Скачать 79.65 Kb.
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА факультативных занятий “НА УРОКЕ И ПОСЛЕ УРОКА (ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ)” для 10-11 классов филологического направления гимназий и лицеев Разработчик: кандидат педагогических наук, доцент Т.В.Игнатович Минск – 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс факультативных занятий «На уроке и после урока» организуется в течение многих лет для учащихся филологического направления Лицея БГУ. Успешное изучение языка учащимися общеобразовательных учреждений Республики Беларусь невозможно без глубокого к нему интереса, который активизируется внеклассной работой, проводимой в различных формах. Цель факультативных занятий – реализовать потребности старшеклассников в повышении их языковой и речевой компетенции. Задачи факультативных занятий: воспитание любви к русскому языку через устранение затруднений в любых видах общения; пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции; углубление знаний по разным разделам курса русского языка; развитие умений решения нестандартных языковых и речевых задач; формирование навыков устной и письменной монологической речи, навыков конструктивного диалога. Данный курс факультативных занятий рассчитан на 70 часов в двух классах (10-м и 11-м, по 35 в каждом). Содержание программы очерчивает тематические блоки, рекомендуемые для изучения, знания, которые нужны учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня, умения и навыки, формирование которых необходимо не только для участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах. Количество часов, отводимое на освоение отдельных тем программы, примерное, учитель имеет право, исходя из особенностей учеников, их пожеланий, возможностей, уделять больше или меньше времени отдельным темам или видам работ. Как показывает практика, выполнение заданий по лингвистике полезно чередовать с выполнением заданий по подготовке отзыва и устных высказываний, последние предполагают долговременное, отсроченное формирование навыка публичных выступлений. Языковая система предъявляется ученикам не в статическом описании, а в функционировании; знания и умения формируются не на основе постулирования и анализа, а в процессе речевой деятельности самих учащихся. Курс факультативных занятий состоит из 3 тематических блоков, ориентированных на 3 олимпиадных конкурса: 1. Лингвистический конкурс предполагает повторение систематического курса языка, выполнение заданий повышенной сложности, рассчитанных на творческий подход, сообразительность, нестандартные решения. 2. Написание отзыва с элементами рецензии предполагает знакомство с содержательными, композиционными и лингвистическими особенностями данной жанровой формы, анализ образцовых и негативных текстов отзывов, создание самостоятельных отзывов о поэтических и прозаических произведениях. 3. Устное высказывание предполагает 2 вида подготовки: продленный этап (аналитическая работа с формулировками тем, с понятиями, с афоризмами, со способами выстраивания концепции и т.д.; лингвостилистическая работа), экспресс-этап (риторическая деятельность в момент обдумывания темы непосредственно в конкурсе). Развитие речи, её содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых и неизучаемых произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Отзыв как сочинение, содержащее суждение, мнение о чём-либо, предполагает два этапа в подготовке: этап анализа первичного текста и этап собственно написания сочинения, создания вторичного текста. Учащимся предлагаются для работы разные подходы методики анализа (стилистический анализ, лингвистический анализ и др.). Наибольшее внимание уделяется использованию в практике анализа художественного текста старшеклассниками элементов стилистики декодирования – стилистики адресата речи, получившей название и развитие в работах Майкла Риффатера, разрабатываемой в исследованиях И. В. Арнольд. Текст не только и не столько как передатчик замысла его создателя, сколько прежде всего как источник информации для читателя, как возбудитель его мыслей и чувств. Принципы организации художественного текста рассматриваются как путь нахождения связей и отношений элементов сложного целого, как ключ к пониманию произведения. Принцип выдвижения рассматривается как сосредоточение внимания на важнейших смыслах текста, устанавливание значимых связей между элементами текста, расположенными рядом и на расстоянии, принадлежащими одному или разным уровням, обеспечивающими связность и запоминаемость текста. Главными типами выдвижения являются сильные позиции, сцепление, конвергенция, обманутое ожидание, семантический повтор и др. Сильные позиции в тексте – это заглавие (подзаголовок, эпиграф, если они есть), первая фраза (начало). Функция сильных позиций задержка внимания читателя, что объясняется действием законов речевого прогнозирования. СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ НА УРОКЕ И ПОСЛЕ УРОКА (готовимся к олимпиаде по русскому языку и литературе) (35 часов в 10-м и 35 часов в 11-м классе) РАЗДЕЛ 1. СПЕЦИФИКА ОЛИМПИАДНЫХ КОНКУРСОВ (3 + 3) Особенности подготовки к написанию сочинения-отзыва. Специфика подготовки к устному высказыванию. Трудности конкурса по языку и литературе. РАЗДЕЛ 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ЭТАП ОЛИМПИАДЫ (10 + 10) Особенности заданий по фонетике. Особенности заданий по лексике. Особенности заданий по фразеологии. Языковая и речевая норма и отклонения от неё. Особенности заданий по морфемике. Особенности заданий по словообразованию. Особенности заданий по грамматике именных частей речи. Особенности заданий по глагола, наречия и служебных частей речи. Особенности заданий по синтаксису словосочетания и простого предложения. Особенности заданий по синтаксису сложного предложения. Особенности заданий по орфографии и пунктуации. РАЗДЕЛ 3. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-ОТЗЫВА (10 + 10) Текст как лингвистический феномен. Текстовые признаки, особенности анализа текстов различных жанров и типов речи. Принципы организации художественного текста как путь нахождения связей и отношений элементов сложного целого, как ключ к пониманию произведения. Главные типы выдвижения: сильные позиции, сцепление, конвергенция, обманутое ожидание, семантический повтор и др. Сильные позиции в тексте заглавие (подзаголовок, эпиграф, если они есть), первая фраза (начало). Фоновые знания, вертикальный контекст. Сюжетно-композиционный аспект анализа текста: адресат, повествователь, сюжет, развитие лирического повествования. Содержательный аспект анализа текста. Композиция текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Приёмы начала и концовки текста. Роль тропов и фигур как средств повышения выразительности текста. РАЗДЕЛ 4. УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (12 + 12) Особенности подготовки к устному высказыванию, риторическая схема построения. Специфика устных высказываний на языковые темы. Специфика устных высказываний на морально-нравственные темы. Специфика устных высказываний на литературные темы. Техника речи. Способы и приёмы работы над речевым дыханием, важнейшими качествами ораторского голоса, выразительным интонированием и правильной артикуляцией. Эффективные способы запоминания текста. Особенности устной публичной речи, способы перевода речи написанной в речь произносимую. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить их языковую и речевую культуру; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач; сформировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога. ЛИТЕРАТУРА
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русского языка и литературы Государственного учреждения образования «Лицей Белорусского государственного университета» 30 августа 2010 года, протокол № 1. Директор, кандидат химических наук В. Э. Матулис Зав. кафедрой Н.Т.Антропова 30 августа 2010 г. |
Программа факультативных занятий по французскому языку «Основы перевода»... Знание этих особенностей, так же как осознание их в родной культуре и понимание различий между ними, лежит в основе двуязычной культуры... |
Программа факультативных занятий по английскому языку «Страноведение... Программа факультативных занятий по страноведению Великобритании и США разработана на основе Концепции учебного предмета «Иностранный... |
||
Обобщающий факультативный курс по всемирной истории новейшего времени... Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии... |
Программа факультативных занятий по французскому языку Зарубежная... Республики Беларусь, а также концепции современного языкового образования и предназначена для учащихся IX классов гимназий с белорусским... |
||
Программа факультативных занятий для IX-XI (X-XI) классов Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии... |
Программа факультативных занятий по английскому языку «введение в... Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных... |
||
Программа факультативных занятий по английскому языку «культура речевого... Программа факультативных занятий «Культура речевого общения» предназначена для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений и... |
Рабочая учебная программа по русскому языку 9 класс для базового уровня По русскому языку для классов с базовым уровнем (С. Г. Бархударов,С. Е. Крючков,Л. Ю. Максимов,Л. А. Чешко) |
||
Учебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных... Автор Т. А. Дикун, доцент кафедры культуры речи и межкультурных коммуникаций учреждения образования «Белорусский государственный... |
Рассмотрена и одобрена Утверждена Федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы по литературе для 5-11 классов для школ и классов... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |