Поиска нравственного идеала




Название Поиска нравственного идеала
Дата публикации 05.10.2014
Размер 97 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы

ЛИКБЕЗ. Литература — http://litra.lik-bez.com


003.11.11.014 Некрасов Н. А.



1. Приведите не менее трех названий стихотворений Некрасова, соответствующих каждому из указанных мотивов.


  1. Образы крестьян и историческая роль народа:

  2. Тема поиска нравственного идеала:

  3. Тема поэта и поэзии:

  4. Тема любви:

  5. Тема природы:



2. Дополните высказывание литературоведа Б. Эйхенбаума, вставив на месте пропусков названия стихотворений Некрасова. Покажите, как интонация помогает поэту выразить содержание и настроение стихотворений.
«Мы имеем у Некрасова самые разнообразные виды стиховой интонации —

болтливую скороговорку, которая произносится точно под балалайку (__________________________ ),

повествовательный сказ (_____________________________),

балагурный тон (_____________________________),

тон гневный и проповеднический (_____________________________),

шансонетку или напев уличного романса (_____________________________),

народное причитание «в голос» (_____________________________)

и, наконец, широкую песню в собственном смысле слова (_____________________________).
3. Сопоставьте два стихотворения Некрасова. Сделайте вывод: какой аллегорический, обобщающий смысл имеет образ «несжатой полосы». Чем похожи и чем различаются лирические герои этих стихотворений?


Несжатая полоса
Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял

Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ: —

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли, как плети.

Очи потускли, и голос пропал,

Что заунывную песню певал,

Как на соху, налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.
(22—25 ноября 1854)
Сон
Мне снилось: на утесе стоя,

Я в море броситься хотел,

Вдруг ангел света и покоя

Мне песню чудную запел:

«Дождись весны! Приду я рано,

Скажу: будь снова человек!

Сниму с главы покров тумана

И сон с отяжелелых век;

И музе возвращу я голос,

И вновь блаженные часы

Ты обретешь, сбирая колос

С своей несжатой полосы».
(12 ноября 1877)


4. Сопоставьте первоначальный и окончательный вариант стихотворения «Давно — отвергнутый тобою...».
Используйте опорные вопросы:

  1. Как изменилось настроение стихотворения и образ лирического героя?

  2. Что привнесли в окончательный вариант стихотворения последние строки?

  3. Какой из вариантов стихотворения можно отнести к любовной лирике, какой к философской?

Обоснуйте свою позицию.



Первоначальный вариант
К***
Измученный бесплодною мольбою,

Я с ней бродил по эти берегам

И, побежден безумною тоскою,

Стремительно приблизился к волнам —

Они неслись и сладкозвучно пели,

На самый край обрыва я ступил,

Но волны вдруг сурово потемнели —

Невольный страх меня оледенил!..

Рука с рукой, любви и счастья полны,

Мы через год пришли на тот обрыв,

И помню: ты благословляла волны,

Сдержавшие безумный мой порыв.

Окончательный вариант
Давно — отвергнутый тобою,

Я шел по этим берегам

И, полон думой роковою,

Мгновенно кинулся к волнам.

Они приветливо яснели.

На край обрыва я ступил —

Вдруг волны грозно потемнели,

И страх меня остановил!

Поздней — любви и счастья полны,

Ходили часто мы сюда,

И ты благословляла волны,

Меня отвергшие тогда.

Теперь — один, забыт тобою,

Чрез много роковых годов,

Брожу с убитою душою

Опять у этих берегов.

И та же мысль приходит снова —

И на обрыве я стою,

Но волны не грозят сурово,

А манят в глубину свою...



5. Приведите на каждый названный жанр примеры из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Сделайте вывод о значении традиций устного народного творчества в этом произведении.


  1. Сказка

  2. Притча

  3. Легенда

  4. Песня

  5. Приметы и поверья

  6. Плач

  7. Причитание

  8. Пословицы и поговорки

  9. Загадка

  10. Былина



6. Сопоставьте фрагменты из повести Гоголя «Сорочинская ярмарка» и главу «Сельская ярмонка» из Поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Используйте ключевые вопросы:

  1. Почему писатели включают в свои произведения подробные изображения сельской ярмарки?

  2. Чем похожи и чем различаются общее настроение, колорит, художественные детали, персонажи этих фрагментов?

  3. В чем особенность картин ярмарочной жизни в поэме Некрасова?


«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото...
Да, лет тридцать будет назад тому, когда дорога, верст за десять до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку. С утра еще тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши...
Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин... Много встречных, и особливо молодых парубков, брались за шапку, поравнявшись с нашим мужиком. Однако ж не седые усы и не важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза немного вверх, чтоб увидеть причину такой почтительности: на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые, вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на ее очаровательной головке. Все, казалось, занимало ее; все было ей чудно, ново...
Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков вихрем носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев — все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки — все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосные речи потопляют друг друга, и ни одно слово не выхватится, не спасется от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно.
Только хлопанье по рукам торгашей слышится со всех сторон ярмарки. Ломается воз, звенит железо, гремят сбрасываемые на землю доски, и закружившаяся голова недоумевает, куда обратиться».

7. Прочтите фрагменты из статьи русского философа Н.А. Бердяева и сопоставьте данную им оценку особенностей русского характера с «душой русского крестьянина», изображенной в творчестве Некрасова. В чем, на ваш взгляд, близость позиций поэта и философа, в чем различие?
«Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной... Можно ... вскрыть много противоречий в русской душе...
Нет пределов смиренному терпению многострадального русского народа... Никакая философия истории... не разгадала еще, почему... свободный духом народ как будто не хочет свободной жизни?..
Тип странника так характерен для России и так прекрасен... Русской душе не сидится на месте... Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни. Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутомимость и не-удовлетворимость ничем временным, относительным, условным...
Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна, так ленива ... так покорно мирится со своей жизнью...
Безграничная свобода оборачивается безграничным рабством, вечное странничество — вечным застоем...
Мужественный дух потенциально заключен в России пророческой, в русском странничестве и русском искании правды».
8. Согласны ли вы с позицией Н. Гумилева: «У Некрасова к народу отношение иностранца»? Обоснуйте свою точку зрения.

Прочитайте стихотворение и выполните задания к нему.
Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим —

Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты —

Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...
9. Укажите название изобразительно-выразительного средства, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другой: «кипим сильней», «в сердце холод».
10. Как называется изобразительное средство, используемое поэтом: «тайный холод», «бушующие волны»?
11. Какую стилистическую фигуру, основанную на единоначатии, Некрасов применяет во второй строфе?
12. Какое изобразительно-выразительное средство использует поэт в последних строках стихотворения:
Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...?
13. В основе стихотворения — противопоставление «горячо любивших» и «холода и тоски» в сердце. Как в литературоведении называется подобное противопоставление?
14. Как изобразительно-выразительные средства стихотворения помогают поэту передать настроение лирического героя?
15. В чем особенность любовной лирики Некрасова и в творчестве кого из русских поэтов мы наблюдаем такие особенности?
Прочитайте отрывок и выполните задания к нему.


Недаром наши странники

Поругивали мокрую,

Холодную весну.

Весна нужна крестьянину

И ранняя и дружная,

А тут — хоть волком вой!

Не греет землю солнышко,

И облака дождливые,

Как дойные коровушки,

Идут по небесам.

Согнало снег, а зелени

Ни травки, ни листа!

Вода не убирается,

Земля не одевается

Зеленым ярким бархатом

И, как мертвец без савана,

Лежит под небом пасмурным

Печальна и нага.

Жаль бедного крестьянина,

А пуще жаль скотинушку;

Скормив запасы скудные,

Хозяин хворостиною

Прогнал ее в луга,

А что там взять?

Чернехонько!

Лишь на Николу вешнего

Погода поуставилась,

Зеленой свежей травушкой

Полакомился скот.

День жаркий.

Под березками

Крестьяне пробираются,

Гуторят меж собой:

«Идем одной деревнею,

Идем другой — пустехонько!

А день сегодня праздничный,

Куда пропал народ?..»

Идут селом — на улице

Одни ребята малые,

В домах — старухи старые,

А то и вовсе заперты

Калитки на замок.

Замок — собачка верная:

Не лает, не кусается,

А не пускает в дом.
Н.А. Некрасов,
«Кому на Руси жить хорошо»




16. Назовите жанр этого произведения.
17. К какому литературному направлению второй половины XIX века относится творчество Некрасова?
18. Из какой главы поэмы взят данный фрагмент?
19. Как в литературоведении называется описание природы:

Вода не убирается,

Земля не одевается

Зеленым ярким бархатом

И, как мертвец без савана,

Лежит под небом пасмурным

Печальна и нага?
20. Укажите название изобразительно-выразительного средства:

«И облака дождливые, как дойные коровушки», «Земля, как мертвец без савана, лежит».
21. Каким термином в литературоведении называются художественные определения:

«весна ранняя и дружная», «облака дождливые», «зеленым ярким бархатом»?
22. Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам: «Земля лежит печальна и нага».
23. Как изображение природы в данном фрагменте помогает выразить его ведущее настроение?
24. Какова главная философская проблема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и в каких произведениях русской литературы раскрывается эта проблема?
25. Почему в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» так много диалогов, приближающих ее по форме к драматическому произведению?
26. Что дало основание И. Анненскому сопоставить поэмы «Мертвые души» и «Кому на Руси
жить хорошо»?

27. Можно ли поэму «Кому на Руси жить хорошо» назвать эпопеей? Обоснуйте свою точку зрения.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поиска нравственного идеала icon Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
Познакомиться с основными темами и проблемами русской литературы xixв свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к...
Поиска нравственного идеала icon 1 Состояние проблемы поиска и анализа текстов на естественном языке 5
Концепция объектно-ориентированного представления семантических знаний и методики анализа, поиска и пополнения базы знаний физических...
Поиска нравственного идеала icon Программа духовно-нравственного воспитания «я гражданин своего города, своей страны»
Наименование программы «Программа духовно-нравственного воспитания учащихся» на 2011 – 2015 гг. Моу «Гимназия №3» г. Юбилейного Московской...
Поиска нравственного идеала icon Литература др. Руси ставила своей целью создание духовного идеала...
Границы и периодизация древнерусской литературы. Характеристика её основных этапов
Поиска нравственного идеала icon Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Го стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Поиска нравственного идеала icon Автоматизированная система поиска физических эффектов по запросу...
Мы поиска физических эффектов по запросу на естественном языке. В статье приводятся обоснование необходимости такой системы и результаты...
Поиска нравственного идеала icon Пояснительная записка Вопросы нравственного развития, воспитания,...
Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной....
Поиска нравственного идеала icon Козлов В. В. К 59 интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности
К 59 интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. — М.: Психотерапия, 2007. 528 с
Поиска нравственного идеала icon Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1, концепции умк...
Поиска нравственного идеала icon Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции