№ п/п
|
Тема урока
|
Основные виды учебной деятельности
|
Дата
прове
дения
|
Общее кол-во
|
По
разделу
|
1 четверть (45 ч)
|
Язык и речь (2 ч)
|
1
|
1
|
Наша речь. Виды речи. Речь, её значение. Речь – отражение культуры человека.
Развитие речи: развитие навыка смыслового чтения; составление текста по рисунку.
|
Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).
|
|
2
|
2
|
Наш язык. Язык, его значение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
|
Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.
|
|
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
|
Текст (2ч)
|
3
|
1
|
Текст как единица языка и речи. Типы текстов.
|
Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту и частям текста. Определять структурные компоненты текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
|
|
4
|
2
|
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.
Развитие речи: восстановление деформированного текста; составление повествовательного текста.
|
Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.
|
|
Предложение (10 ч)
|
5
|
3
|
Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге.
Развитие речи: составление предложений из слов, объяснение незнакомых слов и выражений.
|
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Составлять предложения из слов на определённую тему. Выделять в письменном тексте диалог. Оценивать результаты своей деятельности
|
|
6
|
(2) 4
|
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложений. Представление о речевом поведении через содержание предложений в учебнике. Развитие речи: развитие интонационных навыков.
|
Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. Обосновывать постановку знаков препинания в конце предложений.
|
|
7
|
(3) 5
|
Виды предложений по цели высказывания. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Развитие речи: коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.
|
Различать предложения по цели высказывания. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, используя опорные слова, записывать составленный текст.
|
|
8
|
(4) 6
|
Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи: составление текста-сообщения по таблице «Виды предложений», работа с непунктированным текстом.
|
Наблюдать над значением предложений, различных по интонации, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложений. Анализировать содержание таблицы «Виды предложений» и использовать его для составления сообщения о видах предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.
|
|
9
|
(5) 7
|
Обращение. Предложения с обращением (общее представление). Знаки препинания в предложениях диалогической речи.
Развитие речи: развитие интонационных навыков; составление предложений по рисунку.
|
Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях обращения, записывать диалог.
|
|
10
|
(6) 8
|
Главные и второстепенные члены предложения.
|
Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте.
|
|
11
|
(7) 9
|
Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Развитие речи: составление из данных слов распространённого предложения по заданному алгоритму.
|
Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения, обосновывать постановку знаков препинания в конце предложения. Работать со схемой «Члены предложения», составлять сообщение по информации, представленной в схеме. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении. Распознавать распространённые и нераспространённые предложения, определять роль второстепенных членов в распространённом предложении.
|
|
12
|
(8) 10
|
Простое и сложное предложение (общее представление).
|
Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.
|
|
13
|
(9) 11
|
Простое и сложное предложения. Союзы а, и, но в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.
Развитие речи: составление сложных предложений;
|
Наблюдать над составом простых и сложных предложений. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдать над постановкой запятой между частями сложного предложения. Работать со схемой «Предложение: простое и сложное»: уметь формулировать ответ на вопрос «Как различить простое и сложное предложения?», составлять по ней текст-сообщение.
|
|
14
|
(10)12
|
Контрольный диктант по теме «Предложение»
|
Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Адекватно оценивать результаты написанного изложения, определять границы своих достижений, намечать пути преодоления ошибок и недочётов.
|
|
Словосочетание (2ч)
|
15
|
(1) 13
|
Работа над ошибками. Словосочетание.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Развитие речи: составление предложений по заданной модели.
|
Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из данных пар слов
|
|
16
|
(2)14
|
Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Развитие речи: коллективное составление описательного текста по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».
|
Выделять из предложения основу и словосочетания. Работать с памяткой 2 «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при полном разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» под руководством учителя и записывать его.
|
|
Слово в языке и речи (19 ч)
|
ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (3 ч)
|
17
|
1
|
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Развитие речи: оставление текста-сообщения на основе содержания схемы в учебнике.
|
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю». Работать со схемой «Однозначные и многозначные слова» в учебнике, составлять текст—сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Распознавать однозначные и многозначные слова, объяснять их значение, составлять предложения, употребляя в них многозначные слова. Работать с «Толковым словарём» в учебнике, находить в нём необходимую информацию о слове.
|
|
18
|
2
|
Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении.
|
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по «Толковому словарю». Работать с рубрикой «Страничка для любознательных»: знакомиться со значениями слова погода. Распознавать синонимы и антонимы, подбирать к слову синонимы или антонимы. Находить слова, употреблённые в переносном значении. Работать со «Словарём синонимов» и «Словарём антонимов» в учебнике;
|
|
19
|
3
|
Омонимы. Использование омонимов в речи.
|
Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со «Словарём омонимов» в учебнике, находить в нём нужную информацию о слове.
|
|
Слово и словосочетание (3ч)
|
20
|
(1)4
|
Слово и словосочетание. Представление о словосочетании как сложном названии предмета.
|
Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
|
|
21
|
(2)5
|
Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи.
|
Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со «Словарём фразеологизмов» в учебнике, находить в нём нужную информацию.
|
|
22
|
(3)6
|
Подробное изложение с языковым анализом текста.
Развитие речи: работа с текстом (тема, главная мысль, подбор заголовка, выделение частей текста, составление плана, обсуждение фрагментов текста).
|
Работать с памяткой 7 «Как подготовиться к изложению». Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте. Выполнять задания по алгоритму памятки 7. Письменно излагать содержание текста-образца.
|
|
Части речи (5ч)
|
23
|
(1)7
|
Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи.
Развитие речи: составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
|
Работать с таблицей «Части речи и их значение», составлять текст-сообщение на тему «Что я знаю о частях речи». Распознавать изученные части речи на основе информации, заключённой в таблице, и приобретённого опыта. Приводить примеры слов изученных частей речи. Составлять текст по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
|
|
24
|
(2)8
|
Имя существительное. Предлоги с именами существительными.
|
Распознавать имена существительные, определять их признаки (обозначает предмет, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные), доказывать их принадлежность к части речи — имени существительному. Определять роль имён существительных в речи и в предложении. Находить имена существительные с предлогами. Заменять повторяющиеся имена существительные местоимением или синонимом.
|
|