Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины ХIХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)




Скачать 282.86 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины ХIХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)
страница1/3
Дата публикации06.10.2014
Размер282.86 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ЯЗЫК РУССКОЙ ПОЭЗИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА



(лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)


Магистратура по направлению 520300 – «Филология»



Магистерская программа «Русский язык и культура в современном мире»
Квалификация (степень) «магистр»


Аннотация

Цель освоения дисциплины «Язык русской поэзии первой половины ХIХ века. Лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты» – познакомить учащихся с функционированием русского языка в текстах различных жанров русской поэзии первой половины XIХ века; на их материале углубить и расширить знания по истории русского языка и его современному состоянию – в таких областях, как лексика, морфология, словообразование, синтаксис, стилистика, художественная речь; расширить пассивный словарь учащихся (понимание значения слов в тексте без словаря) с 2–3 тысяч до 10–12 тысяч лексических единиц; получить представление о своеобразии языка и стиля отдельных поэтов; познакомиться с важнейшими закономерностями эволюции языка русской литературы; научиться адекватно воспринимать реалии русской культуры, отражённые в художественных текстах; познакомиться с классическими и современными концепциями изучения языка художественной литературы, показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые и художественные элементы текста, выводящие его в широкий контекст русской культуры.

Особое внимание уделяется методике «медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного текста в порождении его глубинного смысла. Обязательной задачей курса является анализ практического материала – текстов русской поэзии первой половины XIX века.

Самостоятельная работа магистрантов включает в себя изучение научной и методической литературы, чтение и анализ художественных текстов, работу над составлением комментария к тексту, подготовку докладов и творческих работ.

Примерные темы рефератов, докладов и творческих работ:

«Современные теории анализа языка русской поэзии»; «Своеобразие языка лирики Пушкина»; «Особенности символики в поэзии М. Ю. Лермонтова» и т. д.

Цели и задачи дисциплины

А. Целями освоения дисциплины «Язык русской поэзии первой половины XIX века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)» являются:

  • изучение функционирования русского языка в текстах различных жанров русской поэзии первой половины XIX века;

  • углубление и расширение на материале данных текстов знаний по истории русского языка и его современному состоянию – в таких областях, как лексика, морфология, словообразование, синтаксис, стилистика, художественная речь;

  • расширение «пассивного» словаря учащихся (понимание значения слов в тексте без словаря) с 2–3 тысяч до 10–12 тысяч лексических единиц;

  • формирование у учащихся чётких представлений о своеобразии языка и стиля отдельных поэтов;

  • ознакомление учащихся с важнейшими закономерностями эволюции языка русской литературы;

  • формирование у учащихся адекватного восприятия реалий русской культуры, отражённых в художественных текстах;

  • знакомство учащихся с классическими и современными концепциями изучения языка художественной литературы.

Б. Задачи освоения дисциплины.

Названные цели конкретизируются в следующих задачах:

  • Сформировать представление о принципах лингвостилистического и идейно-художественного анализа языка художественного текста.

  • Сформировать навыки и умения по лингвостилистическому и идейно-художественному анализу языка конкретного художественного произведения.

  • Сформировать навыки и умения по составлению лексического комментария, отработки навыков объяснения значения лексических единиц в контексте конкретного художественного произведения.

  • Сформировать навыки проведения самостоятельных исследований.

  • Совершенствование навыков комментированного чтения и интерпретации художественного текста.



1. Место дисциплины в структуре ООП (учебный план магистратуры; ММ – магистр МГУ):

Вариативная часть. Профессиональный цикл. Курс по выбору

1 курс

1 семестр
Курс «Язык русских поэтов первой половины XIX века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты)» входит в вариативную часть ООП магистра по специализации «Русский язык и культура в современном мире» (индивидуальные образовательные траектории в области изучения русской литературы);

Для освоения дисциплины необходимы знания, навыки и умения, приобретенные в бакалавриате.

Курс обеспечивает практическое владение русским языком в объёме, достаточном для усвоения базовых литературоведческих и культуроведческих курсов по указанной специализации и последующей работы в области изучения и преподавания русского языка, литературы и культуры, прежде всего в зарубежной аудитории.

Курс «Язык русской поэзии первой половины XIX века» соотнесён с основными курсами специализации «Русский язык и культура в современном мире» (индивидуальные образовательные траектории в области изучения русской литературы): «Актуальные проблемы изучения русской литературы первой трети XIX века», «Актуальные проблемы изучения русской литературы второй трети XIX века»–XX вв., а также тесно связан с циклом историко-лингвистических дисциплин и практическим курсом русского языка как иностранного: в частности, с занятиями по лексике и грамматике, практической стилистике, с практическими занятиями по звучащей речи (учащиеся работают с аудиозаписями художественных текстов).

Общая трудоемкость: 72ч., 2 зач. ед.;

Форма промежуточная аттестации: зачет;

 Формы проведения:

А.

лекции – 18 ч.;

практические занятия (семинары) – 18 ч.;

самостоятельная работа 36 ч.;

— формы текущего контроля: устный опрос, коллоквиумы, письменные контрольные работы, творческая работа (написание рефератов, составление лексического комментария), работа со словарем;


2.1 Структура и содержание дисциплины «Язык русских писателей рубежа ХIХ и ХХ веков».






п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы

текущего

контроля

успеваемости

(по неделям

семестра)

Форма

промежуточной

аттестации

(по семестрам)














лекции



с.р.с.


Семи-нары /прак-тичес-кие заня-тия


с.р .с.





1

Введение в изучение предмета. Язык поэзии. История и методология изучения. Научные школы, возникшие в Росси в конце XIX – начале ХХ веков.

1

1

1



1


1

1

Устный опрос

2

Языковое богатство и стилистическое разно-образие языка басен И. А. Крылова (раздел 1.). Элементы народнопо-этического языка, просторечия, «канцелярского» языка, «высокого» стиля. Анализ басен «Ворона и лисица», «Волк и Ягнёнок».

1

1

1

1

1

1

Устный опрос

3

Языковое богатство и стилистическое разно-образие языка басен И. А. Крылова (раздел 2.). Анализ басен Стрекоза и муравей», «Ворона и Курица».

1
















Письменная контрольная работа


4

Особенности языка и стиха комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Концепция Г. О. Винокура.

1

4

1

1

1

1

Доклад

5

Особенности стиха комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Драматический вольный ямб. Концепция Б. В. Томашевского.

1

5

1

1

1

1

Письменная контрольная работа


6

Своеобразие языка русских романтиков (на примере В. А. Жуков-ского). Концепция поэтического слова в стихотворении «Невыразимое». Лингвостилистический анализ стихотворения.

1

6

1

1

1

1

Доклад

7

Роль А. С. Пушкина в становлении русского литературного языка. Концепция В. В. Вино-градова.

1

7

1

1

1

1

Устный опрос

8

Язык и стиль романтических элегий Пушкина. Анализ поэтического языка элегии «Погасло дневное светило…». «Пейзаж души» (А. Н. Веселов-ский) в лирике Пушкина и языковые средства его создания. Лирический вольный ямб (по В. В.  Томашевскому)

1

8

1

1

1

1

Письменная контрольная работа

9

«Высокий» и «низкий» стиль в поэзии А. С. Пушкина. Пушкин – «поэт действительнос-ти». Анализ С. М. Бонди истории создания стихотворения «Зимнее утро» (от «черкесского коня» к «бурой кобыл-ке»). Анализ стихотворения «Вновь посетил…»

1

9

1

1

1

1

Письменная контрольная работа



10

Язык философской лирики Пушкина. Лингвостилический анализ стихотворений «Пророк», «Воспоминание», «Отцы пустынники и жены непорочны»

1

10

1

1

1

1

Доклад

11

Роман в стихах «Евгений Онегин» (раздел 1). Своеобразие языка и стиха.

1

11

1

1

1

1

Устный опрос

12

Роман в стихах «Евгений Онегин» (раздел 2). Своеобразие языка и стиха. Национально-культурные феномены в лексике романа. Наблюдения В. Набокова.

1

12

1

1

1

1

Письменная контрольная работа


13

Своеобразие языка и стиха поэм А. С. Пушкина. Анализ поэмы «Медный Всадник». Роль развернутых метафор. Символика. Поэтический язык и стиль поэмы.

1

13 .

1

1

1

1

Доклад

14

Поэты – современники Пушкина: своеобразие поэтического стиля. П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг и др.

1

14

1

1

1

1

Доклад

15

Поэты – современники Пушкина. Язык и стих поэзии Е. А. Боратын-ского.

1

15

1

1

1

1

Доклад

16.

Своеобразие языка лирики М. Ю. Лермонто-ва. Система тропов. Роль поэтических символов. Своеобразие синтакси-ческих конструкций, поэтических фигур в ли-рике Лермонтова. Анализ стихотворений «Парус», «Утёс», «Тучи», «Выхожу один я на дорогу», «Сон», «Родина», «Пророк».

1

6

1

1

1

1

Устный опрос

17.

Народно-поэтический язык в поэзии М. Ю.Лермонтова. Анализ «Песни про… купца Калашникова».

1

17.

1

1

1

1

Доклад

18.

Своеобразие языка поэм М. Ю. Лермонтова (раздел 1-й). Анализ поэм «Мцыри» и «Демон».

1

18

1

1

1

1

Письменная контрольная работа









1
















зачет




Итого






18

18

18

18




  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины ХIХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей первой половины...
Хх века; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые...

Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины ХIХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей первой трети...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...

Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины ХIХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx...
Хiх–хх веков; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть...

Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины ХIХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей второй трети...
«медленного чтения», то есть умению видеть и понимать роль и значимость любого лингвистически выраженного элемента художественного...

Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины ХIХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины...
Хх века; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые...

Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины ХIХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы первой половины ХХ века (20-е – 50-е годы)

Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины ХIХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма учебной дисциплины актуальные проблемы изучения русской...
Актуальные проблемы изучения русской литературы второй половины ХХ – начала ХХI века

Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины ХIХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconЗачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год)
Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе...

Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины ХIХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) icon1. литература первой половины XIX века. Романтизм как центральное...
Гофман Е. Т. А. Эликсиры сатаны. Житейские воззрения кота Мурра. Золотой горшок. Кавалер Глюк

Программа учебной дисциплины язык русской поэзии первой половины ХIХ века (лингвостилистический и лингвокультуроведческий аспекты) iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции