Скачать 46.09 Kb.
|
ИЗО и литература. Стих. Н Рубцова «Левитан» и карт. И.Левитана «Вечерний звон» “Колокольцы” души Анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан» Стихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края. Нужно обязательно показать учащимся репродукцию картины (или слайд) — тогда разговор станет предметным. Строим обсуждение вокруг понятий “общий план” и “крупный план”. Расскажем учащимся, что эти термины применяются и в живописи, и в кинематографии, и в литературе. Один и тот же пейзаж можно описать двумя способами: через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою…” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т.д.” (А.П. Чехов). — Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана? (Скорее первое.) — Какие образы передают в картине глубину пространства? (Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители — монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.) — Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает? (Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.) После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н.Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения. — На что обратил внимание герой в первую очередь? В глаза бревенчатым лачугам Глядит алеющая мгла... Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами. — Какие тропы встречаются в этих строках? (Метафора — окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение — алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.) — А что обозначает само слово “лачуга”? (Работаем со словарём.) — С чем может быть связано появление этого образа? (Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом.) — Сравните слова лачуга и изба, обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются? (Лачуга меньше избы, скорее всего, плохое жильё, ветхое.) — Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения? (Возможно, это грусть.) Следим за взглядом героя дальше. Над колокольчиковым лугом Собор звонит в колокола! Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане — луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый. — Как могут быть связаны между собой “колокол церковный” и “колокольчик”? (Колокольчик и церковный колокол по форме схожи. Колокол церковный символизирует духовный мир человека. Это значение образа переходит и на природную деталь. Чувство любви к природе приравнивается к религиозному чувству. Кстати, луговой колокольчик становится здесь “крупной” деталью, своего рода “горлышком от разбитой бутылки”. Лирический герой не только видит собор, но и слышит церковный звон.) — Каким образом в стихотворении передан звук колокола? (Через звуковые повторы. Звон заокольный и окольный, У окон, около колонн, — Я слышу звон и колокольный, И колокольчиковый звон.) — С помощью каких слов звук расширяет пространство? (Заокольный и окольный. Окольный означает окрестный, окружной, находящийся поблизости. Заокольный — дальше, чем окольный.) В стихотворении больше строк посвящено звуку картины, чем цвету. Лирический герой не столько “видит” картину, сколько “слышит” её. Звук колокола и лугового колокольчика проникают в сердце лирического героя. Природная деталь в конце стихотворения укрупняется — лирический герой слышит звук каждого колокольца. — Почему этот природный звук отзывается в сердце героя? Любопытным в связи с этим вопросом может стать такое наблюдение: в словаре Даля сказано, что слово “колоколец” в тверских диалектах обозначает последний вздох умирающего. Это значение наводит нас на мысль о том, что всё в природе смертно. Но в то же время у природы есть и другое свойство — с наступлением весны всё воскресает. Смерть и рождение в природе идут рядом. И этот ритм природы остро чувствует человек, именно поэтому будет и “новая радость” и “новая сила”. — Какие же чувства вызывает у человека пробуждение природы? (Надежду, радость, ощущение полноты бытия.) Подумаем над многоточием в конце стихотворения. Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси… — Они звонят не глуше... а как? Громче? Или настолько же сильно? Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к названию стихотворения и вспомним, что мы смотрим на картину глазами лирического героя. Именно к художнику Левитану обращены последние строки стихотворения. В них заключено восхищение перед мастером кисти, который сумел написать русскую природу так, что её образ отзывается в сердце зрителя не глуше церковного колокола. Поэтому можно сказать, что это стихотворение не только о природе и родине, но и о художнике и его задаче в этом мире. |
Современные тенденции проектирования технологических карт урока Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную... |
Квн по произведениям Оборудование: портрет А. С. Пушкина, музыкальные записи, иллюстрации к сказкам Пушкина художников Васнецова, Левитана, выставка книг... |
||
А. Н. Зинченко (Харьков). Современное состояние усадьбы Шидловских в Старом Мерчике Иными словами, этот информационный набат рискует в самое ближайшее время перейти в похоронный звон |
Бывало, мы спали, а отец проводил арати*. Динь-динь-динь, мы слышали... Бывало, мы спали, а отец проводил арати*. Динь-динь-динь, – мы слышали звон колокольчика, просыпались и видели, как отец склоняется... |
||
Тема урока Домашнее задание Чтение стих-я и ответ на вопрос: Что такое родина в ранней лирике поэта? Стихотворения (на выбор) |
Литературная гостиная Слайд 1 Нельзя пред вечной красотой Не петь,... Алексея Ивановича Плещеева, 190 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета, 75 лет со дня рождения русского поэта Николая Рубцова…... |
||
Александр Чупрун Что такое сыроедение и как стать сыроедом (натуристом)... Как-то в начале сентября 1967 года, развернув газету «Вечерний Киев», я прочел в ней любопытную заметку. Вот она, целиком, до единого... |
Проект «Стихотворения о природе» Цель нашего проекта – Познакомиться с понятиями стих, строфа, ритм, рифма. Вспомнить известные стихотворения о природе и попробовать... |
||
4 Сельское и лесное хозяйство Геодезия (наука об определении формы и размеров Земли и об измерениях на местности). Картография (наука о составлении и использовании... |
Понедельник Вторник Среда История Математика Английский язык Родной язык изо физкультура |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |