Урок русского языка в 3-м классе




Скачать 113.59 Kb.
Название Урок русского языка в 3-м классе
Дата публикации 06.10.2014
Размер 113.59 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Открытый урок

В.И.Тышнюк, учитель начальных классов

ГОУ 'СОШ No 1297: г. Москва

"Местоимение как часть речи"

Урок русского языка в 3-м классе

Цель урока: Ознакомить обучающихся с особенностями местоимения как части
речи, с его признаками и ролью в речи человека.

Задачи: -образовательные:

  • ознакомить обучающихся с грамматическим значением и признаками местоимения;

  • формировать у детей:




  • познавательные потребности;

  • навыки употребления местоимения в речи;

- умения анализировать, сравнивать, обобщать, обосновывать свой выбор;

• совершенствовать орфографическую зоркость учащихся;

развивающая: развивать у обучающихся коммуникативные способности, творческий потенциал, устную и письменную речь, умение делать оптимальный выбор, память, мышление, внимание;

воспитательные:

• формировать у обучающихся навыки работы в паре;

• воспитывать у детей культуру диалогового общения;

• формировать самостоятельные учебные действия обучающихся.

Оборудование:

• мультимедийный проектор, презентация по теме "Местоимение как часть речи";

• индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями {тексты заданий должны быть подобраны таким образом, чтобы обучающиеся в конце урока могли

их использовать для подготовки газеты по рубрикам "Новости», «Это интересно»,

"Реклама);

• толковые и орфографические словари;

- таблица со шкалой оценивания;
• таблички с названиями отделов издательства {"Отдел новостей" "Отдел информации

и рекламы", "Отдел писем (корреспонденции)");
• табличка со словом "указывают";

• карточки с изображениями людей и персонажей из заданий;

  • карточки с названиями местоимений. Литература:

  • Р.Н. Бунеее, 6.6. Вунеева, ОМ. Пронина. Русский язык, 3 класс;

Р-Н. Бунеев. Русский язык. Методические рекомендации для учителя;

• Р.Н. бунеев. Маленькая дверь в большой мир.


Открытый урок

Ход урока

1. Организационный этап. Настрой обучающихся на работу {2 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените

русский язык и вам нравится учиться - этот урок для вас.

Представьте, что у вас в ладонях чаша, наполненная "добротой", осторожно и береж­но перелейте часть своей доброты другу. Подарите окружающим добро. (Дети "делят­ся" добротой и желают друг другу удачи,) Надеюсь, что хорошее настроение сохранится
у вас на протяжении всего урока. Сегодня мы познакомимся с профессией корректора (вешает табличку с этим сло­вом). Кому знакомо значение этого слова?

Дети: Корректор - работник издательства, газеты или типографии, который вносит
исправления в тексты.

Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек данной про­фессии?

Дети: Внимательность, аккуратность.

Учитель: Правильно. А также ответственность. Теперь представьте, что наша класс­ная комната - издательство, а каждый из вас - корректор. Работать вы будете в парах, группах, но в разных отделах: "Отделе новостей", "Отделе информации и рекламы", "От­деле писем (корреспонденции)"

Вспомните основное правило работы в группе и паре.

Дети: Помощь друг другу, доброта, поддержка.

Учитель: Верно. Ваша работа сегодня будет оцениваться следующим образом: если
вы справились с заданием, вам будет начислено 2 балла; если будете в чем-то сомне­ваться - 1 балл; если ошибетесь - 0 баллов. Премия - 1 балл. (Учитель но доске размеща­ет таблицу с оценочной шкалой.)

(Физкультурная минутка. Дети выполняют самомассаж кистей рук.)

2. Актуализация знаний обучающихся (5 мин)

Учитель: Несмотря на то что корректор очень грамотный человек, ему часто приходится обращаться к словарям. Начнем наш трудовой день со словарной работы, при необходимости прошу обращаться к словарям. (На столах у обучающихся орфографические и толковые словари.)

Проверим, как вы выполнили домашнее задание и что узнали о словах "издатель­ство", "реклама" и "газета'.

(Учитель проводит словарный диктант. После этого осуществляется взаимопроверка с учетом следующих показателей: работа выполнена без ошибок - 2 балла, 1 ошибка -1 балл, 2 ошибки - 0 баллов; каллиграфически правильно выполненная работа - / балл.)

Объясните значение записанных слов. (Обучающиеся объясняют лексическое значе­ние каждого слова.) Что объединяет эти слова?

Дети: Это имена существительные.

Учитель: Что вы знаете об имени существительном? (По ходу ответов на доску при­крепляются таблички с характеристикой существительного.)

Дети: Имя существительное - часть речи, обозначает предметы, людей, явления при­
роды. Отвечает на вопросы "Кто?" или "Что?" Может быть собственным или нарицатель­ным, одушевленным и неодушевленным. Бывает мужского, женского или среднего рода.
Изменяется по числам.


Открытый урок

Учитель: Молодцы! С первым заданием вы справились. (За каждый устный ответ обучающимся начисляется по1 баллу.)

3. Постановка учебной задачи (3 мин)

Учитель: Теперь представьте, молодой журналист издательства написал статью. Ре­дактор дал вам задание исправить текст. Прочитайте его и скажите, почему редактор— остался недоволен статьей? Как исправить текст, чтобы избежать повторов?

Сова

Сова - хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные копи и чут­кие уши. Совы живут по всему свету. Совы обитают в лесах, пустынях, горах. Сову можно встретить во всех природных зонах нашей страны.
(Обучающиеся читают текст и замечают повтор слова "сова")

Учитель: Как исправить текст, чтобы избежать повтора?

Дети: Заменить другими словами.

Учитель: Правильно. Отредактируйте данный текст, заменив существительное «сова»словами другой части речи. Запишите эти слова в тетрадь. (Обучающиеся выполняют задание.) Прочитайте записанные слова. На кого в тексте они указывают? (Дети чита­ют записанные слово и говорят, что они указывают на существительное "сова".) К ка­кой части речи можно отнести эти слова? (Обучающиеся делают различные предполо­жения, кто-то произносит: "местоимение", либо учитель называет это слово сам.) Сформулируйте тему урока и задачи, которые нужно решить?

Дети: Узнать, что это за слова и какую роль они выполняют в речи.

(Учитель записывает на доске тему урока "Местоимение как часть речи" дети фик­сируют ее в тетрадях.)

4. Постановка и решение проблемы (7 мин)
Учитель: Попробуйте определить значение этого слова.

Дети: Местоимение - дословно "место имени" ставится вместо имени...

Учитель: Молодцы! Давайте докажем это на примере следующего предложения. (Дети под диктовку записывают предложение "Медвежонок гулял по полянке")

Выделите грамматическую основу предложения, кто сможет, определите второсте­пенные члены предложения. (Дети выполняют задание.) Проверьте и оцените себя по шкале баллов. (Дети проверяют и оценивают работу.)

Замените подлежащее местоимением. Как теперь будет звучать это предложение?

Дети: Он гулял по полянке.

Учитель: На кого указывает местоимение он?

Дети: Указывает на медвежонка.

Учитель: Вместо какой части речи вы употребили местоимение?

Дети: Вместо имени существительного.

Учитель: На какой вопрос отвечает местоимение?

Дети: Местоимение отвечает на вопросы "Кто?" и "Что?"

Учитель: Какое интересное это местоимение! Может заменять существительное, как запасной игрок... А как вы думаете, можно ли все существительные заменить местоиме­нием? (Обучающиеся выдвигают свои предположения.) Послушайте стихотворение, может, оно поможет вам ответить на поставленный вопрос:

Открытый урок

Сказали мне, что с нею вы

При них на берегу его ловили.

Но, увы, я плавать не могу.

Мы вам ее, она нам их,
Вы им, обратно нам.

Он с нею к нам опять,
А мы с ним - к ней от вас.

И мне известно, что оно

Любить и вас и нас должно.

Вы поняли, о чем это стихотворение?

Дети: Нет, не поняли.

Учитель: Может быть, вы назовете предмет, о котором идет речь, или главную мысль

стихотворения?

Дети: Мы не можем определить предмет или назвать главную мысль.

Учитель: Почему?

Дети: Предмет не назван.

Учитель: Но ведь в стихотворении было много местоимений. Какова была их роль?

Дети: Они заменили имена существительные, но не назвали их.

Учитель: Итак, что мы можем сказать про местоимения: любое ли существительное они могут заменить? Какой вывод сделаем?

Дети: Нет, потому что местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

5. Первичное закрепление нового материала и систематизация знаний (5 мин)

Учитель: Давайте поближе познакомимся с признаками местоимений. Сейчас место­имение проведет "самопрезентацию" Ваша задача - определить особенности этой ча­сти речи. Работа будет происходить в группах по отделам.

(Обучающиеся работают в группах по отделам. На карточках - "самопрезентацоя"
местоимения:
Я заменить могу любые части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне нужно указать.)

Итак, какие особенности местоимения вы выделили?

Дети: Заменяют другие части речи. Указывают на предметы. (Учитель прикрепляет на доску табличку со словом "указывают*)

(Физкультурная минутка. Дети выполняют движения под стихотворение, которое читает учитель.)

б. Систематизация нового материала (8 мин)

Учитель: А как вы думаете, много ли в нашей речи местоимений? (Дети предлагают
свои варианты ответа.) Оказывается, в русском языке 69 местоимений, но по частоте
употреблений они занимают третье место среди других частей речи. Почему же так ча­сто употребляют местоимения?

Дети: Они быстро произносятся, экономят время, ими можно заменить другие части

речи...

Открытый урок

Учитель: Чтобы увидеть разнообразие местоимений и понаблюдать за их ролью в нашей речи, вы получаете творческое задание: вставить в текст подходящие по смыс­лу местоимения.

(Дети получают карточки разного цвета с текстами разного уровня спорности,

работают в парах.)

Какие местоимения вы вставили? Назовите их. (Учитель проводит фронтальный
опрос обучающихся, вовремя проверки карточки с местоимениями крепит на доску)
Дети: Мы, они, ты, я, он! она, мы, я...

Учитель: Соотнесите иллюстрации с данными местоимениями.
(Детям выдаются карточки с изображением одного или нескольких персонажей, которые фигурировали в тексте. Дети прикрепляют под местоимениями соответ­ствующую картинку.)

На кого указывают все эти местоимения? (Дети предлагают свои варианты отве­тов.) Давайте подумаем, на что еще могут указывать местоимения, например, "я" "мы", "ты","вы","он", "она" "они", придумайте название этим местоимениям. А теперь посмотри­те, как назвали их ученые-лингвисты.

(На слайде: я, мы, ты, вы, он, она, они - личные местоимения. Они указывают на лицо, которое участвует в речи.)

Это лишь небольшая часть всех местоимений русского языка. На какие группы можно разделить личные местоимения?

(Учащиеся за партами и у доски распределяют местоимения на две группы по чис-

лам: единственного и множественного числа.)

Рассмотрим таблицу деления личных местоимений на группы. (Таблица изображена

на слайде.)

Личные местоимения

[ Лицо ] Единственное число Множественное число

__1 Я Мы

__2 Ты Вы

3 Он. она, оно Они
Назовите местоимения 1-го лица. (Ответ: я, мы.) Назовите местоимения 2-го лица.

(Ответ: ты, вы.) Назовите местоимения 3-го лица. (Ответ: он, она, оно, они.) Чем место-
имения 3-го лица отличаются от других?

Дети: В единственном числе у них можно определить род.

Учитель: Верно! Эта таблица поможет вам выполнить следующие задания.

(Физкультурная минутка 'Я, ты, он, она)
Закрепление пройденного материала (13мин)

Учитель: Отделы "Писем" и "Новостей" получают задание.


Открытый урок

(На слайде - слова, перечисленные в четыре строки:

Я, они, ты, но.

Но, оно, она, они.

Мы, Яна, ты, вы.
Он, вы, они, мы.)

(В каждой строке найдите и вычеркните лишнее слово. Затем проверьте друг друга и выставьте заработанные баллы.

(Дети выполняют задания но карточках, затем осуществляют взаимопроверку по эталону на слайде, выставляют баллы.)

Отдел информации получает особое задание: исправить в тексте речевые ошибки

в употреблении личных местоимений. Выпишите исправленные местоимения и укажите

их лицо, число и, если возможно, род. Оцените свою работу по шкале баллов.

Текст

Вернулся хозяин и Каштанка пошла за ним. Она ходила около его и следила за всеми него движениями. Хозяин взял блюдечко и налил в его воды.

(Обучающиеся выполняют задание, осуществляют взаимопроверку по эталону на

слайде, выставляют баллы)

Теперь снова задание для отделов "Писем" и "Новостей". Запишите оставшиеся в строке местоимения, укажите их лицо, число и, если есть, род. Первый отдел записывает первую строку, втором отдел - вторую строку. Проверьте друг друга и выставьте зарабо­танные баллы.

(Обучающиеся выполняют задание, осуществляют взаимопроверку по эталону на слайде, выставляют баллы)

Теперь проверим группу корректоров отдела "Информации". Они исправляли ошибки в употреблении местоимений в тексте. Давайте послушаем, что у них получилось.

(Обучающиеся читают исправленный текст.)

Вы справились с заданиями, рабочий день скоро закончится. Подсчитайте зарабо­танные баллы. (Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.}

Итоговым заданием будет творческая работа - выпуск газеты. Каждый отдел готовит свою рубрику: отдел «Новостей» - "новости" отдел "Писем" - "это интересно", отдел "Ин­формации" - рекламу. Можно использовать весь материал урока, ваши карточки, зада­ния, дополнительный материал, можно сделать иллюстрации. Желаю успеха!

(Обучающиеся выполняют задание.)

Учитель: Молодцы, ребята! Запишите задание на дом- сочинить сказку "Приключе­ния местоимения".

8. Итог урока. Рефлексия (2 мин)

Учитель: Что для вас сегодня было открытием? Что вызвало интерес? В чем вы испы­тывали трудности? Что еще хотели бы узнать о местоимении? (Дети отвечают.)

благодарю вас за урок!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 3-м классе icon Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Урок русского языка в 3-м классе icon Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок русского языка в 3-м классе icon Моу «сош им. П. П. Грицая ст. Солдатской Прохладненского района кбр»...
Цель: показать роль русского языка в современном мире; развивать патриотические чувства, воспитывать любовь к родному языку
Урок русского языка в 3-м классе icon Урок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы
Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество....
Урок русского языка в 3-м классе icon Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся...
Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения...
Урок русского языка в 3-м классе icon Урок русского языка в 5 классе Тема: Введение в морфологию
Анализ текста. ( Текст отпечатан на компьютере, спроектирован на экран. Слайд №1)
Урок русского языка в 3-м классе icon Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...
Урок русского языка в 3-м классе icon Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Урок русского языка в 3-м классе icon Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал…»
Ковалева Н. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края
Урок русского языка в 3-м классе icon Урок русского языка в 7 а классе Тема: «Склонение имен существительных»
Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции