Скачать 38.42 Kb.
|
Дата: Тема: Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности сюжета и композиции. Цели: последовательно преодолеть литературоведческие уровни; проанализировать поэму «Мцыри». Тип урока: урок-исследование Ход урока:
Учитель: История поэмы уходит в далекое прошлое. Многие ученые считают, что далекими предшественниками сегодняшних поэм были сложившиеся в древности эпопеи. «Илиада» и «Одиссея» Гомера повествовали о событиях, которые происходили задолго до жизни автора. За героическим эпосом Гомера последовал получающий слушателя эпос Гесиода «Труды и дни» о жизни крестьянства и о том, как она должна протекать. Вслед за героическим эпосом появился эпос римский: «Энеида» Вергилия, затем «Метаморфозы» Овидия. Эти огромные по объему стихотворные произведения были звучны и торжественны. Торжественные эпические произведения создавались и в России 18 века. Это «Россияда» и «Владимир Возрожденный» М.М. Хераскова. К 19 веку жанр громоздских и высокопарных эпических поэм устарел. Стали создаваться более легкие по сюжету поэмы. К примеру, «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина – поэма-сказка, завершившая жанровые поиски этого периода в нашей литературе. «Жанровую революцию» в поэме совершил Байрон. Русская литература 19 века богата прекрасными поэмами, например, «Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Портрет» А.К. Толстого и др.
Поэма (от греческого – «делаю, творю») – лироэпическое произведение большого объема, стихотворное произведение. В поэме автор повествует о поступках героя, событиях, в которых тот участвует, его переживаниях и одновременно передает свое отношение к изображаемым событиям. - Что общего и в чем отличие лироэпических жанров: баллады и поэмы?
Учитель: Чтобы грамотно проанализировать поэму «Мцыри», необходимо подняться по «литературоведческой пирамиде» к вершине лермонтовского мастерства. Образ/стиль Сюжет «Мцыри» Жанр «Мцыри» Тематика/поэтика заглавия «Мцыри»
Тематика – это совокупность тем. Тематика «Мцыри»: тема свободы и воли; тема изгнания; тема гармонии; тема Земли и Неба; тема одиночества; тема природы.
М.Ю. Лермонтов колебался при выборе заглавия поэмы. Даже в год окончания в рукописи он назвал ее «Бэри» (по-гречески «монах»). Но издал под названием «Мцыри» - «неслужащий монах». А на грузинском языке это слово имеет дополнительное значение: «пришелец, чужеземец; человек, не имеющий родных, близких.
«Мцыри» - лирическая поэма, потому что в ней дается изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. (Докажите примерами из текста.) Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как повествование от имени героя дает возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик. (Докажите примерами из текста.)
В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация: бегство из неволи, главный герой – беглец. - Нарисуйте схему, по которой развивается сюжетная линия.
Увы! – за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял… Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей… - «Нарисуйте» психологический портрет Мцыри, используя его монологи. Почему герой не имеет имени?
Учитель: Яркие средства художественной выразительности использует Лермонтов как для пейзажного (внешнего) изображения, так и для раскрытия внутренних переживаний героя. Поэма насыщена. - Заполните таблицу:
Учитель: Вершина лермонтовского мастерства – создание глубоко идейной и высокохудожественной поэмы, о которой В.Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучание, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».
|
Урок по русской литературе на тему «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается... Наглядность: презентации с портретами М. Ю. Лермонтова, с иллюстрациями к поэме «Мцыри» |
Урок (литература + математика). Технологии Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» |
||
Урок внеклассного чтения Тема: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» Цели: познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»; показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;... |
Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня.... Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:... |
||
Тематическое планирование уроков литературы в 9-м классе «Слово о полку Игореве»: история находки, историческая основа, сюжет, особенности композиции |
Литература Веселовский А. Н. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» Тип балладного сюжета: его признаки (архетипическая основа сюжета, цикличность, повествование о чудесном, лирическое, эмоциональное... |
||
Литература Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» Тип балладного сюжета: его признаки (архетипическая основа сюжета, цикличность, повествование о чудесном, лирическое, эмоциональное... |
«Тема пророчества в русской литературе 19 века(Сравнительный анализ... Технологическая карта учебного занятия " Тема пророчества в русской литературе 19 века на примере сравнительного анализа стихотворений... |
||
Урок литературы по проектной методике 7 класс. Тема: Н. А. Некрасов.... Тема: Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины |
Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики Вопросы к зачету для студентов филфака в/о по курсу «История русской литературы XIX века (первая треть)» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |