Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково?




Скачать 141.2 Kb.
Название Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково?
Дата публикации 06.10.2014
Размер 141.2 Kb.
Тип Вопрос
literature-edu.ru > Литература > Вопрос
Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково?
Предмет: «Русская речь».

Класс: пятый.

Раздел: «Текст».

Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково?

Дата: «____» ____________ 20 ___ г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цель урока – рассмотреть особенности и отличительные черты ознакомительного и изучающего чтения.
Ход урока


  1. Организационный момент.




  1. Приветствие.

  2. Проверка списочного состава учащихся.

  3. Сообщение темы и цели урока.




  1. Повторение изученного.




  1. Назовите основные признаки текста.




  1. Проверка домашнего задания.


Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).


  1. Изучение нового материала.


В науке известны разные виды чтения. Среди них – ознакомительное и изучающее.
87. Обратимся к одному из примеров ознакомительного чтения.
Учебник «Русская речь. Развитие речи» вы уже знаете. А теперь представьте себе: вам поручено… ознакомить с этой книгой ребят из 4 класса.

Продумаем все задания вместе.

На партах перед каждым школьником лежит новый учебник. Давайте познакомимся с автором этой книги.
Екатерина Ивановна Никитина – заслуженный учитель школ Российской Федерации, профессор. Около 60 лет проработала она преподавателем школы и педагогического университета. Ей удалось записать и сохранить множество устных детских рассказов и творческих работ учащихся, а особенно удачные включить в свои учебники. Екатерина Ивановна старалась написать книгу так, чтобы заниматься по ней было интересно, а иногда и весело.
Прочитаем название учебника. «Русская речь». К этому названию есть подзаголовок – «Развитие речи». Что значит развивать речь? Ответ на этот вопрос мы найдём в обращении автора к читателям, ученикам 5 класса. Оно начинается словами Дорогие пятиклассники! Прочитаем первый абзац (с. 3).

Содержанию учебника предпослан эпиграф. Эпиграф к учебнику взят из песни «Просьба», или по первой строке «Раненая птица в руки не давалась» (слова Р. Рождественского, музыка А. Пахмутовой). Прочитаем его (с. 5). Понимаем ли мы смысл эпиграфа? Подумаем над этим.

Обычно на 2-й странице даётся краткая характеристика издания – аннотация. Есть она и в «Русской речи» (с. 2), но адресована не детям, а учителям. А вот в художественных книгах, особенно детских, аннотации для вас, и вы при выборе книги в библиотеке или книжном магазине обязательно их читайте. Познакомимся с примером аннотации к книге.
Витя и Костя всё время попадают в нелепые истории. Решили на жонглёров учиться – посуду перебили. Начали дрессированного щенка со сцены показывать – он задачку решить не может. Почему так получилось – прочитайте в книге.
Вы догадались, о какой книге идёт речь?

Учебник выпущен в Москве, в издательстве «Дрофа». Сведения о том, где, кем и когда издана книга, называют выходными данными.

Содержание учебной книги разнообразно. На уроках развития речи мы будем говорить, читать, писать обо всём, что нас окружает. Но больше всего о животных, о добром отношении, о любви к ним. Да и как их не любить, когда они такие красивые, умные, забавные. Прочитаем один «кусочек» из содержания книги (с. 125 упр. 201).

В «Русской речи» много рисунков, репродукций картин, по которым можно сочинять интересные рассказы; есть схемы и таблицы, помогающие лучше понять и запомнить новое.

Вот мы и представили один из примеров ознакомительного чтения.

В тексте нашей воображаемой беседы с младшими школьниками жирным шрифтом выделены ключевые слова, то есть самые важные слова. Этими словами названы элементы книги, на которые обращается внимание при ознакомлении с ней. Умение видеть, быстро «схватывать» ключевые слова очень хорошо помогает при ознакомительном чтении любого текста.

Выпишем в определённой последовательности ключевые слова из текста нашей воображаемой беседы – получится план ознакомительного чтения книги: 1. Автор. 2. Название. 3. Подзаголовок. 4. Выходные данные. 5. Аннотация. 6. Обращение к читателям. 7. Эпиграф. 8. «Кусочки» из содержания. 9. Рисунки, репродукции картин, схемы, таблицы.

Примечание. Не в каждой книге есть все перечисленные здесь элементы и не всегда о них говорится именно в таком порядке.
88. Спишите, восстановив опущенную часть предложения.
Цель ознакомительного чтения книги (или статьи) - …
89. Примером ознакомительного чтения могут быть не только книги, но и номера газет и журналов. Прочитайте, что рассказала Ира Лебедева ребятам своего класса о результатах ознакомительного чтения одного из номеров «Пионерской правды».
- «Пионерская правда» - интересная газета для детей и подростков. Она основана 6 марта 1925 года. Выходит один раз в неделю, но каждый номер её большой, и материалов в нём так же много, как в некоторых журналах. Главный редактор газеты – О. И. Грекова.

Я расскажу о результатах знакомства с одним из номеров.

В этом номере 16 страниц. На них представлено богатое и разнообразное содержание. Можно познакомиться со многими газетными жанрами: статьями, интервью, репортажами, очерками; прочитать интересные рассказы, стихи; разгадать кроссворды, чайнворды, головоломки. Каждый найдёт для себя что-то интересное.

На первой странице меня привлекла краткая информация об очень важном событии – Международной олимпиаде школьников по русскому языку. А следующая страница подробно рассказывает об олимпиаде, её участниках и особенностях конкурсных испытаний. Я узнала, что в Москву съехались любители русского языка из 36 стран. Победители определялись по результатам трёх экзаменов: письменного сочинения на свободную тему, устного разговора и опроса о традициях и культуре России. Призёры олимпиады имеют право поступать без экзаменов в лучшие вузы страны и все годы обучения получать стипендию.

С 1 сентября 1999 года к «Пионерской правде» выходит приложение «Юная Москва». В этом номере много интересной информации о лагерях отдыха и о встречах москвичей с юными художниками из Индии, картины которых были представлены в Третьяковской галерее.

Я не успела ещё прочитать, но взяла на заметку статью психолога о том, нужно ли читать классическую литературу, и продолжение повести Сергея Георгиева «Друг перелётных воробьёв», но никак не могла пройти мимо любимой странички «Привет, мальчишки-девчонки!», которая знаменита короткими рассказами про наши детские дела и рубрикой «Ха-ха-ния».

Стоит прочитать заглавия юмористических рассказов – и ты уже улыбаешься: «Привидение замка Ивана Ивановича», «Продвинутые змеи», «Жаба простудилась».

В этом учебном году я решила составить сборник из рассказов ребят, напечатанных в «Пионерской правде», о животных, об их охране и разных приключениях.

Помогают в этом мои новые «друзья» - компьютер, сканер и принтер. Подготовленные листы с текстами и рисунками к ним я вкладываю в файлы красиво оформленной папки. Если вам понравилась моя задумка, давайте делать эту работу вместе.

Из последнего номера газеты я выбрала для сборника рассказ Кати Арзамасцевой.
ВСТРЕЧА НА ДОРОЖКЕ
Вот какой был случай на даче.

Бежит по дорожке девочка Лара. А навстречу ей выходит из калитки лохматый пёс. Лара засмотрелась на него и споткнулась о камень. Упала, ушиблась, лежит и плачет.

А пёс подошёл к ней и стал облизывать её лицо. Все слёзы языком слизал, улёгся рядом и голову положил Ларе на плечо.

Лара забыла про ушибленную коленку, засмеялась, встала и пошла. А добрый пёс пошёл с ней рядом.

Ребята, вы, наверное, убедились в том, что дружить с «Пионерской правдой» интересно и полезно.


  • Объясните выделенные в тексте слова.


90. Прочитайте рассказ «Встреча на дорожке» снова (см. упр. 89). Укажите и прокомментируйте в нём признаки целого текста.
Умение видеть деление текста на абзацы, быстро «схватывать» их начала очень хорошо помогает в ознакомительном чтении текста.
91. Подготовьте сообщение о результатах ознакомительного чтения книги (по вашему выбору).

92. Подготовьте сообщение о результатах ознакомительного чтения одного из номеров «Пионерской правды» или любимого детского журнала (по вашему выбору).
93. Приведём, затем разберём пример изучающего чтения. Его цель – глубоко понять текст и запомнить самое главное.

Постарайтесь найди два разных набора матрёшек; внимательно рассмотрите их. Затем читайте приводимый ниже текст по частям и выполняйте задания, предложенные после каждой части.
МАТРЁШКА – КУКЛА НЕОБЫЧНАЯ


  1. Из истории матрёшки.


В 1899 году известный русский художник Сергей Васильевич Малютин выточил из дерева и раскрасил яркими красками удивительную куклу. Увидев её, кто-то воскликнул: «Да это же настоящая Матрёна!» Так новую куклу и назвали – Матрёна, а ласково – Матрёшечка, Матрёшенька, Матрёшка. Имя это сразу закрепилось за игрушкой, потому что в крестьянских семьях в то время оно было очень распространённым. Как название игрушки слово матрёшка пишется с маленькой буквы: это имя существительное нарицательное.
Составьте по содержанию данной части текста три вопроса и ответьте на них.


  1. Матрёшка – кукольный символ России.


Куклы бывают сувенирные или игровые. А наша русская матрёшка и то, и другое. Дети с удовольствием играют куколкой-сюрпризом, а взрослые любуются ею. Яркая матрёшка, известная всему миру, стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьяночки».


  1. Проверьте себя: правильно ли вы понимаете значение слов сувенир, сюрприз, символ.

  2. Сформулируйте (письменно) главную мысль данной части текста.

  3. Выпишите текстовые синонимы к слову матрёшка; постарайтесь употребить их в пересказе данной части текста и последующей.



  1. Какие смыслы заключены в матрёшке.


Матрёшка – игрушка не простая: в ней содержится несколько глубоких смыслов. Каких именно?

В матрёшке выражено народное представление о красоте русской женщины. Посмотрите на любую матрёшку: как она красива!

Лицо её круглое, миловидное. Щёки румяные. Глаза большие, открытые. Ресницы чёрные, длинные, изогнутые. Брови дужкой, соболиные (то есть тёмные, густые, шелковистые). Губки алые, носик правильный (средненький, не большой и не маленький). Всё прекрасно, всё гармонично в нашей кукле-сувенире.

Гордость русской женщины, особенно девушки, - коса; народ даже пословицу сложил об этом: «Коса – девичья краса». Вы, наверное, заметили: у одних матрёшек – одна коса, у других – две. Это потому, что раньше на Руси был обычай: девушка носила одну косу, а замужняя женщина – две.

Фигура матрёшки округлая, толстенькая: на Руси ценились женщины дородные, то есть высокие, полные, сильные. Вспомним, как герой сказки П. Ершова «Конёк-горбунок» крестьянский сын Иван не счёл красивой Царь-девицу, которую он похитил по приказу царя:


Ясный полдень наступает,

Царь-девица подплывает,

Входит с гуслями в шатёр

И садится за прибор.

«Хм! Так вот та Царь-девица!

Как же в сказках говорится, -

Рассуждает стремянной, -

Что куда красна собой

Царь-девица, так что диво!

Эта ж вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыплёнка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.


В народе считалось: если женщина худенькая, бледная, то она не сможет выполнять тяжёлую крестьянскую работу. И одежда у русской женщины была не только красивой, но и удобной для работы, просторной, чтоб не сдерживать движений, свободной: широкая рубашка с яркой национальной вышивкой по рукавам и вороту, поверх неё – сарафан и передник. На голове – обязательно платок: по обычаям того времени женщинам неприлично было появляться на людях без головного убора; показать постороннему человеку простые (непокрытые) волосы значило опростоволоситься, то есть опозориться. В современном русском языке глагол опростоволоситься имеет несколько другой смысл – оказаться в смешном, неприятном и т. п. положении, допустив грубую ошибку, промах, оплошность. Видите, как интересно: обычай остался в прошлом, исчез, а след от него в языке сохранился. Подобное бывает нередко. Вот ещё один пример. В настоящее время слово красный обозначает цвет предмета: красный тюльпан, красное солнце, красная малина. А раньше красный значило красивый. Красна девица в русских народных сказках – значит красивая. Ей и сродни наша кукла-символ.

С внешней красотой матрёшки счастливо сочетается её характер – добрый, спокойный, улыбчивый. Глянешь на такую игрушку – и сам невольно улыбнёшься.

Выпишите из каждого абзаца, начиная с 3-го, по одному самому главному, т. е. ключевому, слову. Используя эти слова, продолжите составление плана данной части текста.
III. 1. В матрёшке – народное представление о красоте русской женщины.












Итак, в матрёшке выражено народное понимание красоты русской женщины. А чем ещё интересна эта расписная «крестьяночка»?

Самая большая матрёшка (её почтительно называют по имени-отчеству Матрёна Ивановна) символизирует мать, а все остальные куклы и куколки – её дети, самых разных возрастов, от почти взрослых до малышек со слюнявчиками и младенца в пелёнках. Детей в крестьянских семьях было помногу (до десяти и более). И жили они по законам покровительства: старшие во всём помогали младшим, заботились о них; с малышками, которые ещё не умели ходить, нянчились: носили их, лаская, на руках, кормили; укладывали спать, качали в колыбельке (зыбке), напевали колыбельные песенки. Поставьте всю семью матрёшки в ряд, друг за другом – и вы увидите: перед вами – мама-красавица и её доченьки-помощницы, кто с ведром, кто с серпом, кто с лукошком, кто с ковшом. У каждой есть дело, и каждая знает: случись что – мама в обиду не даст, от любой напасти спасёт, от любого недуга укроет.

В такой атмосфере взаимной заботы, помощи и друг другу и родителям дети росли добрыми, трудолюбивыми, умелыми. Становясь взрослыми, они создавали свои семьи, уходили из-под родительского крова, начинали жить самостоятельно. Но если у кого-то из них случалось несчастье (например, пожар) или возникала необходимость в каком-либо большом, сложном деле (допустим, строительстве дома), все они, дети одной матери, объединялись, вместе дружно и быстро выполняли неотложную работу. «Можно отделиться друг от друга, быть самостоятельным, но в нужный момент – раз! – и соединиться снова (Н. Юрина). Это тоже одна из идей нашей русской национальной игрушки-матрёшки.

Вот какие смыслы заключены в кукольном символе России.


  1. Озаглавьте прочитанную часть текста.

  2. Прочитайте её план.


III. 2. Матрёшка – символ большой дружной семьи.

  1. Матрёна Ивановна – заботливая мать.

  2. Дети; покровительство в их жизни.

  3. Можно жить врозь, но, если надо будет, быстро соединиться снова.




  1. Сформулируйте 2-й пункт плана по-своему.

  2. Просмотрите весь текст снова. Какая мысль в нём самая главная?

  3. В чём, по-вашему, смысловая связь между II и III частями текста?

  4. Попробуйте сформулировать «правила» изучающего чтения, а затем проверьте себя по теоретическим сведениям на с. 59.


Итак, цель изучающего чтения – глубоко понять текст и прочно запомнить его. Поэтому при изучающем чтении необходимо:

  1. проверять себя, все ли слова поняты; обращаться к словарям, к энциклопедиям, к ссылкам в учебнике и т. д.;

  2. выявлять скрытые в тексте вопросы и отвечать на них (устно);

  3. устанавливать и осознавать связи между явлениями, событиями, фактами (задавать себе вопрос: Почему?);

  4. выделять в тексте главное (записывать или осторожно подчёркивать карандашом, делать пометки на полях, но потом аккуратно карандашные «следы» стереть);

  5. составлять план прочитанного;

  6. формулировать основную мысль.

Если текст большой, то лучше читать его по смысловым частям и выполнять по ходу чтения такие же задания, о которых сказано выше. А в заключение определить основную мысль всего текста.

Овладеть изучающим чтением вам поможет также чтение других параграфов учебника, уроки подготовки к изложениям, диалог с автором текста, восстановление опущенных предложений, их порядка и многое другое. Помните: чтение большинства параграфов учебника по любому предмету, в том числе и по «Русской речи», должно быть изучающим.
94. 1) Ответьте на вопрос, который содержится в заглавии данного параграфа.

2). Назовите известные вам виды чтения.

3). Подумайте, почему необходимы разные виды чтения.
95. 1). «Оживите» матрёшек, дайте каждой из них имя. Представьте, что они в канун Пасхи заняты подготовкой к празднику. Что делают мама и маленькие хозяйки?

2). Прочитайте основу текста.

НАКАНУНЕ ПАСХИ
Завтра Пасха. В семье матрёшек Ивановых все заняты подготовкой к празднику.

… … куличи. … … яйца. … … самовар. … … чайную посуду. … … на стол красивую скатерть. … … воду в кувшине веточкам вербы. … … платочки и ленты для кос. А … … малышку.

Всем нашлось дело в большой и дружной семье! И каждый старается выполнить порученное задание как можно лучше.
3) Что нужно сделать, чтобы данная основа текста превратилась в текст? Сделайте это!

Слова для выбора: гладить, красить, мыть, нянчить, печь, стлать, чистить.

Учтите: каждый глагол в тексте можно употребить только один раз.
96. 1) Рассмотрите рисунок. «Оживите» семью матрёшек. Представьте, как она готовится к Новому году.

2) Сочините текст на эту тему.

97. 1) Если предыдущее задание (см. упр. 96) вам трудно выполнить, прочитайте приводимую ниже основу текста.
ВЕСЁЛЫЙ БУДЕТ ПРАЗДНИК!
Завтра – Новый год. В семье матрёшек идут последние приготовления к празднику.

… и … … ёлку. … … плакат-поздравление «С Новым годом!» … … и … фонарики, а … … в них ёлочные свечи. … и … … зал гирляндами. … … на окне Деда Мороза. … … карнавальные костюмы. … …, ярко ли горят бенгальские огни и хорошо ли «стреляют» хлопушки.

А … … в кресле, … на детей и … . Весёлый будет праздник в её большой и дружной семье!

2) Что нужно сделать, чтобы данная основа текста превратилась в текст? Сделайте это!

Слова для выбора: быть, вырезать, клеить, наряжать, писать, проверять, радоваться, рисовать, сидеть, смотреть, ставить, украшать.

Учтите: каждый глагол можно употребить только один раз.
98. 1) Докажите, что в результате выполнения заданий в упражнениях 95 и 97 получатся тексты.

2) Проследите, в чём сходство этих текстов.
НАКАНУНЕ ПАСХИ
Завтра Пасха. В семье матрёшек Ивановых все заняты подготовкой к празднику.

Мама печёт куличи. Оля красит яйца. Лена чистит самовар. Аня моет чайную посуду. Рита стелет на стол красивую скатерть. Вера меняет воду в кувшине веточкам вербы. Ира гладит платочки и ленты для кос. А Маша нянчит малышку.

Всем нашлось дело в большой дружной семье! И каждый старается выполнить порученное задание как можно лучше.
ВЕСЁЛЫЙ БУДЕТ ПРАЗДНИК!
Завтра – Новый год! В семье матрёшек идут последние приготовления к празднику.

Надя и Лена наряжают ёлку. Зоя пишет плакат-поздравление: «С Новым годом!» Варя вырезает и клеит фонарики, а Лиза ставит в них ёлочные свечи. Ира и Света украшают зал гирляндами. Нина рисует на окне Деда Мороза. Юля гладит карнавальные костюмы. Шура проверяет, хорошо ли горят бенгальские огни и громко ли «стреляют» хлопушки.

А мама сидит в кресле, смотрит на детей и радуется. Весёлый будет праздник в её большой и дружной семье!


  1. Итог урока.


Выводы


  1. В науке известны разные виды чтения. Среди них – ознакомительное и изучающее.

  2. План ознакомительного чтения книги: 1. Автор. 2. Название. 3. Подзаголовок. 4. Выходные данные. 5. Аннотация. 6. Обращение к читателям. 7. Эпиграф. 8. «Кусочки» из содержания. 9. Рисунки, репродукции картин, схемы, таблицы.

  3. Цель изучающего чтения – глубоко понять текст и прочно запомнить его.


Вопросы и задания самоконтроля


  1. Какова цель ознакомительного чтения книги?

  2. Охарактеризуйте план ознакомительного чтения книги.

  3. Какова цель изучающего чтения?

  4. Какие правила и рекомендации следует соблюдать при изучающем чтении?




  1. Окончание урока.




  1. Домашнее задание. Завершить выполнение упражнения 98 (с. 62).

  2. Выставление и комментирование оценок.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково? icon Учите, играя
И наоборот, ласковые, доброжелательные слова, произнесенные сердитым тоном, вызовут у него отрицательные эмоции. Два слова, одно...
Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково? icon Урока: урок-закрепление Тема урока: «Books»
«Учитель, скорее назовите эти пять книг!» воскликнул ученик. «Но чтобы понять, что это за книги, продолжил свой урок учитель, тебе...
Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково? icon Что такое икс + Р?
У кого больше ног у пяти осьминогов или у четырех кальмаров? (одинаково: 5 X 8 = 4 X 10 = 40)
Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково? icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково? icon Примечание 126 Человечество всегда волновали вопросы: для чего человек живет
Познание Высшего, Божественного всегда пугало человека потому, что по природе своей, человек боится неизвестности
Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково? icon Владимир Ростиславович Мединский о русском воровстве, особом пути и долготерпении
Так было всегда и именно поэтому так будет всегда… Вот четыре тезиса, с которыми в этой книге мы будем спорить. Автор будет...
Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково? icon Урок «Царевна-лягушка»
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи
Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково? icon 01. Чувство Парижа. Ориентация Париж никогда не кончается, и каждый,...
Мы всегда возвращались туда, кем бы мы ни были, и как бы он ни изменился, как бы трудно или легко ни было попасть туда. Париж стоит...
Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково? icon Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня....
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...
Урок 12. Всегда ли мы читаем одинаково? icon Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции