ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (по учебнику Л.М.Рыбченковой)
Урок
|
Основное содержание уроков
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
|
Повторение и углубление изученного в основной школе
Общие сведения о языке (5 ч)
|
1
|
Язык и общество. Язык и
история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской
народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Функции русского языка как учебного предмета.
|
Осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа; как возможность приобщения к ценностям национальной
и мировой культуры.
Использовать разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) с выборочным извлечением информации в зависимости от коммуникативной установки.
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации,
в том числе представленных в электронном виде
на различных информационных носителях.
Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и пред ставлять их в виде развернутых планов, выписок,
конспектов, рефератов.
Самостоятельно планировать работу по устране-
нию пробелов в навыках правописания (с учетом
ошибок, допускаемых в письменных работах по
русскому языку и литературе).
|
2
|
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.
|
3
|
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
|
4
|
Изложение лингвистического текста
|
5
|
Русский язык как система средств разных уровней (2 ч)
|
1
|
Взаимосвязь единиц языка разных уровней.
Словари русского языка.
Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.
|
Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разборы, анализ художественного текста.
|
2
|
Изложение (сжатое) с элементами сочинения
|
Фонетика и графика. Орфография, орфоэпия (4 ч)
|
1
|
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений
по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога.
|
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных звуков, некоторых грамматических форм, иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Соблюдать в собственной речевой практике основные
произносительные и акцентологические нормы
современного русского литературного языка.
Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике. Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы
современного русского литературного языка.
Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм. Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике.
|
2
|
Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
|
3
|
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное
средство.
|
4
|
Контрольная работа, включающая фонетический разбор некоторых согласных, сочетаний согласных звуков, некоторых грамматических форм, иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
|
Лексика и фразеология (6 ч)
|
1
|
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы,
паронимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.
|
Анализировать и оценивать речевые высказы-
вания с точки зрения соблюдения лексических
норм. Соблюдать лексические нормы в собствен-
ной речевой практике.
Использовать в практике устной и письменной
речи синонимические конструкции.
|
2
|
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика,
разговорно- бытовая и книжная. Просторечие. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы,
историзмы, неологизмы.
|
3
|
Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление
слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.
Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
|
4
|
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста.
Выразительные словообразовательные средства.
|
5
|
Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании. Словообразовательный разбор.
Практическая работа по теме.
|
|
6
|
Контрольный диктант с лексико-грамматиче-
скими заданиями
|
Состав слова (морфемика) и словообразование (4 ч)
|
1
|
Обобщение ранее приобретенных учащимися знаний о составе слова и словообразовании.
|
Анализировать состав слова, выполнять слово-
образовательный разбор
|
2
|
Выразительные словообразовательные средства.
|
3
|
Словообразовательный разбор.
|
4
|
Практическая работа по теме.
|
Морфология и орфография (6 ч)
|
1
|
Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные части речи. Служебные части речи.
Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.
|
Анализировать и оценивать речевые высказы-
вания с точки зрения соблюдения грамматиче-
ских норм. Соблюдать орфографические нормы
в собственной речевой практике.
Выполнять морфологический разбор.
|
2
|
Нормативное употребление форм слова.
|
3
|
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
|
4
|
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании
слов различной структуры и значения.
|
5
|
Морфологический разбор частей речи.
|
6
|
Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями
|
Речь, функциональные стили речи (3 ч)
|
1
|
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств. Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.
Текст, его строение и виды его преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. Ре-
ферат.
Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста.
Оценка текста. Рецензия.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
|
Иметь представление о понятиях «язык» и
«речь», основных особенностях чтения, аудиро-
вания, говорения, письма.
Адекватно понимать и анализировать основную и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую)
информацию текстов разной функционально-сти-
левой и жанровой принадлежности, воспринима-
емых зрительно или на слух.
Использовать разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ре-
феративное) и аудирования (с полным понимани-
ем аудиотекста, с пониманием основного содер-
жания, с выборочным извлечением информации)
в зависимости от коммуникативной установки.
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы.
Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Редактировать собственные тексты.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.
Выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать реферат, проект.
Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных
разновидностей языка, о функционально-стиле-
вой дифференциации современного русского лите-
ратурного языка, о взаимодействии функциональ-
ных разновидностей современного русского лите-
ратурного языка. Различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности
функциональных стилей.
|
2
|
|
|
3
|
Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся)
|
|
Научный стиль речи (4 ч)
|
1
|
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
Нейтральная, общенаучная и специальная лексика.
Термин и терминология.
|
Распознавать тексты научного стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать научные (учебно-научные, научно-популярные)
тексты с точки зрения специфики использования
в них лексических, морфологических, синтаксиче-
ских средств.
Сопоставлять и сравнивать научные тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых
и лингвистических особенностей.
Создавать учебно-научные тексты (в устной и
письменной форме) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Выступать с сообщениями, небольшими докладами, презентациями; участвовать в диалоге, дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы
учебно-научного общения; составлять аннотации,
тезисы, конспекты; писать рецензии.
Выбирать тему будущего выпускного реферата,
проекта; собирать материал по избранной теме.
|
2
|
Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.
Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
|
3
|
Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте (или выражением собственных
суждений по теме, оценки описываемого в тексте
факта, события, изображенного в нем персонажа)
|
4
|
Итоговая контрольная работа
Общая и индивидуальные ориентировочные
беседы о темах выпускных рефератов, проектов
|
РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК 11 КЛАССЫ. (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Уроки
|
Основное содержание по темам
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
|
Официально-деловой стиль речи (4 ч)
|
1
|
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер.
|
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность
построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
|
2
|
Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
|
3
|
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма
делового документа.
|
4
|
Практическая работа по теме
|
Синтаксис и пунктуация (6 ч)
|
1
|
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложений с прямой речью.
|
Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы
в собственной речевой практике.
Выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции.
|
2
|
Способы оформления
чужой речи, цитирование.
|
3
|
Нормативное построение словосочетаний и
предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи.
|
4
|
Принципы и функции русской пунктуации.
Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные
и альтернативные знаки препинания. Авторское
употребление знаков препинания.
|
5
|
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
|
6
|
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью
|
Публицистический стиль речи (6 ч)
|
1
|
Особенности публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
|
Распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим при-
знакам; анализировать публицистические тексты
разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических,
синтаксических средств.
Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей
и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.
Создавать публицистические тексты (выступление,
информационную заметку, сочинение-рассуждение
в публицистическом стиле) с учетом внеязыковых
требований, предъявляемым к ним, и в соответствии
со спецификой употребления языковых средств.
Различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой информационной, протокольно-этикетной, развлекательной,
убеждающей речью.
Организовывать и проводить дискуссии (выбор темы; подготовка альтернативных тезисов и аргументов; сбор материала из окружающей действительности, литературы, средств массовой информации: убедительных фактов, наглядных примеров, аргументов, авторитетных высказываний).
|
2
|
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле
|
3
|
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.
|
4
|
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам.
|
5
|
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
|
6
|
Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным
очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием материалов учебника)
|
Разговорная речь (4 ч)
|
1
|
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовлен-
ность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма.
|
Отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по ее внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать
разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических,
синтаксических средств.
Сопоставлять и сравнивать разговорную речь
с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.
Принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; созда-
вать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма.
|
2
|
Фонетические,
интонационные, лексические, морфологические,
синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения
|
3
|
Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
|
4
|
Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося)
|
Язык художественной литературы (6 ч)
|
1
|
Общая характеристика художественного стиля
(языка художественной литературы): образность,
широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры
художественного произведения.
|
Выявлять отличительные особенности языка
художественной литературы в сравнении с дру-
гими функциональными разновидностями язы-
ка; анализировать фрагменты прозаических и
поэтических текстов с точки зрения темы, идеи,
использованных изобразительно-выразительных
средств.
|
2
|
Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи.
|
3
|
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
|
4
|
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
|
5
|
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
|
6
|
Контрольная работа: анализ фрагмента художественного текста или анализ текста лирического произведения
|
Общие сведения о языке (4 ч)
|
1
|
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях,
грамматиках, учебных пособиях, справочниках.
|
Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка.
Различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных
стилей.
Иметь представление о языковой норме, ее видах и вариантах. Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского
литературного языка.
Использовать в собственной речевой практике нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь, справочники по
русскому правописанию.
|
2
|
Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых
норм.
|
3
|
Выдающиеся ученые-русисты.
|
4
|
Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями
|
Повторение (4 ч)
|
1
|
Итоговая контрольная работа
|
Защищать реферат, проект на выбранную тему.
|
2 - 4
|
Защита реферата, проекта
|
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебники, реализующие программу курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе
В л а с е н к о в А. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень.
В л а с е н к о в А. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень оснащен следующими пособиями:
В л а с е н к о в А. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Русский язык. Книга для учителя. 10—11 классы. Базовый уровень.
В л а с е н к о в А. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Русский язык. Дидактические материалы. 10—11 классы. Базовый уровень.
Н а р у ш е в и ч А. Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10—11 классы.
Учебник Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы на базовом уровне оснащен следующими пособиями:
В л а с е н к о в А. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10—11 классы.
Д о б р о т и н а И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс.
Д о б р о т и н а И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 11 класс.
-
П а в л о в а С. А. Русский язык. Методика подготовки к ЕГЭ. Алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа.
|