные традиции в светской духовной музыке. Духовная музыка в послереволюционной России.



1



19.01










2

(9)

Как мы понимаем современность


Современность в жизни и в музыке. Современность – звено в цепи традиции. Технический культ в искусстве.



1


09.02










3

(10)

Вечные сюжеты

Вечные категории добра, истины, красоты. Устойчивая нравственная позиция в искусстве.



1


23.02







23.02

в/д

4

(11)

Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О.Мессиана

Вечные философские вопросы: добро и зло, жизнь и смерть, смысл жизни. Эмоционально-образный анализ фрагментов «Турангалилы-симфонии».


1


01.03










5

(12)

Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка)

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.



1


15.03




презентация о джазе







IV четверть – 5 часов
















1

(13)

Лирические страницы советской музыки

Продолжение старых традиций, утверждение мудрости старых традиций в ХХ веке. Непреходящие человеческие чувства и мысли в симфонии А.Эшпая. Эмоционально-образный анализ романса С. Слонимского.


1



05.04










2

(14)

Диалог времен в музыке А.Шнитке

«Полистилистика» в творчестве А.Шнитке. Философские образы и мысли в музыке А.Шнитке.



1


19.04










3

(15)

«Любовь никогда не перестанет»

Любовь в высшем ее понимании. Музыка воспевает любовь и одухотворяется ею. Интонационный и образный анализ хора «Любовь святая»



1



03.05










4

(16)

Музыка всегда остается

Способность музыки выражать отношение к главным проблемам жизни. Музыка учит человека быть счастливым.



1



17.05










5

(17)

Заключительный урок по теме «Современность в музыке»

Составление репертуара концерта «Музыка ХХ века»


1


31.05




презентация о музыке

XX века





Содержание тем учебного курса

Тема «Традиция и современность в музыке» 17 часов.
Основы музыкальной культуры.

В 9 классе учащиеся продолжают рассматривать тему 8 класса. Общее и различное в народной и профессиональной музыке, в том числе духовной и светской. Основные направления современной музыкальной культуры. «Вечные темы» в искусстве.

Духовная музыка в отечественной музыкальной культуре и ее характерные особенности. Древние песнопения и композиторские сочинения, звучание колоколов в музыке русских композиторов.

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки в различные исторические эпохи и на современном этапе развития общества.

Джаз: истоки, особенности языка, развитие, формы бытования. Блюз, спиричуэл. Симфоджаз.

Молодежная музыкальная культура: жанры, стили, направления. Поп-музыка, рок-музыка.

Общность жизненных истоков, художественных идей и направлений, образного строя произведений различных видов искусства. Значение музыки в различных видах театрального искусства. Музыка в спектакле драматического театра, балете, опере (по выбору учителя), в мюзикле (например, рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», «Кошки» Э.Л. Уэббера, «Юнона и Авось» А. Рыбникова), в кино (музыка Г.В. Свиридова к кинофильму «Метель», Е. Доги к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь»), на телевидении.
Опыт музыкально-творческой деятельности:


  • философско-эстетического осмысления учащимися предназначения музыки и ее места в жизни общества;

  • сравнения общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах;

  • выявления личностно-значимой для учащегося позиции относительно возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека;

  • осмысления учащимися места и значения музыки в своей жизни;

  • обобщения и систематизации знаний музыки и знаний о музыке в контексте жанрово-стилевого подхода к изучению музыкального искусства на примере так называемых «вечных» тем;

  • становления в представлении учащихся целостной художественной картины мир на основе обобщения и систематизации знаний о взаимосвязях музыки с другими видами искусства и жизнью;

  • освоения различных видов музыкально-исполнительской деятельности: сольное, ансамблевое и хоровое пение;

  • использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности;

  • применения музыкальных знаний, умений и навыков в сфере музыкального самообразования.


Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Требования заключаются:

  • В умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5, 6, 7, 8 классов);

  • В умении обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • В преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;

  • В осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

  • В проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть голосом и дыханием).



Список методической литературы





  1. Учебник «Музыка» - 8 кл. В.В. Алеев - Москва, «Дрофа», 2004 г.




  1. Авторская программа В.В.Алеев «Музыка» 5-8 классы – Москва, «Дрофа», 2004г.




  1. Электронный учебно-методический комплект по МХК. – ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ.


Список дополнительной литературы


  1. Сборники «Песни для старшеклассников» - Москва, «Советский композитор» 1986 г. – 2007 г.




  1. «Я познаю мир» детская энциклопедия. Музыка. – Москва, «Аст», 2000 г.




  1. А.Кленов «Там, где музыка живет» - Москва, «Педагогика», 1996 г.




  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Искусство. – Москва, «Астрель», 2003 г.


Приложение к программе


Примерные темы исследовательских проектов:


  1. Музыка классическая и современная.

  2. Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего.

  3. Современные музыкальные жанры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны icon Рабочая программа по музыке для учащихся 8 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...
Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны icon Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны
Умк по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные...
Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны icon Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса 1 час в неделю (всего 34 часа)
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е....
Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны icon Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему,...
«Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд.,...
Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны icon Рабочая программа педагога
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса основной общеобразовательной школы создана на основе
Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны icon Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Хуцеевская сош» Кизлярского района Республики Дагестан
Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны icon Рабочая учебная программа по музыке для 2 класса составлена в соответствии...
Фгос 2010 года издания и авторской программой по музыке для 1-4 классов Критской Е. Д
Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны icon Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Государственного...
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны icon Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного...
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Рабочая программа по музыке для учащихся 9 класса педагога Агеевой Татьяны Юрьевны icon Рабочая программа по музыке для 5-го класса
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена умк для 5–7-го классов /Составитель...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции