Скачать 113.59 Kb.
|
Открытый урок В.И.Тышнюк, учитель начальных классов ГОУ 'СОШ No 1297: г. Москва "Местоимение как часть речи" Урок русского языка в 3-м классе Цель урока: Ознакомить обучающихся с особенностями местоимения как части речи, с его признаками и ролью в речи человека. Задачи: -образовательные:
- умения анализировать, сравнивать, обобщать, обосновывать свой выбор; • совершенствовать орфографическую зоркость учащихся; развивающая: развивать у обучающихся коммуникативные способности, творческий потенциал, устную и письменную речь, умение делать оптимальный выбор, память, мышление, внимание; воспитательные: • формировать у обучающихся навыки работы в паре; • воспитывать у детей культуру диалогового общения; • формировать самостоятельные учебные действия обучающихся. Оборудование: • мультимедийный проектор, презентация по теме "Местоимение как часть речи"; • индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями {тексты заданий должны быть подобраны таким образом, чтобы обучающиеся в конце урока могли их использовать для подготовки газеты по рубрикам "Новости», «Это интересно», "Реклама); • толковые и орфографические словари; - таблица со шкалой оценивания; • таблички с названиями отделов издательства {"Отдел новостей" "Отдел информации и рекламы", "Отдел писем (корреспонденции)"); • табличка со словом "указывают"; • карточки с изображениями людей и персонажей из заданий;
• Р-Н. Бунеев. Русский язык. Методические рекомендации для учителя; • Р.Н. бунеев. Маленькая дверь в большой мир. Открытый урок Ход урока 1. Организационный этап. Настрой обучающихся на работу {2 мин) Учитель: Здравствуйте, ребята! Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените русский язык и вам нравится учиться - этот урок для вас. Представьте, что у вас в ладонях чаша, наполненная "добротой", осторожно и бережно перелейте часть своей доброты другу. Подарите окружающим добро. (Дети "делятся" добротой и желают друг другу удачи,) Надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас на протяжении всего урока. Сегодня мы познакомимся с профессией корректора (вешает табличку с этим словом). Кому знакомо значение этого слова? Дети: Корректор - работник издательства, газеты или типографии, который вносит исправления в тексты. Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек данной профессии? Дети: Внимательность, аккуратность. Учитель: Правильно. А также ответственность. Теперь представьте, что наша классная комната - издательство, а каждый из вас - корректор. Работать вы будете в парах, группах, но в разных отделах: "Отделе новостей", "Отделе информации и рекламы", "Отделе писем (корреспонденции)" Вспомните основное правило работы в группе и паре. Дети: Помощь друг другу, доброта, поддержка. Учитель: Верно. Ваша работа сегодня будет оцениваться следующим образом: если вы справились с заданием, вам будет начислено 2 балла; если будете в чем-то сомневаться - 1 балл; если ошибетесь - 0 баллов. Премия - 1 балл. (Учитель но доске размещает таблицу с оценочной шкалой.) (Физкультурная минутка. Дети выполняют самомассаж кистей рук.) 2. Актуализация знаний обучающихся (5 мин) Учитель: Несмотря на то что корректор очень грамотный человек, ему часто приходится обращаться к словарям. Начнем наш трудовой день со словарной работы, при необходимости прошу обращаться к словарям. (На столах у обучающихся орфографические и толковые словари.) Проверим, как вы выполнили домашнее задание и что узнали о словах "издательство", "реклама" и "газета'. (Учитель проводит словарный диктант. После этого осуществляется взаимопроверка с учетом следующих показателей: работа выполнена без ошибок - 2 балла, 1 ошибка -1 балл, 2 ошибки - 0 баллов; каллиграфически правильно выполненная работа - / балл.) Объясните значение записанных слов. (Обучающиеся объясняют лексическое значение каждого слова.) Что объединяет эти слова? Дети: Это имена существительные. Учитель: Что вы знаете об имени существительном? (По ходу ответов на доску прикрепляются таблички с характеристикой существительного.) Дети: Имя существительное - часть речи, обозначает предметы, людей, явления при роды. Отвечает на вопросы "Кто?" или "Что?" Может быть собственным или нарицательным, одушевленным и неодушевленным. Бывает мужского, женского или среднего рода. Изменяется по числам. Открытый урок Учитель: Молодцы! С первым заданием вы справились. (За каждый устный ответ обучающимся начисляется по1 баллу.) 3. Постановка учебной задачи (3 мин) Учитель: Теперь представьте, молодой журналист издательства написал статью. Редактор дал вам задание исправить текст. Прочитайте его и скажите, почему редактор— остался недоволен статьей? Как исправить текст, чтобы избежать повторов? Сова Сова - хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные копи и чуткие уши. Совы живут по всему свету. Совы обитают в лесах, пустынях, горах. Сову можно встретить во всех природных зонах нашей страны. (Обучающиеся читают текст и замечают повтор слова "сова") Учитель: Как исправить текст, чтобы избежать повтора? Дети: Заменить другими словами. Учитель: Правильно. Отредактируйте данный текст, заменив существительное «сова»словами другой части речи. Запишите эти слова в тетрадь. (Обучающиеся выполняют задание.) Прочитайте записанные слова. На кого в тексте они указывают? (Дети читают записанные слово и говорят, что они указывают на существительное "сова".) К какой части речи можно отнести эти слова? (Обучающиеся делают различные предположения, кто-то произносит: "местоимение", либо учитель называет это слово сам.) Сформулируйте тему урока и задачи, которые нужно решить? Дети: Узнать, что это за слова и какую роль они выполняют в речи. (Учитель записывает на доске тему урока "Местоимение как часть речи" дети фиксируют ее в тетрадях.) 4. Постановка и решение проблемы (7 мин) Учитель: Попробуйте определить значение этого слова. Дети: Местоимение - дословно "место имени" ставится вместо имени... Учитель: Молодцы! Давайте докажем это на примере следующего предложения. (Дети под диктовку записывают предложение "Медвежонок гулял по полянке") Выделите грамматическую основу предложения, кто сможет, определите второстепенные члены предложения. (Дети выполняют задание.) Проверьте и оцените себя по шкале баллов. (Дети проверяют и оценивают работу.) Замените подлежащее местоимением. Как теперь будет звучать это предложение? Дети: Он гулял по полянке. Учитель: На кого указывает местоимение он? Дети: Указывает на медвежонка. Учитель: Вместо какой части речи вы употребили местоимение? Дети: Вместо имени существительного. Учитель: На какой вопрос отвечает местоимение? Дети: Местоимение отвечает на вопросы "Кто?" и "Что?" Учитель: Какое интересное это местоимение! Может заменять существительное, как запасной игрок... А как вы думаете, можно ли все существительные заменить местоимением? (Обучающиеся выдвигают свои предположения.) Послушайте стихотворение, может, оно поможет вам ответить на поставленный вопрос: Открытый урок Сказали мне, что с нею вы При них на берегу его ловили. Но, увы, я плавать не могу. Мы вам ее, она нам их, Вы им, обратно нам. Он с нею к нам опять, А мы с ним - к ней от вас. И мне известно, что оно Любить и вас и нас должно. Вы поняли, о чем это стихотворение? Дети: Нет, не поняли. Учитель: Может быть, вы назовете предмет, о котором идет речь, или главную мысль стихотворения? Дети: Мы не можем определить предмет или назвать главную мысль. Учитель: Почему? Дети: Предмет не назван. Учитель: Но ведь в стихотворении было много местоимений. Какова была их роль? Дети: Они заменили имена существительные, но не назвали их. Учитель: Итак, что мы можем сказать про местоимения: любое ли существительное они могут заменить? Какой вывод сделаем? Дети: Нет, потому что местоимение только указывает на предмет, но не называет его. 5. Первичное закрепление нового материала и систематизация знаний (5 мин) Учитель: Давайте поближе познакомимся с признаками местоимений. Сейчас местоимение проведет "самопрезентацию" Ваша задача - определить особенности этой части речи. Работа будет происходить в группах по отделам. (Обучающиеся работают в группах по отделам. На карточках - "самопрезентацоя" местоимения: Я заменить могу любые части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне нужно указать.) Итак, какие особенности местоимения вы выделили? Дети: Заменяют другие части речи. Указывают на предметы. (Учитель прикрепляет на доску табличку со словом "указывают*) (Физкультурная минутка. Дети выполняют движения под стихотворение, которое читает учитель.) б. Систематизация нового материала (8 мин) Учитель: А как вы думаете, много ли в нашей речи местоимений? (Дети предлагают свои варианты ответа.) Оказывается, в русском языке 69 местоимений, но по частоте употреблений они занимают третье место среди других частей речи. Почему же так часто употребляют местоимения? Дети: Они быстро произносятся, экономят время, ими можно заменить другие части речи... Открытый урок Учитель: Чтобы увидеть разнообразие местоимений и понаблюдать за их ролью в нашей речи, вы получаете творческое задание: вставить в текст подходящие по смыслу местоимения. (Дети получают карточки разного цвета с текстами разного уровня спорности, работают в парах.) Какие местоимения вы вставили? Назовите их. (Учитель проводит фронтальный опрос обучающихся, вовремя проверки карточки с местоимениями крепит на доску) Дети: Мы, они, ты, я, он! она, мы, я... Учитель: Соотнесите иллюстрации с данными местоимениями. (Детям выдаются карточки с изображением одного или нескольких персонажей, которые фигурировали в тексте. Дети прикрепляют под местоимениями соответствующую картинку.) На кого указывают все эти местоимения? (Дети предлагают свои варианты ответов.) Давайте подумаем, на что еще могут указывать местоимения, например, "я" "мы", "ты","вы","он", "она" "они", придумайте название этим местоимениям. А теперь посмотрите, как назвали их ученые-лингвисты. (На слайде: я, мы, ты, вы, он, она, они - личные местоимения. Они указывают на лицо, которое участвует в речи.) Это лишь небольшая часть всех местоимений русского языка. На какие группы можно разделить личные местоимения? (Учащиеся за партами и у доски распределяют местоимения на две группы по чис- лам: единственного и множественного числа.) Рассмотрим таблицу деления личных местоимений на группы. (Таблица изображена на слайде.) Личные местоимения [ Лицо ] Единственное число Множественное число __1 Я Мы __2 Ты Вы 3 Он. она, оно Они Назовите местоимения 1-го лица. (Ответ: я, мы.) Назовите местоимения 2-го лица. (Ответ: ты, вы.) Назовите местоимения 3-го лица. (Ответ: он, она, оно, они.) Чем место- имения 3-го лица отличаются от других? Дети: В единственном числе у них можно определить род. Учитель: Верно! Эта таблица поможет вам выполнить следующие задания. (Физкультурная минутка 'Я, ты, он, она) Закрепление пройденного материала (13мин) Учитель: Отделы "Писем" и "Новостей" получают задание. Открытый урок (На слайде - слова, перечисленные в четыре строки: Я, они, ты, но. Но, оно, она, они. Мы, Яна, ты, вы. Он, вы, они, мы.) (В каждой строке найдите и вычеркните лишнее слово. Затем проверьте друг друга и выставьте заработанные баллы. (Дети выполняют задания но карточках, затем осуществляют взаимопроверку по эталону на слайде, выставляют баллы.) Отдел информации получает особое задание: исправить в тексте речевые ошибки в употреблении личных местоимений. Выпишите исправленные местоимения и укажите их лицо, число и, если возможно, род. Оцените свою работу по шкале баллов. Текст Вернулся хозяин и Каштанка пошла за ним. Она ходила около его и следила за всеми него движениями. Хозяин взял блюдечко и налил в его воды. (Обучающиеся выполняют задание, осуществляют взаимопроверку по эталону на слайде, выставляют баллы) Теперь снова задание для отделов "Писем" и "Новостей". Запишите оставшиеся в строке местоимения, укажите их лицо, число и, если есть, род. Первый отдел записывает первую строку, втором отдел - вторую строку. Проверьте друг друга и выставьте заработанные баллы. (Обучающиеся выполняют задание, осуществляют взаимопроверку по эталону на слайде, выставляют баллы) Теперь проверим группу корректоров отдела "Информации". Они исправляли ошибки в употреблении местоимений в тексте. Давайте послушаем, что у них получилось. (Обучающиеся читают исправленный текст.) Вы справились с заданиями, рабочий день скоро закончится. Подсчитайте заработанные баллы. (Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.} Итоговым заданием будет творческая работа - выпуск газеты. Каждый отдел готовит свою рубрику: отдел «Новостей» - "новости" отдел "Писем" - "это интересно", отдел "Информации" - рекламу. Можно использовать весь материал урока, ваши карточки, задания, дополнительный материал, можно сделать иллюстрации. Желаю успеха! (Обучающиеся выполняют задание.) Учитель: Молодцы, ребята! Запишите задание на дом- сочинить сказку "Приключения местоимения". 8. Итог урока. Рефлексия (2 мин) Учитель: Что для вас сегодня было открытием? Что вызвало интерес? В чем вы испытывали трудности? Что еще хотели бы узнать о местоимении? (Дети отвечают.) благодарю вас за урок! |
Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» |
Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний" |
||
Моу «сош им. П. П. Грицая ст. Солдатской Прохладненского района кбр»... Цель: показать роль русского языка в современном мире; развивать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному языку |
Урок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество.... |
||
Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся... Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения... |
Урок русского языка в 5 классе Тема: Введение в морфологию Анализ текста. ( Текст отпечатан на компьютере, спроектирован на экран. Слайд №1) |
||
Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,... |
Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин... Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является... |
||
Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал…» Ковалева Н. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края |
Урок русского языка в 7 а классе Тема: «Склонение имен существительных» Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |