Скачать 30.28 Kb.
|
Судьба Отечества в истории русской философии, наряду с религиозным миросозерцанием, является одной из центральных. Специальные исследования позволяют считать, что ни одна философия в мире не была так занята проблемой бытия нации, ее духа, судьбы и предназначения, как русская философия. Что происходит с Россией, что ее ждет и что в связи с этим делать? Эти вопросы присутствуют постоянно в произведениях русских мыслителей на протяжении всей истории России. Это наблюдение неоднократно подтверждал Н.А. Бердяев, который считал, что «загадка России и ее исторической судьбы была загадкой философии истории», и что «русская самобытная мысль пробудилась на проблеме историософической. Она глубоко задумалась над тем, что замыслил Творец о России, что есть Россия и какова ее судьба». Еще в Киевской Руси в среде книжников осознание исторических задач, стоящих перед Русью, является основополагающим и направлено на духовное очищение русского народа, на формирование нравственности, патриотизма на основе Православия. Истоки осмысления исторической роли России и русского народа восходят к «Слову о законе и благодати» Киевского митрополита Иллариона. В этом произведении особое место отводится восславлению русской земли и крещению Руси. Восприняв христианство, отмечает Иларион, русский народ идет к своему спасению и великому будущему. «Слово» преисполнено патриотизма и глубокой веры в грядущее процветание России. Особый вклад в укрепление Руси и перспективу ее духовного развития внес Владимир Мономах (1053-1125). Полководец, дипломат, политик, великий князь киевский, автор нескольких литературно-философских произведений, он оградил Русь от внешних врагов, прекратил внутренние распри, способствовал развитию художественной и религиозно-философской литературы. В своем «Поучении» Мономах сформулировал «Наказ» потомкам по вопросам политического, правового и нравственного характера: убогих не забывать, сирот и вдов не обижать, слабых от сильных защищать, никого не убивать, никогда не преступать крестоцелования, почитать духовных наставников. Но особенно озабочен Владимир Мономах судьбой России. В своем «Поучении» он призывает князей беречь и любить свое Отечество, его единство, покой и мирный труд русского народа. Основным сводом древнерусской философской мысли и христианской православной идеологии является «Повесть временных лет». В этом древнейшем кладезе мудрости особое место уделяется перспективе и принципам развития России. Так, Кирилл Туровский (ок. 1130-1182), проповедник и философ XII века в своих притчах, которые носят преимущественно мировоззренческий характер, особо печется и о судьбе государства российского. По глубокому убеждению Кирилла, единство Руси не должно строиться на обмане и преступлении. Эта идея, сформулированная Туровским в «Притче о человеческой душе и теле», стала одной из главных в творчестве русских философов и писателей, которые обращались к проблеме преступления и наказания, соотношения силы и насилия, цели и средства в разрешении политических, идеологических и социальных конфликтов, периодически возникающих в российском обществе. В период татаро-монгольского нашествия, когда Русь была разорена и расчленена, на первое место духовной жизни встали вопросы патриотического воспитания, борьбы за освобождение, стойкости духа и ограждения от моральной деградации в условиях иноземного ига. Вдохновителями освободительной идеи стали служители Православной церкви – архимандрит Серапион Владимирский, митрополит Петр, князья Александр Невский, Михаил Черниговский и другие. После освобождения Руси от татаро-монгольского ига в течение пятнадцатого и шестнадцатого веков официальной религиозной и философской доктриной становится теория, сформулированная монахом Филофеем, в основу которой положена идея – «Москва – третий Рим». Суть этой концепции сводится к божественному промыслу, провидческому обоснованию исторического процесса и преемственности мировых держав. Логика исторического развития по Филофею ведет к тому, что Москва становится политическим и религиозным центром, а государство российское приобретает всемирно-историческую значимость. Концепция Филофея способствовала усилению централизованного русского государства, развитию национального самосознания и культуры русского народа. В шестнадцатом веке по инициативе и под руководством Митрополита Макария организуется книгопечатание, создается огромный свод книг – памятников религиозной, философской и юридической литературы. Все это активизировало интерес к истории России и ее роли в рамках всемирной истории. Анализируя процессы, происходящие в России в шестнадцатом веке, В.О. Ключевский отмечает: «Мысли о том, что Москва – последнее и единственное прибежище правой веры и истинного благочестия возвышали и расширяли кругозор древнерусских мыслителей XVI в. и наполняли их тревожными думами о судьбах России». |
Программа исследования 36 Отсутствие или недостаточная сформированность профессиональной направленности негативно сказывается на качестве подготовки специалистов... |
Одной из центральных,задач литературоведческой науки является создание... России, Без решения этой задачи трудно осмыслить и обще законы художественного творчества: эстетики, теории литературы и литературной... |
||
Определение русского Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва— Третий Рим. Раскол xviiв. Реформа Петра. Масонство. Эпоха Александра... |
Проблемы определения содержания римского права: исторический и цивилистический подход Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в нашей стране в юриспруденции наметилось коренное изменение представлений... |
||
Философ в России не только философ (особенности русской философии) Поэтому основное внимание в пособии уделяется освещению истории мировой философии, начиная с религиозно-философских учений Древнего... |
История и современность Швеции является частью истории западного христианства. Задача данного очерка—показать, что такое осмысление истории не во всем... |
||
Реферат на тему: «Философия Владимира Соловьева» В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Владимира Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии этого периода современные... |
Сущность поэзиии и судьба поэта Сущность поэзии и судьба поэта – вещи взаимосвязанные. Нам важно не только проследить их связь, но и показать, как она реализуется... |
||
Руднев В. П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II Прочь от реальности: Исследования по философии текста. II. М.: «Аграф», 2000. 432 с |
Конкурс “ в те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал…” Евгений Онегин” произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. В нем наряду с Онегиным и Татьяной... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |