Тематическое планирование по литературе 8 «Б» класс. А втор учебника- Г.С. Меркин
(2,5 часа в неделю)
|
№ п/п
|
Дата
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Виды деятельности
|
Развитие речи
|
1
|
|
Художественная литература и история
|
1
|
Работа со статьей учебника. Различные формы творческой защиты страничек читательского дневника (по выбору учащихся)
|
Составление плана
(творческая защита страничек читательского дневника)
|
2
|
|
Исторические песни
|
1
|
Составление тезисного плана статей учебника. Эвристическая беседа, словарная работа (выяснения значения непонятных слов), прослушивание музыкальных записей песен
|
Письменные ответы на вопросы, выразительное чтение исторических песен
|
3
|
|
Р.р Анализ исторической песни
|
1
|
Самостоятельная работа учащихся по анализу исторической песни (с опорой на руководство для самостоятельной работы)
|
Письменные ответы на вопросы, выразительное чтение, составление словаря одной из исторических песен
|
4
|
|
В/чт
Предания в фольклоре и литературной обработке (Ю.М.Леднев «Микитка и грозный царь»)
|
1
|
Эвристическая беседа. Сопоставление образов
|
Выразительное чтение, чтение по ролям.
|
5
|
|
Древнерусская литература. Сказание о Борисе и Глебе. Образы святых
|
1
|
Выразительное чтение монологов Глеба, ответы на вопросы учебника
|
Словарная работа, наблюдение над лексическим составом произведений.
|
6
|
|
Житие Сергия Радонежского В мире художественного слова «Жития….» Образ Сергия
|
1
|
Работа со вступительной статьей учебника, работа с разделом учебника «В мире художественного слова «Жития….»
|
Выразительное чтение, словарная работа, пересказ эпизодов
|
7
|
|
Житие Александра Невского Личность князя
|
1
|
Работа с разделом учебника «В мире художественного слова «Жития….»
|
Выразительное чтение, словарная работа
|
8
|
|
Г.Р.Державин. Ода «Вельможа»-поэтическое открытие поэта (ода-сатира)
|
1
|
Пересказ вступительной статьи учебника, устные ответы на проблемный вопрос
|
Выразительное чтение оды, словарная работа
|
9
|
|
Г.Р.Державин «Памятник»-поэтическое завещание поэта
|
1
|
Анализ стихотворения по вопросам учебника, сопоставление стихотворений М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина
|
Сопоставление произведений, выразительное чтение, словарная работа
|
10
|
|
Р/Р Выразительное чтение наизусть стихотворений Г. Р. Державина
|
1
|
|
|
11
|
|
Н.М.Карамзин. Основные вехи биографии. Сентиментализм в России
|
1
|
Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа, словарная работа (выяснение значения непонятных слов)
|
Различные виды чтения Комментированное чтение повести «Бедная Лиза»
|
12
|
|
Основная проблематика и тематика повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
|
1
|
Эвристическая беседа, подготовка докладов и творческих работ.
|
Словарная работа, выразительное чтение, выборочный пересказ, устная характеристика образа персонажа.
|
13
|
|
Новый тип героя в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
|
1
|
|
14-15
|
|
. Читательская конференция «Поэты пушкинского круга»
|
2
|
Устные сообщения о жизненном и творческом пути В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского, А. А. Дельвига. Н. М. Языкова, выразительное чтение и анализ стихотворений, участие в дискуссии
|
Составление цитатного и тезисного планов, выразительное чтение наизусть
|
16
|
|
. Р/Р
Устное сочинение на тему «Мой Батюшков»
|
1
|
Рассказы о поэте, выразительное чтение, беседа о вопросах учителя, составление вопросов к стихотворениям, составление плана, сбор материалов к сочинению.
|
Поуровневый анализ поэтического текста
|
17
|
|
Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. Тема лицейской дружбы. Стихотворение «19 октября»
« И.И. Пущину»
|
1
|
Подготовка сценария заочных экскурсий в Царское Село и Михайловское, эвристическая беседа, работа с материалами рубрики «В мире художественного слова А.С.Пушкина»
|
Подробный план статьи учебника, подбор синонимов к словам и словосочетаниям: вотще, докучный, пленительная привычка, затворник опальный.
|
18
|
|
. Пушкин и Кюхельбекер: две судьбы, два поэта.
|
1
|
Эвристическая беседа, анализ стихотворений по плану
|
Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина, посвященного теме лицейской дружбы (по выбору учащихся)
|
19
|
|
|
|
|
|
20
|
|
. А.С.Пушкин. «Пиковая дама» Система образов
|
1
|
Комментирование чтение, эвристическая беседа
|
Различные виды пересказов, характеристика образа.
|
21
|
|
Характеристика главного героя
|
1
|
|
22
|
|
А.С.Пушкин «Песни о Стеньке Разине» Сходство и различие исторических песен о Степане Разине и произведения АС Пушкина
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24
|
|
Творческая истории повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
|
1
|
Выразительное чтение, комментированное чтение, составление подробного плана статьи учебника «Творческая история повести.
|
Словарная работа, составление подробного плана, вопросов к 1 главе.
|
25
|
|
Особенности композиции повести Комментированное чтение первой главы
|
1
|
26
27
|
|
Воспитание Петруши Гринева
|
2
|
Ответы на вопросы учебника, тезисный план, характеристики персонажей
|
Пересказ, выборочное чтение, анализ
|
28
|
|
Петр Гринев и Пугачев в Белогорской крепости
|
1
|
Анализ эпизода художественного текста по тезисному плану, беседа по вопросам учителя
|
Словарная работа, различные типы пересказов, участие в беседе(анализ 3 – 5, 6 – 9 глав повести.
|
29
|
|
Защитники Белогорской крепости. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию
|
1
|
Подбор цитат для характеристики персонажа. Подготовленные пересказы глав и эпизодов, обобщение учителя с записью в тетрадях
|
Различные виды пересказа, составление словаря для характеристики персонажа
|
30-31
|
|
Р/Р
34-35. Сочинение по повести «Капитанская дочка» на одну из тем:
-
Как автор и рассказчик относятся к Пугачеву и народному восстанию?
-
Какие качества характера и поведения Петра Гринева ценит А.С.Пушкин?
-
За что можно любить и ценить Машу Миронову?
|
2
|
Эвристическая беседа, составление сложных планов, подбор эпиграфов, редактирование сочинений, написание сочинения
|
Эвристическая беседа, составление сложных планов, подбор эпиграфов, написание сочинения
|
32
|
|
|
|
|
|
33
|
|
М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри». Идейное содержание поэмы.
|
1
|
Работа над вступительной статьей учебника о вопросам, выразительное чтение поэмы, обмен впечатлениями после чтения и прослушивания произведения
|
Выразительное чтение, составление словаря для характеристики персонажа.
|
34
|
|
Особенности построения поэмы «Мцыри» Анализ эпизодов
|
1
|
Ответы на вопросы учебника. Эвристическая беседа, подбор цитат для характеристики персонажа.
|
Участие в беседе, устное словесное рисование.
|
35
36
|
|
Р/р
39. Письменный ответ по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Примерные темы:
-
почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)
-
Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
|
2
|
Эвристическая беседа , составление сложных планов, подбор эпиграфов, редактирование сочинений, написание сочинения «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова (В.Г.Белинский)
|
Эвристическая беседа , составление сложных планов, подбор эпиграфов, написание сочинения
|
37
|
|
Р/Р Выразительное чтение наизусть отрывка поэмы «Мцыри»
|
1
|
|
|
38
39
|
|
Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. История создания комедии «Ревизор» Знакомство с сюжетом и героями
|
2
|
Составление плана статьи учебника. Беседа по вопросам учебника
|
Устные рассказы об истории создания произведения
|
40
|
|
. Смятение чиновников (анализ 1 действия)
|
1
|
Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы
|
Различные виды пересказа, чтение по ролям, анализ явления
|
41
|
|
Растерянный Хлестаков и испуганный городничий (анализ 2 действия)
|
1
|
Беседа по вопросам учителя, комментированное чтение
|
Словарная работа, различные виды пересказа, чтение по ролям, анализ явления
|
42
|
|
Триумф Хлестакова (анализ 3 действия)
|
1
|
Эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы
|
Анализ явления, комментирование текста
|
43
|
|
«Дары города» (анализ 4 действия)
|
1
|
Беседа по вопросам учебника, комментированное чтение
|
Анализ явления, комментирование текста
|
44
|
|
«Лестница славы» и позорный крах городничего (анализ 5 действия)
|
1
|
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, участие в дискуссии
|
Участие в дискуссии, анализ явления
|
45
46
|
|
. Р/Р
Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Примерные темы сочинений:
-
Почему Н.В.Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» «немой сценой»?
-
Уездный город глазами столичного гостя
-
почему обманулся городничий?
-
Над чем и как смеется Гоголь?
|
2
|
Эвристическая беседа , составление сложных планов, подбор эпиграфов, редактирование сочинений, написание сочинения
|
Эвристическая беседа , составление сложных планов, подбор эпиграфов, редактирование сочинений, написание сочинения
|
47
|
|
И.С.Тургенев. Основные вехи биографии писателя. Повесть «Ася». Идейное содержание.
|
1
|
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, литературная беседа по вопросам учебника Выборочное чтение и анализ 1 – 13 глав
|
Пересказ, близкий к тексту, составление развернутого плана ответа по теме «Творческая история повести «Ася» составление словаря языка персонажа
|
48
|
|
Образ тургеневской девушки.
|
1
|
Участие в дискуссии, выявление авторской позиции, литературная беседа по вопросам учебника Выборочное чтение и анализ 14 – 22 глав
|
Определение своего круга чтения и оценки художественного произведения (устные ответы учащихся)
|
49
|
|
Драма рассказчика
|
1
|
50
|
|
Вн/ч
И.С.Тургенев о русском языке
|
1
|
Беседа по вопросам учителя и учащихся, подготовка сообщения по плану, составление библиографии по теме урока
|
Выборочный пересказ, отзыв о произведении
|
51
|
|
Н.А.Некрасов. Основные вехи биографии поэта. Судьба и жизнь народная в изображении Некрасова («Внимая ужасам войны…» «Тройка»)
|
1
|
Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворений
|
Выявление языковых средств художественной образности, выразительное чтение, доклады учащихся, составление словаря
|
52
|
|
. А.А.Фет. Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета («Учись у них: у дуба, у березы…» «Целый мир от красоты»
|
1
|
Выразительное чтение. Сбор материалов к письменному анализу стихотворений
|
Выразительное чтение, устное словесное рисование, письменный ответ на вопрос
|
53
|
|
А.Н. Островский. Краткие сведения о писателе. «Снегурочка». Своеобразие сюжета
|
1
|
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, подготовка докладов
|
Чтение по ролям, участие в литературной беседе, обогащение словарного запаса учащихся
|
54
|
|
Центральные образы пьесы «Снегурочка»
|
1
|
Участие в дискуссии, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения
|
Чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление плана статьи учебника «Центральные образы пьесы»
|
55
|
|
В мире художественного слова пьесы А.Н.Островского «Снегурочка»
|
1
|
Подготовка творческих работ на темы:
-
«Снегурочка» и устное народное творчество
-
Роль, которую я хотел бы сыграть в «Снегурочке»
-
Исполнители пьесы и оперы (рассказ об актерах)
|
Выразительное чтение по ролям, подготовка творческих работ
|
56
|
|
Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии. Знакомство с рассказом «После бала»
|
1
|
Эвристическая беседа
|
Выразительное чтение, подготовка вопросов для дискуссии
|
57
|
|
Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала»
|
1
|
Эвристическая беседа, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения
|
Подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на рассказ, составление плана ответа
|
58-59
|
|
Р/р Сочинение по рассказу «После бала» и повести «Ася»
Подготовка к сочинению. Примерные темы сочинений:
-
Почему рассказ называется «После бала»?
-
Варенька и Ася (сопоставительная характеристика)
-
Как Толстой разоблачает полковника?
|
2
|
Определение проблематики произведения, выявление приемов создания образов и художественного своеобразия произведения.
|
Выразительное чтение, сбор материалов к сочинению, составление тезисов и плана сочинения
|
60
|
|
М.Горький. Основные вехи биографии писателя. «Песня о Соколе». Проблема цели и смысла жизни в произведении
|
1
|
Творческое чтения языковые средства художественной образности, определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворений.
|
Выразительное чтение, участие в литературной беседе по вопросам учебника
|
61
|
|
М.Горький. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Макар Чудра». Система образов
|
1
|
Комментированное чтение, беседа по вопросам учителя и учащихся, анализ художественных произведений по тезисному плану.
|
Индивидуальная характеристика героев
|
62
|
|
В.В.Маяковский. краткие сведения о поэте. Идейно-художественное своеобразие произведения «Хорошее отношение к лошадям»
|
1
|
Выявление проблематики и художественной идеи произведения, литературная беседа по вопросам учебника
|
Устный отзыв о прочитанном произведении, выразительное чтение
|
|
|
Сатира начала XX века
|
|
|
|
63
|
|
Большие проблемы «маленьких людей» в рассказах Н.А.Тэффи и М.М.Зощенко
|
1
|
Эвристическая беседа, работа с разделами учебника «В мире художественного слова…»
|
Различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа
|
64
|
|
Д.Б.Кедрин. Краткие сведения о поэте. Идейно-художественное своеобразие стихотворения «Зодчие»
В художественном мире стихотворений Н.А.Заболоцкого
|
1
|
Эвристическая беседа по вопросам учителя и учащихся
|
Составление тезисов
|
65
|
|
. Р/Р Выразительное чтение наизусть стихотворений Н Заболоцкого и Д Кедрина
|
1
|
Эвристическая беседа, анализ стихотворения по плану.
|
Выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
|
66
|
|
А.Грин. Основные вехи биографии. Сюжет и композиция повести «Алые паруса»
|
1
|
Комментированное чтение
|
Различные виды пересказа, выразительное чтение
|
67
|
|
Вопросы любви, добра и доброты в повести А.Грина «Алые паруса»
|
1
|
Эвристическая беседа
|
Сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия
|
68
|
|
. В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек, война, литература и история в рассказе В.П.Астафьева«Фотография, на которой меня нет»
|
1
|
Устные рассказы о жизни писателя, эвристическая беседа по вопросам учебника
|
Различные виды чтения
|
69
|
|
Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Отношения автора к событиям и персонажам.
|
1
|
Подготовка сообщения, составление плана ответа на вопрос
|
Сложный план к сочинению, подбор эпиграфа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поэзия периода Великой Отечественной войны
|
|
|
|
70-71
|
|
Вн/ч
Литературный вечер «Музы не молчали»
|
2
|
Выразительное чтение. Участие в литературной беседе.
|
Выразительное чтение. Участие в литературной беседе.
|
|
|
А.Т. Твардовский
|
|
|
|
72
|
|
Судьба страны в поэме Твардовского «За далью – даль»
|
1
|
Выразительное чтение. Участие в литературной беседе.
|
Различные виды чтения, цитатный план
|
73-74
|
|
. В.Г.Распутин. Нравственная проблематика повести «Уроки французского»
|
2
|
Подготовка сообщения, составление плана ответа на вопрос, участие в литературной беседе
|
Составление словаря понятий, подготовка тезисов к диспуту
|
75
|
|
Р/Р Письменный ответ по произведениям В.Распутина и В. Астафьева
|
1
|
|
|
76-77
|
|
. «Все в мире движимо любовью» (по страницам произведения В.Шекспира «Ромео и Джульетта»)
|
2
|
Литературная беседа по вопросам учебника, подготовка сообщения
|
Чтение по ролям, подготовка сообщения
|
78-79
|
|
М.Сервантес «Дон Кихот»:основная проблематика и художественная идея
Система образов романа «Дон Кихот»
|
2
|
Литературная беседа по вопросам учебника, подготовка сообщения
|
Различные формы пересказа, сообщения учащихся
|
80-84
|
|
Литературные викторины по изученным произведениям
|
1
|
|
|
85
|
|
Рекомендационный список литературы для летнего чтения
|
1
|
|
|