№ п/п
|
№ урока
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Характеристика основной деятельности учащихся
|
Оснащенность урока
|
Основные понятия, формируемые на уроке
|
Домашнее задание
|
Дата
|
П.
|
Ф.
|
Введение (2 ч)
|
1.
|
1.
|
Введение. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.
|
1
|
Знать об историческом развитии России в XIX веке. Уметь давать общую характеристику литературе I половины XIX века, выявлять основные этапы развития русской классической литературы; составлять тезисный план или конспект лекции учителя.
|
Учебник Т.Ф. Курдюмовой «Литература 10 класс»
|
Реализм и его становление в рус. лит. 1-й 1/2 XIX в.
|
Подготовить пересказ по конспекту.
|
|
|
2.
|
2.
|
Обзор творчества Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова с обобщением ранее изученного.
|
1
|
Знать основные этапы поэтического творчества предшественников Пушкина. Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя.
|
Портреты поэтов.
|
Романтизм, романтическое двоемирие, байронический герой, критический реализм.
|
Охарактеризовать творчество одного из литераторов XVIII вка. Инд.: подготовить сообщение «Особенности пушкинского лирического героя» (на материале произведений, изученных ранее).
|
|
|
Русская литература первой половины XIX века
|
А.С. Пушкин
|
3.
|
1.
|
А. С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного).
|
1
|
Знать особенности романтической лирики Пушкина. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы, соотнося стихотворения с литературным направлением; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему
|
Портрет А. С. Пушкина.
|
Романтизм, реализм. Лирический герой. Лирика, элегия, послание, поэма, стихотворная повесть, трагедия, цикл, лирические жанры, стихотворные размеры, рифмы, окончания.
|
Выразительно читать стихотворения «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». Стихотворения наизусть. Инд.: подготовить сообщение «Пушкин и декабристы».
|
|
|
4.
|
2.
|
Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. "Вольность", "Свободы сеятель пустынный...", "Из Пиндемонти".
|
1
|
Знать основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С. Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; выступать с сообщением на литературную тему.
|
Сборник стихотворений А.С. Пушкина.
|
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.
|
Выразительно читать стихотворения: "Погасло дневное светило...", "Я пережил свои желанья...", "Демон", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на Бога роптал..."), "Если жизнь тебя обманет...". Чтение наизусть отдельных стихотворений.
|
|
|
5.
|
3.
|
Романтическая лирика Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок.
|
1
|
Знать новые факты жизни поэта периода Южной и Михайловской ссылок и наиболее значительные стихотворения этого времени. Уметь рассказать о событиях жизни Пушкина; анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения.
|
Сборник стихотворений А.С. Пушкина.
|
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.
|
Выразительно читать стихотворения: "Брожу ли я вдоль улиц шумных...", "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...", "...Вновь я посетил...", "Отцы пустынники и жены непорочны..." Чтение наизусть отдельных стихотворений.
|
|
|
6.
|
4.
|
Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.
|
1
|
Знать философскую лирику Пушкина. Уметь выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти; анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения.
|
Сборник стихотворений А.С. Пушкина.
|
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.
|
Выразительно читать стихотворения: "Разговор Книгопродавца с Поэтом", "Поэт", "Поэту" ("Поэт! Не дорожи любовию народной..."), "Осень". Чтение наизусть отдельных стихотворений.
|
|
|
7.
|
5.
|
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.
|
1
|
Знать о теме поэта и поэзии, о смысле поэтического творчества и оценки труда поэта - важнейшей в творчестве Пушкина. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения.
|
Сборник стихотворений А.С. Пушкина.
|
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.
|
Прочитать трагедию А.С. Пушкина «Борис Годунов». Инд.: подготовить сообщение на тему: "Оценка правления Бориса Годунова в "Истории государства Российского" Карамзина".
|
|
|
8, 9.
|
6, 7.
|
"Борис Годунов" А. С. Пушкина как историческая трагедия. Основной конфликт трагедии. Царь, бояре, дворяне как противоборствующие социальные силы. Народ в оценке автора.
|
2
|
Знать содержание исторической трагедии «Борис Годунов», историческую основу пушкинской трагедии. Уметь находить в ней черты художественного вымысла и соотносить трактовки этой эпохи русской истории Карамзиным и Пушкиным.
|
Текст трагедии. Иллюстрации к трагедии.
|
Историческая трагедия.
|
Подготовиться к комплексному анализу.
|
|
|
10.
|
8.
|
Комплексный анализ отрывка из трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина.
|
1
|
Знать содержание трагедии. Уметь самостоятельно анализировать отрывок из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»; находить в тексте изобразительно-выразительные средства; давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
|
Раздаточный проверочный материал.
|
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.
|
Прочитать поэму А.С. Пушкина «Медный всадник».
|
|
|
11.
|
9.
|
Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник". Человек и история в произведении. Роль вступления к поэме.
|
1
|
Знать идейно-художественные особенности поэмы, в чем заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения. Уметь анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы авторского выражения позиции, определяя роль художественной символики в раскрытии идеи «Медного всадника».
|
Иллюстрации художника А. Бенуа к "Медному всаднику".
|
Поэма, жанровые особенности. Диалектика; жанр, композиция, социально-философские проблемы.
|
Ответить на вопрос: «Какое развитие нашла в поэме тема «маленького человека»?
|
|
|
12.
|
10.
|
Тема "маленького человека" и его социальный протест в поэме "Медный всадник".
|
1
|
Знать какое развитие получила в данном произведении тема «маленького человека». Уметь сравнивать пушкинский «Медный всадник» и знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, подчеркивая доминанту каждого образа.
|
Иллюстрации.
|
Тема «маленького человека».
|
Выучить отрывок из «Медного всадника» наизусть (по выбору учеников).
|
|
|
13.
|
11.
|
Урок – игра по творчеству А.С. Пушкина «Умники и …еще раз умники»
|
1
|
Знать о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Уметь искать дополнительный материал при подготовке к уроку.
|
Презентация.
|
|
Вопросы и задания стр. 59 - 60
|
|
|
М.Ю. Лермонтов
|
14.
|
1.
|
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.
|
1
|
Знать биографию М.Ю. Лермонтова, основные темы и мотивы лирики Лермонтова. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения; находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её.
|
Портрет М.Ю. Лермонтова.
|
Романтизм, реализм, романтическая лирика, романтическое «двоемирие», лирический герой, романс, послание, идиллия, «бегство» романтического героя, психологический роман и др.
|
Выразительно читать стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»).
|
|
|
15.
|
2.
|
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений "Валерик", "Завещание", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана...").
|
1
|
Знать творчество Лермонтова. Уметь размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти; анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения.
|
Сборники стихотворений Лермонтова.
|
Стихотворные размеры, рифмы, окончания
средства художественной выразительности
жанровое своеобразие.
|
Выразительно читать стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу…». Чтение наизусть отдельных стихотворений
|
|
|
16.
|
3.
|
Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире.
|
1
|
Знать философскую лирику Лермонтова. Уметь выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Лермонтова, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти; анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения.
|
Сборники стихотворений Лермонтова.
|
Стихотворные размеры, рифмы, окончания
средства художественной выразительности
жанровое своеобразие.
|
Выразительно читать стихотворение «Я не унижусь перед тобою…». Чтение наизусть отдельных стихотворений
|
|
|
17.
|
4.
|
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. "Я не унижусь пред тобою...".
|
1
|
Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов. Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стихотворения, соблюдая нормы литературного произношения.
|
Сборники стихотворений Лермонтова.
|
Стихотворные размеры, рифмы, окончания
средства художественной выразительности
жанровое своеобразие.
|
Прочитать поэму «Демон».
|
|
|