В мире литературы




Скачать 0.61 Mb.
Название В мире литературы
страница 1/6
Дата публикации 07.10.2014
Размер 0.61 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

В МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ


( 6 класс)
Вопросы

к текстам учебника

А.Г.Кутузова «В мире литературы»


Авторы:

Моисеев Максим Викторович
Рязанов Вячеслав Александрович
МОУ "Берёзовская СОШ" Кемеровского муниципального района Кемеровской области
Е-адрес: vyacheslaw.ryazanov@yandex.ru

Личная страница на педсовет.орг

Думай! Действуй! Взрослей!
----------------------------------------------------------------------

Дорогой друг!

Вот ты и сделал свой первый шаг. Каким он был? Возможно, он не составил для тебя труда. Быть может, напротив, пройденный путь в мир литературы показался тебе сложным? В любом случае ты испытал себя, свои силы. Ты обнаружил свои сильные и слабые стороны. Теперь ты знаешь, что сможешь сделать вполне самостоятельно, а где нужна чья-то помощь.

Думаю, ты не раз испытывал радость в труде, когда чего-то добивался сам. Но, наверняка, были и тяжелые моменты, когда работа с каким-либо учебным материалом (текстом) не клеилась. Здесь-то и нужна была чья-нибудь помощь, поддержка. Без нее в мире литературы, как, впрочем, и в жизни невозможно. В поддержке нуждается каждый из нас. Сегодня кто-то просит твоей помощи, завтра помощь понадобится тебе. Это – закономерность человеческого общежития. Как мы научимся помогать друг другу сегодня, так и сложатся наши взаимоотношения в будущем.

Конечно, приятно, когда помогают нам. Но не всегда мы с радостью идем другому навстречу. Этому необходимо учиться так же, как учатся письму или счету.

Мне очень хочется, чтобы общение с другими людьми тебе приносило только радость. Но для этого, как ты понимаешь, нужно самому уметь общаться.
Хочу дать тебе несколько советов, которым необходимо следовать в ходе делового общения:

  1. Отбрось все лишние мысли и сосредоточь все свое внимание на теме разговора, не отвлекайся.

  2. Если у тебя есть какие-то предубеждения к собеседнику, то стремись их преодолеть.

  3. Старайся помочь собеседнику как можно лучше разобраться в обсуждаемой теме, научился сам – научи и его.

  4. Не выпячивай своего превосходства перед собеседником, даже если оно действительно есть, будь скромнее.

  5. Не перебивай собеседника в ходе его высказывания, как бы тебе этого не хотелось, умей слушать!

  6. Попроси собеседника повторить то, что непонятно.

  7. Стремись к лучшему пониманию темы разговора – задавай вопросы.

  8. Сдерживай свои эмоции: не отвечай на возражения в резком, категорическом тоне – это мешает вашему диалогу.

  9. Будь чутким собеседником, не допускай в его адрес грубых, унижающих его достоинство слов.

  10. После беседы не забудь поблагодарить собеседника за совместную работу.


Помни мои советы. Если в общении с другими у тебя что-то не будет получаться, перечитай эту страничку еще раз. Если это не поможет, обратись к учителю.

Желаю удачи! В путь!

ПОВТОРЕНИЕ


  1. Отчего мир литературы называется волшебным?

  2. Назовите три литературных рода.

  3. Чем отличаются литературные роды?

  4. Для чего служат литературные жанры?

  5. Чем писатель отличается от автора?

  6. Какой прием в литературе называется олицетворением?

  7. Чем сюжет отличается от композиции?

  8. Отчего сказки разных народов похожи друг на друга?

  9. Что такое конфликт?

  10. Отчего у литературного произведения один вариант, а у фольклорного много?

  11. Почему литературный мир условен и реален одновременно?

  12. Почему, читая произведение, мы говорим об авторской позиции?

  13. Почему воображение тесно связано с наблюдательностью?

  14. Для чего авторы часто используют в своих произведениях рассказчика?

  15. Чем отличается слово «быль» в рассказах Толстого «Кавказский пленник» и Гоголя «Заколдованное место»?

  16. С помощью чего автор может выражать свое отношение к героям?

  17. Чем отличается святочный рассказ? Какие святочные рассказы вы знаете?

  18. Чем сказание отличается от сказки?

  19. В чем главный секрет юмора?

  20. Чем шуточный рассказ отличается от юмористического?

  21. Какие произведения называются классикой?

  22. В чем отличие рассказа, повести и романа?

  23. Какое значение имеют замысел и вымысел в произведении?

  24. Какова особенность слова в лирике?

  25. Как в драме проявляется автор?


Дата__________ Оценка_____ Роспись учителя________________

ПРОИСШЕСТВИЕ ПЕРВОЕ


  1. Кто будет героями нашего учебника?

  2. Как изменились Маша и Сережа со временем?

  3. Отчего чтению Сережа больше предпочитает видики?

  4. Почему ребята оказались в сквере?

  5. Кем оказался Незнакомец?

  6. Какой эксперимент нам предлагают начать?

  7. Кто мог быть участником эксперимента?

  8. Отчего бесполезно просто учить литературу:

  9. В какое путешествие предлагает отправиться Путник?


Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОЕ

1.Как Маша и Сережа попали в Древнюю Грецию?

2.Отчего вокруг царит тишина?

3.Чем древние мальчики отличаются от современных?

4.Кого называют аэдами?

5.Почему аэда стоит послушать?

6.Кого напоминает Геракл?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ
ЖИЗНЬ И ПОДВИГИ ГЕРАКЛА.

1.Где собираются боги Древней Греции?

2.О чем говорит Зевс богам?

3.Чего не учел Зевс в своем решении?

4.Отчего Алкид получает новое имя?

5.Какое первое испытание послала Гера Алкиду?

6.Как Гераклу отчиститься от крови невинных?

7.Чем гордился Эврисфей?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____

НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ.

1.Почему первый рассказ о подвигах Геракла так называется?

2.Что произошло со стрелами Геракла?

3.Как был побежден Немейский лев?

4.Какой запрет дает Эврисфей Гераклу? Почему?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА.

1.Как выглядела гидра?

2.Что делал Геракл перед боем?

3.Отчего головы гидры вырастали вновь?

4.Кто и как помогал Гераклу в битве?

5.Как Геракл поступил с останками гидры?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ.

1.Чем были страшны птицы?

2.Почему Геракл был в безопасности?

3.Какие качества Геракла помогли ему изгнать

Стимфалийских птиц?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ.

1.Зачем Эврисфей дает новый приказ Гераклу?

2.Как Геракл использовал отдых между подвигами?

3.Через какие земли шла погоня?

4.Что говорят о победе над ланью?

5.Отчего разгневалась Артемида?

6.Почему Артемида простила Геракла?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
ГЕРАКЛ У КЕНТАВРОВ. ЭРИМАНСКИЙ КАБАН.

1.Почему рассказ имеет два названия?

2.Чем были недовольны кентавры?

3.Какое горе испытал Геракл после битвы?

4.Как Эврисфей встретил Геракла?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ.

1.Как рождается новый приказ Эврисфея?

2.Откуда пошло выражение “авгиевы конюшни”? Что оно

означает?

3.Какой договор заключил Геракл с Авгием?

4.Как Геракл справился с задачей?

5.Что произошло с Авгием?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
КРИТСКИЙ БЫК.

1.Откуда на Крите взялся бык?

2.Как Геракл добрался до Греции?

3.Что произошло с быком?

4.Кто стал победителем быка? Благодаря чему?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
КОНИ ДИОМЕДА.

1.Как содержал своих коней Диомед?

2.Каким образом Геракл спас жену Адмета?

3.Чего ждал Геракл у острова Диомеда?

4.Чем закончился этот подвиг?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
ПОЯС ИППОЛИТЫ.

1.Кто такие амазонки?

2.Зачем Геракл отправляется за поясом?

3.Почему Геракла встречает сама Ипполита?

4.Как Гера пыталась помешать герою?

5.Когда Гераклу удалось получить пояс?

6.Что произошло с поясом Ипполиты?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
КОРОВЫ ГЕРИОНА.

1.Чем знамениты были коровы Гериона?

2.Кто помог Гераклу добраться до острова?

3.С кем пришлось сражаться Гераклу?

4.Как Геракл победил Гериона?

5.Какие трудности встречал Геракл на обратном пути?

6.Что произошло с коровами?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
ЦЕРБЕР.

1.Почему Гераклу понадобилась помощь богов?

2.Кто сопровождал Геракла в царство Аида?

3.Чем занимался Харон?

4.Кого встречает Геракл в подземном мире?

5.Как Аид разговаривает с Гераклом?

6.При каком условии Аид согласен выполнить просьбу

Геракла?

7.Как выглядел Цербер?

8.Что произошло с Цербером на земле?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД.

1.Чем знамениты яблоки Гесперид?

2.Почему они так называются?

3.Кто помогает найти землю Атланта?

4.Как Гераклу удалось победить Антея?

5.Что произошло с Гераклом в Египте?

6.Почему Геспериды не могут помочь Гераклу?

7.Как Атлант пытается обмануть Геракла?

8.Чем закончились подвиги Геракла?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
КОНКУРС ВНИМАТЕЛЬНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Придумайте несколько вопросов по текстам, описывающим подвиги Геракла, на которые могут ответить только очень внимательные читатели. Попробуйте устроить небольшое состязание. У кого останется больше неразгаданных вопросов.
ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ПИСАТЬ САМ

В представлении древних греков идеальным человеком становился тот, кто сумел сочетать в себе различные качества: физическая сила и острый ум, смелость и честность, верность долгу и преданность в дружбе. Опишите в своем сочинении характер Геракла и постарайтесь объяснить, почему Геракл стал любимым героем в Древней Греции. Только помните, что характер человека – это его внутренние качества, которые всегда проявляются во внешних поступках.
Дата_______ Оценка ____ Роспись учителя______________
ЧТО ТАКОЕ МИФ.

1.О чем еще может рассказать аэд?

2.Что такое миф?

3.Зачем древним людям нужны были мифы?

4.Кого из богов упоминает путник?

5.Чем древние боги напоминают людей и чем они отличаются?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
КАКИЕ БЫВАЮТ МИФЫ.

1.Что говорят мифы о появлении мира?

2.Чем отличались герои?

3.Каким образом распространялись мифы?

4.Почему несколько мифов объединялись друг с другом?
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
ЗАПОЛНИТЕ СВОЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Алкид, Артемида, Аполлон, Авгий, Аид, Атлант, амазонка, аэд, Антей, Афина, Афродита, Гера, Гомер, Гелиос, Гея, Гермес, гидра, гиперборей, Зевс, Ипполита, Кронос, Олимп, Посейдон, Танат, Харон, Хаос, Хирон, Цербер, кифара, кентавр.
ГРЕЧЕСКИЕ И РИМСКИЕ БОГИ

Древнегреческие и древнеримские боги очень похожи, только имена древние греки и римляне дали им разные. Используя специальные мифологические словари, попробуйте определить, какое из греческих имен богов соответствует римскому.
ЗЕВС ПЛУТОН

ПОСЕЙДОН ЮПИТЕР

АИД ВЕНЕРА

АФРОДИТА МЕРКУРИЙ

ГЕРМЕС НЕПТУН

АРТЕМИДА ДИАНА
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
ЗАДАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ

Тем, кто хочет продолжить путешествие по Древнему Миру, постарайтесь найти одну из книг, которые вам предлагает Путник, прочитать ее и ответить на эти и еще множество вопросов.

  1. В каком порядке правили следующие древнегреческие боги: Зевс, Хаос, Уран, Крон?

  2. За что люди должны благодарить титана Прометея?

  3. Какое отношение яблоко имеет к разрушению древнего города Троя?

  4. Кому из героев Троянской войны при возвращении домой пришлось превратиться в старика?


Дата___________ Оценка_____ Роспись учителя_______________
ПУТЕШЕСТВИЕ ВТОРОЕ

  1. Почему речь заходит о Христофоре Колумбе?

  2. Что такое вигвам, томагавк, мокасины?

  3. Чего не знали наши предки до открытия Америки?

  4. Как проходит традиционная индейская свадьба?

  5. Отчего у шамана впереди много «работы»?

  6. Из-за чего не всегда можно рассчитывать на обильные леса и реки?

  7. Для чего Гитчи Манито собирает вождей разных народов?

  8. Что свидетельствует о небесном происхождении Гайаваты?

  9. Как Гайавата помог своему народу?


Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
ГЕНРИ ЛОНГФЕЛЛО. ПЕСНЬ О ГАЙАВАТЕ.

  1. Что означает поститься?

  2. О чем молился Гайавата?

  3. Где и когда совершает пост Гайавата?

  4. Почему при виде зверей, лесных растений и рыбы у Гайаваты возникает один и тот же вопрос?

  5. Отчего на четвертый день Гайавата находится в изнеможении?

  6. Как выглядел юноша, пришедший к Гайавате?

  7. Почему боги услышали молитвы Гайаваты?

  8. Для чего Мондамин послан Владыкой Жизни?

  9. Каким образом Гайавате можно добиться исполнения желаний?

  10. Почему Гайавата выходит на бой с Мондамином?

  11. Чем их сражение отличается от битвы врагов?

  12. Отчего Мондамин сравнивается с росой?

  13. Какое решение Гитчи Манито узнает герой песни?

  14. Каким должно быть ложе для Мондамина? Почему?

  15. В связи с чем действие песни происходит именно в мае?

  16. Кто такая Нокомис?

  17. Почему Гайавата отказывается принимать пищу?

  18. Чем закончилась борьба героев?

  19. Каким образом Гайавата исполняет наказ Мондамина?

  20. Как вы думаете, почему Гайавата не рассказывает о случившемся раньше времени?

  21. Какое значение для людей имеет подвиг героя?


Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
ЗАДАНИЕ ВНИМАТЕЛЬНОМУ ЧИТАТЕЛЮ.

  1. Почему сказание называется «Пост Гайаваты»?

  2. Почему Гайавата не радуется, видя богатые рыбой и зверем реки и леса, а испытывает безнадежную скорбь?

  3. О чем молился Гайавата?

  4. Кто был юноша, явившийся к Гайавате?

  5. Почему Гайавата должен бороться с Мондамином?

  6. Какой смысл вложен в сцены похорон и воскресения Мондамина?

  7. Какое отношение индейцев к маису отразилось в этом сказании?

  8. Можно ли это сказание назвать мифом? Почему?

  9. Почему индейского героя можно сравнить с Прометеем?

  10. Что общего у Гайаваты и Геракла?

  11. Как вы думаете, почему у столь далеких друг от друга народов родились мифы о близких по характеру героях?

  12. Как мифологическое обожествление природы отразилось в тексте песни?

  13. Чем древние индейские боги напоминают древнегреческих богов?


Дата_________ Оценка_____ Роспись учителя_________________
ИГРОТЕКА

Из песни «Пост Гайаваты» мы выбрали несколько строк, а в этих строках пропустили по одному слову. Если вы запишите все пропущенные слова по порядку, то получите важное научное открытие.
Словно … , раскаленный

… с жалостью, с участьем

Изнурен … Гайавата

По … тихим рощам

Вел беседы с темным …

ДЛЯ ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ПИСАТЬ САМ

Если вы уже поняли, чем миф отличается от других художественных произведений, то можно попробовать сочинить свой собственный миф. Точнее произведение, на миф похожее (время создания настоящих мифов прошло). Сначала еще раз вспомните отличительные особенности мифа. В мифах отразились религиозные верования человека, который обожествлял все, что его окружает. Древний человек был настолько близок к природе, не выделял себя из нее, что сам себя считал потомком какого-либо божественного существа. С помощью мифов человек пытался объяснить окружающий мир: появление света и тьмы, времен года, воды и суши, первых людей и его народа. В мифы человек верил. Этим миф отличается от сказки. Поэтому в мифах, в отличие от сказки, не «тридевятое царство», а какой-то определенный мир, и мир этот имеет историю (поэтому появились циклы), а не дается нам как неизменный мир волшебной сказки. Все это должно как-то отразиться в вашем произведении.

В качестве подсказки мы можем предложить вам такой сюжет. Злые силы в борьбе с добрыми погасили свет, и пришлось молодому индейскому вождю Чиковенгу навсегда оставить землю, с помощью дракона подняться на небо и после сражение с темными силами получить право собирать на свой щит звезды. Когда звезд было собрано достаточно, на небе засияло яркое солнце, которое светит людям до сих пор.

Через какое-то время вы можете устроить конкурс на лучший миф. Большого вам вдохновения!
Дата________Оценка_____ Роспись учителя____________
ЕЩЕ РАЗ О МИФАХ

  1. Вспомните, что такое миф.

  2. Какие бывают мифы?

  3. Чем сказка похожа на миф?

  4. Для чего служили мифы древним людям?

  5. В чем отличие мифа от сказки?

  6. О ком рассказывает писатель Борис Шергин?

  7. Как вы думаете, чем название Русь отличается от России?

  8. О чем рассказывает Мария Дмитриевна Кривополенова?

  9. Какую особенность манеры рассказывать выделяет Шергин? Почему?

  10. Что могло послужить поводом рождения легенды о сражении лесных и водных духов?

  11. Как можно назвать рассказ Марии Дмитриевны: миф или сказка?


Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
ОТ МИФА – К ФОЛЬКЛОРУ И ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Почему слова в статье стоят в определенном порядке?

  2. Какие еще названия есть у фольклора?

  3. Объясните, каждое слово в определении «устное народное творчество».

  4. Какие из этих слов подходят к литературе?

  5. Как отличить фольклорную сказку от литературной?

  6. В чем главное отличие фольклора от литературы?

  7. Какова связь фольклора и литературы?

  8. Почему литературу называют искусством слова?

  9. Перечислите различные виды искусства.

  10. Что общего в различных видах искусства и чем они отличаются?


Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____
БУДУЩИМ УЧЕНЫМ

Постарайтесь подготовить небольшой научный доклад на тему «Литературный род». Мы думаем, что за каждую минуту чтения вашего доклада можно ставить по одному баллу. Значит, пятиминутный доклад будет оценен «пятеркой» и десятиминутный двумя «пятерками». Разумеется, вместо доклада не стоит рассказывать сказку про белого бычка – это научное сообщение. Сначала запишите план будущего доклада, потом с помощью плана потренируйтесь самостоятельно, проследите за длительностью вашего выступления, попросите кого-нибудь оценить ваши способности докладчика. Успешной работы!
Дата___________ Проверил(а)__________________ Оценка_____

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В мире литературы icon Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек...
Слово учителя. Тема сегодняшнего урока – это только начало важного диалога, который вы продолжите на уроках литературы, обществознания,...
В мире литературы icon «Современность сквозь призму литературы»
Е беседы на темы: «Современный герой и его автор», «Литературная автобиография Ленинграда-Петербурга», «Место литературы в современном...
В мире литературы icon Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы»
Целью данного процесса является формирование творчества читателя, способного к полноценному восприятию предмета в контексте мировой...
В мире литературы icon Проект «Путешествие в город мастеров»
Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование...
В мире литературы icon План-конспект открытого урока литературы в 5 классе Бочкарева Ирина Витальевна
Цель: на примере текста «Царь Мидас» рассмотреть отражение представлений о человеке и окружающем мире жителей Древней Греции
В мире литературы icon Список книг по внеклассному чтению для учащихся среднего возраста
В мире русской литературы. Книга для внеклассного чтения. 5 класс /Сост. Т. Ф. Курдюмова, В. Я. Коровина, И. С. Збаровский. – М.:...
В мире литературы icon Философская лирика А. С. Пушкина
Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой – центральные...
В мире литературы icon Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»....
Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады
В мире литературы icon Исследовательская работа на тему: «Образ Наполеона в художественном мире Пушкина»
В моей работе анализируется роль, которую играет образ Наполеона в художественном мире Пушкина
В мире литературы icon Задачи: Образовательные: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе...
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции