3. Проблемы детства, роль воспоминаний о нём




Скачать 0.92 Mb.
Название 3. Проблемы детства, роль воспоминаний о нём
страница 1/20
Дата публикации 06.10.2014
Размер 0.92 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

бабочка

счетчикОбразцы сочинений


Сочинения по реальным текстам учителя русского языка и литературы Н.Г.Харлановой

I.                   Нравственные и социальные проблемы

1)                 По Д. Рубиной. Она немного опоздала… Проблема   памяти о детстве.

2)   По С. Кудряшову. В годовщину празднования пушкинского юбилея… Проблема чести.

3. По Коршуновой. Большинство людей представляет себе счастье… Проблема   умения   быть   счастливым 

4) По Д. Лихачёву. Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу…   

5) По  Д. Гранину. Как украсилась бы жизнь… Проблема самопознания   

6) По В. Тимофееву. Вопрос «Кто виноват?» Почему в нашей стране большая часть населения прозябает в бедности?

II.                Проблемы восприятия искусства и его назначения

1)                 По А. П. Чехову. На святой неделе Лаптевы были в училище живописи на картинной выставке… Проблема   восприятия   искусства       

2)                 По И. Бунину.  По рассказу Книга. Лежа на гумне в омете, долго читал…  О назначении искусства  

3)                 По  Ю. М.  Лотману. Что такое настоящие культурные ценности?  Проблема подлинных культурных ценностей  

4)                 По Ю. Бондареву. Что   такое категория красоты в литературе?

5)                 По Ю. Бондареву. Убыстренный темп современного мира, материальные богатства. О литературе30-х годов

III.             Роль личности в истории

1.                  По В. Ганичеву. На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире… Проблема исторической памяти

2.                  Человек и животные

По А. Морозову (с досрочного ЕГЭ 2011 года)…  Друг, ты чей? О преданности собак

3.                  Проблемы детства, роль воспоминаний о нём


1)                 По Ф. Искандеру с досрочного ЕГЭ 2011 года. Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства

4.                  Роль чтения, книги. Почему меньше стали читать

1)                 По А. Колганову. Всё чаще я думаю о том, что культура сейчас находится в глубоком кризисе.  


2)                 По И. А. Бродскому. Состояние, при котором искусство вообще и литература в частности…О роли литературы 

3)                 По И. А. Бродскому . Книги не столь конечны, как мы сами…  Человек в мире книг. Почему надо читать поэзию  

5.                  Проблема патриотизма  

1)                 По В. Белову. Вот уже две недели живу я в родной деревне… 

2)                  По В. Пескову. С чего краеведение начинается?

6.                  Проблемы экологии

1) По С. Полякову. Осмысливая современную экологическую ситуацию на Земле… 

2)По Ф. Сологубу. Стихии  давно уже против нас…

7.                  Любовь и дружба, их значение в жизни человека

1)                 По Е. А. Сикирич.  Пустой тратой времени являются попытки оценить  взаимоотношения… 2)Проблема отношений с другими людьми (что объединяет людей)

 

I.Нравственные проблемы

По Д. Рубиной. Она немного опоздала… Проблема   памяти о детстве.


Исходный текст

     (1)Она немного опоздала, во дворе все лавки были заняты публикой. (2)Её, однако, ждало место на огороженной скамеечке, где сидели несколько известных театральных личностей. (З)Она перездоровалась со знакомыми, села и огляделась. (4)Всё продумано: спектакль из пятидесятых-шестидесятых, играется в естественных декорациях московского двора, ничего и мастерить не надо. (5)3десь всё осталось таким, каким было в те годы. (б)Разве что на одну из стен дома нарочито вывесили старый гобелен.

    (7)Она достала из сумочки очки, всмотрелась... (8)Точно такой тканый гобелен с бахромой висел над её топчаном в родительской квартире на протяжении многих, многих лет. (9)Точно такой гобелен: на нём вытканы семья оленей, спустившихся к водопою, мельница на ручье, далёкие зовущие горы...

     (10)Минут через десять стало смеркаться, вышли актёры, и началось действие.

(11)Она никак не могла сосредоточиться. (12)Вид гобелена, спутника её детства и юности, вывешенного на всеобщее обозрение, мешал следить за актёрами.

    (13)Вдруг вспомнился целый веер давно позабытых картинок. (14)Бабушка кормит её кашей прямо в постели. (15)Вышитые на новеньком гобелене персонажи присутствуют здесь весьма активно и как декорации, и как участники действа...

     (16)Бабушкина крапчатая рука с ложкой послушно упиралась в гобеленовый куст, из которого торчала голова с ушками, затем мирно следовала в соседний, братски распяленный рот.

    (17)А потом, в школьные годы, - как сладко было болеть под её гобеленом! (18)Главное, можно было лежать в обнимку с книжкой или даже несколькими книжками, меняя их попеременно, ведь всё знаешь наизусть, и это особенно сладко.

     (19)Однажды, в девятом классе, она попала в дом к соученице, дочери известного в городе адвоката. (20)Выросшая в семье весьма небольшого достатка, никогда прежде она не видела такого богатства - всех этих серебряных приборов с вензелями во время будничного семейного обеда, этой старинной тяжёлой мебели, этих огромных, нежного витиеватого рисунка ковров.

(21) — Тот персидский, - сказала дочь адвоката, кивая на стенку столовой, — а в папином кабинете висит настоящий пешаварский, дедушкин. (22)Ему почти сто лет...

(23)Что дёрнуло её за язык сказать:

(24) — У нас тоже есть ковёр, не такой большой...

(25)Её подруга смешно сморщила нос и проговорила мягко:

(26) - У вас не ковёр, а гобелен с уточками... (27)Вся эта мещанская пошлость была в моде лет десять назад.

(28)Она прибежала домой и в припадке возмущённого стыда принялась срывать с гвоздиков свой гобелен.

(29) - Ты что? - спросила мать за её спиной. (30) - Что с тобой?

(31)  - Потому что  это - пошлость, пошлость!  - запальчиво выкрикнула она.

(32) — А! - сказала мать. (33) - Ты это где сегодня подхватила? (34)И, выслушав все, что, задыхаясь от обиды, выпалила ей дочь, проговорила спокойно:

(35) — Вот это и есть - пошлость. (З6)Повесь гобелен на место, вымой руки и иди есть.

(37)И она, бессильно всхлипывая, повесила гобелен, села под его раскидистой кроной и заплакала, сквозь злые слёзы рассматривая до миллиметра знакомые пеньки, траву и островерхие горы вдали...

(38)Прошло ещё несколько лет, гобелен прохудился в районе мельницы, мама сделала из него красивую наволочку на подушку.

(39)Вот что забавно: не так давно подушка перекочевала в их новую квартиру.

(40) — Ну, как спектакль? - спросила дочь, вернувшись с какой-то своей тусовки.

 (41) -Там, знаешь, вывесили гобелен... -улыбаясь, сказала она.

(42) - Что за гобелен?

(43)-Ну, точно такой, как наш... (44)Помнишь?

(45)-Нет, не помню...

(46) - Погоди ! (47)Как это - «не помню»? !

(48) — О Го-осподи-и! — дочь вздохнула, закатила глаза, пошла ставить чайник.

(49)А у неё вдруг сжалось сердце, щемящая обида подкатила к горлу.

(50) - Ты ничего не помнишь! - воскликнула она. (51)Безразличие - вот знамя вашего поколения!

(52) - Знамя?! - дочь фыркнула. (53) - Ну, мать, ты даёшь! - и ушла к себе.

(54) - Что ты пристала к ней со своим гобеленом? - вполголоса спросил муж. (55) — Это твои детство и юность, вот и люби их на здоровье, при чем тут девочка?

(По Д. Рубиной)

Информация о тексте

Основные   проблемы


Авторская позиция

1) Проблема   памяти.   (Что   остаётся   в   человеческой памяти от такого важного периода, как детство?)


1) Память   могут  оживить   самые   непритязательные вещи       из      прошлого,      которые       покажутся прекрасными,  потому что  связаны с  детством  и юностью.

2)  Проблема поколений. (Кто из героев прав в своём отношении к воспоминаниям?)


2)  Дочь героини ещё слишком молода, чтобы так же трогательно относиться к воспоминаниям, как её взрослая мать.

3) Проблема истинных  и ложных ценностей. (В чём ценность для героиня простого тканого гобелена?)

3)  Истинные   ценности  в   жизни   —   это   те   события, которые   в   ней   происходят,   и   память   об   этих событиях.

Сочинение

   Память о детстве… Порой одна незначительная деталь, какой-то предмет, старая фотография поднимают в душе щемящее чувство ностальгии. О таком событии, о том, как вид старого гобелена  возвращает героиню рассказа «Гобелен» в детство, повествует

Д. Рубина. Сам же рассказ заставляет нас задуматься над проблемой памяти о прошлом. Что   остаётся   в   человеческой памяти от такого важного периода, как детство? Вот вопрос, над которым заставляет нас задуматься Дина Рубина,  современная писательница, автор замечательных повестей и романов.

   Автор рассказывает нам о женщине, которая  встретилась с детством, неожиданно вернулась в него на спектакле, проходившем под открытым небом. «Вдруг вспомнился целый веер давно позабытых картинок». Эти воспоминания дороги ей, и она спешит поделиться ими с близкими. Но те не спешат разделить её чувства.  Дочь героини ещё слишком молода, чтобы так же трогательно относиться к воспоминаниям, как её взрослая мать, а муж говорит: «Это твои детство и юность, вот и люби их на здоровье, при чем тут девочка?»

  Дина Рубина не морализует, не навязывает читателю свою позицию Просто она всем строем своего рассказа, подбором слов, фактов дает возможность читателю самому сделать вывод и определить авторскую позиции. А она, на мой взгляд, такова:  память   могут  оживить   самые   непритязательные вещи  из прошлого,  которые  покажутся прекрасными,  потому что  связаны с  детством  и юностью, близким людям надо относиться к привязанности старших к этим вещам с пониманием, это часть истории семьи.

   Не знаю, насколько верно поняла я позицию автора, но то, что помнить о детстве, быть внимательным к родным, сохранять семейные реликвии и традиции, бесспорно. В каждом доме, я думаю, есть альбом со старыми семейными фотографиями, есть вещица, которая сегодня кажется смешной и ненужной, но она – кусочек прошлого вашей семьи. У моей бабушки есть старый проигрыватель, который у меня всегда вызывает улыбку, недоумение. Он похож на маленький коричневый ящичек, в нём круглый крутящийся диск, смешное приспособление, которое надо приподнять и поставить на пластинку. Пластинки! О них надо сказать особо: это большие круглые черные диски с дырочкой посередине. В наш век аудиотехники, компьютеров, флешек, на которых можно сохранить записи тысячи мелодий,  это «чудо техники» выглядит нелепо, но видели бы вы лицо моей бабушки, когда она слушает свои пластинки! Всякое желание подсмеиваться над ней исчезает моментально.

   Вспоминаю «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачёва. Там есть письма, названные «Память» и «Память культуры». В них автор говорит, что благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим, память — преодоление времени, преодоление смерти. Важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. С любви к своей семье, родному дому, к своей малой родине  начинается любовь к родной стране, ко всему земному шару.

    Говоря о проблеме памяти, поднятой Д. Рубиной, не могу не вспомнить ещё об одной книге, случайно прочитанной мною. Это книга Даниила Гранина «Керогаз и все другие: ленинградский каталог».  Она необычна, это альбом оживших воспоминаний, музей забытых старых вещей. Когда уходят вещи, с ними уходит эпоха. На страницах книги упоминаются милые сердцу автора, жителя Ленинграда 30-х годов XX века, вещи и вещицы: керогаз, галоши и гамаши, буфеты и комоды со слониками, плакаты Осоавиахима, кожанки и толстовки. Смешные, несуразные и старомодные знаки, оставленные временем, они вдруг преображаются и становятся памятью для грядущих поколений.

  Милые, порой смешные и такие несовременные вещицы из детства наших мам и пап, дедушек и бабушек нужно хранить, относиться к ним хотя бы с уважением, если их любят ваши близкие.  В них наша память, а память — основа совести и нравственности,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. Проблемы детства, роль воспоминаний о нём icon Сценарий составила и провела
Его сказки известны и любимы нами уже с детства. Родился поэт в Москве два века назад. С раннего детства он был окружен заботой и...
3. Проблемы детства, роль воспоминаний о нём icon Лев дейч роль евреев в русском революционном движении
Вот Дейч на стр. 10 нумерации Дейча, говорит «евреи играли третьестепенную роль, лишь в немногих случаях второстепенную». При этом...
3. Проблемы детства, роль воспоминаний о нём icon Программа курса коррекционная и специальная педагогика для специальностей...
Система образования наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности...
3. Проблемы детства, роль воспоминаний о нём icon Конкурс работников образования «всероссийский интернет-конкурс педагогического...
Не правда ли есть что-то волшебное в этом слове? О нем написаны горы книг, его изучает особая наука – театроведение. Ему театру посвящены...
3. Проблемы детства, роль воспоминаний о нём icon Исследовательская работа по литературе Автор: Суровцев Иван 7 «А» класс мкоу «Лицей №1»
Арина Родионовна играла великую роль в жизни Пушкина. О няне Пушкина мы знаем уже с детства. Всю душу отдала Арина Родионовна первенцу...
3. Проблемы детства, роль воспоминаний о нём icon Дворянскому роду. Получив высшее юридическое образование, стал работать...
«Уэвер-лей» (1814), «Гай Маннеринг» (1816), «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1820), «Монастырь» (1820) и др.). Последние десятилетия...
3. Проблемы детства, роль воспоминаний о нём icon Пояснительная записка Идея содержания программы
Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие....
3. Проблемы детства, роль воспоминаний о нём icon Государственное бюджетное
Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие....
3. Проблемы детства, роль воспоминаний о нём icon Конспект урока «Серебряный век русской поэзии»
Проблемы, решаемые обучающимися: что такое «серебряный век»? Какова его роль в литературе?
3. Проблемы детства, роль воспоминаний о нём icon Положение о смотре-конкурсе кабинетов
Целенаправленная, систематическая работа по оснащению кабинета, созданию в нем благоприятных условий для учебной деятельности учеников...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции