Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?»




Скачать 100.06 Kb.
Название Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?»
Дата публикации 05.10.2014
Размер 100.06 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Менщикова Татьяна Александоровна, учитель МОУ гимназии № 4г. Канска Красноярского края.

Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень).

Тема. «Страстная натура или больная душа?» ( По очерку Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Этапы и виды деятельности.






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Вступительное слово учителя.


1-й-4 слайды : На фоне песни

«Обмани, но останься» ВИА ГРА портреты писателя,

Слова П.Пустовойта

«Летописец Руси многоликой».

5 слайд- обложка книги.

Слово учителя.

Для многих женщин русской литературы любовь - не только дар, но и ДАРЕНИЕ - бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Их чувство, сильное и пылкое, всегда оставалось целомудренным.

Но была и другая женская любовь -- любовь-страсть, мучительная, непо­бедимая, все преступившая - такая, как в очерке Лескова «Леди Макбет Мцен­ского уезда».

Восприятие.






Эпиграф.

6 слайд

«Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета» ( Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»,гл. 1).

Осмысление высказывания в соответствии с темой урока.







Определение темы урока.

С каким автором мы сегодня будем общаться)

О каком произведении пойдёт речь?

Какова тема нашего урока?

А цель?

А зачем нам, людям 21 века, разбираться в каком-то очерке, написанном в 1865 году?

Форма урока?

7-й слайд : тема урока.


Беседа.
Н.С. Лесков

«Леди Макбет Мценского уезда» «Страстная натура, больная душа?»
Разобраться, что собой представляет Катерина Измайлова. Что хочет автор сказать нам своим очерком.
(Диспут)







Защита проекта.

Группа Критики:

(3-5 мин.)


8 слайд

Катерина Измайлова - «молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта».

В. Гебель
(Все высказывания даются в учительской презентации, с них начинается каждый этап урока)

1.Почему так названо произведение?


Ответы учащихся.

Столкновение понятий из различных стилистических пластов: «Леди Макбет» - ассоциация с трагедией Шекспира: Мценский уезд -- соотношение трагедии с глухой российской провинцией - автор расширяет масштабы про­исходящего в повести.)

(Примерный ответ. Дом купцов Измайловых сохранился и до сих пор стоит в Мценске. Многие люди уверены, что героиня очерка - Екатерина Львовна Измайлова, жена купца Зиновия Борисовича Измайлова, была настоящей невыдуманной женщиной-убийцей. Однако такой женщины не существовало. В архивах нет никаких документов доказывающих существование реального прототипа Измайловой. Екатерина Измайлова образ собирательный, в XIX веке подобные события (убийства мужей) было не редкостью. А в мировую криминалистику даже вошло выражение «развод по-русски» - убийство мужа женой)

Вывод.Рассказывая в повести «Леди Макбет Мценского уезда» о страшных злодеяниях купеческой жены Катерины Измайловой, Лесков не желает видеть в ней только преступницу. Она в его художественной трактовке и молодая женщина, «совершающая драму любви». В бездуховной атмосфере купеческого терема любовь не может не принять страшной, изуверской формы слепой, безудержной, разрушительной страсти. Автор улавливает проблески человечности в душе героини, впервые охваченной большим чувством и готовой претерпеть во имя него любые муки.

Тема проекта: К.Измайлова и К. Кабанова в критической литературе

Продукты:

  1. высказывания о К.Измайловой и К. Кабановой.

  2. историческая справка о Мценске.

Форма защиты: демонстрация презентации.







Защита проекта.

Группа «Юристы»

(3-5 мин.)

9 слайд

Я смею все, что смеет человек,

И только зверь на большее способен.

Король Макбет
ВИА «Ариэль» «Порушка- Пораня»
1.Какие преступления совершила К. И.?

2.КАК или чем она себя оправдывает? Можно ли оправдать такое?
3.Какое наказание заслужила?

Помните эпиграф к очерку? Как его поняли?


Полемика учащихся.
Примерные ответы: По библии, закон брака: «Двое - одна плоть». А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила - спокойно, даже с дерзкой гордостью за свою неодолимость.
Это ведь только «первую песенку зардевшись спеть», а дальше уже само пойдет.
Группа «Юристы» состоит из ребят, посещающих на профильном уровне предметы «история» и «обществознание». Тема проекта: любовь и преступление.

Продукты совместной деятельности:

  1. статьи УК;

  2. фрагменты кинофильма

  3. текст произведения,

  4. статистика по Красноярскому краю о преступлениях «по-русски»

ВЫВОД: страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступле­ний, неминуемо обречена на гибель.







Защита проекта.

Группа «Журналисты»

(3-5 мин.)

10 слайд «Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет» (Лесков).
Что послужило причиной страсти?
В Толкунова. «Горький мёд»

Скука.

Тема проекта: причина страсти К. Измайловой.

Продукт: художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины Из­майловой) от первого лица (гл.1).

Форма защиты: воплощение.

Вывод.“Царство божие на земле не стоит одной слезы ребенка”. Человеческая жизнь имеет абсолютную ценность, поэтому столь же абсолютно злодейство, отнимающее ее. Оно, злодейство, имеет отрицательное значение, и поэтому не принадлежит миру людей, но только находится в нем. Об этом очерк и об этом характеры и образы главных персонажей очерка.







Защита проекта.

Группа «Обыватели»


11слайд

«Какая там «Гроза» Островского - тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена - отмщение «бесовской страсти».

Л. Аннинский

Сны К.И.

Хоть по Шекспиру Сон, смерть земных тревог, Бальзам больной души, -

Но легче от этого не становится. Таким образом, сны символичны. Уже не совесть ли просыпается в молодой купчихе?

3.Может, в Мценске все люди - безбожники, креста на себя положить не умеют?

И. Глазунов «Менестрель»

Осмысление высказывания в соответствии с темой урока.
Тема проекта:.Символика снов.

Продукты совместной деятельности:

1)Значения деталей снов К. Измайловой (Из «Сонника»)

(Первый сон - гл.6 (кот пока - просто кот)

Второй сон - гл.7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного)
Пока нет.
ВЫВОД: не так просто, оказывается, «песенку спеть» Что-то внутри постоянно напоминает об этом Лесков видит в своей героине характер трагический, вызывающий у него ассоциации с шекспировскими героями. Вместе с тем он склонен весьма критически оценивать возможности пусть даже недюжинной личности, сформированной в обстановке «темного царства»: ее бунт не несет в себе ничего просветляющего, он трагически безысходен.







Защита проекта.


Группа «Исследователи»
(3-5 мин.)

12 слайд

«Кто начал злом, тот и погрязнет в нем» Шекспир.


Что сближает и что различает образы «двух Катерин»?

Осмысление высказывания в соответствии с темой урока.
1.Тема проекта: сопоставление героинь Ост­ровского и Лескова Продукт: наблюдения над текстом в виде опорной схемы

Форма презентации: отчёт о работе.

Вывод. Любовь показана в обоих произведениях как си­ла, приведшая каждую героиню к трагедии. Однако если лю­бовь освещена духовностью, чистотой и нравственностью, то она является источником душевной силы, сохраняет цель­ность характера. Если же любовь является животной страстью и не связана с духовностью, то она источник низменных по­ступков. При определенной общности две Катерины сильно отличаются друг от друга. Их мыслями и поступками руково­дят разные силы: духовность и цельность Катерины Кабано­вой, бездуховность и нравственная слепота Катерины Измай­ловой. Поэтому в галерее лесковских праведников уместнее было бы оказаться героине Островского.

2.Цель исследования:

Выяснить, влияет ли имя на характер литературных героинь А.Островского и Н.Лескова

Вывод.Имя Катерина А. Островский и Н. Лесков в своих произведениях использовали, потому что героиня «Грозы» соответствует его значению, а героиня «Леди Макбет…» - его полная противоположность







Защита проекта.

Группа «Читатели »

(3-5 мин.)

13 слайд

Зло в этом мире не тотчас дает плоды, но, как земля, понемногу и в свое время. И плоды эти ужасны.

Индийские Ману.
- Изменила ли лесковскую героиню каторга?

  • Какой цвет чаще встречается в описании природы?

  • Какова символика пейзажной сцены?

Осмысление высказывания в соответствии с темой урока.
Тема проекта: символика пейзажной сцены.

Форма презентации: таблица.

ВЫВОДЫ: больная душа у Катерины Измайловой: Но предел собствен­ных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раская­ния.






Рефлексия.

-Какие смыслы поменялись? С какими мыслями вы сегодня уходите с урока? Какие приращения вы чувствуете у себя?

«А напоследок я скажу»- из к\ф «Жестокий романс»

Высказывают своё мнение.

Так банальная мелодрама о скучающей купчихе под пером Лескова вырастает в трагическую историю женщины, жаждущей любви, материнства, ласкового слова и верности.






Вывод.

-Вернёмся к теме урока. О чём очерк? Что хотел сказать нам писатель?

Это слово – предупреждение. Несмотря на совершенные героиней злодеяния, судьба ее вызывает жалость и сочувствие. Да, эта женщина была жестокой и беспощадной. Да, никто не давал ей права распоряжаться чужими жизнями. Но не следует забывать, что все это было совершено ею во имя любви, ради человека, который, как оказалось, совсем не заслуживал подобных жертв.









Слово для подведения итогов Протоколистам и Наблюдателям

Протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же представляет позицию группы в заключительной части урока;

Наблюда­тель дает оценку участия каждого члена группы на основе заданных учителем критериев план, структуру и регламент обсуждения .






Домашнее задание.


Доработать проекты, добавив или изменить что-то в зависимости от приобретённых на уроке новых смыслов.

Песня о любви из к\ф «Вперёд, гагдемарины!»

14 слайд- иллюстрация И. С.Глазунова
к рассказу Н. С. Лескова «Леди
Макбет Мценского уезда»,


портрет Н. С. Лескова.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?» icon Урок в 10-м классе по теме "Живая" душа Чичиков или "мёртвая"?
Гоголя в современной нам действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе анализа прийти к решению...
Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?» icon Урок №14. Цель урока
Учебник: Угринович Н. Д. «Информатика и икт. Базовый уровень» п, по ктп урок №14
Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?» icon Рабочая программа по литературе в 9 классе базовый уровень
Настоящая программа по литературе для 9 класса является логическим продолжением курса 8 класса. Курс литературы синхронизирован с...
Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?» icon Урок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема
...
Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?» icon Медведевой Тины Геннадьевны, учителя русского языка и литературы
...
Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?» icon Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина)
Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?» icon Урок литературы в 8 классе Тема А. С. Пушкин «Пиковая дама»
Цель урока: познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением А. С. Пушкина, оп
Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?» icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень)
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?» icon Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба
Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции