Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы»




Скачать 157.67 Kb.
Название Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы»
Дата публикации 05.10.2014
Размер 157.67 Kb.
Тип Учебник
literature-edu.ru > Литература > Учебник
Пояснительная записка

Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» для 7 класса входит в федеральный перечень учебников, определенных Министерством образования РФ. Примерное тематическое планирование, составленное на основе авторской программы под руководством А. Г. Кутузова и федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, рассчитано на 68 учебных часа (2 часа в неделю).

Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова, а целью данного процесса является формирование творчества читателя, способного к полноценному восприятию предмета в контексте мировой духовной культуры.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование представлений о литературе как культурном феномене;

-осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий.

Учебно-методическое обеспечение

1.В мире литературы. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Г.Кутузова. Дрофа. М. 2004.

2.Программо-методические материалы. Литература 5- 11 классы. Составитель Т. А. Калганова. Дрофа, М. 2004г.

3.Для преподавателей. Литература.7 класс. Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. Волгоград: учитель,2005.

4.Ельцова О.В. Егорова Н.В.Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова. Москва «Вако» 2007.

Содержание курса литературы 7 класса

Введение

Повторение

Художественный мир произведения и его компоненты. Жанры фольклора. Роды и жанры литературы.

Герой – характер - образ

Художественный образ и образность в литературе. Понятие «характер» и «герой».

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Историческая и фольклорная основа повести. Проблема национального самосознания, веры и гуманизма. Система художественных образов в повести. Приёмы создания героического характера. Образ автора в повести. Роль пейзажа и интерьера. Роль детали в раскрытии характера.

Герои древнего эпоса

Понятие былины как героического эпоса. Былина «Богатырское слово». Образ человека в русском героическом эпосе. Средства создания образов богатырей.

Сага «Угон быка из Куалнге». Кухулин - герой ирландского героического эпоса». Патриотический пафос саги.

Принципы создания образа героя в ирландской саге и русской былине: сходство и различие.

Духовная литература

«Житие Сергия Радонежского». Способы создания характера в жанре жития. Идеальный герой русской литературы.

Герои древнерусской литературы

Человек в древнерусской литературе. Основы нравственной оценки и способы изображения человека.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литературное и сказочное начала в повести. Фольклорные мотивы.

Герои эпического произведения

Развитие понятия об эпосе как литературном роде. Человек в эпическом произведении.

А.А.Бестужев - Марлинский «Мореход Никитин». Художественные особенности повести. Сюжет как средство раскрытия характера.

В.Ф.Одоевский «Игоша». Фантастическое как средство раскрытия внутреннего мира героя.

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Образность как основа художественного текста. Тема судьбы.

А.С.Пушкин «Выстрел». Композиция сюжета и композиция образа. Основа конфликта в повести. Истинное и ложное понимание чести. Благородство как нравственная категория.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…» .Историческая основа произведения. Герои поэмы и нравственный идеал автора. Внутренний мир, речь, поступки героев. Авторская оценка как средство создания характера в литературе.

П.Мериме «Маттео Фальконе». Героический характер в литературе. Герой и читатель.

Н.С Лесков «Левша». Особенности жанра сказа. Понятие о национальном характере в литературе. Особенности повествования. Автор и повествователь.

И.С. Тургенев «Бежин луг». Сопоставление героев как приём характеристики. Портрет и речь.

М.Е. Салтыков- Щедрин « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ». Герой сатирического произведения. Приёмы создания характера сатирического персонажа.

А.П.Чехов «Хамелеон». Юмор и сатира. Комическая ситуация. Роль детали в создании комического эффекта.

О.Генри «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Особенности сюжета рождественского рассказа.

Творческая мастерская.

Герой эпического произведения как художественный образ. Автор – образ – читатель: как создаёт героя автор и как создаёт героя читатель.

Творческий практикум.

Сопоставление героев. Разговор с литературным героем ( написание письма, сочинение страшилок, создание сценария, письмо от имени героя и т.д.)

Герой драматического произведения

Е.Л. Шварц «Тень». Раскрытие понятия о драме как литературном роде. Герой драматического произведения и средства создания его характера. Способы выражения авторской позиции в драме.

Творческий практикум. Инсценировка (экранизация) эпического произведения.

Лирический герой

Развитие понятия о лирике. Автор лирического произведения и лирический герой.

А.К.Толстой « Коль любить, так без рассудку…», «Хорошо, братцы, тому на свете жить…», «Благовест», «Ой стоги, стоги…»

Ф.Н. Глинка «Москва»

С.А.Есенин «Берёза» , «Поёт зима – аукает…», «Песнь о собаке», «Нивы сжаты, рощи голы»

Н.С.Гумилёв «Капитаны»

Ш. Бодлер «Альбатрос»

Творческий практикум.

Сочинение в лирическом жанре.

Итоговая читательская конференция. Человек в литературе.

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчество писателей – классиков;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Тип* урока

Требования к уровню подготовки

Форма* контроля

Дата проведения

Примечание (корректировка)

план

фактич







Введение



















1

Знакомство с учебником. Н.Глазков «Лев и человек»

УОНМ

Использовать понятия «герой», «характер», «система образов»

беседа










2

Историческая и фольклорная основа повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба»

УОНМ

Начальное представление об образах повести, их характерах

Вопросы к лекции










3

Система образов в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

КУ

Сравнительная характеристика героев

Индивид сообщения, викторина










4

Приемы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои

КУ

Сопоставление героев

Беседа, сообщения










5

Образ и характер Тараса Бульбы в повести. Роль автора в повести

КУ

Определение авторской позиции в тексте

Анализ эпизодов, выр чтение










6

Роль пейзажа в повести. Художественные особенности повести

КУ

Роль пейзажа, функция худ детали

Анализ эпизодов










7

8

Творческий практикум. Изложение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

практикум

Изложение связного текста

Чтение наизусть

изложение













Герой древнего эпоса



















9

Образ человека в русском героическом эпосе

КУ

Образ человека в рус героическом эпосе

беседа










10

Традиционная система образов в русском героическом эпосе

КУ

Система образов в эпосе

Выр чтение










11

Народный эпос. Ирландская сага «Угон быка из Куалнге»

КУ

Особенности ирландского эпоса

Выр чтение, анализ текста










12

Образ героя в ирландской саге и в русской былине: сходство и различия

КУ

Обобщение изученного материала

Выставка работ учащихся, викторина













Духовная литература



















13

«Житие Сергия Радонежского». Идеальный герой русской литературы

КУ

Знания о жанре жития

Анализ текста













Герой древнерусской литературы



















14

15

Человек в древнерусской литературе .Основы нравственной оценки и способности изображения человека

КУ

КУ

Образы героев древнерусской литературы, развить монологическую речь

Работа со статьей учебника, с таблицей










16

17

Ермолай - Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литературное и сказочное в повести

КУ

Особенности литературного и сказочного начал в повести

Беседа, запись в тетрадях










18

Изображение человека в фольклоре и древней литературе

КУ

Сопоставить героев повести и героев рус нар сказок

Сообщение, беседа










19

Проверочная работа по «Повести о …»

УПЗУ

Навыки самостоятельной работы

Задания пров работы













Герой эпического произведения



















20

Развитие понятия об эпосе

КУ

Понятия эпос, герой, автор, их развитие в литературе

сообщение










21

А.А. Бестужев-Марлинский «Мореход Никитин»

КУ

Особенности сюжета

Беседа,комментир чтение










22

Художественные особенности повести «Мореход Никитин»

КУ

Роль изобразительно-выразител средств

Найти худ средства выразительности










23

В.Ю.Одоевский «Игоша».

Фантастическое как средство раскрытия внутреннего мира героя

КУ

Роль фантастического в литературе

Чтение по ролям










24

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Образность как основа художественного текста

КУ

Значение образности

Сообщение, словарная работа










25

Тема судьбы в произведениях Пушкина. «Выстрел»

КУ

Поступки героев и способы раскрытия их характеров

Аналитическая беседа










26

27

Литературная игра-конкурс по повестям А.С.Пушкина «Метель» и «Барышня-крестьянка»

игра




Анализ текста










28

М.Ю. Лермонтов «Песня про купца

Калашникова…». Историческая основа произведения.

КУ

Смысл обращения автора к русской истории

Анализ текста, сообщение










29

Внутренний мир и поступки героев «Песни про…»

КУ

Особенности героев поэмы

Работа в группах










30

П.Мериме. «Маттео Фальконе». Жанр новеллы

КУ

Понятие о жанре

беседа










31

Н. С.Лесков Сказ «Левша». Особенности жанра сказа

КУ

Понятие о сказе

Беседа, словарная работа










32

Герои сказа «Левша»

КУ

Характеристика героев

Работа в группах










33

Характеристика Левши

КУ

Характеристика героя

викторина










34

Национальный характер и особенности его изображения в сказе Н.С.Лескова «Левша»

КУ

Стилистические особенности речи

Лекция с элементами беседы










35

Контрольная работа по сказу Н.С.Лескова «Левша»

УПЗУ




Задания контрольные работы










36

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

КУ

Биография Тургенева

Выраз чтение










37

Герои рассказа И.С..Тургенева «Бежин луг»

КУ

Навык анализ текста

Анализ текста










38

Урок-практикум. «Человек и природа» в очерке И.С.Тургенева «Бежин луг»

практикум

Взаимосвязь человека и природы

Анализ текста










39

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

КУ

Особенности жанра сказки

Словарная работа, беседа










40

Особенности жанра «Повести о том…»

КУ

Своеобразие сказок Щедрина

беседа










41

Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

КУ

Характеристика героев

беседа










42

43

Развитие речи. Творческий практикум. «Снимаем кино» ( пишем сценарий)

практикум




Творческая работа










44

А.П.Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе

КУ

Биография Чехова

Сообщение, беседа










45

А.П.Чехов «Хамелеон». Средства юмористической характеристики

КУ

Комическое в литературе

беседа










46

Урок внеклассного чтения. Рассказы А.П.Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

Внекл чтение

Жанровое разнообразие

Работа с худ текстом










47

48

О.Генри «Дары волхвов». Анализ названия рассказа

КУ

Культурный контекст к произведению

Анализ худ произведения










49

О.Генри «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности

КУ

Внутренний и внешний образ литературного героя

Анализ текста










50

51

Развитие речи. Сочинение по мотивам рассказа О. Генри «Дары волхвов»

УПЗУ




Сочинение













Герой драматического произведения



















52

Развитие понятия о драме как литературном роде

УОНМ

Понятия диалог, монолог, декорация, ремарка

беседа










53

Е.Л.Шварц «Тень». Средства создания характера героя в драматическом произведении

КУ

Создание характера героя в драм произведении

Анализ сцен










54

Е.Л.Шварц «Тень». Характеристика героев




Создание характера героя в драм произведении

Анализ сцен










55

Авторская позиция в пьесе Е.Л.Шварца «Тень»

КУ

Создание характера героя в драм произведении

Анализ сцен










56

57

Развитие речи. Творческий практикум. Написание инсценировки рассказа

практикум




инсценировка













Лирический герой



















58

Автор лирического произведения и лирический герой

КУ

Понятие о лирическом герое

беседа










59

Лирический герой поэзии А.К.Толстого




Понятие о лирическом герое

Беседа, словарная работа










60

Образ Москвы в стихотворении Ф.Н.Глинки «Москва»

КУ

Лирич герой стихотворения Глинки

Выразительное чтение










61

62

Творческая работа. Сочинение «Моя Родина»

УПЗУ




сочинение










63

Творчество С.Есенина

КУ

Лирич герой стихотворений Есенина

Выразите чтение










64

Анализ стихотворения С.А.Есенина «Песнь о собаке»

КУ

Лирич герой стихотворений Есенина

Выразите чтение, самостоятельная работа










65

Н.С.Гумилёв «Капитаны»

КУ

Своеобразие лирического героя

беседа










66

Шарль Бодлер «Альбатрос»

КУ

Своеобразие лирического героя

Беседа, выразительное чтение










68

Итоговый контрольный тест за курс 7-го класса



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» icon Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе...
Т. Ф. Курдюмовой. Будет использован учебник Ю. В. Лебедева, в качестве дополнительной литературы используется умк кутузова а г.,...
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» icon Жанр баллады. Баллада «Робин Гуд и золотая стрела»
Оборудование: учебник под ред. А. Г. Кутузова, рабочая тетрадь, компьютер, экран, видеофрагмент
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» icon Тюи мвд пмр им. М. И. Кутузова
Издание учебных, научных, научно-методических работ тюи мвд пмр им. М. И. Кутузова: Научно-методическое пособие / Сост.: Т. В. Богатырь....
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» icon Приднестровский государственный институт развития образования кафедра...
Своеобразие авторской комплексной программы литературного образования а. Б. Есина, А. Г. Кутузова, М. Б. Ладыгина для лицеев, гимназий...
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» icon Пояснительная записка статус документа
А. Г. Кутузова (см сборник нормативных документов. Литература. Москва. «Дрофа», 2004, стр. 92-96, стр. 121-127). Изучение литературы...
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» icon Урок речевого развития в 10 классе (русский язык, литература). «Человек...
Слово учителя. Тема сегодняшнего урока – это только начало важного диалога, который вы продолжите на уроках литературы, обществознания,...
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» icon Пояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный...
Лазебник Лина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, мбоу «сош №4», г. Корсаков
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» icon «Современность сквозь призму литературы»
Е беседы на темы: «Современный герой и его автор», «Литературная автобиография Ленинграда-Петербурга», «Место литературы в современном...
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» icon Программа «Формирование культуры здорового питания»
Рф кемеровская область г. Новокузнецк, ул. Кутузова, д. 4 (3843) 74-42-08; 74-37-62
Учебник А. Г. Кутузова «В мире литературы» icon В мире литературы
Возможно, он не составил для тебя труда. Быть может, напротив, пройденный путь в мир литературы показался тебе сложным? В любом случае...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции