"Герой нашего времени"-роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях "железного" века




Скачать 64.83 Kb.
Название "Герой нашего времени"-роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях "железного" века
Дата публикации 05.10.2014
Размер 64.83 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
"Герой нашего времени"-роман М.Ю.Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях "железного" века.

Цели урока:

1.Познакомить с исторической обстановкой и условиями, в которых задумывался и создавался роман.

2. Показать трагедию поколения 30-х годов XIX века, "эпохи безвременья".

3.Раскрыть тему, идею и смысл заглавия романа М. Ю. Лермонтова, показать связь романа с литературной традицией.

4.Воспитывать у учащихся уважение к истории Отечества, к деяниям предшествующих поколений.

Тип урока: диспут.

Оборудование урока:

1.Текст романа "Герой нашего времени".

2.Газета, стенд ,кинофильм "Герой нашего времени".

План урока:

1.Эпоха "безвременья"(30-ые годы XIX века).

2.Размышления поэта об исторических судьбах своего поколения ("Дума" 1838 год).

3.Смысл заглавия романа "Герой нашего времени";

а) тема романа;

б)" Странный " человек-герой повествования;

в) идея романа.

Методы обучения:

1.эвристический;

2.проблемный.

Эпиграф урока:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто иль темно.

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится она.

А. Н. Толстой.

"Лермонтов-прозаик-это чудо, это то, к чему мы сейчас... должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать её как истоки великой русской прозаической литературы"

Одна из старейших исследовательниц творчества Лермонтова Э. Г. Гернштеин, подводя итоги своим многолетним изысканиям, пришла к выводу: " Роман Лермонтова- самое загадочное произведение русской литературы".

Что за человек Печорин?

Вопрос "кто он?" логически вызывает другой: "В какое время он жил?"

Печоринское время 30-40гг.XIX в.

Помните, как герой скажет: "Я имел несчастье родиться в один прегадкий вечер".



Оказывается, в России были периоды, когда родиться умным и талантливым означало обречь себя на несчастье , когда, говоря словами Герцена " кругом никто и ничто не знало живого человека". Поколение Печориных было слишком юным, чтобы 14 декабря выйти на Сенатскую площадь. Оно увидело только казни и ссылки, научилось молчать, сдерживать слезы, выучилось скрывать свои мысли. Россия превратилась в грандиозную казарму. Преследовалось свободомыслие.

Какой трагической стала судьба передовых людей! Об этом поколении Лермонтов скажет в стихотворении "Дума".

( Олег Даль-озвучивание)

Неужели это поколение было потеряно для России?

Попытка ответить на этот вопрос и послужила толчком к написанию нового романа, замысел которого можно отнести к 1837 году. Наступил 1840 год. В свет вышел роман Лермонтова. На него посыпались обвинения.

Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя отрицательного. Знакомясь с первой частью романа Николай1 решил ,что героем будет Максим Максимыч. Содержание второй части вызвало у императора раздражение:" Такими романами портят нравы, ожесточают характер. Какой же это может дать результат? Презрение и ненависть к человечеству".

Героем своего романа Лермонтов сделал человека незаурядного.

Он смотрит на героя как на явление исключительное. Первоначально роман был назван "Один из героев нашего времени". Журналист Краевский предложил название " Герой нашего времени".

Как вы думаете почему?

Какого человека можно назвать героем, применительно к той эпохе?

(ответы учащихся)



Алиева С. В предисловии, говоря о своём герое, Лермонтов пишет:" Герой Нашего Вренени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет ,составленный из пороков всего нашего поколения ,в полном их развитии".

Уже в первой главе Лермонтов подчеркивает одну особенность своего героя. "Печорин - странный человек, хотя и славный малый". Странным его называют Мери, Вернер. Он и сам признается в своих странностях. ( монолог Печорина из кинофильма "Герой нашего времени".."Послушайте, Максим Максимыч! У меня несчастный характер..." до слов "во мне душа испорчена светом".

С какими странными людьми в русской литературе мы уже встречались? В чём странность этих героев? (Ответы учащихся. Чацкий, Онегин)

Мы видим, что "странный человек Печорин-человек с незаурядными задатками ограничен рамками "железного века".

Сможет ли он реализовать себя, найти свое место в жизни?

Каков Печорин? В чём его вина? В чем беда?

Чтобы ответить на эти вопросы ,посмотрим на него глазами тех, кто с ним разделял жизнь, глазами рассказчика, автора и самого Печорина.

Вопросы для обсуждения:

1.Как монологи раскрывают характер Печорина?

2.Что значит в его жизни дружба?

3.Принес ли он счастье женщинам, которых любил?

4.Что он сделал с "гнездом " мирных контрабандистов?

5. На что обречен Печорин?

Рассказчик:" История души человеческой, хотя бы и самой мелкой души едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа"

Рамазанова Б. Выразительное чтение монолога от слов" Да,. такова была моя участь....до слов...Я сделался нравственным калекой».

Монолог-видео из фильма "Герой нашего времени" от слов:"...зачем я жил? для чего я родился?" ...до слов..."Одни скажут: он был добрый малый, другие-мерзавец".

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч.

Вопросы.

1.Что в монологе Печорина заставляет страдать и сострадать читателя?

2.Прокомментировать встречу Печорина с Максим Максимычем.

3.Как в ней передается взволнованность одного и равнодушие другого?

Выступление учащихся.

2-я группа. Печорин и Грушницкий.

1.Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?

2.Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?

3.Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер.

"Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу ,а повелевать в этом случае-труд утомительный.

1.Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?

2.Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чём Печорин оказался морально выше Вернера?

3.Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

"Я никогда не делался рабом любимой женщины". Любовь в жизни Печорина.

Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, так как это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определённую грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную роль.

Рамазанова З. Выразительное чтение монолога от слов "Я иногда презираю себя...до слов...но свободы своей не продам»

1-я группа. Печорин и Бэла.

1.В чём своеобразие чувства Бэлы?

2.Почему Печорин охладел к ней?

3.Любил ли он её на самом деле?

2-я группа. Печорин и Мери.

1.Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2.Почему он решился на дуэль из -за Мери?

3.В чем нравственное превосходство Мери над Печориным?

3-я группа. Печорин и Вера.

1.Анализ письма Веры к Печорину, полученного им после дуэли и эпизода погони за Верой.

2.Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?

3.Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

4-группа.Печорин и контрабандисты.

Выступление учащихся. Оценка образа Печорина.

Итоги урока. Печорин предстаёт человеком глубоко чувствующим и страдающим. Его душа "испорчена светом", и вся его жизнь-расплата за собственные поступки .Личность Печорина сложна и противоречива. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков.

Алибекова К. Белинский о романе.

Конкурс эрудитов .Кому принадлежат эти слова?

1."В твоей природе есть, что то особенное"

2."И может быть завтра я умру"

3."Они не смеялись, когда он смеялся"

4."Право жаль ,что он дурно кончит, да и нельзя иначе"

5."Я давно живу не сердцем, а головой"

6."Славный он был малый ,да немножко странный"

7."Двадцать раз жизнь свою, честь поставлю на карту...но свободы своей не продам"

8."Я не раба его- я княжеская дочь"

9."Ни в ком зло не бывает так привлекательно"

10."Что ему во мне? Я не богат, я не чиновен"

11."Ну что ж? Где не будет лучше, там будет хуже ,а от худа до добра опять не далеко"

12."Ты ничего не дал мне, кроме страданий"

13."Вы опасный человек"

Чей это портрет?

1."Был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок: одна нога была у него короче другой, как у Байрона. Молодежь прозвала его Мефистофелем.

2."Среднего роста, блондинка, с правильными чертами, на правой щеке родинка"

3."Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные как у горной серны"

4."Рожа у него была самая разбойничья; маленький, сухой, широкоплечий. А уж ловок -то, ловок-то был, как бес!"

5."Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза"

6"Он хорошо сложён, смугл и черноволос, ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год. Фразёр!"

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Герой нашего времени\"-роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях \"железного\" века icon А. И. Герцен Проблема героя времени всегда волновала и будет волновать...
Вгений Онегин" и роман Лермонтова "Герой нашего времени" вершины русской литературы первой половины 19 века. В центре этих произведений...
\"Герой нашего времени\"-роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях \"железного\" века icon Н. В. Гоголь «Герой нашего времени» И. В. Гете «Евгений Онегин»
Б в композиции романа «Герой нашего времени» нарушена хронологическая последовательность с целью более полного раскрытия характера...
\"Герой нашего времени\"-роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях \"железного\" века icon Комментарии к экзаменационным билетам по литературе
Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
\"Герой нашего времени\"-роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях \"железного\" века icon Контрольная работа по лирике Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе: кн для учителя / Н. В. Беляева, О. А. Ерёмина. — М.: Просвещение, 2009. — 384 с
\"Герой нашего времени\"-роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях \"железного\" века icon Художественные открытия романтиков
В то же время он становится объектом анализа со стороны других персонажей, либо со стороны автора. Интересно, что эта повествовательная...
\"Герой нашего времени\"-роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях \"железного\" века icon Планирование серии последовательных уроков русской литературы в 9...
Общая цель: с помощью организации диалога в классе рассмотреть особенности психологического романа и своеобразие образа Печорина...
\"Герой нашего времени\"-роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях \"железного\" века icon Учебная программа по о сновному богословию для 2-го курса Калужской...
Средневековье, противостояние рационализму Нового времени. Духовное состояние современного мира: массовое неверие, неведение и лжеверие....
\"Герой нашего времени\"-роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях \"железного\" века icon Милорад Павич Хазарский словарь (женская версия)
Сербский писатель Милорад Павич (р. 1929) — один из крупнейших прозаиков современности. Всемирную известность ему принес «роман-лексикон»...
\"Герой нашего времени\"-роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях \"железного\" века icon Литература в поисках личности Роман «Кысь»
Роман «Кысь» Татьяны Толстой и проблема литературного героя как субъекта русской культуры
\"Герой нашего времени\"-роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядной личности в условиях \"железного\" века icon Тема счастья в рассказах Л. Е. Улицкой «И умерли они в один день», «Дочь Бухары»
А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», В. Г. Короленко в очерке «Парадокс»,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции