Изо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон»




Скачать 46.09 Kb.
Название Изо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон»
Дата публикации 05.10.2014
Размер 46.09 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
ИЗО и литература. Стих. Н Рубцова «Левитан» и карт. И.Левитана «Вечерний звон»


Колокольцы” души

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан»
Стихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края.
Нужно обязательно показать учащимся репродукцию картины (или слайд) — тогда разговор станет предметным.

Строим обсуждение вокруг понятий “общий план” и “крупный план”. Расскажем учащимся, что эти термины применяются и в живописи, и в кинематографии, и в литературе. Один и тот же пейзаж можно описать двумя способами: через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою…” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т.д.” (А.П. Чехов).
— Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана?
(Скорее первое.)
— Какие образы передают в картине глубину пространства?
(Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители — монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.)
— Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?
(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.)
После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н.Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения.
— На что обратил внимание герой в первую очередь?
В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла...
Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами.
— Какие тропы встречаются в этих строках?
(Метафора — окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение — алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.)
— А что обозначает само слово “лачуга”?
(Работаем со словарём.)
— С чем может быть связано появление этого образа?
(Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом.)
— Сравните слова лачуга и изба, обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются?
(Лачуга меньше избы, скорее всего, плохое жильё, ветхое.)
— Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?
(Возможно, это грусть.)
Следим за взглядом героя дальше.
Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!
Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане — луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.
— Как могут быть связаны между собой “колокол церковный” и “колокольчик”?
(Колокольчик и церковный колокол по форме схожи. Колокол церковный символизирует духовный мир человека. Это значение образа переходит и на природную деталь. Чувство любви к природе приравнивается к религиозному чувству. Кстати, луговой колокольчик становится здесь “крупной” деталью, своего рода “горлышком от разбитой бутылки”. Лирический герой не только видит собор, но и слышит церковный звон.)
— Каким образом в стихотворении передан звук колокола?
(Через звуковые повторы.
Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн, —
Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.)
— С помощью каких слов звук расширяет пространство?
(Заокольный и окольный. Окольный означает окрестный, окружной, находящийся поблизости. Заокольный — дальше, чем окольный.)
В стихотворении больше строк посвящено звуку картины, чем цвету. Лирический герой не столько “видит” картину, сколько “слышит” её. Звук колокола и лугового колокольчика проникают в сердце лирического героя. Природная деталь в конце стихотворения укрупняется — лирический герой слышит звук каждого колокольца.
— Почему этот природный звук отзывается в сердце героя?
Любопытным в связи с этим вопросом может стать такое наблюдение: в словаре Даля сказано, что слово “колоколец” в тверских диалектах обозначает последний вздох умирающего. Это значение наводит нас на мысль о том, что всё в природе смертно. Но в то же время у природы есть и другое свойство — с наступлением весны всё воскресает. Смерть и рождение в природе идут рядом. И этот ритм природы остро чувствует человек, именно поэтому будет и “новая радость” и “новая сила”.
— Какие же чувства вызывает у человека пробуждение природы?
(Надежду, радость, ощущение полноты бытия.)
Подумаем над многоточием в конце стихотворения.
Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…
— Они звонят не глуше... а как? Громче? Или настолько же сильно?
Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к названию стихотворения и вспомним, что мы смотрим на картину глазами лирического героя. Именно к художнику Левитану обращены последние строки стихотворения. В них заключено восхищение перед мастером кисти, который сумел написать русскую природу так, что её образ отзывается в сердце зрителя не глуше церковного колокола. Поэтому можно сказать, что это стихотворение не только о природе и родине, но и о художнике и его задаче в этом мире.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Изо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон» icon Современные тенденции проектирования технологических карт урока
Инте­рес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную...
Изо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон» icon Квн по произведениям
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, музыкальные записи, иллюстрации к сказкам Пушкина художников Васнецова, Левитана, выставка книг...
Изо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон» icon А. Н. Зинченко (Харьков). Современное состояние усадьбы Шидловских в Старом Мерчике
Иными словами, этот информационный набат рискует в самое ближайшее время перейти в похоронный звон
Изо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон» icon Бывало, мы спали, а отец проводил арати*. Динь-динь-динь, мы слышали...
Бывало, мы спали, а отец проводил арати*. Динь-динь-динь, – мы слышали звон колокольчика, просыпались и видели, как отец склоняется...
Изо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон» icon Тема урока Домашнее задание
Чтение стих-я и ответ на вопрос: Что такое родина в ранней лирике поэта? Стихотворения (на выбор)
Изо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон» icon Литературная гостиная Слайд 1 Нельзя пред вечной красотой Не петь,...
Алексея Ивановича Плещеева, 190 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета, 75 лет со дня рождения русского поэта Николая Рубцова…...
Изо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон» icon Александр Чупрун Что такое сыроедение и как стать сыроедом (натуристом)...
Как-то в начале сентября 1967 года, развернув газету «Вечерний Киев», я прочел в ней любопытную заметку. Вот она, целиком, до единого...
Изо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон» icon Проект «Стихотворения о природе»
Цель нашего проекта – Познакомиться с понятиями стих, строфа, ритм, рифма. Вспомнить известные стихотворения о природе и попробовать...
Изо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон» icon 4 Сельское и лесное хозяйство
Геодезия (наука об определении формы и размеров Земли и об измерениях на местности). Картография (наука о составлении и использовании...
Изо и литература. Стих. Н рубцова «Левитан» и карт. И. Левитана «Вечерний звон» icon Понедельник Вторник Среда История Математика Английский язык Родной язык изо физкультура

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции