Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках




Скачать 195.67 Kb.
Название Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках
Дата публикации 07.10.2014
Размер 195.67 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Технология интегрированного обучения

истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках.



Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шыгырданская СОШ №1»

Валитова Фания Кираметдиновна;

Учитель истории МБОУ «ШСОШ №1»

Хафизова Филсиня Шевкетовна.

Шыгырдан 2014.

Аннотация.

В статье рассмотрены такие вопросы: интегрированный урок как средство повышения активности обучающихся, структура, формы и типы таких уроков, их подготовка, преимущества.

Дано описание опыта работы учителей истории и русской литературы. Интегрированные уроки истории и литературы повышают познавательную активность учащихся, способствуют развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. Данные уроки способствуют расширению и углублению базового курса истории России за счёт изучения произведений художественной литературы, развивают умения сравнивать исторических деятелей, анализировать художественные произведения.

Ключевые слова: интегрированный урок, структура урока, основные методы, познавательная активность учащихся, из опыта работы.

Содержание:

1.Общие сведения об учителях.

2.Теоретическая база:

  1. Что такое интегрированный урок?

2.2. Подготовка интегрированного урока.

3. Интегрированные уроки истории и литературы как основное средство повышения активности учащихся. Из опыта работы.

4. Результативность учебной деятельности.

5.Заключение.

6.Список литературы.

7.Приложения.

Общие сведения об учителях.

Валитова Фания Кираметдиновна - учитель русского языка и литературы МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» Батыревского района Чувашской Республики.

Окончила в 1993 году Казанский Государственный Педагогический институт, историк - филологический факультет по специальности «Русский язык и литература». Образование высшее.

Общий педагогический стаж - 32года.

Квалификационная категория – первая

Хафизова Филсиня Шевкетовна, учитель истории МБОУ «Шыгырданская СОШ №1» Батыревского района Чувашской Республики.

Окончила в 2000 году Чувашский Государственный университет, исторический факультет по специальности «История». Образование высшее.

Общий педагогический стаж - 14 лет.

Квалификационная категория – 1

Педагогическое кредо учителей –

«Познание через сотрудничество и сотворчество».

Основные задачи индивидуальной и профессиональной деятельности:

-Изучение новых образовательных технологий и использование их в практической деятельности учителя (личностно - ориентированное обучение и воспитание, метод проектной деятельности).

- Активизация познавательной деятельности на интегрированных уроках.

- Воспитание активной творческой личности, способной реализовать себя в современном обществе.

-Воспитание гражданина и патриота своей Родины.

2. Теоретическая база.

2.1. Что такое интегрированный урок?

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке - гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем собирается стать. Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась, ведущим автором работ на эту тему является профессор Максимова В.Н.

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. К использованию интегрированного урока учителя прибегают главным образом в следующих случаях:

- при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;

- при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;

- при выявлении в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;

- при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по - разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

2.2. Подготовка интегрированного урока. Поставив цель, кратко и понятно её сформулировав, учитель отбирает материал для объединения его в одном уроке, т.е. определяет состав интегрирования. Это делается уже вместе с учителем того предмета, который привлекается к созданию интегрированного урока. На этом этапе отбираются лишь учебные темы и их отдельные части, которые составят содержательную основу интеграции. Здесь достигается взаимное согласие участвующих в интеграции учителей. Определение формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция.

Интегрированные уроки позволяют использовать различные педагогические технологии: развивающее обучение, личностно - ориентированное обучение, коммуникативно - диалоговая и проектная деятельность. Формы и типы уроков бывают самые разные: исследование, диспут, экскурсии, инсценировки…

Безусловно, что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание учителем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт участия в уроках того рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче проводиться всеми участниками педагогического процесса.

После того как определили цель урока, интегрируемые блоки знания, выделили один из них в качестве системообразующего и, наконец, определились с формой интегрирования, следует заняться очень тонкой работой – рассмотрением связей, которые следует установить между интегрируемыми блоками знаний. Связи – это устанавливаемые или восстанавливаемые последовательные зависимости интегрируемых компонентов между собой. Процедура интегрирования материала разных уроков и разных тем идет через установление внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей.

Теперь о структуре интегрированного урока. Разработка структуры интегрированного урока - совместное дело учителей интегрируемых предметов. Интегрированный урок в силу своей сложности требует сценария, а не простого плана или конспекта. В нём действуют несколько субъектов процесса познания, разнохарактерный материал, разнопредметные методы обучения. Всё это требует продуманного управления по сути новым процессом познания.

Мы все время говорим о совместной работе двух и более учителей при подготовке и проведении интегрированного урока. Однако такие уроки может проводить и один учитель, владеющий материалом интегрируемой дисциплины. Такие ситуации становятся сегодня нормой.

Преимущества многопредметного интегрированного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.

  1. Интегрированные уроки истории и литературы как основное средство повышения активности учащихся.

Из опыта работы.

Самые близкие к литературе предметы - это история, русский язык, МХК, ИЗО. Жаль, что программы по таким предметам, как литература, история, МХК, не синхронизированы, хотя об этом говорили ещё в начале 90-х годов прошлого века. Очень хорошо, например, когда ребята одновременно изучают 18 – 19 века по литературе, истории, МХК. Тогда у учащихся создаётся более целостная картина, они не чувствуют отрыва в изучении этих предметов и на литературе затрагивают вопросы истории, а на истории – вопросы искусства, причём в одно и то же время изучается одна и та же эпоха. Но раз мы об этом можем только мечтать, то надо самими как-то создавать такие условия, чтобы ребята меньше ощущали разрыв в изучаемых дисциплинах.

Технологию интегрированного обучения на уроках литературы и истории мы используем довольно давно. Элементы интегрированного обучения используются в разном объёме в зависимости от уровня класса. Это могут быть как индивидуальные, групповые задания интегрированного характера, так и циклы факультативных занятий. Но основными методами работы являются:

- анализ исторической и литературы и исторических источников, художественных произведений;

- эвристическая беседа;

- дискуссия;

- сюжетно-ролевая игра;

- подготовка и обсуждение сообщений;

- подготовка проектов и их презентация.

- подготовка сценариев.

Параллельное сосуществование в одном уроке различных пластов материала позволяет сделать современный урок более интересным и содержательным, даёт возможность разнообразить виды деятельности детей, эмоционально вовлечь школьников в решение поставленных перед ними задач.

Уроки литературы по программе Черкезовой, по которой работают словесники нашей школы, построены с опорой на историю. История России призвана не только показать прошлое нашего народа, но и помочь нынешнему поколению задуматься над этим прошлым, извлечь из него уроки для блага грядущих поколений. Источники исторических знаний разнообразны и многочисленны. С появлением письменности об истории человечества свидетельствуют письменные источники. Для России это летописи, былины, церковные сочинения и разные литературные произведения.

Художественная литература, как вид искусства возникает на почве устно - поэтического народного творчества путём осознания роли личности в историческом процессе. Она хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения действительности, литература выражает мировоззрение и эстетические идеалы определённых классов, социальных групп, наций, эпох. Перефразируя Марину Цветаеву, литературу можно назвать «очевидцем всех времён истории».

В последние десятилетия Российская историческая наука претерпела множество потрясений. Сейчас, когда Россия начинает возвращаться к своим истокам, важно показать учащимся, что всё накопленное поколениями русских людей: их опыт, взгляды, ценности - нашли наиболее яркое воплощение в литературе.

Специфика школы социально - гуманитарного профиля позволяет углублённо изучать две дисциплины в их взаимосвязи.

Нами проведен урок литературы и истории в 7 классе: «Эпоха и герои» по произведению Н. В Гоголя «Тарас Бульба». Выбор темы был связан с выходом на широкие экраны фильма В. Бортко «Тарас Бульба». Учащиеся были сильно заинтересованы героями и событиями фильма. На уроке учитель литературы выбрал повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», а учитель истории тему «Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией». Урок был нацелен на сравнение и выявление исторической основы событий, описанных в повести и фильме. Ведущую позицию заняла повесть, все основные моменты которой учащиеся зафиксировали в таблице, а параллельно обосновывали историческими фактами. Самое главное - учащиеся самостоятельно установили художественные вымыслы писателя и указали на историческую обусловленность сюжетов.

Такие уроки развивают интерес ребят к двум предметам сразу, дают возможность обобщать знания, получать более полную картину по изучаемому вопросу, формируют разносторонне развитую гуманитарную личность.

Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» даёт большую возможность иллюстрирования на уроках истории. К тому же сейчас в курсе литературы для 8 класса изучается и научная работа А. С. Пушкина «История Пугачёва». На уроке учащимся было предложено сопоставить литературное произведение с научным, написанным одним автором по одному историческому материалу. Тип урока – урок-исследование. Сопоставив образ Пугачёва как исторического лица в литературе и истории, ребята пришли к выводу, что взгляд Пушкина как историка был более строгим к Пугачёву, чем у Пушкина-писателя. Учащимся не составляло труда работать с текстами, так как данный материал был знаком им по курсу истории России 7 класса.

Невозможно обойтись на уроках литературы без подробного исторического комментария, так как многие произведения созданы на исторической основе. Это такие произведения, как «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Слово о полку Игореве», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, Житие Александра Невского и др. Например, по литературе в программу 10 класса входит эпический роман Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором 2 тома посвящены Отечественной войне 1812 года. Перед учащимися встает картина жизни России первой четверти 19 века. Для уроков истории в 10 классах этот роман является прекрасным иллюстративным материалом: Бородинское сражение, герои войны, исторические лица. На основе материалов по истории и данного романа учителя провели не только интегрированный урок объяснения новой темы, но и создали литературную гостиную «Под сенью музыки, очарованием слов…», организовали бал19 века.

Эти мероприятия вызвали повышенный интерес и активное участие всех учащихся. Была проведена большая подготовительная работа: отбор, обсуждение и систематизация исторического и литературного материала, знакомство с разнообразными источниками, выстраивание композиции и подготовка сценария, работа над сценическим движением, репетиции отдельных сцен, подбор декораций и костюмов, подготовка музыкального оформления, разучивание бальных танцев. Литературная гостиная и бал - это и приобщение к творчеству поэтов и историческим событиям, и воспитание искусством, и нравственное воспитание, и воспитание культуры поведения. Такие мероприятия дают возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества и способствуют гуманизации и гуманитаризации образования. Именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовность его жить в новом мире, учит современным формам общения.

Жизнь требует вынести урок литературы и истории из стен классной комнаты. В школе имеется краеведческий музей, основной целью которого является изучение истории села, его быта и традиции. Мероприятия, посвященные республиканской акции «Музей и дети» в апреле 2012 года, потребовали интеграции многих школьных предметов: история, литература, КРК, ИЗО, музыка, технология. Самыми активными участниками стали учащиеся социально- гуманитарного профильного обучения.

Произведения о Петре Первом дают возможность обобщить литературные сведения об этом императоре, а также повторить знания об эпохе Петра по истории (ребята эту тему уже изучали на уроках истории).В 10а классе провели гуманитарный марафон «Пётр первый: чудо или чудовище?» Марафон проходил в три этапа: конференция, на которой ребята выступили с докладами, диспут, марафон, на котором учащиеся выполняют различные задания по истории и литературе.

Заключение.

Интегрированные уроки истории и литературы повышают познавательную активность учащихся, способствуют развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. Результатами их труда стали исследовательские работы, сочинения, сценарии, проекты, летописи, сбор поделок, рисунков, костюмов. Данные уроки способствуют расширению и углублению базового курса истории России за счёт изучения произведений художественной литературы, развивают умения сравнивать исторических деятелей, анализировать художественные произведения.

Интеграция - необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой - либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования. К сожалению, не всегда удается проводить интегрированные уроки, иногда по ряду технических причин: не совпадают темы по предметам, отсутствует синхронизированная программа, требуют большой предварительной работы.

Результаты педагогической деятельности.

Динамика степени обученности учащихся 10 а класса (2011-2014гг.)

по профильным предметам.





Динамика качества обучения учащихся 10 а класса (2011-2014гг.)

по профильным предметам.



Качество обучения по истории среди учащихся

в 5-10 классах в МОУ «Шыгырданская СОШ №1» за I I полугодие

2013-2014 учебного года.



Данная диаграмма показывает, что самый высокий процент качества обучения в 9б (100%), 10а (90%) и 6б (93%). В этих классах обучаются активные учащиеся и по всем предметам у них высокие показатели. Победители районной олимпиады по истории, участники районных и региональных конкурсов.

Качество обучения по истории среди учащихся

в 6-10 классах в МОУ «Шыгырданская СОШ №1» за 2013-2014 учебный год.



Данная диаграмма показывает, что самый высокий процент качества обучения в 9б (100%), 6б (100%) и 8а (93%).

Успехи наших учащихся.

Учебный год

Название

конкурса

ФИО

ученика

Место

20082009

5 конференция-фестиваль «Наука. Творчество. Развитие»

Шапка Лейсен

Айзатуллова Алсу

3

3

20082009

5 конференция-фестиваль «Наука. Творчество. Развитие»

Секция «История»

Якушева Ризиля (интегр. работа по истории и биологии) Рук. Хафизова Ф.Ш.

3

20082009

«Сердце матери» конкурс

Валитова Руфия (рук. Валитова Ф.К.)

1

20082009

1 районный конкурс чтецов стихов поэтов-юбиляров

Айзатуллова Алсу (рук. Валитова Ф.К.)

2

20092010

7 республиканский конкурс чтецов

Кралова Рания (рук. Валитова Ф.К.)

2

20102011

3 районный конкурс чтецов

Айзатуллова Алсу

Янтыкова Зиля (рук. Валитова Ф.К.)

2

1


20092010

8 межрегиональное юношеское научно-исследовательское чтение имени Каюма Насыйри г.Казань (секция «КРК»)

Валитов Риназ (рук. Валитова Ф.К.)

2

20092010

8 межрегиональное юношеское научно-исследовательское чтение имени Каюма Насыйри (секция «КРК»)

Шапка Лейля (рук. Хафизова Ф.Ш.)

1

2010

Республиканская конференция-фестиваль творчества обучающихся «Excelsior» (очный тур)

Абитов Азат (рук. Хафизова Ф.Ш.)




20092010

8 межрегиональное юношеское научно-исследовательское чтение имени Каюма Насыйри (секция «История»)

Абитов Азат (рук. Хафизова Ф.Ш.)

3

20102011

7конференция-фестиваль «Наука. Творчество. Развитие»

Закирова Ландыш (рук. Валитова Ф.К.)

2

20102011

Всероссийская школьная олимпиада (районный тур).История.

Шарафутдинов Айрат (рук. Хафизова Ф.Ш.)

2

20102011

Всероссийская школьная олимпиада (районный тур).История.

Айзатуллова Алсу (рук. Хафизова Ф.Ш.)

3

20112012

4 районный конкурс чтецов “Звучащее слово”

Ахметова Эльза Айзатуллова Алсу (рук. Валитова Ф.К.)

1

3

20112012

Всероссийский конкурс по пожарной безопасности

Хусеинова Диня (рук. Хафизова Ф.Ш. и Валитова Ф.К.)

2

20112012

Конкурс рекламных стихов

Айзатуллова Алсу (рук. Валитова Ф.К.)

2

20112012

Всероссийская школьная олимпиада (районный тур). Русский язык.

Айзатуллова Алсу Намакаева Зелфине (рук. Валитова Ф.К.)

1

2

20112012

Всероссийская школьная олимпиада (районный тур).История.

Сулейманова Дина (рук. Хафизова Ф.Ш.)

2

20112012

Всероссийская школьная олимпиада (районный тур).История.

Шарягова Айгель (рук. Хафизова Ф.Ш.)

2

20112012

Всероссийская школьная олимпиада (районный тур).История.

Салихова Руфиня (руководитель Хафизова Ф.Ш.)

3

20112012

8 конференция-фестиваль «Наука. Творчество. Развитие»

(секция «История»)

Хусеинова Диня (рук. Хафизова Ф.Ш. и Валитова Ф.К.)

3

20112012

8 конференция-фестиваль «Наука. Творчество. Развитие» (секция «История)

Субханкуллова Зухра (рук. Хафизова Ф.Ш.)

2

20112012

Всероссийский «Молодежный исторический чемпионат»

Азмукова Рузиня (рук. Хафизова Ф.Ш.)

2

20112012

Всероссийский «Молодежный исторический чемпионат»

Шарягова Айгель (рук. Хафизова Ф.Ш.)

3

20112012

Всероссийский молодежный чемпионат по русскому языку

Мустафина Ландыш (рук. Валитова Ф.К.)

2

20112012

Общероссийская предметная олимпиада Олимпус

Янтыков Ильяс (рук. Валитова Ф.К.)

3

20112012

Региональный конкурс творческих работ «Вперед в прошлое – 2012» в г. Казани

Хусеинова Д., Айзатуллова А., Субханкуллова З., Кирпичева Р,(рук. Валитова Ф.К., Хафизова Ф.Ш.)

3

2012 2013

Всероссийская школьная олимпиада (районный тур).История.

Айзатуллова Алсу (рук. Хафизова Ф.Ш.)

3

2012 2013

Всероссийская школьная олимпиада (районный тур). История.

Кдрасова Ландыш (рук. Хафизова Ф.Ш.)

2

2012 2013

9 конференция-фестиваль «Наука. Творчество. Развитие» (секция «Обществознание»)

Кувакалова Зельфия (рук. Хафизова Ф.Ш.)

2

2012 2013

9 конференция-фестиваль «Наука. Творчество. Развитие»(секция «Региональная история»)

Хусеинова Диня (рук. Хафизова Ф.Ш. и Валитова Ф.К.)




2012 2013

5 районный конкурс чтецов “Звучащее слово”

Махмутова Ландыш (рук. Валитова Ф.К.)





Источники:

http://www.testsoch.net/ispolzovanie-texnologii-integrirovannogo-obucheniya-na-urokax-literatury/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%F2%E5%E3%F0%E8%F0%EE%E2%E0%ED%ED%EE%E5_%E

E%E1%F3%F7%E5%ED%E8%

Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования

Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец .

Методология, теория и методика интегративного подхода рассматривается в трудах М. Пак

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках icon Игровые технологии на уроках физики и внеклассных мероприятиях как...
Сегодня большое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы,...
Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках icon «Проектирование интегрированного урока английского языка и изобразительного...
Ьного искусства для повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка представляет собой межпредметный, внутриклассный,...
Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках icon Календарное планирование работы методического объединения «Филология»...
...
Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках icon Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...
Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках icon Использование здоровьесберегающих технологий на уроках как одно из...
Предметом внимания первоочередной важности, так как определяет будущее страны, ее научный и экономический потенциал. В программе...
Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках icon «Правописание корней с чередованием о-а»с использованием мультимедийного оборудования 36
Использование икт на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации и развития творческих способностей...
Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках icon Пояснительная записка Цель проведения трёх циклов семинаров: получение...
Учебно-методические материалы для курсов повышения квалификации «Народная художественная культура как фактор сохранения и развития...
Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках icon На уроках, факультативных занятиях, управлении
Наличие в общеобразовательном учреждении оргтехники и технических средств обучения
Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках icon Технология проблемного обучения на уроках английского языка
Причина возникновения теории проблемного обучения общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся...
Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно из средств повышения познавательной активности обучающихся на уроках icon 1. Технологический подход в обучении. Анализ обобщенных педагогических...
Термин «технология обучения» это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции