Скачать 441.63 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Бельское муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гусейновой Альбины Бахадировны по учебному курсу «литература» 6 класс Базовый уровень 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка. Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности. В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте. Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения литературы ученик должен знать: •содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору); • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; • основные теоретико-литературные понятия. В результате изучения литературы ученик должен уметь: •работать с книгой •определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; •выявлять авторскую позицию; • выражать свое отношение к прочитанному; • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; • владеть различными видами пересказа; • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и отстаивать свою. Учебно-тематический план.
Содержание образовательной программы. Введение(1) Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. МИФЫ НАРОДОВ МИРА (3) Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Орионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2+1+1) Сказка. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности Теория литературы ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2) «Повесть временных лет», «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем» Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1) М.В. Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (22+5+5) В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «И. И. Пущину» чувство дружбы , помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорогая». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Простите, верные дубравы...», «Роняет лес багряный свой убор... , «3имняя дорога» , «3имнее утро». «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», « На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. двусложные (ямб, хорей,) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба» Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля. Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. « В дороге», «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказами «Бирюк» служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта, образ лесника; позиция писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картины природы в рассказе. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог- спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. «В полном разгаре страда деревенская…», « Великое чувство! у каждых дверей...» Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). Л.Н. Толстой. «Детство» (главы из повести): «Маman», « Что за человек был мой отец?», « Детство» и др. по выбору. «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). В.Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (7+3+1) И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. А.И. Куприн. Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...» Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа - один из основных образов С.А. Есенина. Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героя. |
Рабочая программа Гусейновой Альбины Бахадировны по учебному курсу «литература» Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ мо РФ №1089 от 5 марта 2004... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа разработана на основе примерной... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
Рабочая программа Поповой Елены Ивановны высшая квалификационная... |
||
Рабочая программа по учебному курсу "Литература". 9 класс Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Горин |
Рабочая программа учителя Аксеновой Ирины Вячеславовны, первая квалификационная... Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого / М., Мнемозина,... |
||
Рабочая программа по русской литературе по учебному курсу «Русская литература» 6 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Казакларская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального... |
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» В. А. Чалмаева (Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – 7-е изд., исправленное и дополненное – М.:... |
||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 10 класса. Рабочая программа составлена на основе примерной... |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена... Рабочая программа по учебному предмету «Литература» предназначена для 9-ых классов. Рабочая программа разработана на основе примерной... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |